Данная статья выполнена в рамках написания магистерской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Харланова А.С., кафедра «Мировая экономика», Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The purpose of the work is to consider the approaches of countries to ensuring energy security, their main directions and activities. The study examined the main strategic and other government documents of the Russian Federation, Republic of India and People’s Republic of China. Based on the information received, the main similarities and differences of concepts identified and prospects for cooperation between the countries determined.
Keywords: energy security, energy doctrine of Russian Federation, the National Energy Policy (NEP), White paper «Energy in China's New Era».
Введение
Возникновение энергетической безопасности как концепта относится
к началу ХХ века, периоду, связанному с обострением проблемы поставок энергетических ресурсов (далее – энергоресурсов) на нужды армии. Актуальность данной темы возросла с началом нефтяных кризисов 1973
и 1979 годов, сопровождавшихся перебоями экспортных поставок нефти, спровоцировавшими дефицит энергоресурсов в развитых странах и рост цен на них.
Международным энергетическим агентством был введен термин энергетической безопасности страны, под которым подразумевается надежность поставок соответствующего количества и качества при текущей экономической конъюнктуре. Однако, за прошедшие десятилетия понятие было переосмыслено ввиду его разной интерпретации. В долгосрочной перспективе данный термин включает регулярное инвестирование
в энергоснабжение в соответствие с нуждами экономического развития
и экологическими потребностями; а в краткосрочной перспективе – способность энергетической системы реагировать на резкие изменения объема и структуры спроса и предложения. Понятие энергетической безопасности было дополнено различными аспектами, в том числе финансовой, внешнеэкономической, экологической и других сфер, тем не менее, основополагающим аспектом обеспечения энергетической безопасности страны по-прежнему является надежное и бесперебойное топливо- и энергоснабжение.
Энергетическая безопасность, формируя энергетическую политику,
все чаще становится одной из приоритетных задач устойчивого развития любого государства. Ее понимание напрямую связано с категорией страны
как основного источника энергоресурсов, что обуславливает индивидуальность подходов к достижению энергетической безопасности каждого отдельного региона, отдельной страны. Различия в подходах к определению понятия энергетической безопасности не столько подчеркивают различия в видении данной категории, сколько отражают национальные особенности социально-экономического развития и приоритеты энергетической политики в целом.
В современных реалиях периода геополитической напряженности появились новые риски и угрозы энергетической безопасности, которые определили существенные изменения мировой энергетики, связанные с конфликтом в связи с проведением специальной военной операцией, санкционным давлением западных стран и политизацией мировых энергетических рынков, приведшие к реструктуризации и дестабилизации мирохозяйственных связей в сфере энергетики. Подобные явления подчеркивают важность укрепления энергетической безопасности и управления рисками на национальном уровне, а также необходимость укрепления и развития двустороннего сотрудничества в области энергетической безопасности с дружественными странами.
Подходы к понятию и содержанию энергетической безопасности страны отличаются и с точки зрения ее места в системе международных экономических отношений. Так, для стран-импортеров энергетическая безопасность – это гарантии импорта энергоресурсов, стабильные мировые цены на энергоресурсы, диверсификация импортных партнеров и номенклатуры энергоресурсов, развитие инфраструктуры хранения энергоресурсов и энергетическая эффективность, энергосбережение;
для стран-экспортеров – устойчивость внешнего спроса, восполнение минерально-сырьевой базы и рост добычи энергоресурсов, максимизация прибыли от экспорта энергоресурсов, диверсификация направлений экспорта и экспортных позиций; в свою очередь для стран-транзитеров – максимизация прибыли от транзитных сборов, безопасность инфраструктуры и транзита энергоресурсов [12]. При этом, развивающиеся страны больший акцент делают на обеспеченность и доступность энергией и энергоресурсами населения, в то время как развитые страны приоритетом политики ставят энергетическое сбережение, энергетическую эффективность и «зеленую энергетику».
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как анализ и обобщение специальной литературы, публикаций и научных статей, графический метод анализа статистических данных.
Основная часть исследования
В ряде стран понимание и подход к термину «энергетическая безопасность» закреплены в нормативных правовых актах стратегического планирования, утверждаемых главами государств и высшими органами исполнительной власти. Однако, многие страны не отражают основные положения по энергетической безопасности в официальных документах.
В Российской Федерации основным документом в области энергетической безопасности является Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина), утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216.
В Доктрине закреплено понятие энергетической безопасности как состояние защищенности энергетики страны от угроз национальной безопасности, которое позволяет обеспечивать ее надежное функционирование и надлежащее исполнение обязательств перед внутренними потребителями и внешними контрагентами. Реализация внешних, трансграничных и внутренних угроз энергетической безопасности может привести к нарушению нормального функционирования организаций топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) и снижению их финансовой устойчивости.
В Республике Индия (далее – Индия) понятие энергетической безопасности и подход к ее обеспечению отражены в Национальной энергетической политике (далее – НЭП), принятой Правительством Индии в 2017 году. В соответствие с НЭП во исполнение целей проводимой политики выделяется ряд ключевых задач, одной из которых наравне с устойчивостью ТЭК является повышение энергетической безопасности. Энергетическая безопасность определяется как сокращение зависимости от импорта энергоресурсов, устойчивое развитие и декарбонизация. Реализация данной задачи предлагает мероприятия по диверсификации источников импорта энергоресурсов, наращиванию внутреннего производства энергоресурсов, повышению энергетической эффективности и энергосбережению, охране окружающей среды. Особое место в реализации мероприятий уделяется развитию энергетики на основе возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ).
В Китайской Народной Республике (далее – КНР) отсутствуют нормативные правовые акты, закрепляющие подход к энергетической безопасности, однако отдельные положения, касающиеся вопросов энергетической безопасности отражены в Белой книге «Энергетика в новой эре Китая» (далее – Белая книга), опубликованной информационным бюро Государственного совета КНР в декабре 2020 года. Необходимость формирования новой стратегии в области энергетики в части энергетической безопасности была отмечена Президентом КНР Си Цзиньпином в 2014 году. Новая стратегия сводилась к инициативе «4 реформы и 1 кооперация» [9],
в соответствии с которой планировалось провести реформы, направленные
на улучшение структуры потребления энергии, диверсификацию предложения энергии, развитие технологий в сфере энергетики и оптимизацию энергетической системы, а также обеспечить всестороннее сотрудничество с другими государствами в области энергетической безопасности. Белая книга дает представление о достижениях КНР в области энергетики и направлениях дальнейшей политики.
В основе российского подхода к обеспечению энергетической безопасности лежит риск-ориентированный подход – гарантированное обеспечение энергетической безопасности базируется на идентификации угроз энергетической безопасности и сопряженных с ними рисков, оценке риска их реализации и принятии решения относительно способа их обработки с последующим контролем и мониторингом [23, с.324].
В основе подхода Индии к обеспечению энергетической безопасности лежит анализ и прогнозирование спроса на энергию, поскольку для Индии характерна проблема энергетической бедности. НЭП предусмотрены «сценарии энергетической безопасности Индии 2047», представляющие альтернативные сценарии снижения темпов роста спроса на энергию за счет повышения энергетической эффективности и создания резервов энергоресурсов, что позволяет корректировать действующие и вводить новые меры при формировании государственной энергетической политики посредством мониторинга и прогнозирования показателей спроса
на энергоресурсы.
Что касается КНР, оценить, что рассматривается в подходе
к обеспечению энергетической безопасности, на момент анализа
по представленным в открытом доступе нормативным правовым актам затруднительно, а проявление данного аспекта национальной безопасности имеет сугубо практический характер. Укрепление энергетической безопасности КНР осуществляется посредством реализации мер, направленных на решение проблем, стоящих перед ТЭК страны в конкретный момент времени, и, впоследствии, повышение общественного благосостояния. Белой книгой провозглашается приоритетность энергосбережения, энергетической эффективности использования энергоресурсов, модернизации сектора энергетики, формирования единого энергетического рынка на основах конкуренции и рыночного ценообразования.
Российский подход к энергетической безопасности основывается
на основных положениях Доктрины, в которой обозначены направления
по обеспечению энергетической безопасности, указанные в пункте 24 Доктрины, включающие совершенствование государственного управления, обеспечение технологической независимости и другие. В рамках каждого направления поставлен ряд задач, включая задачи в области «зеленой политики», задачи по повышению энергетической эффективности и обеспечению энергосбережения, повышению эффективности недропользования, доступности энергоресурсов и обеспеченности
ими внутренних потребителей, развитию энергетической инфраструктуры удаленных территорий, развитию рынка сжиженного природного газа, импортозамещению, налаживанию собственного производства и технологий, а также по подготовке кадров [24, с.1416]. Решение задач позволяет укрепить состояние энергетической безопасности страны и минимизировать вероятность возникновения угроз и рисков энергетической безопасности. Обеспечение энергетической безопасности способствует достижению национальных интересов Российской Федерации, содействует в развитии потенциала энергетики и других секторов экономики страны, а также укреплению позиций в мировой энергетике [25, с.609].
В подходе Индии НЭП предусмотрены следующие направления обеспечения энергетической безопасности: электрификация сельской местности, экологически чистые виды топлива для бытовых нужд, сетевая интеграция ВИЭ и повышение эффективности сети.
В рамках мер по электрификации сельской местности внимание уделяется не только обеспечению удаленных территорий страны электрической энергией, но и обеспечению ее качества, стабильности, гибкости и экономической целесообразности. Обеспечение потребителей экологически чистыми видами топлива для бытовых нужд подразумевает переход на энергетически эффективное и энергосберегающее бытовое оборудование за счет продвижения биогаза и сжиженных углеводородных газов, особенно в сельских районах. В рамках направления по сетевой интеграции ВИЭ и повышению эффективности сетей отмечена необходимость обеспечения предсказуемости и устойчивости генерации возобновляемой энергии через разработку новых технологий в области сетевого электроснабжения, умные сети, переход к модели национального регулирования и управления энергетической системой (создание единой энергетической системы), повышение гибкости выработки электрической энергии в соответствии со спросом, внедрение механизмов резервирования мощности.
НЭП также предусмотрены мероприятия по обеспечению энергетической безопасности Индии в части гарантии поставок, включающие диверсификацию источников генерации электроэнергии. В рамках инициативы Exploration & Production [5] предполагается нарастить внутреннее производство ископаемых видов топлива, что позволит сократить зависимость от экспорта этих ресурсов, являющуюся одной из наиболее актуальных проблем индийской энергетики. Доля потребленного импортного сырья в общем объеме потребления по видам энергоресурсов колеблется в пределах 24,3-87,7 %, а средний уровень данного показателя составляет 41 % [8]. Проведение мероприятий по снижению импортной зависимости преследует цели не только повышения самообеспеченности нефтью, углем и природным газом, но и доступности энергоресурсов, эффективного ценообразования.
Достижению указанных целей может способствовать развитие ВИЭ-генерации, а именно продвижение солнечной, ветряной и атомной энергии, офшорной генерации электрической энергии, чему благоприятствуют географическое положение и климатические условия Индии, а также инновационная деятельность в области технологий накопления и хранения энергии, обеспечивающие повышение доступности электрической энергии и развитие энергетических систем страны.
Развитие внутреннего производства угля в Индии также нацелено
на снижение воздействия окружающей посредством развития технологий подземной газификации угля, который технически невозможно извлечь из недр, добычи метанола угольных пластов, а также развития углехимии, в частности, производства биометанола.
Кроме того, в НЭП отмечается необходимость развития человеческого капитала в целях развития энергетического сектора и обеспечения энергетической безопасности, стимулирования инвестиционной активности в технологии ТЭК и реформирования методов государственного и корпоративного управления.
Приоритетным направлением обеспечения энергетической безопасности КНР является диверсификация предложения энергии, реализация мероприятий в рамках которого позволит решить проблемы обеспеченности удаленных территорий и «зеленой повестки». Данное направление определяет не только важность альтернативной энергетики, но и необходимость инновационного развития традиционных отраслей энергетики – увеличение производства и, как следствие, потребления природного газа за счет разработки и внедрения технологий добычи шельфового газа, газа угольных пластов и газа плотных пород, повышение глубины переработки нефти, создание резервов энергоресурсов, повышение эффективности существующих систем по передачи электрической энергии и другие. Данные идеи нашли отражение в 14‑м пятилетнем плане развития национальной экономики и общества и долгосрочных целей до 2035 года, принятом в марте 2021 года.
Согласно Белой книге КНР, для достижения диверсифицированной структуры предложения энергии проводятся различные мероприятия, в том числе по реструктуризации промышленности, наращиванию мощностей ВИЭ-генерации, совершенствованию государственного управления, для снижения энергоемкости экономики, урбанизации удаленных территорий с учетом задач энергосбережения и продвижения экологически чистой энергии. В Белой книге также отмечена необходимость развития межгосударственного сотрудничества в сфере энергетической безопасности.
Таким образом, по результатам анализа документов стратегического планирования в сфере ТЭК Российской Федерации, Индии и КНР, подходы трех стран к обеспечению энергетической безопасности во многом схожи: отмечается необходимость реформирования государственного и корпоративного управления, стимулирования инновационной деятельности в сфере энергетики, обеспечения доступности энергии для всех потребителей, надежности функционирования энергетических систем – однако существуют ряд значительных отличий, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Приоритеты в области энергетической безопасности
в стратегических документах Российской Федерации, Индии и КНР.
Источник: составлено автором на основе изучения стратегических документов стран.
Во-первых, в подходах Индии и КНР к обеспечению энергетической безопасности делается больший упор на технологическое развитие энергетики и пересмотр подхода к традиционным ископаемым энергоресурсам; меньший – на государственное управление. Во-вторых, российскому подходу свойственен некий скептицизм в отношении «зеленой повестки», чему способствуют две причины: 1) использование последней в качестве политического инструмента несовершенной конкуренции и дискриминации со стороны ряда западных стран; 2) характерная для Российской Федерации высокая доля «чистой энергии» в структуре топливно-энергетического баланса. В-третьих, в рамках китайского подхода, несмотря на признание необходимости развития внутреннего производства, проблеме зависимости от импорта энергоресурсов и политике импортозамещения отводится меньшая роль, однако, в отличие от российского и индийского подходов, важная роль отведена международному, межгосударственному сотрудничеству в области разработки концепции энергетической безопасности и ее прикладного применения.
Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что современные подходы к обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации, Индии и КНР отвечают вызовам и угрозам энергетической безопасности, стоящим перед странами в условиях текущего геополитического обострения. Стремление каждой отдельной страны укрепить состояние энергетической безопасности может стать отправной точкой дальнейших совместных исследований, поскольку указанная в нормативных правовых актах стратегического планирования трех стран совокупность проблем весьма схожа и может быть решена совместными усилиями в рамках единого подхода. Создание межгосударственного научно-исследовательского центра, объединяющего страны вокруг данного аспекта, может стать хорошим фундаментом для сотрудничества, направленного на построение самодостаточных экономик с независимыми ТЭК, устойчивым к внешним шокам.
Библиографический список
1. Воропай Н.И., Сендеров С.М. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований // Открытый семинар «Экономические проблемы энергетического комплекса» (29 марта 2011). – Москва, 2011. – 91 с. – [Электронный ресурс]. – URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/seminar/energo/z119.pdf (дата обращения: 31.03.2024);2. Aleh Cherp, Jessica Jewell. The concept of energy security: Beyond the four As // Energy Policy. – 2014. Vol. 75. P. 415-421. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0301421514004960#bib18 (31.03.2024);
3. IEA. Energy Security. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.iea.org/about/energy-security (дата обращения: 31.03.2024);
4. Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации: указ президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года № 216. – [Электронный ресурс]. – URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/14766/96941 (дата обращения: 01.04.2024);
5. Draft National Energy Policy: NITI Aayog, Government of India. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.niti.gov.in/sites/default/files/2022-12/NEP-ID_27.06.2017.pdf.pdf (дата обращения: 01.04.2024);
6. India's 4-plank energy security strategy is based on diversifying supplies, increasing E&P, alternate energy sources and energy transition through a gas-based economy, Green Hydrogen etc. Ministry of Petroleum and Natural Gas of India. – [Электронный ресурс]. – URL:https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1889967#:~:text=Petroleum%20%26%20Natural%20Gas ,India's%204%2Dplank%20energy%20security%20strategy%20is%20based%20on%20diversifying,by%202025%3A%20Hardeep%20Singh%20Puri (дата обращения: 02.04.2024);
7. Мастепанов А.М. Энергетическая политика Индии в период энергетического перехода // Энергетическая политика. Выпуск № 9, 2020. С. 74-91;
8. Dependency on imports for energy needs sees a rise. Times of India. – [Электронный ресурс]. – URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/dependency-on-imports-for-energy-needs-sees-a-rise/articleshow/99279917.cms (дата обращения: 02.04.2024);
9. Full Text: Energy in China's New Era. The state Council the People’s Republic of China. – [Электронный ресурс]. – URL: https://english.www.gov.cn/archive/whitepaper/202012/21/content_WS5fe0572bc6d0f725769423cb.html (дата обращения: 04.04.2024);
10. Outline of the People’s Republic of China 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development and Long-Range Objectives for 2035 // Center for Security and Emerging Technologies. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cset.georgetown.edu/publication/china-14th-five-year-plan/ (дата обращения: 04.04.2024);
11. The 14th Five-Year Plan of the People’s Republic of China — Fostering High-Quality Development // Asian development bank. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/705886/14th-five-year-plan-high-quality-development-prc.pdf (дата обращения: 04.04.2024);
12. Серия исследований «Энергия Арктики» / Киушкина В.Р., Самсонов Р.О., Ишмуратова М.Д. [и др.] // Московская школа управления СКОЛКОВО. – Москва: 2020. – Том 1: Арктические стратегии: энергетика, безопасность, экология и климат. – 283 с. – [Электронный ресурс]. – URL: https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/6bf9fd0f-c490-4338-b280-8375412a78f1/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol1.pdf (дата обращения: 06.04.2024);
13. Сендеров С.М., Рабчук В.И. Энергетическая безопасность сегодня и основные методики ее обеспечения // Энергетическая политика. Выпуск № 11, 2022. С. 56-69;
14. Сендеров С.М., Рабчук В.И. Старые и новые угрозы энергобезопасности России в сфере газа // Энергетическая политика. Выпуск № 11, 2020. С. 84-95;
15. Сендеров С.М., Рабчук В.И. Индикаторы оценки доктрины энергобезопасности России по надежности топливо- и энергосбережения // Энергетическая политика. Выпуск № 3, 2019. С. 86-95;
16. Воропай Н.И., Клер А.М., Конопов Ю.Д., Санеев Б.Г., Сендеров С.М., Стенников В.А. Методические основы стратегического планирования развития энергетики // Энергетическая политика. Выпуск № 3, 2018. С. 35-44;
17. Секачева, А. Б. Тенденции, особенности и проблемы развития атомной энергетики Франции / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 85-96. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-3-85-96.
18. Секачева, А. Б. Современное состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Франции / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2020. – Т. 14, № 4. – С. 6-14. – DOI 10.26794/2220-6469-2020-14-4-6-14.
19. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
20. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.
21. Дмитриева, А. Б. Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 1. – С. 12-16.
22. Дмитриева, А. Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 3. – С. 6-9.
23. Харакоз Ю.К. Направления трансформации современных финансовых рынков // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1(150). С. 322-325.
24. Харакоз Ю.К. Особенности использования финансово-информационной системы для принятия инвестиционных решений // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 1415-1418.
25. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.