Индекс УДК 005.96
Дата публикации: 29.09.2023

Взаимосвязь карьерного продвижения и лидерской позиции

The relationship between career advancement and leadership position

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna

Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье рассматриваются современные представления о карьере и карьерном продвижении. Отмечается, что в новых социально-экономических условиях карьера человека высоко индивидуализирована и значительно более изменчива, чем в прошлом. В статье подчеркиваются основные составляющие карьерного продвижения. В качестве важного фактора карьерного роста индивида рассматриваются лидерские качества и компетенции. Представлены различные подходы к пониманию лидерства, а также обозначены ключевые навыки и качества лидера, оказывающие прямое влияние на карьерное продвижение современного человека.

Abstract: The article examines modern ideas about careers and career advancement. It is noted that in the new socio-economic conditions, a person’s career is highly individualized and much more variable than in the past. The article outlines the main components of career advancement. Leadership qualities and competencies are considered as an important factor in an individual’s career growth. Various approaches to understanding leadership are presented, and key skills and qualities of a leader are identified that have a direct impact on the career advancement of a modern person.
Ключевые слова: карьера, карьерное продвижение, рост, развитие, лидерство, индивид, навыки, компетенции.

Keywords: career, career advancement, growth, development, leadership, individual, skills, competencies.


С начала ХХI века представления о карьерном продвижении индивида стали существенно меняться, осуществился переход от традиционных концепций карьеры к трансформационным. В условиях нового мира, характеризующегося динамичными социальными, экономическими, научно-технологическими изменениями, человек может не ограничиваться одной или двумя организациями на протяжении всей своей карьеры и совершенно не обязательно должен связывать карьеру со своей профессией.

По мнению зарубежных исследователей, новые модели карьеры включают множество вариантов и множество возможных направлений роста, что позволяет человеку в условиях современного мира определять свою собственную карьеру или менять карьеру независимо от организационных барьеров [1].

В современном мире карьерный успех связывается не только и не столько с такими внешними показателями как повышение заработной платы и продвижение вверх внутри организационной иерархии [2]. Карьерный успех предполагает компетентностное расширение, личностное развитие, реализацию внутреннего потенциала и постоянное совершенствование лидерской позиции.

Карьера современного человека высоко индивидуализирована, самостоятельна и основана на личных ценностях, жизненных приоритетах, интересах, а также субъективных показателях успеха. Карьера в новых условиях – это процесс, которым движет и управляет человек, а не организация.

Важнейшие составляющие карьерного продвижения индивида включают в себя непрерывное обучение и постоянное саморазвитие в личностном, социальном, профессиональном и культурном планах; развитый навык эффективной самопрезентации и саморекламы; а также наращивание и расширение социальных связей и контактов.

В условиях быстроменяющегося мира карьерный успех человека определяется его конкурентоспособностью.  В целях оптимальной и своевременной адаптации к карьерным изменениям, индивид должен обладать разносторонними навыками, многоцелевыми, гибкими и самостоятельными, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда [1]. В частности, сегодня одним из ключевых факторов карьерного продвижения индивида становятся его лидерские качества и компетенции, его способность занимать и удержать лидерскую позицию как внутри организации, так и в контексте собственной жизненной стратегии.

Анализ зарубежной научной литературы показал, что лидера можно охарактеризовать как «…увлеченного ученика, способного к адаптации, обладающего дальновидностью и навыками в развитии динамики команды» [3].

Лидерство, как особый статус человека в группе, характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, уважение, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт [4].

Зарубежными исследователями лидерство характеризуется во взаимосвязи с такими идеями, как открытость новому, обладание гибкостью (как когнитивной, так и поведенческой), вовлеченностью в командную работу, стремлением к долгосрочным целям и глобальным изменениям [5].

Для лидера ХХI века значимым фактором эффективности становится и развитость социальных навыков (навыки эффективного общения, успех в межличностных отношениях, понимание и удовлетворение потребностей последователей), а также способность вести за собой в глобальном контексте [6]. Кроме того, в зарубежных научных работах подчеркивается, что способность к обучению является ключевым атрибутом лидерской компетентности [7].

К важнейшим качествам лидера, определяющим успех его лидерской позиции в группе и вектор взаимодействия с последователями, необходимо отнести и так называемые soft skills («мягкие навыки»).

Мягкие навыки лидера – это универсальные, кроссфункциональные и надпрофессиональные социально-психологические навыки, которые прямым образом влияют на успех лидерской позиции. К таким навыкам относятся развитий эмоциональный интеллект, умение работать в команде, владение разнообразными коммуникативными техниками, гибкость социального взаимодействия, эмпатичность, умение эффективно вести переговоры, способность быть наставником и ментором, нестандартное творческое мышление.

Развитые мягкие навыки лидера создают условия для эффективной интеграции лидера в коллектив, обеспечения доверительных отношений в группе, качественной и открытой коммуникации с членами команды, синергетического эффекта командной работы и успешного достижения индивидуальных и коллективных целей в рамках организационного взаимодействия.

Несомненно, что рассмотренные выше подходы к пониманию лидерства и обозначенные ключевые навыки и компетенции, позволяющие индивиду занять и удержать лидерскую позицию в группе, напрямую способствуют успешному карьерному продвижению индивида, являются основой карьерного роста современного человека.

Сам смысл карьерного продвижения предполагает проявление лидерской позиции со стороны индивида (умение брать ответственность за индивидуальный и совместный результат, проявлять инициативность и активность, быть открытым новому и постоянно обучаться, оказывать личностное влияние, уметь эффективно работать в команде, вести себя и людей к значимой цели и др.).

Важно подчеркнуть, что в ключе рассматриваемой проблемы лидерство важно понимать не только как искусство социального влияния, но и как жизненную стратегию конкретного индивида. Проявление лидерских качеств в контексте индивидуальной траектории личностно-профессионального развития позволяет человеку добиваться признания и авторитета, оказывать положительное воздействие на окружающих, повышать уверенность в себе и адаптивность, проявлять энергичность и высокий уровень самоуправления.

Итак, карьера современного человека является результатом его осознанного поведения; это жизненная позиция и качественный рост в личностно-профессиональной сфере, основанный на непрерывном самообучении, саморазвитии и самоуправлении. Развитые лидерские качества и компетенции, способность индивида занимать и удерживать лидерскую позицию являются важными факторами карьерного продвижения человека в современной бизнес-среде.

Библиографический список

1. Nishanthi, H.M. Modern Career Concepts: A Review // International Journal of Scientific and Research Publications. – 2016. – Vol. 6, № 3.
2. Paul, R., Falls, L.C. Comparison of Career Success Competencies and Engineering Leadership Capabilities // Proceedings of the Canadian Engineering Education Association (CEEA). – 2015.
3. King, B. Bank 4.0. – Marshall Cavendish Business. – 2018.
4. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента : Учеб. пособие по специальностям и менеджмент-образованию "Менеджмент орг.", "Маркетинг", "Упр. персоналом", "Гос. и муницип. упр.", "Упр. инновациями" и др. / Э.М. Коротков ; Учеб.-метод. об-ние вузов Росси по образованию в обл. менеджмента, Гос. ун-т упр. - [2. изд., доп. и перераб.]. - Москва : ДеКА, 2004. – 893 с.
5. Northouse, P.G. Leadership theory and practice (7th ed.). Thousand Oaks, CA: SAGE. – 2016. – 494 p.
6. Yalçınyigit, S., Aktas, H.A. Research on the Relationship of Social Intelligence and Cultural Intelligence with Leadership Styles // Istanbul Business Research. – 2022. – pp. 1-26.
7. Astuti, D.A., Wanasida, A.S., & Pramono, R. ъThe effect of career progression, job performance, and learning development in determining a high potential leader //Academy of Strategic Management Journal. – 2022. – № 21(S2). – pp. 1-10.