Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра.
Статья выполнена под научным руководством кандидата полит. наук, доцента Серегиной А.А., кафедра «Мировая экономика», Дипломатическая Академия МИД России.
Abstract: The article analyses current and projected energy trends at the global level. It examines the main challenges faced by different countries in ensuring sustainable and clean energy production. Particular attention is paid to the development of renewable energy sources, energy efficiency, increasing electrification and decentralization of energy systems. The study emphasises the need to shift to more sustainable and environmentally friendly ways of energy production in the face of climate change and the depletion of natural resources.
Keywords: renewable energy sources, energy efficiency, electrification, decentralization of energy systems.
Введение
Актуальность статьи обуславливается современным контекстом и вызовами, с которыми сталкивается мировая энергетическая отрасль. В условиях изменяющегося климата, постоянного роста потребления энергии и необходимости перехода к устойчивым источникам, анализ трендов и перспектив развития энергетики становится крайне важным. Также изучение и понимание тенденций в мировой энергетике помогает выявить возможности для инноваций, эффективного использования ресурсов и создания устойчивых моделей развития.
Данная работа представляет собой актуальное исследование, которое может помочь в понимании текущих изменений в сфере энергетики, прогнозировании будущих направлений развития и принятии важных стратегических решений как на уровне государств, так и на уровне бизнеса.
Методологическая основа исследования
Работа была написана с использованием таких общенаучных методов, как: анализ научной литературы, метод сравнения и аналогий, группировка, обобщение и дедуктивный метод.
Анализ трендов развития мировой энергетики
Прежде всего, тренды развития мировой энергетики — это направления изменения и развития в области производства, распределения и потребления энергии на мировом уровне. Изучение тенденций в этой области позволяет понять, какие изменения происходят в секторе энергетики, какие новые технологии и источники энергии становятся наиболее распространенными, какие вызовы и угрозы могут возникнуть в будущем.
Почему же необходимо изучать тренды развития мировой энергетики? Во-первых, это помогает прогнозировать развитие отрасли и определять стратегии развития для компаний, правительств и общества в целом. Во-вторых, позволяет выявлять новые возможности для инвестиций и бизнеса в сфере энергетики. И, наконец, знание тенденций помогает в принятии решений по устойчивому развитию и борьбе с изменением климата.
С 2020 года инвестиции в чистую энергетику выросли на 40%. Стремление сократить выбросы — ключевая, но не единственная причина. Энергетическая безопасность также является важным фактором, особенно в странах-импортерах топлива, равно как и промышленные стратегии и стремление создать рабочие места в сфере чистой энергетики. Не все чистые технологии процветают, и некоторые цепочки поставок, в частности ветряные, находятся под давлением. Согласно докладу «Возобновляемые источники энергии 2023», представленному 11 января 2024 года Международным энергетическим агентством, объем мощностей ВИЭ, введенных в эксплуатацию по всему миру, в 2023 году вырос на 50%, достигнув почти 510 ГВт. При этом на солнечные фотоэлектрические установки приходится три четверти всех введенных мощностей. Наибольший рост произошел в Китае, который в 2023 году ввел в эксплуатацию столько же солнечных фотоэлектрических установок, сколько весь мир в 2022 году, в то время как прирост ветроэнергетики в Китае вырос на 66% в годовом исчислении. [1]
Согласно статистическим данным (см. рис. 1), мощности ВИЭ значительно увеличатся, на солнечную и ветровую энергию придется около 95% роста. Импульс к переходу на чистую энергию сейчас достаточен для того, чтобы мировой спрос на уголь, нефть и природный газ достиг максимума до 2030 года. Доля угля, нефти и природного газа в мировом энергоснабжении, которая на протяжении десятилетий составляла около 80%, начинает снижаться и к 2030 году достигнет 73 %. Однако если спрос на эти виды ископаемого топлива останется на высоком уровне, как это было в последние годы в отношении угля и как это будет происходить согласно прогнозам Международного энергетического агентства в отношении нефти и газа, этого будет далеко недостаточно для достижения глобальных климатических целей.[2]
Рис. 1. Динамика мощности возобновляемых источников энергии с помощью технологий в период 2005–2028 годов [3]
Согласно прогнозу МЭА, начиная с 2025 года, беспрецедентный всплеск новых проектов по производству СПГ изменит баланс рынков. В последние годы на газовых рынках цены были очень нестабильными после того, как Россия сократила поставки в Европу. В ближайшем будущем баланс останется неустойчивым, но с середины десятилетия ситуация изменится. Проекты по сжижению газа позволят к 2030 году увеличить мощности на 250 миллиардов кубометров в год, что равно почти половине сегодняшних мировых поставок СПГ. В следствие чего наступит период неопределенности с точки зрения спроса на природный газ, и появятся серьезные трудности для российской стратегии диверсификации в направлении Азии. Избыток СПГ означает, что у России очень ограниченные возможности для завоевания дополнительных рынков. Ее доля в международной торговле газом, которая в 2021 году составляла 30%, поэтапно сократится вдвое к 2030 году.
В настоящее время энергоэффективность находится в центре внимания политиков во всем мире в связи с признанием ее важной роли в укреплении энергетической безопасности и доступности энергии, а также в ускорении перехода к чистой энергетике. Определение энергоэффективности включает в себя электрификацию, а также использование технологий, снижающих общее потребление энергии. Например, электрические тепловые насосы могут обогревать дома, затрачивая в 5 раз меньше первичной энергии, чем нефтяные или газовые обогреватели последнего поколения. Кроме того, электрические обогреватели чище своих нефтяных или газовых аналогов. Отдавая предпочтение более эффективным электрическим системам отопления, потребители могут снизить свои счета за отопление, производить меньше вредных выбросов в атмосферу и экономить энергию в целом.
Данный глобальный импульс, направленный на удвоение темпов прогресса в области эффективности до 4%, что может сократить сегодняшние счета за энергию в развитых странах на одну треть и составить 50% от сокращения выбросов CO2 к 2030 году. В июне 2023 года правительства 46 стран, участвовавших в 8-й ежегодной Глобальной конференции МЭА по энергоэффективности, одобрили «Версальское заявление: Решающее десятилетие для энергоэффективности», согласившись усилить меры по повышению энергоэффективности в соответствии с ежегодным удвоением глобального прогресса в области энергоемкости в этом десятилетии. Политика энергоэффективности по всему миру уже приносит свои плоды: в период с 2000 года по настоящее время средняя потребность в отоплении и охлаждении на квадратный метр новых зданий в США, Европе и Китае снизилась на 40% и более. В Индии в результате реализации правительственной программы UJALA светодиоды стали самым продаваемым видом освещения.
Электрификация всех секторов конечного потребления является важной частью глобальных усилий по достижению нулевого уровня выбросов. Но по мере того, как электричество используется во все большем количестве сфер экономики, обеспечение спроса на него без резкого роста имеет решающее значение для своевременной декарбонизации электроснабжения. К 2025 году светодиоды достигнут 100 % мировых продаж осветительных приборов. А к середине 2030-х годов все электродвигатели, продаваемые для использования в промышленности, будут иметь лучший в своем классе КПД, и почти все бытовые приборы, продаваемые по всему миру, будут, по крайней мере, равны самым эффективным технологиям, доступным сегодня.
Помимо повышения технической эффективности и электрификации, изменения в поведении и стратегии сокращения использования материалов (такие как оптимизация дизайна, сокращение отходов, переработка и т. д.) сократят конечное потребление энергии еще на 7% в 2030 году и более чем на 10% в 2050 году. Более эффективное использование материалов, переход на более эффективные виды транспорта и энергосберегающие практики стимулируются ужесточением стандартов и правил, развитием инфраструктуры и высоким качеством городского планирования. [2]
Анализируя статистические данные (см. рис. 2), необходимо отметить, что больше всего сократить потребление энергии получится с помощью мер электрификации и увеличения эффективности во всех сферах. Несмотря на то, что спрос, который удалось избежать из-за поведения общества, не так велик по сравнению с остальными мерами, он позволяет сократить конечное потребление энергии не менее чем на 10% в промышленности и 5% в транспорте. [2]
Рис. 2. Общее конечное потребление энергии и спрос на нее, которых можно избежать с помощью политики энергоэффективнсти [3]
Децентрализация энергетических систем — растущая тенденция в мировом энергетическом секторе, она характеризуется размещением объектов по производству энергии ближе к месту потребления энергии. Традиционно энергетическая отрасль сосредоточена на создании крупных центральных электростанций и передаче генерируемой энергии по длинным линиям электропередачи и распределения потребителям в регионе. Децентрализованные энергетические системы стремятся расположить источники энергии ближе к конечному потребителю, которые разбросаны по всему региону, поэтому децентрализованное производство энергии может сократить неэффективность передачи и распределения энергии и связанные с этим экономические и экологические издержки. Диверсифицируя источники энергии и распределяя производство энергии по разным точкам, страны и предприятия могут снизить свою уязвимость к таким сбоям, как экстремальные погодные явления или кибератаки на централизованную инфраструктуру.
По прогнозам, рынок децентрализованной электроэнергии продемонстрирует заметные темпы роста в период с 2024 по 2032 год, что обусловлено увеличением инвестиций в интеллектуальные сети и растущим количеством ресурсов для производства электроэнергии. Согласно отчету Международного энергетического агентства, инвестиции в интеллектуальные сети, вероятно, более чем удвоятся к 2030 году, чтобы продвинуться вперед по чистым нулевым выбросам к 2050 году, особенно в развивающихся странах. Изменения в структуре сети, которые позволяют децентрализацию электроэнергии и выработки электроэнергии, также будут стимулировать спрос на продукцию. [2]
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что утроение мощностей по использованию возобновляемых источников энергии, удвоение темпов повышения энергоэффективности до 4% в год, наращивание электрификации и тенденция к децентрализации энергетических систем в совокупности обеспечивают более чем 80% сокращения выбросов, необходимого к 2030 году, чтобы направить энергетический сектор на путь ограничения потепления до 1,5°C. Эти изменения не только способствуют снижению воздействия на окружающую среду, но и открывают новые возможности для развития экономики и создания новых рабочих мест.
В целом, рассмотренные тренды свидетельствуют о необходимости перехода к более устойчивым и экологически чистым источникам энергии. Вопросы энергетики становятся все более актуальными в современном мире, где важно найти баланс между потребностями человечества и сохранением окружающей среды. Для успешного развития сектора энергетики необходимо уделять внимание инновациям, сотрудничеству между странами и компаниями, а также постоянно совершенствовать технологии производства и использования энергии. Только таким образом можно обеспечить устойчивое и безопасное энергетическое будущее для всех стран мира.
Библиографический список
1. World Energy Transitions Outlook: 1.5°C Pathway // IRENA [сайт]. – 2023. - URL: https://mc-cd8320d4-36a1-40ac-83cc-3389-cdn-endpoint.azureedge.net/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2023/Jun/IRENA_World_energy_transitions_outlook_2023.pdf?rev=db3ca01ecb4a4ef8accb31d017934e97 (дата обращения: 20.06.2024)2. World energy outlook 2023 // the IEA [сайт]. - 2023. - URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/86ede39e-4436-42d7-ba2a-edf61467e070/WorldEnergyOutlook2023.pdf (дата обращения: 20.06.2024)
3. The IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/charts/renewable-capacity-growth-by-technology-main-and-accelerated-cases-2005-2028 (дата обращения: 20.06.2024)
4. The IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/charts/total-final-energy-consumption-and-demand-avoided-by-mitigation-measure-in-the-net-zero-scenario-2020-2050 (дата обращения: 20.06.2024)
5. Карл Т. Л. Парадокс изобилия: нефтяной бум и нефтегосударства. – 1997. - Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
6. Дынкин А., Телегина Е. Шок пандемии и посткризисный мир. Мировая экономика и международные отношения / Дынкин А., Телегина Е. //- 2020. - т. 64. - № 8. - сс. 5-16.
7. Статьи в периодических изданиях, сборниках научных трудов
8. Филиппова А.В Глобальные тренды развития мировой электроэнергетики в условиях перехода к возобновляемым источникам энергии / Филиппова А.В. // Journal of Economics, Entrepreneurship and Law [сайт]. - 2023. - Том 13. - № 9. - URL: https://1economic.ru/lib/118732 (дата обращения: 20.06.2024)
9. Инвестиции стран в возобновляемые источники энергии Латинской Америки и Карибского бассейна: состояние и перспективы / Кузьмина В.М. // Современные технологии управления [сайт]. – 2023. - URL: https://sovman.ru/article/10414/ (дата обращения: 20.06.2024)
10. P. Baev Trasformation of Russian Strategic Culture: Impacts from Local Wars and Global Confrontation / P. Baev // Ifri. - Russie.Nei.Vissions. – 2020. - №118.
11. International Status and Prospects for Nuclear Power 2021 // Director General of International Atomic Energy Agency [сайт]. - 2021. - URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/gc/gc65-inf6.pdf (дата обращения: 21.06.2024)
12. Land Sale Value Approved for Foreign Investments in Renewable Energy // Havana Live [сайт]. - 2022. - URL: h7ps://havana-live.com/land-sale-value-approvedfor-foreign-investments-in-renewable-energy/ (дата обращения: 21.06.2024)
13. The global atlas for renewable energy // International Renewable Energy Agency (IRENA) [сайт]. - 2024. - URL: https://mc-cd8320d4-36a1-40ac-83cc-3389-cdn-endpoint.azureedge.net/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2024/Apr/IRENA_Global_Atlas_decade_in_the_making_2024.pdf?rev=6cfcabc6692d4ccc8df11507ad4363c2 (дата обращения: 21.06.2024)
14. Future of solar photovoltaic // International Renewable Energy Agency (IRENA) [сайт]. - 2019. - URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2019/Nov/IRENA_Future_of_Solar_PV_2019.pdf?rev=d2e0fb395422440bbeb74c69bbe2dc99 (дата обращения: 21.06.2024)
15. Energy Transition Investment Trends 2022 // BloombergNEF [сайт]. – 2022. - URL: https://assets.bbhub.io/professional/sites/24/Energy-Transition-Investment-Trends-Exec-Summary-2022.pdf (дата обращения: 21.06.2024)
16. World Energy Transitions Outlook: 1.5°C Pathway // IRENA [сайт]. – 2023. - URL: https://mc-cd8320d4-36a1-40ac-83cc-3389-cdn-endpoint.azureedge.net/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2023/Jun/IRENA_World_energy_transitions_outlook_2023.pdf?rev=db3ca01ecb4a4ef8accb31d017934e97 (дата обращения: 21.06.2024)
17. Renewables 2020 Global Status Report. REN21 Secretariat: Paris // REN21 [сайт]. – 2020. - URL: https://www.ren21.net/wp-мcontent/uploads/2019/05/gsr_2020_full_report_en.pdf. (дата обращения: 21.06.2024)
18. World Bank: официальный сайт. - GDP (current US$) – Cuba. - URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?end=2020&locations=CU&start=1985 (дата обращения: 21.06.2024)
19. International Hydropower Association: официальный сайт. - URL: https://www.hydropower.org/region-profiles/south-america (дата обращения: 21.06.2024)
20. The World Bank: официальный сайт. - URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 21.06.2024)
21. Организация Объединенных Наций (ООН): официальный сайт. - URL: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.06.2024)