Индекс УДК 330.341
Дата публикации: 29.07.2025

Особенности реализации политики импортозамещения в аграрной сфере в условиях санкций

Features of implementing import substitution policies in the agricultural sector under sanctions

Попова Светлана Владимировна
Замятин Роман Андреевич

1. кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры
гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
2. Курсант,
Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского
и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)
Popova Svetlana Vladimirovna
Zamyatin Roman Andreevich
1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department humanitarian and socio-economic disciplines
2. Cadet
Military Training and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin» (Voronezh)
Аннотация: В условиях постоянно оказываемого давления странами Запада на российскую экономику важно поддержать баланс отраслей и их устойчивость для обеспечения экономической безопасности государства. В этом случае представляет интерес комплекс мер, направленных на замену иностранных товаров, технологий и услуг отечественными аналогами. Таким образом, реализация программы импортозамещения приобретает особую значимость. Настоящая статья посвящена исследованию особенностей осуществления политики импортозамещения в современной России, выявлению основных направлений и проблем, возникающих в процессе её внедрения.

Abstract: Amid ongoing pressure from Western countries on the Russian economy, it is crucial to maintain sectoral balance and resilience to ensure the state's economic security. In this context, a set of measures aimed at replacing foreign goods, technologies, and services with domestic alternatives is of particular interest. Thus, the implementation of the import substitution program takes on special significance. This article examines the features of import substitution policy in modern Russia, identifying key directions and challenges encountered during its implementation.
Ключевые слова: импортозамещение, национальная безопасность, экономика, санкции, инновационное развитие, государственная политика, сельское хозяйство, металлургия, инновации, эффективность.

Keywords: import substitution, national security, economy, sanctions, innovative development, state policy, agriculture, metallurgy, innovation, efficiency.


Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации экономики страны к внешним ограничениям, вызванным санкциями западных стран. Политика импортозамещения направлена на обеспечение экономической безопасности государства путём стимулирования внутреннего производства в ключевых отраслях промышленности, сельского хозяйства. Проанализируем специфику практических подходов к реализации данного направления стратегии в современных геополитических условиях.

Стратегия импортозамещения направлена на увеличение товаров и технологий отечественного происхождения. Цели стратегии отражают следующие аспекты развития:

  1. Обеспечение экономической независимости и устойчивости.
  2. Повышение конкурентоспособности отечественных производителей.
  3. Развитие научно-технического потенциала.
  4. Создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения

Активное обсуждение предложения о снижении зависимости от импорта возобновились после 2014 года, когда санкционное давление начало набирать силу, но 2022 год показал необходимость экстренных мер в этом направлении. Санкции, включая ограничения на поставки высокотехнологичной продукции, отключение от SWIFT и уход иностранных компаний, создали двоякий эффект: с одной стороны, стимулировали внутреннее производство, с другой, – обнажили зависимость от импорта в критических секторах и недостатки, начиная с финансирования заканчивая сферой научных разработок. Реализация программы импортозамещения имеет свои особенности по отраслям, включая сельское хозяйство, все виды гражданской и военной промышленности, сферу информационных технологий.

Примером успешного импортозамещения является сельское хозяйство, объемы продукции которого на сегодняшний день обеспечивает продовольственную безопасность [1]. После введения продовольственного эмбарго и санкций против России в 2014 году потребовалось разработать ключевые направления государственной политики, направленной на поддержание развития сельского хозяйства. С 2014 года реализуются масштабные программы субсидирования, льготного кредитования и грантовой поддержки фермеров, которая выросла до 500 млрд рублей в год. В 2017 году процесс импортозамещения был поддержан «Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года», в результате которой в 2024 году произошло увеличение доли отечественной техники до 80 % [2]. Развивается отечественное сельхозмашиностроение. Компании «Ростсельмаш» и «Петербургский Тракторный Завод» наращивают производство техники с инновационными решениями [3].

За 10 лет доля отечественной продукции на продовольственном рынке выросла с 60 % до 90 %. Россия удерживает лидерские позиции на мировом рынке по экспорту пшеницы, зернобобовых, овощей. Отрасли сельского хозяйства в результате политики импортозамещения сформировали потенциал последующего развития. За последние три года в растениеводстве объемы сбора зерна стабильно превышают 120 млн тонн ежегодно. Производство растительного масла выросло в 2,5 раза, а виноградников – на 63 %. В животноводстве значительно увеличилось производство мяса птицы и свинины, а Россия стала лидером в Европе по производству индейки. Однако производство говядины требует больше времени из-за длительного цикла выращивания. В рыбоводстве вылов рыбы вырос на 1 млн тонн, а аквакультуры – более чем в 2 раза.

Достижениям в сельском хозяйстве сопутствуют цифровизация и технологическое развитие. Активно внедряются технологии искусственного интеллекта и дроны для мониторинга полей, более 10 млн га полей подключены к цифровым программам [4].

За период санкций Россия расширила экспорт зерна, масел и мясной продукции в страны Азии, Африки и СНГ. Потенциал экспорта оценивался в 45 млрд долларов. На фоне технологического совершенствования следует обратить внимание на увеличение экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, а не только сырья.

В 2024 году Россия экспортировала широкий спектр сельскохозяйственной продукции, укрепив свои позиции как третий крупнейший поставщик продовольствия в мире (в физическом весе) с объёмом поставок 109 млн тонн на сумму 43 млрд долларов. В подтверждение вышесказанному приведем примеры с ситуацией экспорта основных видов сельскохозяйственных культур и товаров [5]:

— зерновые и зернобобовые культуры представлены экспортом пшеницы, ячменя, гороха, кукурузы. Пшеница составила 79 % экспорта зерновых, в 2023-2024 годах поставки достигли исторического максимума – свыше 70 млн тонн. Россия заняла первое место в мире по экспорту ячменя и гороха. Кукуруза входила в структуру поставок в страны Азии и Ближнего Востока;

— масложировая продукция включала подсолнечное и соевое масла, достигнув рекордных объёмов экспорта – 11,1 млн тонн в 2023 году, с прогнозом роста 12,5 млн тонн в 2024 году. Основными импортерами были Китай, Турция, страны Ближнего Востока и Африки. Отрицательные показатели наблюдались по поставкам рапсового масла, экспорт которого снизился на 38 % за 9 месяцев 2024 года;

— мясная продукция показала рост фактически по всем видам. Россия стала вторым крупнейшим поставщиком мяса птицы в Китай, что отражает рост экспорта на 12–13 %. В эту страну увеличился экспорт говядины и субпродуктов. Поставки свинины выросли почти на 40 %, крупнейший импортером является Вьетнам. В 2023 году наша страна заняла четвертое место в мире по экспорту мяса индейки;

— молочная продукция в виде сухого обезжиренного молока и сыворотки в 2023-2024 годах отмечена ростом экспорта на 8,9 % (до 1,1 млн тонн). Основные рынки сбыта – Казахстан, Беларусь, Китай и Алжир;

— рыба и морепродукты в общем физическом объеме экспорта составили 1,9 млн тонн, что характеризует снижение на 24 % по сравнению с 2023 годом, когда экспорт составил 2,5 млн тонн). Если рассматривать основные категории экспорта, то можно отметить, что по вывозу мороженой рыбы Россия сохранила 1-е место в мире с объемом 1,46 млн тонн на сумму 2,4 млрд долларов, несмотря на общее снижение показателей в этом виде продукции. Возрос экспорт продукции глубокой переработки (филе, фарш, сурими) на 17,4 % до 239 тыс. тонн, но произошло снижение его стоимости на 7,8 % из-за санкций и тарифных барьеров (ЕС, Великобритания). Здесь Россия заняла 6-е место среди мировых поставщиков после Вьетнама, Китая, Норвегии, США и Чили. Отмечен рост сурими из минтая на 20 % (45,7 тыс. тонн за 11 месяцев 2024 года). Несмотря на санкции, география поставок расширилась, включая страны Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Китай стал ключевым рынком: Россия заняла рекордную за 5 лет долю в поставках рыбы в КНР [6];

— овощи, включая картофель и овощи открытого грунта, фрукты экспортировались в страны ЕАЭС и Средней Азии. Среди ключевых рынков сбыта можно выделить Китай, Египет (11,6 млн тонн), Саудовскую Аравию, страны MENA (рост на 32 % до 34 млн тонн), Вьетнам, Беларусь, Казахстан. В целом экспорт в азиатские страны вырос на 7,58 %, но это не компенсирует его сокращение в Европу на 20,37 % [7].

Реализация мер импортозамещения сопровождается следующими проблемами, снижающими продовольственную безопасность нашей страны:

— сохраняющейся зависимостью от импорта семян, агрохимикатов (доля импортных семян сахарной свеклы и картофеля достигает 80 %) и запчастей для сельхозтехники, дефицит которой связан с уходом с российского рынка таких фирм как John Deere и CNH;

— кадровым дефицитом (отрасль испытывает недостаток в агрономах, инженерах и IT-специалистах, способных работать с современными технологиями);

— неравномерным развитием отраслей (некоторые продукты, такие как молоко, фрукты и рыба, пока не достигли полного самообеспечения) [8].

Существует ряд институциональных барьеров, которые замедляют процесс достижения полной технологической независимости и устойчивого развития отрасли. Институциональные барьеры связаны с жесткими требованиями к участникам госзакупок. Отсутствие систематизации регулирующих актов и дублирование функций госорганов снижают эффективность поддержки аграрного сектора. Объёмы господдержки сельского хозяйства часто меняются, что затрудняет долгосрочное планирование для производителей [9].

Барьером является диспаритет цен и конкуренция с импортом. Разрыв между стоимостью сельхозпродукции и ценами на технику и удобрения снижает рентабельность производства. После снятия продовольственного эмбарго отечественные производители могут столкнуться с давлением более дешёвой импортной продукции [10].

В целом, импортозамещение в российской аграрной сфере демонстрирует положительные результаты (производство зерна, мяса птицы и растительного масла). Однако для полной независимости необходимы дальнейшие инвестиции в технологии, подготовку кадров и развитие перерабатывающей промышленности. Государственная поддержка и цифровизация остаются ключевыми инструментами для достижения этих целей.

Несмотря на значительные успехи в импортозамещении (например, рост производства зерна и мяса птицы), Россия продолжает сталкиваться с системными барьерами. Для их преодоления требуется комплексный подход, включающий модернизацию институтов, технологический рывок и усиление кадрового потенциала. Ключевым фактором успеха станет синхронизация усилий государства, бизнеса и науки в сфере  совершенствования законодательства, поддержки инновационных проектов и создания благоприятных условий для бизнеса. Реализация программы импортозамещения является важным инструментом повышения экономической устойчивости и безопасности России. Несмотря на сложности, вызванные международными санкциями, российская экономика демонстрирует способность адаптироваться и развиваться.

Библиографический список

1. Шерстобитова Ю.А. Импортозамещение в АПК как инструмент повышения уровня экономической безопасности // Философия хозяйства. – 2024. – № 6 (156). – С. 143-162.
2. Гвоздева Е.А., Карпенко А.В. Импортозависимость продукции сельскохозяйственного машиностроения: оценка, риски, методы управления // Экономика сельского хозяйства России. – 2024. – № 6. – С. 32-36.
3. Татарчук А.П., Гусев А.С., Броницкая С.А., Инышева В.А., Беличев А.А. Влияние внешнеэкономических ограничений на развитие аграрного сектора // Московский экономический журнал. – 2025. – Т. 10. – № 4. – С. 306-326.
4. Скворцов Е.А., Митрофанова А.С. К проблеме устойчивого развития сельского хозяйства в условиях внешнеэкономических ограничений // Теория и практика мировой науки. – 2024. – № 10. – С. 2-5.
5. Кульчикова Ж.Т. Факторы формирования государственной экспортной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2024. – Т. 14. – № 5 (105). – С. 828-836.
6. Экспорт рыбной продукции из РФ превысил 1,9 млн тонн в 2024 году. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/23624885 (дата обращения: 18.07.2025).
7. Запорожец Д.В., Свистула И.А. Изменение вектора деловой активности в аграрном секторе экономики: «разворот на восток» // АПК: экономика, управление. – 2024. – № 7. – С. 97-102.
8. Греков А.Н., Богомолов М.А., Кузнецов С.Н Основные проблемы повышения экспорта аграрной продукции: сб. ст. Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Аграрная экономика в современных условиях: проблемы и векторы развития», 26 ноября 2024 г. / под ред. Карамновой Н.В. – Мичуринск-Наукоград: ЗАО «Университетская книга», 2024. – С. 154-158.
9. Юдин Д.В. Финансовая политика в АПК на федеральном и региональном уровнях: сб. ст. XII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики», 20–21 марта 2025 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2025. – С. 187-191.
10. Родионова О.А., Гребенькова О.А. Диверсификация экспорта агропродовольственной продукции как инструмент устойчивого развития аграрного сектора // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2017. – № 4 (33). – С. 49-53.