Данная статья выполнена в рамках написания магистерской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Дмитриевой И.М., кафедра "Мировая экономика", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: This article examines in detail the prerequisites for the rapprochement of the economies of the Western Balkans with the European Union, including the phased development of a documentary framework and conditions for the accession of the most promising country in terms of meeting the convergence criteria – Serbia. The problems hindering the regional integration of the countries of the Western Balkans into the European Union are substantiated. It is concluded that the EU policy towards the countries of the Western Balkans began to take shape based on the need to work out the issue of interaction in various fields, as well as providing financial and technical assistance for the implementation of reforms in the countries of the subregion after the collapse of the SFRY in order to overcome backwardness and equalize the level of socio-economic development with a view to potential accession to the EU. Currently, the conditions for Serbia's accession to the EU are clearly outlined, coordinated, and the country itself has already completed half of the tasks on the way to integration into the EU.
Keywords: European Union (EU), Serbia, convergence criteria, Western Balkans, NATO, regional integration.
Введение
Во второй половине XX века начался процесс распада Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), сопровождающийся гражданскими войнами и образованием новых независимых государств. Политика новообразованных стран в большинстве своём заключалась в пересмотре внешнеполитического курса и направлений развития. Независимость проявлялась в отторжении идей, которыми новые государства руководствовались, находясь в составе СФРЮ. После распада Югославии и крушения биполярной системы международных отношений, на постюгославском пространстве начало увеличиваться влияние США. Заключение Дейтонских соглашений 1995 года лишь упрочило позицию Америки и НАТО в регионе, в качестве главного миротворца и обеспечителя европейской безопасности. [1] Значительный интерес Евросоюза к региону проявляется только после соглашений в Дейтоне. Новая политическая карта Западных Балкан ставила перед ЕС вопрос о будущем молодых государств. Привлечение региона к участию в европейских структурах было необходимо, по мнению ЕС, как минимум, с точки зрения обеспечения безопасности Союза. Во время конфликтов на югославском пространстве Европейский союз столкнулся с большим потоком беженцев и ростом организованной преступности. [12] К тому же, распространить своё влияние на блуждающий в поисках ориентира регион хотели и другие государства. Таким образом, ЕС было необходимо разработать стратегию, которая позволила бы интегрировать страны Западных Балкан в европейских мир [17].
Методологическая основа исследования.
В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ научных публикаций, метод сравнений и аналогий, графический анализ, обобщение и переход от общего к частному.
Предпосылки региональной интеграции стран Западных Балкан в Европейский союз
После войны в Боснии и Герцеговине ЕС совместно с НАТО разработали несколько проектов для государств на Западных Балканах. Данные проекты были призваны урегулировать нестабильную ситуацию в регионе через налаживание межгосударственных связей и создание благоприятных условий для региональной интеграции. Среди разработанных программ необходимо отметить: Партнёрство ради мира (ПРМ), Адриатическую хартию (АХ), Руайомонский процесс укрепления стабильности и добрососедства в Юго-Восточной Европе (РП), Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ), Региональный подход для стран Юго-Восточной Европы (РПСЮВЕ), Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы (ПСдЮВЕ), Процесс стабильности и ассоциации (ПСА). Надо отметить, что почти все страны Западных Балкан участвовали в перечисленных программах. А опорными пунктами и лейтмотивом данных инициатив выступали обеспечение долгосрочной стабильности и добрососедских отношений, продвижение интеграции в европейские и евроатлантические структуры, демократизация государственных и общественных структур, поддержка соблюдения прав человека и национальных меньшинств.
Начало активной проработке документов положила Руаймоновская инициатива, которая была принята всеми странами Западных Балкан. [2] Данный проект сопровождал подписание Дейтонских соглашений 1995 года. Суть его заключалась в стабилизации ситуации в регионе, улучшении отношений между конфликтующими государствами, восстановлении возможности для нормального сотрудничества в различных областях.
В 1996 году был провозглашён процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ). [3] Его задачей было превращение Западных Балкан в стабильный регион и включение его в различные европейские структуры.
В 1997 году в рамках Регионального подхода ЕС разработал более детальные экономические и политические условия, соблюдение которых государствами региона стало базой, позволяющей развивать отношения с Евросоюзом для торговой [11] и финансовой помощи в контексте программы ФАРЕ. Основными условиями были: выстраивание дружеских отношений с соседними странами, сотрудничество с Гаагским трибуналом, соблюдение условий, ранее заключённых договоров и демократизация различных сфер жизни общества. [4]
К сожалению, меры превентивной политики ЕС и НАТО не смогли предотвратить нового обострения регионального конфликта в конце 1990-х годов. [10] Кризисная ситуация поставила вопрос о пересмотре политического подхода к Западным Балканам. В 1999 году Евросоюз предоставил новый масштабный план – Пакт стабильности для Юго-восточной Европы. [14] Данный проект представлял из себя всесторонний документ с более проработанными условиями по сотрудничеству и достижению мира. План заключался в региональном взаимодействии для интеграции в европейскую цивилизацию. Государства Западных Балкан должны были сами хотеть совершенствоваться и сотрудничать друг с другом, чтобы в конечном итоге получить возможность стать членами ЕС. [15] Путёвкой в ЕС было соблюдение Копенгагенских критериев, которые были изменены под регион. Адаптация заключалась в том, что, помимо самих Копенгагенских критериев, странам Западных Балкан было необходимо соблюдать все условия ранее заключенных внутрирегиональных соглашений и соглашений с ЕС. [5]
Действия ЕС по оказанию помощи странам Западных Балкан для целей интеграции
В 2000 году на саммите ЕС в Загребе высшее руководство всех государств бывшей Югославии встретилось с руководством стран Союза. Тогда же был представлен новый механизм взаимодействия с регионом «Процесс стабилизации и ассоциации для западных Балкан», который являлся следующим шагом регионального подхода. [6]
Процесс стабилизации и ассоциации для западных Балкан был направлен на работу в экономической и политической сферах и начинался с заключения соглашения о стабилизации и ассоциации. Данное соглашение было уникальным для каждого государства, а его цель заключалась в плавной евроинтеграции стран региона. Страны западных Балкан должны были внедрять европейские стандарты на различных уровнях. Для ЕС ПСА позволял придерживаться политики регионального подхода, учитывая при этом индивидуальные особенности отдельных стран региона.[7] Соглашение ССА превращало его участников в потенциальных кандидатов на вступление в Союз.
Процесс стабилизации и ассоциации для западных Балкан позволил появиться инструментам финансовой помощи в рамках проекта КАРДС. Данный проект являлся основным механизмом оказания экономической помощи региону с 2000 по 2006 годы. [16] На все действия КАРДС в течение 6 лет было выделено о общей сложности 5,13 миллиардов евро. В 2007 году на смену КАРДС пришёл IPA. IPA стал новым инструментом помощи перед вступлением, с помощью которого ЕС поддерживал реформы в странах – кандидатах. Основные средства шли на реформы государственного управления, законодательства, поддержание устойчивости экономики и человеческого капитала. На период 2007-2013 годов бюджет IPA составлял 11,5 миллиардов евро. Его преемник – IPA II действовал до 2020 года и располагал 12,8 миллиардами евро. С 2021 года действует IPA III, данный проект рассчитан до 2027 года с бюджетом в 14,1 миллиардов евро. [8]
Условия присоединения Сербии к ЕС
С 2001 года ЕС через несколько различных инструментов и фондов предоставил Сербии гранты на сумму более 3 миллиардов евро для поддержки реформ. Стране необходимо проводить реформы для того, чтобы выполнять условия вступления в Евросоюз. В 2012 году Республика Сербия вместе со статусом кандидата получила 35 критериев, обязательных для исполнения и полноправного членства в Союзе. Критерии – это главы, которые страна постепенно открывала для выполнения в произвольном порядке на протяжении 7 лет. В 2019 году с подачи президента Франции Эммануэля Макрона ЕС заявил о пересмотре старой системы вступления в Союз.
Начиная с 2021 г. Сербию перевели на новую методологию присоединения к Евросоюзу. Новая методология кардинально не меняет ни систему приёма, ни ключевые пункты, направленные на увеличение уровня контроля и повышение предсказуемости и динамики процесса выполнения критериев. Основная новизна заключалась в распределении 35 глав по 6 кластерам.
Надо сказать, что до введения новой методологии Сербия открыла 18 из 35 глав и успешно завершила 2, связанные с наукой, исследованиями и образованием, культурой. Основные преимущества новой кластерной системы заключаются в структуризации критериев. Теперь все пункты, которые открывались в разном порядке, объединены в группы по разным тематикам и открываются по очереди. Открытие одного кластера означает открытие всех его глав. Эти меры должны систематизировать реформы и придать динамики всему процессу интеграции европейских стандартов.
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что после распада Югославии Европейский Союз постарался распространить своё влияние на новообразованные государства и стал для них центром притяжения. Подготовив документальную почву для регионального сотрудничества, ЕС на индивидуальной основе стал взаимодействовать с каждой отдельной страной. [13] Приверженность западных Балкан европейскому курсу прослеживается при анализе доктринальных документов различных государств региона. Так, например, в стратегиях национальной безопасности Черногории (2008 г., 2018 г.), Албании (2004 г., 2014г.), Сербии (2009 г., 2019 г.), Северной Македонии (2012 г.) присутствуют пункты, согласно которым страны выражают желание интегрироваться в ЕС и готовы реформировать законодательства в соответствии с нормами Союза, а также выказывают солидарность с тем, что ЕС и НАТО являются гарантами региональной безопасности. [9]
Библиографический список
1. Danchev A., Halverson T. International perspectives on the Yugoslav conflict // Springer. –1996. – 212 p.2. Ehrhart Н. G. Prevention and regional security: The Royaumont process and the stabilization of South-Eastern Europe // OSCE Yearbook 1998. – Baden-Baden, 1999. – P. 327–346.
3. Регионалне иницијативе// Министарство спољних послова Републике Србије. URL: https://www.mfa.gov.rs/spoljna-politika/eu-integracije/regionalne-inicijative (дата обращения: 05.12.2023)
4. EU Council Conclusions on the Application of Conditionality with a view to Developing a Coherent EU-Strategy for the Relations with the Countries of 221 Southeastern Europe. Annex // General Affairs. – Luxembourg, 1997. – 129 p. URL: https://etheses.lse.ac.uk/1782/1/U194851 .pdf (accessed 06.12.2023)
5. The Western Balkans and EU Enlargement: Lessons learned, ways forward and prospects ahead // Directorate-General for External policies. – 2015. – 32 p. URL: https://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2015/534999/EXPO_IDA(2015)534999_EN.pdf
6. Воробьев С. В. Исторические аспекты жизнеспособности интеграционной идеологии Европейского Союза: балканский трек / С. В. Воробьев, Т. А. Закаурцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2020. – № 4 (841). – С. 183-196.
7. Пономарева Е. Г. Политика расширения ЕС: балканское направление / Е. Г. Пономарева, Г. А. Рудов// Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2018. — №4. — С. 37-53.
8. European Commission [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/enlargement-policy/overview-instrument-pre-accession-assistance_pl (accessed 10.12.2023)
9. Эчимович М., Данилов В.А., Мардонова З.Ф., Карпухин М.К. — Эволюция внешнеполитических приоритетов стран Западных Балкан в контексте их европейской и евроатлантической интеграции // Конфликтология / nota bene. – 2021. – № 4. – С. 56 - 70. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37080 (дата обращения: 10.12.2023)
10. Секачева, А. Б. Этапы формирования и особенности оборонной политики ЕС / А. Б. Секачева // Вопросы новой экономики. – 2020. – № 3-4(55-56). – С. 48-59.
11. Секачева, А. Б. Торговые споры с участием Европейского союза в рамках ВТО как катализатор глобальной экономической нестабильности / А. Б. Секачева // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 3-4. – С. 114-123.
12. Дмитриева, А. Б. Особенности, проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европейском союзе на современном этапе его развития / А. Б. Дмитриева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2019. – Т. 5(71), № 3. – С. 68-79.
13. Интеграционные процессы в мировой экономике: основные направления, тенденции развития / В. К. Поспелов, Е. Б. Стародубцева, Т. В. Сидоренко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. – 178 с. – (100 лет Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации). – ISBN 978-5-4365-2570-9.
14. Экономика Европейского Союза : Учебник для магистрантов / Е. Б. Стародубцева, Б. Е. Зарицкий, Л. Г. Чувахина [и др.] ; Под редакцией Б.Е. Зарицкого, Е.Б. Стародубцевой. – Москва : ООО "Издательский Дом "Вузовский учебник", Издательский Дом "Инфра-М", 2017. – 328 с. – ISBN 978-5-9558-0553-5.
15. Макроэкономическая устойчивость стран-участниц интеграционных объединений в условиях высокой волатильности обменных курсов / Н. Н. Котляров, А. М. Кузнецова, Н. В. Лукьянович [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Lulu Press, 2016. – 196 с. – ISBN 978-1-326-70741-5.
16. Регионализация и глобализация: противоречивое единство / Н. Н. Котляров, Н. В. Лукьянович, В. В. Перская [и др.] ; Под редакцией Медведевой М.Б., Стародубцевой Е.Б.. – Москва : Эдитус, 2015. – 196 с. – ISBN 978-5-00058-298-5.
17. Дмитриева, А. Оценка влияния государственной задолженности стран Европейского союза на развитие их экономики с использованием математического аппарата / А. Дмитриева, Ю. Калинина // Финансовая жизнь. – 2015. – № 2. – С. 6-10.