Abstract: The article examines the content of conflicts in the organization. The main conditions and causes of conflicts in the organization are outlined, as well as the destructive consequences of such conflicts are noted. The article reveals the essence of conflict management in the organization, examines some management functions at different stages of conflict development in the organization.
Keywords: conflict, organization, management, consequences, causes, stages, development.
Конфликты являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Столкновение интересов и обострение противоречий встречается во всех сферах – семья, дружеские отношения, окружение, работа и другие. По мнению современных отечественных исследователей, «…конфликты…необходимо рассматривать как вполне нормальные социальные явления, порождаемые самой природой общественной жизни, процессом и способом взаимодействия людей. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека» [1, с. 49].
Одним из часто встречаемых в жизни людей видов конфликта являются конфликты в организации. Зарубежными научными исследователями конфликт в организации описывается как состояние разногласий или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого расхождения потребностей, убеждений, ресурсов и отношений между членами организации [2].
Согласно С.Р. Роббинсу, конфликт в организации определяется как процесс, в ходе которого человек или подразделение целенаправленно предпринимают усилия по блокированию другого индивида, что приводит к срыву достижения целей другого человека или продвижения его или ее интересов [3].
Отечественные исследователи определяют конфликт в организации как открытую форму существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка [4].
Итак, конфликты в организации представляют собой столкновение интересов, целей, взглядов членов организации, которое выражается в противоборстве сторон. Конфликт в организации, как правило, возникает при условии обострения накопленных противоречий (неслучайный конфликт) или по причине использования людьми конфликтогенов – тех слов или действий, которые воспринимаются другой стороной как угрожающие или обесценивающие. По сути своей конфликтоген – провокативный фактор, которой потенциально может привести к конфликту (или не привести, все определяется реакцией индивида, в адрес которого направляются конфликтогены). В том случае, если конфликт все же случился в результате применения субъектами взаимодействия различных конфликтогенов, речь идет о случайном конфликте.
Среди причин, способствующих возникновению конфликтов в организации можно выделить множество факторов экономического, управленческого, организационного, профессионального, социально-психологического и даже материально-технического характера.
Отечественные исследовали в качестве основных причин возникновения конфликтов в организации обозначают такие, как:
- низкий уровень заработной платы и переработки;
- чрезвычайно высокая либо недостаточная загруженность;
- несоблюдение принципа единоначалия;
- противостояние сотрудников за ограниченные ресурсы (финансирование, оборудование др.);
- претендование на лучшие вакансии;
- противоречия интересов (мнений) группы с интересами (мнениями) отдельной личности;
- различие уровня благосостояния отдельных групп управления организацией;
- «соревнование» между группами/подразделениями и др. [5].
Конфликты в организации, которые не были выявлены на этапе зарождения и своевременно разрешены, могут привести к множеству неблагоприятных последствий. Сред них:
- ухудшение микроклимата в коллективе и преобладание негативных социальных настроений;
- усиление стресса на индивидуальном уровне и социально-психологического напряжения в группе;
- уменьшение деловых контактов и ограничение неформального взаимодействия между участниками конфликта;
- снижение производительности в работе коллектива;
- сложности в реализации управленческих решений;
- дестабилизация и дезорганизация коллектива или компании в целом и др.
Зарубежные коллеги подчеркивают, что неуправляемые или плохо управляемые конфликты приводят к подрыву доверия и потере производительности. Для малого бизнеса, где успех часто зависит от сплоченности нескольких человек, потеря доверия и производительности может сигнализировать о смерти бизнеса [6].
Минимизировать деструктивные последствия конфликтов в организации и способствовать превалированию конструктивных возможно и необходимо. На достижение этой цели направлен процесс управления конфликтами.
Управление конфликтами в организации представляет собой сложный комплексный процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на динамику конфликта, а значит на его зарождение, возникновение, развитие и завершение.
Процесс управления конфликтами в организации характеризуется системностью и включает в себя несколько стадий: прогнозирование, профилактику, регулирование и разрешение конфликта.
Поскольку в своем развитии любой неслучайный конфликт проходит ряд стадий (предконфликтная, собственно конфликт и послеконфликтная стадии), то и функции управления конфликтом на каждой стадии будут отличаться.
Так на предконфликтной стадии, когда формируется первопричина конфликта и проблема во взаимоотношениях между людьми только вызревает, важно вовремя диагностировать зарождающийся конфликт, а также спрогнозировать его развитие и, конечно, предупредить открытое и острое конфликтное взаимодействие.
На стадии собственно конфликта, когда инцидент уже произошел и оппоненты конфликта вышли в открытое противоборство, важно предпринимать меры по регулированию и разрешению конфликта. А именно: не допускать его эскалации, локализовать конфликт, использовать педагогические и административные меры по его нейтрализации.
Когда конфликт завершается и его динамика выходит на послеконфликтную стадию, производится оценка последствий конфликта, подводятся итоги и планируются мероприятия по профилактике подобных конфликтов в организации.
Это обобщенная схема управления конфликтом в организации, специфика которой определяется видом конфликта, его содержанием и характеристикой, условиями возникновения, исходными причинами конфликта и многими другими факторами. В связи с этим, разработать универсальный алгоритм действий руководителя или другого субъекта управления конфликтом в организации невозможно. Однако отечественные исследователи представили обобщенный взгляд на основные действия субъекта управления конфликтом, которые необходимо произвести. К ним относятся:
- изучение причин возникновение конфликта (анализ результатов деятельности, наблюдение, беседа, изучение документов);
- ограничение числа участников (работа с лидерами в микрогруппах, перераспределение функциональных обязанностей);
- дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов, переговорного процесса;
- принятие решения (административные, педагогические методы) [7].
Итак, чтобы способствовать устойчивому росту организации и повышать ее конкурентоспособность на рынке, необходимо оперативно выявлять конфликтные ситуации в коллективах, нивелировать возникающие противоречия и реализовывать грамотную стратегию действий, направленных на управление конфликтом в организации. Способность руководящих лиц на всех уровнях управления организацией диагностировать конфликт и осознанно управлять конфликтом, направляя ход его движения и развития в нужном ключе, гарантирует преобладание конструктивных, созидательных последствий над деструктивными.
Библиографический список
1. Опейкина Т.В., Морозова Н.И., Коробкина Н.И. Концептуальная модель управления конфликтами в современной компании // Альманах «Крым». – 2023. – № 4 (38). – С. 46-52.2. Organizational Conflict / Business Jargons. – Режим доступа: https://businessjargons.com/organizational-conflict.html (дата обращения: 23.08.2024).
3. Organizational Conflict / Your Aarticle Library. – Режим доступа: https://www.yourarticlelibrary.com/organization/conflict-management/organizational-conflict/99695 (дата обращения: 23.08.2024).
4. Новикова Г.В. Конфликты в организации. – Режим доступа: https://lk.msu.ru/uploads/attachments/attachment_1866_1584531384.pdf (дата обращения: 23.08.2024).
5. Карякин А.М. Причины и последствия дисфункциональных конфликтов персонала в организации // Human Progress. – 2022. – Том 8. – Вып. 1. – С. 1-8.
6. Ahmed Adamu Isa. Conflicts in Organizations: Causes and Consequences // Journal of Educational Policy and Entrepreneurial Research (JEPER). – 2015. – Vol. 2. – №11. – Pp. 54-59.
7. Кох М.Н., Кокурина К.Д. Управление конфликтами в организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-2.– С. 6-8.