Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы магистранта.
Статья выполнена под научным руководством к-т полит. наук, доцента Серегиной А.А., кафедра «Мировая экономика», Дипломатическая Академия МИД России.
Abstract: The article is devoted to the energy transition, as well as trends and technologies for reducing the carbon footprint in global practice. The energy transition is the process of moving from the use of traditional fossil energy sources such as coal, oil and gas to renewable ones. This is a change in the structure of primary energy consumption and a gradual transition from the existing energy supply system to a new state of the energy system. The main goal of the energy transition is to reduce the carbon footprint in the atmosphere and minimize negative impacts on the environment.
Keywords: Energy transition, carbon border adjustment mechanism, carbon
Введение
Актуальность данной статьи обусловлена трендами современного мира по переходу от ископаемых источников энергии к возобновляемым, обусловленным минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность человека. Данный переход в первую очередь обусловлен невозобновляемостью ископаемых источников энергии, таких как нефть и газ, что в ближайшем будущем может привести к экономической, политической и экологической нестабильности.
Несмотря на всестороннюю мировую поддержку энергетического перехода, данный процесс требует значительного уровня развития технологий и инфраструктуры, что в свою очередь невозможно без привлечения огромных инвестиций в эту область.
В данной статье исследуется всесторонний подход к энергетическому переходу, его значимость для снижения углеродного следа и достижения устойчивого развития в глобальном контексте.
Методологическая основа исследования
Работа была написана с использованием таких общенаучных методов, как: анализ научной литературы, метод сравнения и аналогий, группировка, обобщение и дедуктивный метод.
Энергетический переход: теория и практика
Энергетический переход, часто называемый декарбонизацией, представляет собой процесс перехода от традиционных источников энергии, таких как уголь, нефть и газ, к возобновляемым и более чистым источникам энергии, таким как ветер, солнечная энергия и гидроэнергетика. При этом прежние источники энергии уступают место или в значительной мере дополняются новыми. Цель этого перехода — снизить углеродный след и минимизировать воздействие на окружающую среду. Результатом такого перехода является рост общего объема энергопотребления главным образом за счет появления новых источников энергии.
Одним из первых понятие энергоперехода ввел в оборот чешско-канадский ученый и политический аналитик Вацлав Смил. Согласно его трактовке энергопереход – это «время, прошедшее между введением нового источника энергии или первичного двигателя и таким состоянием, когда можно заявить о том, что они заняли существенную долю общего рынка». Смил подтверждал свое определение аналитикой по изменению энергобалансов стран и мировой экономики по отдельным видам первичных источников энергии в процентах от общего объёма энергопотребления. Этот подход демонстрирует 3 исторических этапа, в которых происходит появление в энергобалансе значительной доли новых источников энергии:
1) XVIII—XIX вв. — от биомассы (дров) к углю: послужило основой индустриализации на базе паровых двигателей (доля угля в первичной энергии в 1840 г. – 5%, в 1899 г. – 50%);
2) конец XIХ — первая половина ХХ — от угля к нефти: сопровождалось внедрением двигателей внутреннего сгорания и увеличением доли нефти в первичной энергии (1915 г. – 3%, 1975 г. – 45%);
З) начиная со второй половины ХХ в. — от нефти к природному газу за счет внедрения газотурбинных двигателей, расширения использования газа (1930 г. – 3%, 2017 г. – 23%)
Каждый из этапов предполагал увеличение потребления энергетически более эффективных ископаемых источников энергии, что составляло основу экономического роста.
Согласно существующим трендам делается прогноз, что четвертый энергопереход будет к возобновляемым источникам энергии: ветру, солнцу, приливам и т. д. (2017 г. – 3%, 2022 г. – 12,2%).
Основной выделяемой причиной энергетического перехода является необходимость борьбы с глобальным потеплением. Выбросы парниковых газов, таких как углекислый газ (CO2), метан (CH4) и другие, создают парниковый эффект, что приводит к повышению средней температуры на Земле. Уголь, нефть и газ являются главными источниками данных выбросов. Таким образом, переход на возобновляемые источники энергии и технологии с низким уровнем выбросов способствует существенному уменьшению углеродного следа в атмосфере.
Помимо экологических причин, также выделяют экономические и социальные факторы, стимулирующие энергетический переход. Возобновляемые источники энергии могут способствовать созданию новых рабочих мест, улучшению энергетической безопасности и снижению зависимости от импорта ископаемого топлива. Эти аспекты способствуют развитию устойчивой экономики.
Многие страны мира приняли или собираются принять концептуальные документы, содержащие стратегические подходы к решению энергетических и климатических проблем. После кризиса 2008-2009 гг. и в еще большей степени после принятия в 2015 г. Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Парижского соглашения по климату практика разработки и принятия целевых программ, стратегий, дорожных карт и других стратегических документов получила широкое распространение, поскольку разработка и принятие подобных документов — одно из обязательных условий присоединения к международному соглашению. Страны, подписавшие Парижское соглашение, обязались принять меры по ограничению глобального потепления до уровня значительно ниже 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем, при этом стремясь ограничить повышение температуры до 1,5°C.
В 2019 г. ЕС принял стратегию экологизации и декарбонизации экономики стран ЕС, получившую название «Зеленый курс ЕС» (European Green Deal). Согласно данной стратегии конечная цель — достичь углеродной нейтральности к 2050 г., а промежуточная цель — снизить к 2030 г. объем выбросов ПГ на 55 % по сравнению с уровнем 1990 г.
В рамках комплексного климатического пакета мер «Fit for 55» 14 июля 2021 года Еврокомиссия представила предложение о введении механизма пограничной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Этот инструмент является важным шагом для Евросоюза в борьбе с изменением климата. Помимо этого, ЕС также проводит реформу системы торговли выбросами (ETS).
CBAM представляет собой таможенный сбор, который рассчитывается на основе объема прямых выбросов парниковых газов (ПГ), произведенных при производстве товаров, и цены на выбросы, которая соответствует стоимости углеродных сертификатов на рынке EU-ETS. Оплата этого сбора ложится на импортера, который должен зарегистрироваться в специальном регулирующем органе, предоставить информацию об объемах выбросов ПГ и приобрести сертификаты CBAM для компенсации выбросов. Этот формат регулирования является наиболее мягким в отношении охвата выбросов ПГ.
CBAM охватывает пять товарных групп: цемент, удобрения, железо и сталь, алюминий, электроэнергия. Для электроэнергии применяются особые правила расчета выбросов, отличные от других товаров. Подсчет выбросов ПГ может быть основан как на фактических данных производителя, так и на средних показателях для страны экспортера. Выбор подхода будет зависеть от наличия достоверной информации в стране-экспортере или верифицированной информации по конкретному товару от компании-производителя. Среди стран, вовлеченных в экспорт продукции в рамках регулирования СВАМ, лидируют Россия, Турция, Китай и Норвегия.
В настоящее время цена на выбросы ПГ составляет около 50–55 евро за тонну CO2. Аналитики Bloomberg NEF прогнозируют, что к 2030 году эта цена достигнет 100 евро за тонну CO2. Оплата будет осуществляться через покупку сертификатов CBAM, которые будут продаваться специальным регулятором по соответствующей цене на рынках EU-ETS. В отличие от квот EU-ETS, торговля сертификатами CBAM не предполагается; избыточные сертификаты можно будет вернуть регулятору по той же цене, по которой они были куплены.
Позиция России — это переход к низкоуглеродному развитию без социальных и экономических шоков. На COP28 в Дубае была зафиксирована глобальная цель по переходу от ископаемого топлива в энергетике без резкого отказа от него.
В 2021 г. были разработаны и утверждены критерии (так называемые таксоны) зеленых и адаптационных проектов. Обеспечение финансирования для таких проектов позволит достичь снижения выбросов парниковых газов. Также в 2023 г. на уровне Правительства Российской Федерации были утверждены приоритетные направления проектов, реализация которых направлена на укрепление технологического суверенитета. Регуляторная поддержка заключается в снижении риск-веса по кредитам проектов технологического суверенитета. В таксономию технологического суверенитета также входят отрасли, связанные с энергопереходом, энергоэффективностью и энергобалансом. Например, строительство электростанций для генерации на ВИЭ (солнечных, ветровых, геотермальных). Ожидается, что в России будут удвоены мощности генерации возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с 6 до 12 ГВт к 2030 году. На данный момент реализуется 110 проектов ВИЭ мощностью 4 ГВт.
В связи с принятыми климатическими обязательствами в России можно ожидать существенные изменения в энергетике и топливноэнергетическом комплексе (ТЭК). Обновленная Климатическая доктрина РФ, представленная в Указе Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации», закрепила планы по достижению углеродной нейтральности экономики не позднее 2060 г. Для их реализации на национальном уровне развивается углеродное регулирование с акцентом на экономические (рыночные) механизмы стимулирования в области сокращения выбросов парниковых газов. Прошло чуть больше года с момента запуска первого в России эксперимента по созданию региональной системы торговли квотами на выбросы (СТВ) на Сахалине и выпуска первых углеродных единиц в национальном реестре.
Неоднозначность скорого признания российских углеродных единиц в мире дала рынку значительную свободу в формировании регламентов и адаптации международного опыта реализации климатических проектов к российской действительности. Как следствие, внутреннее углеродное регулирование стало восприниматься бизнесом как возможность монетизации СО2 для преодоления турбулентного периода в мировой геополитике и его последствий.
Изначально минимально допустимая стоимость углеродной единицы составляла 2000 руб., однако средневзвешенная цена продажи углеродных единиц на первых биржевых торгах в сентябре 2022 г. составила половину этой величины. В текущей редакции документа ценовое ограничение упразднено. В рамках первого в России регионального эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области ставка платы за превышение квоты на период 2023–2028 гг. была закреплена на уровне 1000 руб. за тонну СО2 эквивалента (СО2 экв.).
Заключение
Энергетический переход представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, направленный на снижение углеродного следа и достижение устойчивого развития. Внедрение возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности становятся ключевыми элементами стратегии декарбонизации, что требует значительных изменений в энергетической инфраструктуре и адаптации экономических механизмов. Введение таких инициатив, как CBAM и ETS в Евросоюзе, а также принятие Климатической доктрины в России, подчеркивают важность и актуальность глобальных усилий по переходу к низкоуглеродной экономике.
Мировое сообщество сталкивается с множеством вызовов на пути к достижению углеродной нейтральности. Однако использование возобновляемых источников энергии, развитие зеленых технологий и поддержка международных соглашений создают условия для устойчивого будущего. Энергетический переход не только способствует снижению выбросов парниковых газов, но и открывает новые возможности для экономического роста, создания рабочих мест и улучшения качества жизни.
В заключение следует отметить, энергетический переход является неотъемлемой частью глобальной стратегии по борьбе с изменением климата. Он требует согласованных усилий правительств, бизнеса и общества для достижения общих целей. Успешная реализация мер по декарбонизации позволит обеспечить устойчивое развитие и сохранить экологическое равновесие для будущих поколений.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации» – Режим доступа http://www.kremlin.ru/acts/bank/49910 (Дата обращения: 03.06.2024)2. Информационно-аналитический бюллетень «энергетика будущего» Научно-образовательного Консорциума – Режим доступа https://rosenergo.gov.ru/upload/medialibrary/20a/gfr1tl32zjnuxxgwa9zugpwnmembvo19.pdf (Дата обращения: 03.06.2024)
3. Д.Н. Ершов, М.В. Сигова, И.А. Никитина «Отражение концепции энергоперехода в стратегиях развития отраслей и регионов России» – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-kontseptsii-energoperehoda-v-strategiyah-razvitiya-otrasley-i-regionov-rossii
4. Анна Шигина, Андрей Хоршев «Плата за углерод как game changer для структуры технологий в энергетике России» – Режим доступа https://energypolicy.ru/plata-za-uglerod-kak-game-changer-dlya-struktury-tehnologij-v-energetike-rossii/energoperehod/2024/14/14/ (Дата обращения: 03.06.2024)
5. Юрий Мельников, Юмжана Данеева, Юлия Ляшик, Никита Доброславский, Ирина Гайда «Европейский механизм пограничной углеродной корректировки - ключевые вопросы и влияние на Россию» – Режим доступа https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/SKOLKOVO_EneC_RU_CBAM.pdf (Дата обращения: 03.06.2024)
6. Министерство экономического развития Российской Федерации. «Илья Торосов: энергопереход способствует устойчивому росту экономики» – Режим доступа https://www.economy.gov.ru/material/news/ilya_torosov_energoperehod_sposobstvuet_ustoychivomu_rostu_ekonomiki.html (Дата обращения: 02.06.2024)
7. Филиппова А.В. «Глобальные тренды развития мировой электроэнергетики в условиях перехода к возобновляемым источникам энергии» – Режим доступа https://1economic.ru/lib/118732 (Дата обращения: 03.06.2024)
8. М. Леонард, Ж. Пизани-Ферри, Д. Шапиро, С. Тальяпиетра, Г. Вульф «Геополитика «Зеленой сделки» Европейского союза» (Электронный ресурс) – Режим доступа https://www.hse.ru/data/2021/08/14/1433485832/10%20Ленард%20204-235.pdf?ysclid=lw5jogaei8369847841 (Дата обращения: 03.05.2024)
9. Е.А. Сергеев, В.В. Воротников «Стратегия европейского союза в условиях глобальной перестройки: автономия или эвтаназия?» (Электронный ресурс) – Режим доступа https://mgimo.ru/upload/iblock/24f/x869ex6ouwkkwvhbbeu0tn6mb4aqorrc/eu-strategy-2023.pdf (Дата обращения: 30.06.2024)
10. World Trade Statistical Review 2023 (Электронный ресурс) – Режим доступа https://intosairussia.org/images/reports/WTO__Stat_trade_ review_wtsr_2023_e.pdf?ysclid=lvky7n1uo642286452 (Дата обращения 05.06.2024)
11. Eurostat (Электронный ресурс) – Режим доступа https://ec.europa.eu/eurostat (Дата обращения: 02.06.2024)
12. А.Б. Дмитриева «Особенности, проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европейском союзе на современном этапе его развития.» (Электронный ресурс) – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-problemy-i-perspektivy-integratsionnyh-protsessov-v-evropeyskom-soyuze-na-sovremennom-etape-ego-razvitiya/viewer (Дата обращения: 03.06.2024)
6. Современная модель эффективного бизнеса: монография /Г.П. Бачинский, В.Б. Малицкая и др./ Под общей ред. С.С. Чернова.- Книга 4. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. - 310с. (Дата обращения: 30.06.2024)
7. Oxford Institute for Energy Studies. Key Themes for the Global Energy Economy in 2024. – Режим доступа https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content (Дата обращения: 30.06.2024)
8. Daniel Raimi, Yuqi Zhu, Richard G. Newell, and Brian C. Prest. Global Energy Outlook 2024: Peaks or Plateaus? – Режим доступа https://www.rff.org/publications/reports/global-energy-outlook-2024/
9. IEA. Overview and key findings. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-investment-2024/overview-and-key-findings (Дата обращения: 30.06.2024)