Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировая экономика", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: This article considers the main directions of Germany's innovation policy within the framework of the transition to a new technological order. The strategic documents in the field of Germany's innovative development adopted by the federal government in recent years have been studied; the priorities set by the German authorities to secure and strengthen innovative potential have been identified, as well as a number of measures aimed at achieving the goals set. Due to the aggravation of the issue of Germany's economic sovereignty, this article pays special attention to innovations aimed specifically at sustainable economic development.
This article was completed as part of the Bachelor's graduate qualification work.
Keywords: Germany, innovation policy, new technological order, economic sovereignty, innovative development, innovative potential, Future Research and Innovation Strategy.
Введение
На сегодняшний день инновации являются важнейшим элементом экономического развития любого государства, определяя его конкурентоспособность на мировой арене. Будучи крупнейшей экономикой в Евросоюзе и четвёртой по величине экономикой в мире, Германия позиционирует себя одной из сильнейших стран с точки зрения уровня инновационного развития. Правительство и научные центры Германии на постоянной основе разрабатывают стратегии и проекты, направленные на поддержание высокого уровня инновационного потенциала страны.
В последнее десятилетие правительство Германии сфокусировало своё внимание на развитии трансформативных радикальных инноваций в духе повестки устойчивого развития ЦУР ООН и климатической повестки Парижского соглашения 2015 г., а инновационная политика стала приоритетным направлением деятельности германских властей, так как особую значимость приобрёл вопрос о необходимости упрочения экономической независимости и технологического суверенитета ФРГ.
Движущей силой экономического развития ФРГ принято считать инновационный потенциал германских предприятий, для поддержания и укрепления которого более 3% ВВП Германии инвестируется в исследования и разработки. При этом из более чем 100 млрд евро ежегодных расходов на исследования и разработки около 2/3 приходится именно на экономику. Кроме того, Германия стремительно продвигает новые и «прорывные» технологии, инновации и бизнес-модели. С этой целью были созданы Федеральное агентство по прорывным инновациям (Bundesagentur für Sprunginnovation, SprinD GmbH) в 2019 г. и Немецкое агентство по трансферу и инновациям (Deutsche Agentur für Transfer und Innovation, DATI) в 2021 г. [1]
Методологическая основа исследования
В процессе работы применялись такие общенаучные методы, как теоретико-методологический, статистический, графический анализ, наблюдение, сравнение, синтез, аналогия и обобщение.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили труды российских и зарубежных учёных, диссертационные исследования по изучаемой проблеме, монографии, журналы, аналитические отчёты Министерства образования и исследований Германии, статистические данные, опубликованные Еврокомиссией и Центром европейских экономических исследований им. Лейбница, а также материалы международных научно-практических конференций.
Целевые ориентиры документа «Стратегия будущего. Исследования и инновации»
В феврале 2023 г. Министерство образования и исследований Германии утвердило документ под названием «Стратегия будущего. Исследования и инновации» (Zukunftsstrategie Forschung und Innovation), главными ориентирами которого были обозначены целенаправленное развитие ключевых технологий (как самостоятельно, так и посредством расширения партнёрств в рамках ЕС), привлечение и удержание высококвалифицированных кадров, усиление трансфера технологий и стимулирование инновационной активности малых и средних предприятий. [2] Данная стратегия дополняет систему принятых в последние годы ключевых документов в сфере инновационного развития Германии (рисунок 1) и обозначает новые технологические приоритеты, целевые ориентиры и направления трансформации институциональной среды.
Рисунок 1 – Стратегические документы в сфере инновационного развития Германии
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
В сравнении с предшествующей «Стратегией высоких технологий – 2025» (the High-Tech Strategy 2025) [3] новый документ уточняет и конкретизирует цели инновационной политики ФРГ, фокусируясь на достижении технологического суверенитета не только Германии, но и Европейского союза в целом. В новой Стратегии делается акцент на научно-технологическом взаимодействии в рамках ЕС, развитии цифровой инфраструктуры, привлечении талантов из-за рубежа и усилении кадрового потенциала в сфере науки, а также на внедрении гибкого подхода к управлению инновационным развитием. [14]
Ключевые технологии для выполнения приоритетных «миссий»
Направления развития науки и инноваций в Германии на ближайшие годы сводятся к шести «миссиям» [4]:
- ресурсоэффективное производство и транспорт, построение экономики замкнутого цикла;
- предотвращение изменений климата и борьба с его последствиями, обеспечение продовольственной безопасности и поддержка биоразнообразия;
- повышение качества здравоохранения для всех слоёв населения;
- усиление цифрового и технологического суверенитета Германии и ЕС в целом;
- активизация программы освоения космоса, а также изучение, защита и использование космического и морского пространств;
- общество равных возможностей, безопасность, способность противостоять гибридным угрозам.
Наряду с вышеупомянутыми миссиями, документ «Стратегия будущего. Исследования и инновации» содержит в себе цели инновационного развития Германии к 2025 г. (таблица 1). В обновлённой редакции Стратегии основной задачей остаётся достижение исторического максимума доли внутренних затрат на исследования и разработки в 3,5% от ВВП.
Таблица 1
Целевые показатели согласно документу «Стратегии будущего. Исследования и инновации»
Показатель | Базовое значение | (год) | Целевое значение к 2025 г. |
Внутренние затраты на ИР, % к ВВП | 3,13 | (2021) | 3,5 |
Персонал, занятый ИР, человеко-лет в эквиваленте полной занятости | 733 831 | (2020) | Увеличение* |
Доля обладателей учёной степени либо высшего профессионального образования в возрасте 30-34 лет, % | 50,5 | (2019) | 55 |
Доля привлечённых из-за рубежа исследователей в университетах, % | 13,3 | (2020) | 15 |
Доля венчурного капитала в ВВП, % | 0,11 | (2021) | Увеличение* |
Доля инновационно активных компаний в числе МСП, % | 54,7 | (2020) | 60 |
Доля вновь созданных компаний в общем числе компаний высокотехнологичных отраслей, % | 3,58 | (2019) | 5 |
Минимальное время регистрации предприятия, дней | 8 | (2020) | 1 |
Участие Германии в программе «Горизонт Европа», % от всех грантов, выданных в рамках программы | 16,3 | (2020) | Увеличение* |
* Конкретное целевое значение в документе не указано
Источник: данные Министерства образования и исследований Германии
Ключевые технологии, необходимые для обеспечения суверенитета Германии, во многом повторяют и расширяют перечень, представленный на наднациональном уровне Европейского союза [5; 7] (таблица 2).
Таблица 2
Ключевые технологии ЕС и Германии
Технологии | ЕС | Германия |
Передовые производственные технологии | + | + |
Биотехнологии | + | + |
Микро- /наноэлектроника и фотоника | + | + |
Искусственный интеллект | + | + |
Интернет вещей | + | |
Технологии и системы безопасности | + | + |
Новые материалы | + | |
Космические технологии | + | |
Водородные технологии | + |
Источник: данные Министерства образования и исследований Германии и Европейского парламента
В качестве приоритетных областей также названы микросхемы и встроенные системы безопасности, датчики и силовая электроника. Согласно Стратегии, именно в этих направлениях будет поддерживаться и развиваться конкурентное преимущество Германии. Тем не менее, в документе декларируется отставание ФРГ в сфере информационных технологий. Среди основных причин, сдерживающих инновационное и научно-технологическое развитие страны, – недостаточные темпы цифровизации, затруднения в системе трансфера и коммерциализации технологических решений, а также несогласованность действий министерств и ведомств, ответственных за проведение научно-технологической политики. [10; 11]
Меры, предусмотренные для достижения целевых ориентиров
Для достижения обозначенных целевых показателей планируется усилить управление инновациями на региональном уровне, снизить бюрократическую нагрузку и добавить элементы интеллектуального регулирования.
Согласно Стратегии, необходимым условием достижения поставленных целей является сотрудничество в рамках ЕС. Удовлетворительный уровень технологического суверенитета видится достижимым только при условии объединения специализаций, компетенций и исследовательских инфраструктур стран-участниц Единого европейского рынка. [12] В Стратегии также подчёркивается важность установления норм и стандартов в сферах, являющихся приоритетными для Европейского союза.
Учитывая общемировую тенденцию к деглобализации, в Стратегии делается акцент на усугубляющемся отставании Германии от Китая по ряду ключевых технологий, а также ограничении доступа к ним на мировых рынках, что в совокупности может угрожать технологическому суверенитету ФРГ.
В целях сокращения этого отставания предлагается ряд дополнительных мер. В качестве инструмента усиления финансовой поддержки перспективных исследований планируется использовать целевые государственные инвестиции в проекты, относящиеся к ключевым технологиям и связанные с проведением ИР, в том числе для достижения мультипликативного эффекта в смежных отраслях; поощрять прямые иностранные капиталовложения в R&D-подразделения компаний на территории Германии, продолжающих осуществлять свою деятельность даже в случае ухода материнской компании из страны. С помощью мер регулирования предполагается способствовать сокращению активности немецких компаний на территории Китая (например, посредством отказа от страхования рисков в этой стране) и стимулировать их деятельность в других юрисдикциях. [13]
Ряд мер также направлен на активизацию использования интеллектуальной собственности (ИС) как основного фактора развития рынков технологий. В частности, предлагается разработать типовые контрактные формы, позволяющие быстрее и эффективнее проводить сделки с использованием прав на ИС, улучшить информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о возможностях патентования и облегчить им доступ к соответствующим данным; стимулировать межфирменную кооперацию с использованием ИС, в том числе на международном уровне.
Заключение
Федеральное правительство Германии прикладывает немало усилий для укрепления экономического суверенитета своей страны, проводя при этом масштабную инновационную политику, предусматривающую крупные затраты на разработку и реализацию проектов в R&D-секторе. Однако несмотря на системный подход к инновационному развитию, задачи и целевые показатели, обозначенные в «Стратегии будущего. Исследования и инновации», недостаточно амбициозны и, скорее, ориентированы на поступательное развитие, а не на быстрый технологический прорыв.
Библиографический список
1. Innovative Wirtschaft | Tatsachen über Deutschland – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/de/deutschland-auf-einen-blick/innovative-wirtschaft (дата обращения 13.12.2023).2. Германия поступательно движется к технологическому суверенитету – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/820691556.pdf (дата обращения 11.12.2023).
3. The High-Tech Strategy 2025 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bmbf.de/SharedDocs/Publikationen/de/bmbf/FS/31538_Forschung_und_Innovation_fuer_die_Menschen_en.pdf?__blob=publicationFile&v=7 (дата обращения 11.12.2023).
4. Zukunftsstrategie Forschung und Innovation – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bmbf.de/bmbf/de/forschung/zukunftsstrategie/zukunftsstrategie_node.html (дата обращения 11.12.2023).
5. Key enabling technologies for Europe's technological sovereignty – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2021/697184/EPRS_STU(2021)697184_EN.pdf (дата обращения 12.12.2023).
6. Технологический суверенитет Европы обеспечат «глубокие» технологии и таланты – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/814868151.pdf (дата обращения 12.12.2023).
7. A New European Innovation Agenda – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52022DC0332 (дата обращения 12.12.2023).
8. Секачева, А. Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 91-99.
9. Юферова, Е. А. Национальная инновационная система Германии: основные черты и тенденции развития / Е. А. Юферова // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 1. – С. 171-177.
10. Секачева, А. Б. Современный уровень развития инновационных технологий ЕС как фактор обеспечения экономической безопасности / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : МАТЕРИАЛЫ XV ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополе, 17 мая 2023 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2023. – С. 279-280.
11. Шарупич, Е. О. «зеленая сделка» для Германии: возможности перехода и поиск компромисса / Е. О. Шарупич, А. Б. Секачева // Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве : МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополь, 25 ноября 2022 года. – Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2022. – С. 472-474.
12. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7, № 3. – С. 106-118.
13. Дмитриева, А. Б. Тенденции развития венчурных фондов в Европе / А. Б. Дмитриева // Мировая экономика: вызовы глобального развития : Научное обозрение преподавателей, магистрантов и студентов Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета Российской Федерации 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации посвящается. Том 4. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Эдитус", 2018. – С. 135-142.
14. Экономика Европейского Союза : Учебник для магистрантов / Е. Б. Стародубцева, Б. Е. Зарицкий, Л. Г. Чувахина [и др.] ; Под редакцией Б.Е. Зарицкого, Е.Б. Стародубцевой. – Москва : ООО "Издательский Дом "Вузовский учебник", Издательский Дом "Инфра-М", 2017. – 328 с.