Индекс УДК 331.104
Дата публикации: 29.04.2024

Характеристика конфликтов в современных организациях

Characteristics of conflicts in modern organizations

Титкова Мария Викторовна
Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna
Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на определение сущности понятия «конфликт в организации». Рассматриваются различные виды конфликтов в организации, а именно, внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты между организацией и элементами внешней среды. В статье обозначены функции конфликта в организации и отмечены некоторые причины типичных конфликтов в организации.

Abstract: The article presents the views of domestic and foreign researchers on the definition of the essence of the concept of “conflict in an organization.” Various types of conflicts in the organization are considered, namely, intrapersonal, interpersonal, intragroup, intergroup, conflicts between the organization and elements of the external environment. The article identifies the functions of conflict in an organization and notes some of the causes of typical conflicts in an organization.
Ключевые слова: конфликт, организация, руководство, коллектив, сотрудники, противоречие, проблема.

Keywords: conflict, organization, management, team, employees, contradiction, problem.


Для современных компаний важным источником внутриорганизационного развития является своевременное и конструктивное преодоление возникающих конфликтов как делового, так и межличностного характера. Конфликты в организации являются закономерным и в какой-то мере неизбежным явлением, поскольку организация представляет собой открытую систему со сложными иерархичными связями, отношениями власти и субординации. Способность членов коллектива и руководства своевременно выявлять существенные противоречия, профилактировать самопроизвольные конфликты и разрешать конфликты неслучайные является значимым фактором, влияющим на положительные преобразования в организации.

По мнению отечественных исследователей конфликт в организации – это сложная многоуровневая, открытая система взаимодействий, основанных на актуализированном противоречии в интересах, целях, ценностях (реальном, степень осознанности которого может быть различной, или мнимом), субъектами которого выступают индивиды или группы, занимающие различные ролевые позиции в организации [1].

Зарубежными научными исследователями конфликт в организации описывается как состояние разногласий или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого расхождения потребностей, убеждений, ресурсов и отношений между членами организации [2].

Отечественные ученые в области конфликтологии А. Я. Анцупов и        А. И. Шипилов определили, что конфликт представляет собой наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия [3]. Безусловно, открытой фазе конфликта предшествует предконфликтная стадия, когда противоречия между будущими участниками конфликта только зарождаются и набирают силу. Именно на предконфликтной стадии, уделив должное внимание нарастающей проблеме, можно разрешить противоречие бесконфликтным способом. Однако бездействие участников ситуации на данном этапе и приводит людей к открытому противоборству сторон, нередко развивающемуся деструктивно.

Тем не менее, по данным зарубежных коллег, «…конфликты между сотрудниками на рабочем месте – обычное явление, возникающее из-за различий в личностях и ценностях сотрудников. Своевременное разрешение конфликтов между сотрудниками важно для поддержания здоровой рабочей среды. Вера в то, что небольшой конфликт просто исчезнет, является неточным предположением, поскольку простые конфликты могут перерасти в серьезные проблемы, если не решать их должным образом. Менеджеры должны понимать общие причины конфликтов между сотрудниками, чтобы найти решение до того, как проблемы станут неуправляемыми» [4].

В своем проявлении конфликты в организации очень многообразны и могут возникать в силу различных причин. Например, конфликты внутриличностные могут быть спровоцированы несовпадением индивидуальных целей сотрудника с целями организации; предъявлением сотруднику противоречивых требований; рассогласованием личных потребностей и интересов с производственными; необходимостью возлагать на себя повышенную ответственность и выполнять несогласованные между собой профессиональные роли и т.д.

Межличностные конфликты, будучи самым распространенным видом конфликтов в организации, чаще всего возникают как результат борьбы за ресурсы, власть, статус, должности, а также вследствие противоречий индивидуального характера (например, личная неприязнь, рассогласование взглядов, несовпадение ценностей и интересов в процессе межличностного взаимодействия и т.д.).

Внутригрупповые конфликты в организации проявляются тогда, когда интересы, цели или взгляды одного из сотрудников коллектива вступают в противоречие с коллективном в целом. Импульс конфликтности может исходить как от конкретного человека, который противопоставляет себя группе, так и от группы людей, которые объединяются против конкретного члена коллектива в силу различных причин. Основанием для такого конфликта может стать намеренное (или ненамеренное) игнорирование новым членом коллектива трудовой дисциплины, профессиональной этики или организационной культуры, принятых в коллективе.

Межгрупповые конфликты также встречаются в организациях. В таких случаях конфликт может развиваться в контексте формального взаимодействия разных подразделений и быть вызван вопросами сугубо делового характера; а может возникать и между неформальными группами внутри организации, затрагивая, прежде всего, сферу личностных отношений.

Кроме того, любые представители организации (высшее руководство, линейный и функциональные руководители, менеджеры всех уровней, линейный персонал и т.д.) могут конфликтовать с различными элементами внешней среды организации. Например, с потребителями услуг и товаров, с клиентами, конкурентами, поставщиками, с представителями государственной власти, управляющих структур и др.

При этом конфликт в организации всегда воплощает в себе определенные функции, которые условно можно разделить на негативные (деструктивного характера) и позитивные (конструктивного характера).

Так деструктивные функции конфликта проявляются в нарушении трудовой дисциплины в коллективе; в ухудшении или разрушении деловых и межличностных связей; в превалировании негативного микроклимата в коллективе; в ухудшении показателей производительности труда и эффективности деятельности как конкретных подразделений, так и организации в целом; в усилении психоэмоциональной и социальной напряженности в коллективе; в дестабилизации и стагнации и т.д.

 Наряду с этим любой конфликт является, прежде всего, средством обнаружения проблемы. Именно конфликт позволяет зарегистрировать наличие противоречий, именно конфликт проявляет их в открытую форму. Данный факт, несомненно, свидетельствует о позитивных функциях конфликта. Однако, нередко люди упускают эти важные факты, увлекаясь противостоянием, борьбой и погружаясь в собственные негативные эмоциональные переживания о случившейся конфликтной ситуации. Такое бессознательное и в какой-то мере безответственное отношение людей к конфликту зачастую предопределяет ход его течения, направляя вектор развития конфликта в деструктивное для личных и профессиональных отношений русло.

 Конфликт не только является способом обнаружения проблем (в том числе управленческих, организационных и др.) и средством разрешения противоречий. Конфликт в организации, который действительно был качественно разрешен, может нивелировать социальное напряжение и способствовать налаживанию межличностных и деловых связей; может способствовать восстановлению единства в коллективе; усилению взаимопонимания; повышению эффективности совместной деятельности и т.д. Ведь когда проблема, которая вызвала конфликт, решена на всех уровнях, это не только стабилизирует организацию как систему, но и способствует оптимизации ее деятельности.

Как подчеркивают зарубежные исследователи, при правильном понимании причин конфликтов и методов урегулирования большинство конфликтов будут способствовать достижению лучших результатов в управлении организацией, являться импульсом повышения эффективности и результативности деятельности организации [5].

Типичные конфликты в организации, как правило, связаны с человеческими ресурсами, оборудованием, капитальными затратами, издержками, техническими решениями и компромиссами, приоритетами, административно-управленческими процедурами, расписаниями, ответственностью, личными взаимоотношениями и т.д. [6]. При этом субъективные факторы возникновения конфликтов в организации во многом обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы [7].

Итак, конфликты в организации возникают на различных уровнях и могут быть как внутриличностными, так и развиваться между отдельными людьми, неформальными группами, структурными подразделениями или между организацией и элементами внешней среды. Конфликты оказывают существенное влияние на производительность коллектива, на удовлетворенность и поведение сотрудников организации. Поэтому своевременное и грамотное разрешение конфликтов в коллективе будет способствовать повышению качества управления человеческими ресурсами, а значит, положительно отражаться на эффективности деятельности организации в целом.

Библиографический список

1. Магомедов Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239.
2. Organizational Conflict / Business Jargons. – Режим доступа: https://businessjargons.com/organizational-conflict.html (дата обращения: 14.01.2023).
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –591 с.
4. Brookins M., Media, D. The Business Review, Workplace Conflicts not inevitable, California,W. Bruce Newman., 2002.
5. Мескон, М.Х.; Альберт М.; Хедоури, Ф. Основы менеджмента. Москва: Диалектика, 2019. – 672 с.
6. Тренев Н.Н. Управление конфликтами : учеб.-практ. пособие / Н.Н. Тренев. – Москва : Приор, 2001. – 93 с.
7. Аршинова К.В., Тайсина Э.А. Конфликтология: конспект лекций / К.В. Аршинова, Э.А. Тайсина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. – 48 с.