Abstract: This scientific paper analyzes the starting points of the theory of emotional burnout and the relevance of this phenomenon in the course of the functioning of the personnel of modern organizations. An analysis of the most vulnerable categories of employees is provided. The position of the World Health Organization regarding the epidemic nature of the spread of the syndrome in question is reflected. The prerequisites, symptoms, and various variations of burnout stages are described in detail. The main methods of diagnosis and ways of prevention and treatment of the syndrome are considered. The theoretical provisions of such a branch of scientific knowledge as psychohygieny are given. The current methods of psychohygiology of stress and their impact on the organizational situation in order to manage its dynamics most effectively are revealed.
Keywords: emotional burnout, organizational environment, working conditions, stress, official duties, career, psychological protection, psychohygiene.
На сегодняшний день, учитывая масштабы и скорость протекающих социально-экономических процессов, сотрудники организаций оказываются подвержены синдрому «эмоционального выгорания». Это явление, которое непосредственно влияет на результативность компании и получает всё более широкое распространение. Несмотря на то, что данная проблема в той или иной форме существовала уже довольно давно, детальное ее изучение было начато относительно недавно.
В связи со значительными общественно-экономическими изменениями и недавней пандемией Covid-19, во время которой люди массово начали работать дистанционно из дома, и отделять работу от отдыха стало еще сложнее. Исходя из этого, они теряют уверенность в своем статусе, стабильности рабочего места, конкуренция за высокооплачиваемую и престижную работу усиливается. В то же время происходят процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями, а интересы рынка труда быстро изменяются. В результате этого растет психическое и эмоциональное напряжение в рамках рабочего процесса, что приводит к тревоге, депрессии, иным расстройствам у сотрудников современных организаций.
Подобная ситуация является характерным признаком именно синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), который был введен в психологию в 1974 году американским психиатром Гербертом Фройденбергером. Он описывается как проявляющееся нарастающее эмоциональное истощение, способное привести к личностным изменениям в сфере общения с другими людьми [4]. Подобная внутренняя эмоциональная опустошенность – это феномен, которым страдают люди разных профессий, возрастов, ценностей и установок, связанный как с большим потоком информации, так и с психологической сложностью работы. Так, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), синдром эмоционального выгорания означает состояние, при котором психическое, эмоциональное и физическое истощение, развивается в течение длительного воздействия профессиональных стрессов и приводит к истощению энергетических и личностных ресурсов человека [8].
Эмоциональное выгорание возникает у профессионала при постоянном влиянии неблагоприятных, стрессовых условий в рамках организационной среды и наличии определенных личностных предпосылок. Данный синдром включает в себя ощущение истощения, деперсонализацию и редукцию личных заслуг (ощущение, что работа, выполняемая человеком бессмысленна). На это также влияет то, как компания относится к профилактике и преодолению данного заболевания у своих сотрудников. Поскольку раньше это можно было назвать проблемой одного конкретного человека, то сейчас «эмоциональное выгорание» приобретает характер эпидемии, а ВОЗ включила его в Международную классификацию болезней (ICD-11) и называет «болезнью двадцать первого века». Описанные предпосылки обуславливают актуальность рассматриваемой тематики и свидетельствуют о важности внимания к вопросу профилактики и преодоления последствий данного синдрома.
Изначально, при введении термина СЭВ, Фройденбергер занес в группу риска специалистов кризисных центров, психиатрических больниц, но позже сюда были включены и другие профессии, предполагающие тесное общение между людьми. Согласно позиции ВОЗ «эмоциональное выгорание» возникает из-за хронического стресса на работе, непосредственно влияет на здоровье человека и не привязано к определенной сфере деятельности.
Важно отметить, что в современном мире стресс является важной социальной проблемой, которая напрямую влияет на характер поведения индивидов в организации и жизни общества в целом. Он является неотъемлемым спутником жизни человека, приводит к повышенной чувствительности и тревожности, реакция на окружающий мир искажается, и увеличивается вероятность появления конфликтов, а значит и работоспособный и сплоченный коллектив теряется.
В психологических словарях стресс описывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [10]. Это психическое напряжение отрицательно воздействует на индивида и выражается в ухудшении внимания и мышления, в сужении восприятия и скованности. Исходя из этого, значительно снижается эффективность его деятельности.
Сам по себе организационный стресс представляет собой психическое напряжение, связанное с преодолением недостатков условий труда в компании, с большими нагрузками при выполнения служебных обязанностей. Он является одним из ключевых компонентов рассматриваемого синдрома и обусловлен внутриорганизационными факторами трех уровней: индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие и организационная среда в целом, а также внешние факторы. Руководителю важно, чтобы сотрудники обладали психологическим здоровьем высокой степени и не были подвержены внешним раздражителям, провоцирующим внутреннее беспокойство. В свою очередь синдром эмоционального выгорания – это выработанные личностью механизмы психологической защиты в форме исключения эмоций в ответ на неблагоприятные, травмирующие условия.
Наиболее подвержены эмоциональному выгоранию те, кто реагирует на напряжённую ситуацию эмоционально, несдержанно, каждая неудача воспринимается, как личная трагедия. Также, в группу риска входят «трудоголики» — те, кто воспринимает работу, как единственное средство самореализации, получения удовольствия от жизни.
Существует множество предпосылок, приводящих сотрудника в состояние эмоционального выгорания: загруженность на работе, неудовлетворённость заработной платой, рутина, стремление стать лучшим и многое другое провоцирует обозначенный синдром.
Причин его появления довольно много – это и высокая ответственность за жизнь или благополучие других людей, и недостаток ресурсов, и отсутствие четких критериев и требований к результату, и отсутствие обратной связи, и не сложившиеся отношения с коллегами, токсичная среда, буллинг, и, наконец, постоянные переработки. По поводу последней обозначенной проблемы в Японии, например, ввели особый термин — «Кароси», который означает смерть от переработки [5].
В целом же факторы, провоцирующие появление выгорания, можно поделить на две основные группы: связанные с профессией (отсутствие поощрения, монотонная работа, влияние руководства) и связанные с индивидуальными чертами характера сотрудника (перфекционизм, стремление контролировать, нежелание принимать чужую помощь, соперничество) [6]. Также данный синдром может возникать при постоянном общении с большим количеством людей, когда проявляемые эмоции специалиста часто не совпадают с внутренним состоянием, что приводит к безразличию.
Как отмечалось ранее, множество проведенных социально-психологических исследований рассматривает синдром эмоционального выгорания как сложный феномен, представляющий собой состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения индивида. В большинстве случаев представляет собой общее название последствий длительного трудового стресса, вернее, следствие его неуправляемого течения и профессионального кризиса. Так как данное явление нередко можно наблюдать в любой деятельности, связанной с интенсивным общением и контактами с людьми, его основными симптомами является эмоциональное истощение, изменение взаимодействия в профессиональной сфере, изменение отношения к себе как профессионалу и личности. Профессиональное выгорание как одна из разновидностей рассматриваемого синдрома представляет собой относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д.
Если говорить про стадии эмоционального выгорания, то разные ученые и исследователи выделяют их от трех до шести. Первый симптом выгорания – чувство «истощения», которое не проходит долгое время, вследствие чего появляется ощущение, что работа бессмысленна. Также могут появляться мысли, что во всех неудачах виноват не сам человек, а его коллеги, клиенты и т.д. Второй симптом – деперсонализация, выражается в негативизме, цинизме, отчуждении. Третий – редукция личных заслуг, когда человек намеренно нивелирует свои успехи и достижения [7].
Американский лингвист Джозеф Гринберг выделяет пять ключевых стадий эмоционального выгорания. Первым этапом на пути к данному синдрому обычно становится достижение поставленной цели, из-за чего человек, будучи воодушевленным результатом, все больше и больше погружается в работу. Работник «загорается» новой идеей, лишая себя отдыха, свободного времени. Для второй стадии характерны повышенная усталость, утомляемость, апатия. При отсутствии мотивации у работника теряется интерес к своей профессиональной деятельности, и, как следствие, снижается продуктивность. В случае высокой мотивации, работник продолжает «гореть», принося ущерб здоровью. Третья стадия имеет влияние на физические способности человека. Переработки приводят к изнурению организма, подверженности заболеваниям, постоянному чувству нехватки времени. На четвертой стадии у работника развиваются хронические заболевания, в следствие которых значительно падает работоспособность. Пятая, завершающая стадия характеризуется переходом заболеваний в острую форму, что может угрожать жизни сотрудника и ставит карьеру под угрозу [4].
Масштаб «эмоционального выгорания» в популяции или в каждом отдельном случае можно измерить с помощью ряда социологических инструментов. Самый популярный – опросник выгорания Маслач (Maslach Burnout inventory, MBI). Это первый научно обоснованный тест на определение степени эмоционального выгорания. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, проведенному в 2020 году, более 60 процентов опрошенных работников подвержена данному синдрому [3]. В США такие опросы в 2018 году показали, что только 23 процента работников находились в состоянии эмоционального выгорания. Так же применяются другие способы диагностики:
– метод наблюдения – для диагностики состояния психологического благополучия работников, выявления индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания, присущих профессиональной деятельности;
– метод беседы – для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к субъектам деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения индивидуальных факторов выгорания;
– метод экспертных оценок и метод анализа документации – для изучения объективного состояния социально-психологических и организационных характеристик профессиональной деятельности;
– психодиагностические методики, направленные на выявление уровня выгорания, диагностику индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания [2].
В зависимости от стадии выгорания профилактика и лечение синдрома проводятся тремя основными путями:
- самолечение – наиболее эффективно на ранних этапах (овладение навыками саморегуляции, использования свободного времени для отдыха, поддержание физической формы);
- действия руководства (премирование, борьба с переработками, помощь в развитии сотрудников);
- помощь специалиста – необходима при обнаружении симптомов поздней стадии выгорания (профессиональные группы поддержки) [9].
Анализируя мировой опыт решения рассматриваемой проблемы интерес представляет подход компании Google, которая очень внимательно относится к своим сотрудникам. К каждому работнику в компании применяется индивидуальный подход. Работник не имеет четкого места и графика работы, а может выбирать удобные для себя условия. Например, сотрудник может прийти в офис и работать оттуда, или работать из дома в комфортной для него обстановке и в удобное время. Наряду с этим, компания имеет детские центры, куда работники могут отдать своих детей, зная, что они будут под профессиональным присмотром. Сотрудникам предоставляются гибкие отпуска с возможностью бесплатно отправиться в желаемую страну для отдыха. Вместе с тем, существуют и свои негласные правила, согласно которым в компании важна дружеская атмосфера, возможность получить помощь по рабочим вопросам, четкое осознание процесса и результата работы. Созданы специальные программы для развития творческого и профессионального потенциала работника, благодаря которым работник может совершенствоваться. Важен вклад самого работника в профилактику рассматриваемого синдрома. Человек должен уметь правильно распоряжаться своим временем, выбирать время перерывов, иметь стремление к саморазвитию и уметь делиться своими чувствами с окружающими.
Рассматривая возможности преодоления синдрома эмоционального выгорания в современных организациях, особый интерес в обозначенных условиях представляет развитие такой отрасли научного знания, как психогигиена. Актуальность данного направления заключается в необходимости поддержания уровня работоспособности человека в организации. Именно поэтому руководителю важно анализировать состояние сотрудников и выявлять уровень стресса в коллективе на данный момент. Он должен производить определённые действия для улучшения состояния работников, используя необходимые знания.
Говоря же в целом, психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека [11]. Она направлена на изучение влияния окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей, а также разрабатывает меры, правила и приемы оздоровления психики. Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья и душевного равновесия человека.
Наряду с индивидуальным эмоциональным выгоранием серьезную опасность для деятельности современных организаций представляет групповой стресс. Его характерными признаками на рабочем месте являются появление неожиданных конфликтов среди сотрудников (напряжённая атмосфера в коллективе); повышение уровня заболеваемости персонала; снижение качества выполняемой работ (допущение большого количества ошибок) и др.
Диагностировать групповой стресс в организации можно разными способами, например, путем тестирования. Оно не должно занимать много времени и отвлекать коллектив от основной деятельности, но при этом необходимо отразить ключевые моменты для выявления причин стресса, которые могут быть совершенно разными.
После проведения диагностики и определения причин, вызывающих организационный стресс, необходимо рассмотреть возможности воздействия на ситуацию и эффективно начать управлять ее динамикой. В обозначенных условиях актуальными методами психогигиены стресса являются:
– Создание комфортных условий на рабочем месте. Важно чтобы сотрудники находились в удовлетворяющей их рабочей среде, общались между собой и понимали важность коллег и взаимодействия с ними. Именно тогда они будут поддерживать друг друга и выполнять свои обязанности с удовольствием.
– Качественное общение между руководителем и персоналом. Сотруднику не нужно быть лучшим другом для своего начальника, но чувствовать важность выполняемой работы и своего присутствия важно. Для этого руководитель должен иметь на необходимом уровне контакт с персоналом. Он может поощрять активное участие в принятии решений, тем самым давая сотруднику понять его важность.
– Справедливая заработная плата. Чаще всего этот вопрос утверждается на начальном этапе приёма на работу, но со временем работник может почувствовать, что его обделяют, например, если к его изначальным задачам стали добавляться другие, а заработная плата при этом остается неизменной или он не получает поощрений. Нужно чётко следить за такими ситуациями и сразу решать данные проблемы.
– Эффективная процедура ввода в должность. Новый человек в коллективе может быстро потеряться. Очень важно, чтобы при приёме на работу у него было время адаптироваться и влиться в коллектив.
– Справедливое продвижение по карьерной лестнице. В компании всегда есть преданные сотрудники, которые не раз доказали свою ответственность. Именно таких работников стоит рассматривать на руководящие должности.
– Награда за работу. За выполнение целей и задач, если сотрудник усердно и качественно выполняет свои обязанности, важным является своевременное поощрение — как обычная похвала, которая может произойти на виду у других сотрудников, так и постановка его в пример, когда благодаря здоровой конкуренции желание работать может повыситься и у остальных [1].
Кроме всего вышеперечисленного, если бюджет организации позволяет, актуальным является вопрос разработки программы по профилактике стресса. Она может включать, например, проведение определенных тренингов по релаксации, помощи по выстраиванию и ведению сотрудниками здорового образа жизни, который очень важен для избавления от стресса, или добавление интерактива в рабочую атмосферу.
Подводя итог, необходимо отметить, что управление стрессом является актуальной проблемой в рамках деятельности современных организаций, т.к. он негативно сказывается на уровне работы персонала. В свою очередь синдром эмоционального выгорания появляется в результате неправильных рабочих условий и является естественным механизмом психологической защиты человека в стрессовых условиях. Данному синдрому особенно подвержены представители профессий, чьи трудовые обязанности связаны с регулярным общением с людьми, эмоциональным сопереживанием, большой ответственностью, однако, сохраняет актуальность абсолютно для всех сфер деятельности. Сотрудник, находящийся в состоянии выгорания может стать асоциальным, начать сторониться коллег. В данных условиях важное значение имеет задача его устранения и минимизации негативных последствий, чему может помочь применение методик и принципов психогигиены. Некоторые причины стрессовых состояний могут быть устранены собственными усилиями руководства компании. Однако во многих случаях требуется принятие сложных и продуманных организационных решений.
Библиографический список
1. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса: монография / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. — 329 с.2. Исследование (диагностика) социально-психологического самочувствия работников предприятий промышленного кластера // О. Б. Томилин, И. М. Фадеева, О. О. Томилин / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2021. — № 2 (62). — С. 66-76.
3. Масленников, И. А. Цифровая трансформация управления адаптацией и вовлеченностью персонала после глобальной пандемии // И. А. Масленников / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2021. — № 10 (6). — С. 13-16.
4. Петрова, Ю. А. Профессиональное выгорание менеджеров / Ю. А. Петрова. — Москва: Интел-Синтез, 2010. — 164 c.
5. Потемкин, М. С. Экономическая и социальная ответственность персонала предприятий и организаций // М. С. Потемкин / Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. — 2022. — №1. — С. 131-137.
6. Практический менеджмент / Э. М. Коротков, М. Б. Жернакова, О. Н. Александрова, С. А. Антонов. — Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2021. — 330 с.
7. Разработка инструмента управления для предотвращения эмоционального выгорания в проектных командах // М. М. Васин, И. А. Елистратов, А. С. Кумкин / Вестник университета. — 2023. — № 8. — С. 5-14.
8. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с.
9. Соловова, Н. В., Калмыкова, О. Ю. Стресс-менеджмент в организации сферы услуг // Н. В. Соловова, О. Ю. Калмыкова / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2022. — № 11 (4). — С. 16-20.
10. Управление профессиональными стрессами персонала на уровне организации / Н. В. Соловова, О. Ю. Калмыкова, Е. П. Тупоносова // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. — 2024. — № 12 (2). — С. 230-248.
11. Шкиль, И. А., Лахно, В. А. Возможности психической саморегуляции в ситуациях стрессового напряжения с позиции психогигиены // И. А. Шкиль, В. А. Лахно / Биология и интегративная медицина. — 2024. — № 6 (71). — С. 32-45.