Индекс УДК 339.9
Дата публикации: 31.05.2024

Оценка влияния макроэкономической конъюнктуры на торговые отношения Республики Саха (Якутия) и Китайской Народной Республики

Assessment of the impact of the macroeconomic environment on trade relations between the Republic of Sakha (Yakutia) and the People's Republic of China

Григорьева Любовь Федоровна
Бакалавр Дипломатической Академии МИД России
Г. Москва

Grigoreva Lyubov Fedorovna
Bachelor of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В статье рассмотрены основные внешнеэкономические факторы, оказывающие влияние на торговые отношения Республики Саха (Якутия) с Китаем. Проанализировано текущее положение партнерства с учетом специфики геополитической ситуации в мире. Проведена оценка зависимости сотрудничества региона с одним из основных контрагентов от ситуации на международном рынке. Выделены возможные пути развития торговых отношений российского региона и Китая. В заключении статьи был сделан вывод о том, что сложившаяся геополитическая ситуация идет на пользу торговым отношениям двух сторон.
Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировая экономика", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article considers the main foreign economic factors influencing trade relations between the Republic of Sakha (Yakutia) and China. The current situation in the partnership in the existing geopolitical conditions is analyzed within the article. The assessment of the dependence of the region's cooperation with one of the main counterparties on the situation on the international market has been carried out. Possible ways of developing trade relations between the Russian region and China are highlighted. In conclusion, the article states that the current geopolitical situation benefits trade relations between the two sides.
Ключевые слова: Китай, Якутия, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт, международное сотрудничество.

Keywords: China, Yakutia, foreign economic activity, export, import, international cooperation.


Введение

Республика Саха (Якутия) – крупнейший регион Российской Федерации. Расположение в северо-восточной части страны делает РС(Я) стратегически важным регионом в развитии территории Арктики и Дальнего Востока. Регион является экспортно-ориентированным и занимает 1 место по доле экспортных операций во внешнеторговом обороте – 96,5% (по РФ показатель составляет 62,7%).

Около 50% внешнеторгового оборота региона приходится на КНР, и эта доля растет ежегодно, поскольку для Якутии Китай является приоритетной страной Азиатско-Тихоокеанского региона во внешнеэкономическом сотрудничестве. Якутия также обладает большим потенциалом для развития торговых отношений с Китаем благодаря конкурентному преимуществу в виде значительных сырьевых запасов.

Республика реализует проекты с провинциями Китайской Народной Республики, с ее крупными компаниями и с правительственными организациями. В последние годы число совместных инициатив заметно растет, в том числе благодаря меняющейся внешнеэкономической конъюнктуре.

 

Методологическая основа исследования

 В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ научных публикаций, анализ статистических данных, графический анализ, обобщение и переход от общего к частному.

Сотрудничество РС(Я) и КНР на современном этапе

Между регионом и провинциями КНР устанавливаются и укрепляются побратимские связи, заключаются долгосрочные соглашения о сотрудничестве и реализуются совместные проекты в ряде сфер деятельности, которые охватывают как торгово-экономическое партнерство, так и различные инфраструктурные инициативы, социальные и культурные программы.

В отношении внешней торговли, согласно статистическим данным, представленным в Таблице 1, сотрудничество между сторонами имеет общую тенденцию к увеличению. За 5 лет (с 2018 по 2023 гг.) рост составил 590%. При этом наиболее заметный скачок произошел после потрясения эпидемии коронавируса – в 2021 году, когда внешнеторговый оборот увеличился в 3,9 раза, и Китай впервые стал главным внешнеторговым партнером Якутии. Кратное увеличение объемов торговли продолжилось и в 2022 году, когда объемы торговли увеличились практически в 2 раза. Стоит отметить, что данные за 2022 и 2023 гг. – приблизительные и неполные, основаны на официальных заявлениях Главы РС(Я), поскольку с марта 2022 года данные о внешней торговле ограничены в доступе. Однако, из заявления Министра по внешним связям и делам народов РС(Я), можно сделать вывод о том, что Якутия стремится сокращать импорт и увеличивать экспорт в отношении Китая. [9]

Таблица 1

Объем внешней торговли Республики Саха (Якутия) с КНР, млн. долл.

201820192020202120222023
Внешнеторговый
оборот
440,6588,6404,81 577,13 0002 600
Экспорт418,9500,37382,31 553,9
Импорт21,6588,222,523,2

Источник: составлено автором на основе данных [8;10;11].

В товарной структуре экспорта преобладают минеральные ресурсы, такие как: уголь каменный, руды, драгоценные и полудрагоценные камни, предметы коллекционирования, мех натуральный. Республика Саха импортирует же в основном машины и оборудование (в том числе электрические), продукцию химической, текстильной и металлургической промышленности. На импорт из Китая приходится около 20% общего импорта республики.

В целом, в последние годы наблюдается повышенная активность во взаимодействии сторон, в частности в связи с проводимой на сегодняшний день в России политики «Разворота на Восток» – смены приоритетов во внешнеэкономической стратегии на страны Азии. Благодаря этому заключаются соглашения о сотрудничестве, проводятся выставки, которые, в свою очередь, способствуют нарастанию темпов торговли между Китаем и Якутией. К основным из таких событий в последние годы можно отнести:

  1. Официальный визит Председателя Правительства РС(Я) В.В.Солодова в Китай с целью проведения переговоров с крупнейшими китайскими государственными корпорациями по вопросам совместного взаимодействия в сфере реализации крупных инвестиционных проектов в области лесного хозяйства, добычи природных ресурсов и транспорта, 2018 г [3].
  2. Участие якутских компаний в China International Import Expo, подписание соглашений и экспортных контрактов, 2018 г.
  3. Участие делегации их РС(Я) в Шестом Российско-Китайском ЭКСПО в г. Харбине, определение региона главным региональным партнером с российской стороны, 2019 г.
  4. Подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством РС(Я) и Российской торговой компанией в Китае «Хуа Но Э Сян» с целью содействия выходу несырьевой продукции якутских экспортеров на китайский рынок, привлечения китайских инвестиций в кооперационные проекты якутских предпринимателей [4].

Якутия активно привлекает китайские инвестиции в основном в освоение месторождений полезных ископаемых, но также и в несырьевые отрасли. Для иностранных инвесторов в Якутии создается и поддерживается благоприятный инвестиционный климат. Эффективная инфраструктура инвестиционной деятельности в республике облегчает процесс коммуникации с иностранными инвесторами. В регионе также действует ряд административных механизмов, стимулирующих инвестиционные процессы. Они предполагают ряд налоговых и административных преференций, среди которых освобождение от налогов на прибыль, имущество и землю (на определенный период, а затем сниженная ставка), применение понижающего коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых, сниженные ставки страховых взносов, а также получение земельных участков в государственной или муниципальной собственности без необходимости участвовать в торгах, сокращение сроков плановых проверок, сокращение сроков выдачи разрешения на строительство, пользование свободной таможенной зоной, субсидированная процентная ставка по кредитам на инвестиции [5].

К таким механизмам относятся:

  1. Территории опережающего развития: по состоянию на 2024 год в двух функционирующих в РС(Я) ТОР состоят 60 резидентов с общим объемом инвестиций в 93 млрд рублей.
  2. Режим арктической зоны РФ с набором налоговых и неналоговых преференций для бизнеса: 13 районов Республики Саха (Якутия) входят в эту зону.
  3. Региональные инвестиционные проекты: на 2024 год реализуется 45 инициатив в добыче полезных ископаемых, лесной промышленности, сельском хозяйстве, науке, туризме.

В целом, можно сказать, что Республика Саха (Якутия) на сегодняшний день создала все необходимые условия для поддержания крепких экономических связей с КНР.

 

Влияние макроэкономической конъюнктуры на сотрудничество

С 2022 года произошли изменения в макроэкономической конъюнктуре, связанные с нарастанием геополитической напряженности в мире, ограничениями иностранных регуляторов в отношении РФ и ответными мерами российской стороны на санкции «Коллективного Запада». Безусловно, это накладывает отпечаток на развитии торговых отношений России с другими странами. Как следствие, ограничиваются и связи субъектов РФ на международной арене. Так, например, можно заметить, что в 2023 году произошло снижение торгового оборота между Якутией и Китаем на 400 млн долл. Однако, в основном это снижение носит номинальный характер и вызвано существующей волатильностью российской валюты. В конце 2023 года данная проблема была решена полным переходом РФ и Китая на расчеты по торговым сделкам в национальных валютах.

В сложившейся ситуации, на самом деле, объективная необходимость китайско-российского сотрудничества только увеличивается, что подтверждается намерениями властей двух стран о долгосрочном, стратегическом, всеобъемлющем партнерстве. В отношении Якутии данная политика так же актуальна, поэтому сотрудничество сторон активно развивается, и открывается ряд возможностей для взаимовыгодных отношений.

Для реализации существующих перспектив необходимо продолжать сотрудничество в рамках инвестиционных проектов, связанных с добычей полезных ископаемых, при этом развивать партнерство и в обрабатывающей промышленности, применяющей развитые технологии и современные методы управления, для создания большей экономической ценности для региона и страны, чем первичная переработка ресурсов. Уже сейчас ряд китайских компаний субъектов малого и среднего бизнеса реализует совместные проекты на территории Республики Саха (Якутия) в сфере информационных технологий, пищевой промышленности, торговле, туризме и других сферах деятельности.

В будущем есть возможность увеличения объема взаимного товарооборота между республикой и КНР (и ее провинциями) вследствие увеличения транспортной доступности. Наиболее важный логистический проект в данном отношении – строительство Международного транспортного Северо-Восточного коридора на базе пограничного перехода Джалинда – Мохэ и железнодорожной линии Рейново – Сковородино – Нижний Бестях – Магадан. Этот коридор свяжет по кратчайшему расстоянию Якутию и Северо-Восток России с провинциями Северо-Востока Китая, сократит преодолеваемое российскими грузами расстояние до Китая на несколько тысяч километров и, как следствие, снизит стоимость грузоперевозок. Стоимость проекта оценена в 10 млрд рублей, завершение строительства запланировано на 2031 г. Этот проект критически важен для России, поскольку РС(Я), а также Амурская и Магаданская области, которые задействованы в инициативе, обладают крупным природно-ресурсным потенциалом для экспорта продукции горнодобывающих компаний и сжиженного природного газа. В частности, речь идет об экспорте угля с месторождений, расположенных на юге Якутии. В целом, ожидается увеличение грузоперевозок по данному коридору от 2 до 5 млн тонн к 2025 году, а к 2030 году – до 30-40 млн тонн.

Развитие Северного морского пути также может в будущем позитивно повлиять на торговые отношения Якутии и Китая, поскольку данный транспортный коридор открывает возможность кратчайшей транспортировки грузов между Европой и Азией – маршрут почти на 10 тысяч км короче и примерно в два раза быстрее классического пути через Средиземное море и Суэцкий канал. Поэтому на данный момент развитие Севморпути – один из наиболее важных приоритетов в Арктике, который образует ответвление так называемого «Ледового шелкового пути». Безусловно, существует ряд препятствий для реализации этой инициативы в виде тяжелых природных условий, отсутствия круглогодичной навигации, малая глубина воды на существующих маршрутах, необходимость создания дорогостоящего высоко оснащенного ледокольного флота. Тем не менее, осуществляется ряд инфраструктурных проектов, нацеленных на модернизацию портовой инфраструктуры и создание более выгодных условий для судоходства по пути, ключевым партнером во многих из них выступает Китай. Одна из таких инициатив – строительство глубоководного порта на севере Якутии близ морского порта арктической зоны Тикси. Прогнозируемый оборот проектируемого порта составляет 18 млн тонн в год к 2032 году – по базовому сценарию и 23 млн тонн в год – по интенсивному [7].

Еще один немаловажный компонент международного транспортного коридора между Россией и Китаем на территории Республики Саха (Якутия) – это Ленский мост, активная фаза строительства которого запланирована на 2024 год. Мост свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря, образовав Северный широтный экономический пояс России. РФ получит выход к восточным морям не только через южную границу, но и через северные магистрали.

В целом, улучшение логистики на Дальнем Востоке позволит Якутии и Китаю увеличить взаимный товарооборот и сократить сроки поставок российских товаров на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Участие Китая в данной области может быть реализовано в форме непосредственного участия в строительстве транспортной инфраструктуры – морских портов или моста через Лену – или в форме инвестиций в строительство и эксплуатацию морского флота и предоставления логистических услуг.

Заключение

Якутия, будучи одним из ведущих регионов по выстраиванию внешнеэкономических отношений в рамках разворота России на Восток, имеет большую ценность для Китая в долгосрочной перспективе. Существующие ограничения в виде санкций, безусловно, имеют вес в торговых отношениях сторон, но не более серьезный, чем недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Грамотное применение существующих механизмов и платформ для сотрудничества вместе с активной вовлеченностью сторон в совместные инвестиционные проекты позволит российскому региону и Китаю развить торговое партнерство и вывести его на новый уровень.

Библиографический список

1. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04.09.20 №1405 «Об утверждении Концепции международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)»
2. Стратегия развития экспорта Республики Саха (Якутия) до 2032 года
3. Обзор международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) и реализации государственной национальной политики в Республике Саха (Якутия) с 2017 по 2021 годы / Министерство по внешним связям и делам народов РС(Я)
4. Шэнь Чжочен Китай и Республика Саха (Якутия): перспективы сотрудничества и пути их реализации // Евразия. Диалог культур. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-i-respublika-saha-yakutiya-perspektivy-sotrudnichestva-i-puti-ih-realizatsii
5. Меры государственной поддержки [Электронный ресурс] / Портал «Инвест Якутия». – Режим доступа: https://investyakutia.ru/investor/state-support-measures/
6. Международные и внешнеэкономические связи Республики Саха (Якутия) (2023 г.) [Электронный ресурс] / Представительство МИД России в Якутске. – Режим доступа: https://yakutsk.mid.ru/ru/international/international-partnership/
7. Глава Якутии: развитие СМП повышает рентабельность месторождений в Арктике [Электронный ресурс] / Neftegaz.ru. 14.01.2022. – Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/720717-glava-yakutii-razvitie-smp-povyshaet-rentabelnost-mestorozhdeniy-v-arktike/?ysclid=lw7fr9ddr352935900
8. Товарооборот между Якутией и КНР за два года вырос почти в три раза [Электронный ресурс] / Тасс. 07.06.2023. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17947907?ysclid=lw4o0dh0vt183453737
9. Китай впервые стал основным внешнеторговым партнером Якутии раза [Электронный ресурс] / Якутия Медиа. 10.02.2023. – Режим доступа: https://yakutiamedia.ru/news/1450735/?ysclid=lw5tjcgbz3971647047
10. Внешняя торговля Республики Саха: Дальневосточное таможенное управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dvtu.customs.gov.ru/folder/147034
11. Первый вице-премьер Якутии Джулустан Борисов провел встречу с послом Китая в РФ Чжаном Ханьхуэйем [Электронный ресурс] / Представительство МИД России в Якутске. – Режим доступа: https://yakutsk.mid.ru/ru/press-centre/news/pervyy_vitse_premer_yakutii_dzhulustan_borisov_provel _vstrechu_s_poslom_kitaya_v_rf_chzhanom_khankhu/
12. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
13. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
14. Дмитриева, А. Б. Особенности функционирования финансового рынка Китая в глобальной экономике / А. Б. Дмитриева, А. А. Свиридов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2018. – № 2(66). – С. 14-22.
15. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.
16. Дмитриева, А. Б. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при международных перевозках / А. Б. Дмитриева, С. С. Илюхина // Налоги. – 2016. – № 1. – С. 23-26.
17. Дмитриева, А. Б. Ключевые аспекты международного инвестиционного сотрудничества России в контексте расширения российско- китайского экономического взаимодействия / А. Б. Дмитриева // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – Т. 9, № 2. – С. 81-87.
18. Дмитриева, А. Б. Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 1. – С. 12-16.
19. Дмитриева, А. Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 3. – С. 6-9.