Индекс УДК 331.108
Дата публикации: 29.02.2024

Проблемы и методики управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала современных организаций

Problems and methods of business career management and professional promotion of personnel of modern organizations

Попов Юрий Александрович,
старший преподаватель кафедры экономической теории,
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
университет промышленных технологий и дизайна»

Popov Yuri Alexandrovich,
senior lecturer of the Department of Economic Theory,
Saint Petersburg State University
of Industrial Technologies and Design
Аннотация: В данной научной работе рассматривается актуальность вопроса управления деловой карьерой персонала в рамках управления человеческими ресурсами организаций. Анализируется планирование карьеры как одно из важнейших направлений кадровой работы в современных компаниях. Подробно раскрывается данный процесс и сопутствующие проблемы на разных этапах его реализации. Сопоставляются термины «служебно-профессиональное продвижение» и «карьера». Отражены причины дисбаланса в данной сфере на российском рынке труда. Рассматриваются два ключевых направления в рамках служебно-профессионального продвижения сотрудников организаций. Приводятся конкретные методики применения образовательных технологий в ходе работы по управлению деловой карьерой персонала.

Abstract: This scientific paper examines the relevance of the issue of managing the business career of personnel within the framework of human resource management of organizations. Career planning is analyzed as one of the most important areas of HR work in modern companies. This process and related problems at different stages of its implementation are described in detail. The terms "professional promotion" and "career" are compared. The reasons for the imbalance in this area in the Russian labor market are reflected. Two key areas are considered within the framework of the professional promotion of employees of organizations. Specific methods of using educational technologies in the course of work on managing the business career of staff are given.
Ключевые слова: управление персоналом, человеческие ресурсы, деловая карьера, конкурентоспособность, самоменеджмент, мотивация, карьерные стратегии, служебно-профессиональное продвижение, эффективность.

Keywords: personnel management, human resources, business career, competitiveness, self-management, motivation, career strategies, professional promotion, efficiency.


На сегодняшний день для руководителя любой компании одним из важнейших аспектов является техническая и профессиональная часть деятельности ее сотрудников. В условиях ускорения процессов научно-технического прогресса, усиления конкурентной борьбы в различных сферах деятельности все большее внимание уделяется именно персоналу и его психологическому состоянию в организации. Внимание исследователей обращено на вопросы выстраивания оптимального профессионального развития, значения личностно-деловых и профессиональных характеристик, которые могут обеспечить эффективную карьеру человека.

В этих условиях грамотное управление организацией предполагает поощрение профессионального роста и развития сотрудников. Важность этой работы обусловлена следующими факторами:

–   работа с человеческими ресурсами — это способ не только поддерживать персонал, но и позитивно влиять, развивать организацию в целом;

–   в ходе управления персоналом возникающие проблемы могут быть связаны с низким качеством коммуникации, отсутствием навыков и знаний, халатным отношением к функциональным обязанностям и т.д. Правильная и своевременная работа по профессиональному развитию сотрудников может решить многие проблемы, в том числе возникающие при взаимодействии с клиентами;

–   особую атмосферу, способствующую профессиональному росту и развитию персонала, создают успехи компании, достижение установленных целевых показателей.

Человек, функционируя в постоянно меняющемся мире, под влиянием большого количества внешних и внутренних факторов вынужден непрерывно адаптироваться к новым условиям, задачам и стремиться к планированию собственной деловой карьеры. Учёные, в свою очередь, пытаются определить наиболее подходящие методы управления персоналом в обозначенных условиях [5]. Описанные факты обуславливают актуальность рассматриваемой тематики.

Рассматриваемые во многих исследованиях проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры в организации, занимаясь деловой карьерой персонала, актуальны и по сей день. Новое время требует инновационных методов решения возникающих трудностей, в том числе, связанных с планированием и координацией карьеры каждого конкретного работника.

Согласно Киселёвой Е.В. деловая карьера индивида представляет собой самореализацию личности в процессе профессионального роста, смены занимаемых профессиональных позиций [3]. Говоря о карьере, важное значение имеет тот факт, что в фокус внимания попадает не только фактическая занятость, иначе говоря, должность, которую занимает работник в данный момент, но, что важнее, плановая – те позиции, к занятию которых он стремится и может получить в будущем.

Планирование карьеры – это одно из важнейших направлений кадровой работы в современной организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов [2]. На разных этапах жизненного цикла компании то или иное направление становится ведущим или наиболее важным видом в рамках деятельности работников кадровых служб.

Важно отметить, что процесс планирования карьеры начинается задолго до найма сотрудника на работу. Так, например, организации, выстраивая собственную стратегию развития в сфере управления персоналом формируют кадровые резервы, которые подразумевают под собой группу специалистов, работающих в настоящее время в других подразделениях или даже компаниях, и обладающих необходимыми навыками, способные заменить ключевых сотрудников данного предприятия. Иными словами, необходимо получить возможность оперативно нанять подходящего, заранее отобранного сотрудника, если тот, в свою очередь готов работать в организации [8].

На этапе найма сотрудников эффективность работы компании попадает в прямую зависимость от грамотного подбора персонала под потенциальные задачи для выполнения, которые должны быть чётко сформулированы. В этой связи, прежде всего следует максимально подробно, точно и правильно определить функции, которые будущий специалист будет выполнять. Далее начинается поиск подходящей кандидатуры.

Немаловажным критерием в рамках отбора персонала является сформированность у будущего сотрудника компетенций в сфере самоменеджмента. Данная деятельность подразумевает под собой оптимальное использование внутренних ресурсов человека для выполнения поставленных задач, например, использование эффективных методов тайм-менеджмента. Однако не только время является ресурсом человека. Управление финансами, личными отношениями, профессиональным развитием, самоконтролем также входят в самоменеджмент.

Наряду с этим, человек, выстраивающий собственную карьерную стратегию, должен обладать как определенным потенциалом и уровнем внутреннего развития, так и мотивацией к достижению целей и интересом к своей деятельности. Не стоит забывать про такой важный навык у нанимаемого работника, как рефлексия, причем не только в начале карьерного пути, но и в дальнейшем. Это позволит рационально продумывать и анализировать свои действия, а также последствия их реализации в рамках выполнения непосредственных обязанностей и выстраивания коммуникаций внутри организации.

После проведения необходимых манипуляций по подбору конкретного сотрудника, непосредственного найма со всеми сопутствующими процедурами, необходимо сконцентрироваться на введении его в компанию, предполагающем этап адаптации на новом месте работы. Стоит отметить, что карьера в организации — это не обязательно непрерывное восхождение вверх. Она подразумевает и перемещения по горизонтали – из одного структурного подразделения в другое. Если новый сотрудник меняет должность в организации, которой до этого и работал, то его этап адаптации будет отличаться, ведь он уже знаком с внутренним устройством компании. Однако от этого данный процесс не становится менее важным, а само приспособление к новой трудовой деятельности является сложным периодом для любого человека, даже для профессионала с длительным стажем работы.

Во время адаптации новичку важно понять цели компании, проблемы, традиции, нормы и стандарты, организационную структуру, получить информацию о руководителе, политике предприятия, продукции и её потребителях, из чего складывается оплата его труда, есть ли дополнительные льготы и многое другое. Менеджеру в свою очередь необходимо определить перспективы развития сотрудника в данной организации, исходя из его индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Более того от руководителя требуется донести до работника всю информацию о возможностях повышения квалификации, различных стажировках и мероприятиях, проводимых организацией, а, главное, направлениях и путях служебно-профессионального продвижения по карьерной лестнице и что конкретно нужно для достижения желаемой должности. Это и есть ключевой этап управления деловой карьерой персонала в рамках компании [3].

Термины «служебно-профессиональное продвижение» и «карьера» очень схожи по своему значению, однако, имеют и ряд важных отличий. Так, под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти [1]. Под карьерой понимается фактическая последовательность занимаемых им ступеней в организации.

Фактически, карьерный путь и служебно-профессиональное продвижение совпадают довольно редко, вероятно, из-за расхождений в интересах работников и руководителей той или иной организации. Данный дисбаланс на российском рынке труда зачастую является корнем проблем профессионального и квалификационного развития персонала в современных социально-экономических условиях. Результаты ряда исследований свидетельствуют, что в большинстве российских компаний управление развитием и продвижением персонала бессистемно и научно необоснованно [7]. Это может быть связано с тем, что и работники, и менеджеры не продумывают свое дальнейшее продвижение по службе, и что будет если они покинут занимаемую должность.

Процесс управления персоналом и его деловой карьерой в организации включает в себя создание качественной системы служебно-профессионального продвижения [6]. В настоящее время в России отсутствует необходимое количество разработок в данной сфере, что еще раз подтверждает актуальность данного направления.

Недостаточная проработка данной тематики влечет и другую проблему: сами сотрудники недостаточно ориентируются в возможностях собственного продвижения. Организации не тратят необходимого количества средств на решение этой проблемы, так как у руководителей отсутствует понимание влияния мотивации работников на уровень их профессионализма. Результат этого – ряд сотрудников вообще не понимает, в чем заключается их потенциальный карьерный рост, а менеджмент компаний терпит субъективизм и желание линейных руководителей единолично решать вопросы о повышении того или иного сотрудника в должности. Этот факт провоцирует распространение протекционизма, то есть желания продвигать по карьерной лестнице только тех, кого хочет руководство (например, родственников или друзей), не обращая внимание на профессиональные качества и компетенции.

Работы ряда исследователей подтверждают информацию о том, что благодаря выстраиванию системы служебно-профессионального продвижения работников персонал компании становится более удовлетворен организацией собственной деятельности и замотивирован к повышению результативности и производительности труда [10].

Таким образом, неотъемлемой частью функционирования организации в современной бизнес-среде и управления деловой карьерой собственного персонала является формирование стратегий его служебно-профессионального продвижения. Выделяют два ключевых направления:

–   горизонтальное продвижение – вознаграждает сотрудника повышением заработной платы, но практически не меняет обязанностей. Может также рассматриваться как повышение квалификации сотрудника;

–   вертикальное продвижение – относится к движению сотрудников вверх с изменением навыков и опыта. Приводит к изменению заработной платы, ответственности, статуса, льгот и т.д. Примером может служить повышение менеджера до руководителя отдела, сектора. [2]

Планирование служебно-профессионального продвижения персонала включает в себя такие этапы как: мониторинг, исследование потенциальных возможностей, указание и определение конкретных целей, связанных с карьерой, реализация карьерных стратегий и планов, их адаптация, обобщение итогов и составление прогнозов к конкретной перспективе.

Для того, чтобы подобная система была действенной и результативной, важно сформировать в компании необходимые условия для реализации мероприятий, влияющих на количество и качество трудовых ресурсов. Соответственно, нужно улучшать процесс обучения работников, опираясь на инновационные технологии в сфере образования, мотивируя персонал развиваться профессионально, а также проходить переподготовку с учетом требований технического обновления капитала. Необходимо улучшать систему деловой оценки и аттестации сотрудников для выявления управленческого потенциала. При этом, подобная работа не должна носить формальный характер и ограничиваться исключительно тестированиями, определяющими наличие конкретных знаний. Когда на предприятии возникает специальная оценка условия труда и совершенствование рабочих мест, то само содержание рабочего процесса способствует повышению эффективности деятельности персонала.

Немаловажно, чтобы цели и задачи, поставленные предприятием, и цели, которые пытается притворить в жизнь работник, совпадали, так как от этого напрямую зависит успех в реализации его служебно-профессионального продвижения. Наиболее многообещающим в таком случае является программно-целевое планирование. На сегодняшний день, чтобы объем продвижения персонала был точно определен и зафиксирован в планах предприятия используется метод балансового расчета дополнительной потребности в сотрудниках и источников ее обеспечения по профессиям, квалификации, а метод формирования кадрового резерва – восполняет недостаток персонала.

Логично предположить, что следующим важным этапом является реализация конкретных планов и стратегий развития деловой карьеры персонала.

Когда сотрудник только становится частью организации, уже может появиться ряд проблем, при игнорировании которых увеличивается вероятность серьезных последствий в будущем. На этом этапе предполагается регулярная оценка результатов работы. Сотрудник должен не только получать новые знания и навыки, но и успешно использовать их в своей ежедневной работе. Так, частой ошибкой является отсутствие контроля за действиями нового работника и обратной связи с ним. Возможным следствием будет развитие у сотрудника чувства одиночества, ощущения незначимости. Это может привести к потере мотивации не только качественного выполнения своих обязанностей, но и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, что включает также возможное обучение и повышение квалификации.

Конкурентоспособность и эффективность организации повышает высокая квалификация ее сотрудников. Это важные показатели для любого предприятия. Человек без уверенности в будущем в выбранной организации будет считать свою работу временной, качество выполнения будет ухудшаться, и говорить о корпоративном духе будет гораздо сложнее. Всё вышеперечисленное может привести к текучести персонала, а значит не будет хватать времени для раскрытия потенциала каждого сотрудника – одной из важнейших задач управления деловой карьерой персонала.

Решением подобных проблем может стать качественное, а, главное, постоянное обучение, повышение уровня компетенций, которое в том числе включает в себя наставников, не дающих, в частности, новичкам чувствовать себя одинокими и ненужными (как одно из решений обозначенной выше ситуации), а также способствующих возможности самореализации, что также привлекает соискателя при поиске работы.

Постоянное обучение сотрудников может оказать содействие в решении проблемы текучести персонала, т.к. в процессе обучения сотрудники связывают свою профессиональную деятельность с целями и задачами организации, что приводит и к увеличению производительности. При постоянном повышении компетентности работников у них вырабатываются неотъемлемые навыки адаптации, а скорость решения неожиданно возникших проблем увеличивается. Более того, сотрудники сами заинтересованы в работе в организациях, дающих возможность повысить свои профессиональные знания, самореализоваться, заниматься интересной работой. Повышая свои навыки, люди могут увеличить и уровень заработной платы, а также стать более востребованными и многофункциональными.

Клюевым в данном направлении является вопрос реализации подобной системы постоянного обучения. Например, для обучения топ-руководителей или в случае необходимости повысить квалификацию в узконаправленной области, организации могут обратиться к внешним провайдерам. Если же речь идёт о массовом обучении сотрудников, то это возможно сделать с помощью выстраивания системы корпоративного обучения на базе университетов, академий и центров квалификации. Большим плюсом будет, если в качестве преподавателей будут выступать не только профессиональные тренеры, но и представители бизнеса. Участие линейных руководителей в обучении позволяет на конкретных примерах объяснить обучающимся стратегии компании, ответить на вопросы, связанные с бизнес-процессами, и, возможно, даже разработать практические решения [4].

Вместе с тем, ряд исследователей предлагали более конкретные методики применения образовательных технологий в работе с персоналом. Так, например, Р. Гутман разработал 4 способа, при помощи которых становится возможно сосредоточить сотрудников на собственной деятельности:

–   сделать тренинги постоянным и необходимым событием в организации. Заполнить рабочее пространство возможностями для обучения и предоставить право выбора;

–   обучить персонал планировать своё время;

–   перейти от ежегодного или полугодового анализа к быстрой оценке действий;

–   ежедневно хвалить людей за достигнутые результаты [9].

Отдельного внимания в процессе реализации плана карьеры заслуживает необходимость учета физиологии человека. С возрастом у сотрудников может ухудшаться здоровье, к этому тоже нужно быть готовым и спроектировать возможные варианты другой работы, альтернативу, или же создать такие условия труда, которые позволят компенсировать негативное воздействие стресса или физической нагрузки на работника. Например, если персонал долгое время работает в офисе, то решением этой проблемы будет организация подвижных мероприятий: выезды на природу, корпоративы со спортивными конкурсами или предоставление скидки на посещение спортивных центров.

Подводя итог, важно отметить, что на сегодняшний день скорость научно-технического прогресса и усиление конкуренции определяют особую роль управления кадровыми ресурсами в общей системе менеджмента организацией. Сотрудники являются важнейшим элементом рабочего процесса в компании. Без нужных кадров ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, управление персоналом имеет особое значение для всех организаций: больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и работающих в сфере услуг.

Наряду с этим, само время требует от человека непрерывного обучения, а развитие сотрудников является условием успешного функционирования любой компании. Главная задача менеджера по работе с персоналом состоит в грамотном использовании человеческих ресурсов. В свою очередь важнейшей технологией в рамках кадрового менеджмента является управление деловой карьерой сотрудника, которая напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность современной компании, а способность учиться быстрее своих конкурентов является надёжным источником превосходства над ними.

Учитывая тот факт, что для любого предприятия важна именно эффективная работа, все большую актуальность в рамках управления деловой карьерой работников приобретает система служебно-профессионального продвижения. Оно представляет собой одну из важнейших составляющих управления персоналом, сущность которой состоит в повышении эффективности подбора кадров и распределения обязанностей между ними. Организации, применяющие данную систему, становится наиболее близки к повышению прибыли с учетом как интересов работника, так и самих компаний.

 

Библиографический список

1. Актуальные проблемы российской системы управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации / С. А. Барсукова, А. Р. Рожнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2020. – № 4 (56). – С. 136-143.
2. Дорофеева, Л. И. Организационное поведение / Л. И. Дорофеева. — М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 529 c.
3. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры / Е. В. Киселева. – Вологда: Легия, 2010. – 332 с.
4. Кожевникова, Т. HR как он есть / Т. Кожевникова. – М.: Эксмо, 2017. —192 с.
5. Маркова, Т. И. Факторы карьерной мобильности в современной России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Т. И. Маркова. – Москва, 2008. – 30 с.
6. Организация процесса служебно-профессионального продвижения персонала в сфере бизнеса и власти / Г. М. Шамарова, А. С. Биджиев // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – № 37. – С. 26-39.
7. Симачкова, Н. Н. К проблеме совершенствования системы управления персоналом в современной организации / Н. Н. Симачкова // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований. Сборник статей Всероссийской научно -практической конференции. – 2018. – С. 40-44
8. Создание кадрового резерва как важная составляющая эффективного кадрового планирования / В. А. Рыбкина, О. Г. Червинская, И. В. Гелета // Проблемы современной науки и образования. – 2022. – № 37 (79). – С. 64–67.
9. Управление деловой карьерой персонала: современные проблемы / Л. А. Журавлева, Е. В. Зарубина, Н. Н. Симачкова, И. П. Чупина, Н. Б. Фатеева // Столыпинский вестник. – 2020. – № 2 (4). – С. 88-98.
10. Управление персоналом в России: история и современность: монография / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова, И. А. Эсаулова, Н. И. Шаталова, Е. А. Митрофанова, С. И. Сотникова, Г. П. Гагаринская, В. В. Слезко; под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 198 с.