Индекс УДК 316.46
Дата публикации: 29.08.2024

Лидерство в управлении человеческими ресурсами

Leadership in human resource management

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург
Titkova Maria Viktorovna

Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье подчеркивается значение лидерства в контексте современных рыночных преобразований. Рассматриваются некоторые подходы к определению сущности лидерства. В статье выделена основная характеристика и ключевые положения лидерства как подхода к управлению человеческими ресурсами.

Abstract: The article emphasizes the importance of leadership in the context of modern market transformations. Some approaches to defining the essence of leadership are considered. The article highlights the main provisions of leadership as an approach to human resource management.
Ключевые слова: лидерство, управление, влияние, эффективность, человеческие ресурсы, развитие, компания, организация.

Keywords: leadership, management, influence, efficiency, human resources, development, company, organization.


Сегодня каждой компании для успешного развития требуются не только материальные, технические, технологические и финансовые ресурсы в должном объеме и требуемого качества. Ключевое место отводится человеческим ресурсам. Как подчеркивает Марк Розин, «…любому правильному бизнесу нужны люди мотивированные, этичные, командные, способные думать, инициативные, стремящиеся к развитию» [1, с. 191].

Одним из важных целевых ориентиров для системы высшего образования должно быть развитие лидерских компетенций среди современной молодежи. Лидерские компетенции отвечают за способность индивида эффективно выполнять руководящие функции, вести за собой людей, объединять последователей и направлять их усилия на достижение конкретной цели. Для этого содержание образовательных программ, методы и технологии обучения важно адаптировать под такие целевые ориентиры.

Однако, невзирая на востребованность в российской экономике и обществе активных, инициативных и ответственных лидеров, в системе высшего образования уделяется недостаточное внимание формированию компетентных и высокоэффективных лидеров. Как отмечает в своей научной работе доктор экономических наук В.А. Спивак, «…целенаправленно лидеров не готовим, готовим «эффективных менеджеров», т. е. исполнителей чужой воли» [2, с. 227].

Невзирая на актуальность лидерства в контексте современных рыночных трансформаций, интерес к феномену лидерства не является новым. В социальных и психологических науках изучение лидерства начинается с 20-х годов ХХ века, когда основное внимание исследователей было направлено на попытки сформулировать основополагающие качества, характерные для эффективного лидера (теория личностных черт). В 40-е гг. на смену теории черт личности пришла теория стилей управления, а позднее свое развитие получила теория ситуационного лидерства. В современных социально-психологических науках (социальная психология, менеджмент, управление и пр.) встречаются исследования в области харизматического, эмоционального, трансформационного и других видов лидерства.

В современных отечественных и зарубежных научных работах лидерство понимается как:

  • «особый случай социального влияния, включающий комплексное взаимодействие между лидером, последователями и группой, которой они принадлежат» [3, с. 16];
  • «система межличностных отношений в организации (группе) между коллективом и лидером, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в ситуациях, затрагивающих интересы и характер деятельности всего коллектива» [4];
  • «процесс социального влияния, который максимизирует усилия других для достижения общей цели» [5].

Лидерство выступает в качестве особой социально-психологической технологии, позволяющей посредством определенных методов воздействия оказывать личностное влияние на последователей и завоевывать авторитет в их глазах через силу своей личности, а не должностных полномочий.

Необходимо подчеркнуть, что отличительной чертой лидерства от типичного управления является то, что лидерство подразумевает наличие в организации «последователей», а не просто штатных сотрудников или «заинтересованной рабочей силы» [6, с. 63]. Роль лидера состоит «в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами» [7, с. 84].

Как компонент руководства лидерство является одним из эффективных подходов к управлению компанией на всех уровнях. Влияние, которое лидер оказывает на изменение настроений, создание образов и ожиданий, а также на установление конкретных желаний и целей, определяет направление, в котором развивается бизнес. Конечный результат этого влияния меняет представление людей о том, что желательно, возможно и необходимо [8].

Таким образом, лидерство проявляется в воздействии одного человека на других, в его способности объединять людей вокруг единой и важной цели, в способности консолидировать усилия и обеспечивать синергетический эффект во взаимодействии членов команды.

Лидерство как подход к управлению человеческими ресурсами можно охарактеризовать следующими основными положениями:

  • лидерство направлено на развитие людей и их лидерских качеств как основного фактора успеха и развития организации;
  • посредством лидерства создаются высокоэффективные команды, в которых учитывается индивидуальный потенциал и способности каждого члена команды на этапе ее формирования и функционирования;
  • лидерство поощряет инициативность, самоуправление и самоконтроль сотрудников, позволяет добровольно расширять полномочия;
  • лидерство вовлекает в процесс совместного принятия решений;
  • лидерство позволяет утверждать индивидуальный подход к сотрудникам, учитывать их потребности и личные достижения (вклад в коллективную работу) и, исходя из этого, выстраивать систему стимулирования;
  • содержание труда приобретает преимущественно творческий, коллективный и продуктивный характер [2, с. 239-240].

Преимуществами использования лидерства в повышении степени эффективности компании и уровня ее экономического развития являются:

  • серьезное влияние на организационную культуру посредством утверждения правил, норм и традиций, поддерживающих ценности лидера и его последователей;
  • подчинение своим целям разветвленной системы как формальной, так и неформальной коммуникации;
  • совершенствование отношений между менеджментом и персоналом посредством развития доверия и персональной ответственности;
  • оптимизация управления организационными изменениями;
  • организация групповой работы, создание и укрепление командного духа;
  • побуждение сотрудников к инновациям и использование креативного потенциала для достижения общих целей [9, с. 14].

Таким образом, лидерство – особый подход в управлении человеческими ресурсами, который позволяет организовывать деятельность людей, оказывая на них личностное влияние и объединяя усилия сотрудников вокруг значимой цели. Для компании, стремящейся к устойчивому и долгосрочному росту, важным условием процветания является наличие сильных лидеров на всех уровнях управления.

Библиографический список

1. Розин М. Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента. – М.: Альпина Паблишерз, 2014. – 332 c.
2. Спивак В.А. Лидерство в креативной экономике как научная специальность // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Т. 2. – № 4. – С. 223–250.
3. Руднев Е.А. Психология российского и международного бизнеса. / Монография. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 139 c.
4. Максимцев И.А., Горелов Н.А. Управление человеческими ресурсами. – М. : Юрайт, 2014. – 528 с.
5. Kevin Kruse. What Is Leadership? / Сайт журнала «Forbes». – Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/kevinkruse/2013/04/09/what-is-leadership/?sh=1c0728b95b90 (дата обращения: 20.08.2024).
6. Шутько, Л.Г. Лидерство в системе менеджмента качества и его роль в повышении конкурентоспособности организации // Экономика и управление инновациями. – 2018. – № 2. – С. 61-69. 3.
7. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. М.: Юнити, 1991. – 720 с.
8. Managers and Leaders: Are They Different? / Harvard Business Review Home. – Режим доступа: https://hbr.org/2004/01/managers-and-leaders-are-they-different (дата обращения: 22.08.2024).
9. Яхонтова, Е.С. Основы межличностного лидерства : учебное пособие / Е. С. Яхонтова. – М. : Евразийский открытый институт, 2011. – 216 c.