Abstract: В статье рассматривается применение антидемпинговых пошлин, как инструмента защиты внутренних интересов для стран-участниц ЕАЭС. В статье дается характеристика антидемпинговых пошлин и раскрывается понятие демпинга. Анализируются статистические данные о введенных антидемпинговых пошлинах по странам и товарной структуре. На основе полученных данных делается вывод об увеличении прецедентов применения антидемпинговых пошлин в металлургической отрасли. Из чего можно сделать вывод, что именно металлургическая промышленность нуждается в поддержке и защите со стороны стран-участниц ЕАЭС.
Keywords: аnti-dumping duties, anti-dumping measures, dumping, protective measures, Eurasian Economic Union.
Вступление: Тема введения защитных мер в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) остается актуальной, поскольку в условиях глобализации экономики и свободной торговли возникает необходимость защиты национальных производителей от недобросовестной конкуренции. Введение защитных мер позволяет обеспечить равные условия для всех участников рынка и предотвратить возможные негативные последствия для экономики стран-членов ЕАЭС.
Результаты исследования: На официальном сайте ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) статистика по применению мер защиты внутреннего рынка ведется с 2007 г. За период с 2007 г. по настоящее время ЕЭК было проведено 75 расследований, по результатам которых введено 25 мер защиты внутреннего рынка. Рассмотрим основные тенденции применения введенных пошлин. Начнем с общей статистики введения мер защиты. Статистика по данному аспекту приведена в таблице 1.
Таблица 1
Статистика введенных ЕЭК мер защиты, шт
Вид меры защиты | Общее количество, шт. |
Специальная защитная мера | 0 |
Антидемпинговая мера | 25 |
Компенсационная мера | 0 |
Всего | 25 |
Как можно заметить из табл.1, больше всего из защитных мер было введено антидемпинговых, их количество составило 25 шт. Исходя из этого, можно сделать вывод, что практика применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС достаточно частая. Данный факт может указывать на то, что страны-участницы союза сталкиваются с проблемой демпинга со стороны иностранных производителей.
Демпинг — это практика продажи товаров за рубежом по цене ниже себестоимости производства или даже ниже цены на внутреннем рынке страны-экспортера. Антидемпинговые пошлины являются одним из инструментов торговой политики, которые используются для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Они представляют собой дополнительную плату, которая взимается с импортируемых товаров, продаваемых по демпинговым ценам. Эта плата повышает стоимость таких товаров до уровня, при котором они становятся конкурентоспособными с отечественными товарами. Частое применение антидемпинговых пошлин может свидетельствовать о том, что страны-участницы ЕАЭС активно используют этот инструмент для защиты своих производителей и поддержания стабильности на внутреннем рынке.
Далее проведем анализ всех действующих антидемпинговых пошлин в целях определения отраслей реального сектора экономики, в которых их применение наиболее активно (рисунок.1).
Рисунок 1. Применение антидемпинговых пошлин в ЕАЭС по секторам экономики, %
Согласно данным из рис.1 больше половины антидемпинговых пошлин применяется в отношении товаров металлургической промышленности. Также несколько антидемпинговых мер введено в отрасли машиностроения. Оставшиеся антидемпинговые пошлины распространяются на товары химической и пищевой промышленностей.
Данные по структуре антидемпинговых пошлин в зависимости от страны-экспортера приведены в таблице 2.
Таблица 2
Статистика антидемпинговых пошлин, введенных по странам, шт.
Страна-экспортер | Общее количество пошлин, введенных в отношении страны, шт. | Доля пошлин в отношении страны экспортера в общем количестве расследований, % |
Китай | 17 | 68 |
Украина | 4 | 16 |
Малайзия | 1 | 4 |
Индия | 1 | 4 |
ЕС | 1 | 4 |
Азербайджан | 1 | 4 |
Грузия | 1 | 4 |
Узбекистан | 1 | 4 |
Исходя из табл.2 можно заметить, что всего меры были проведены в отношении 8 стран. Некоторые меры проводились в отношении экспортеров из нескольких стран. Чаще всего вводились меры в отношении экспортеров из Китая и Украины. На долю Китая приходится 68% от общего числа мер, которые были введены ЕЭК. На долю Украины приходится 16% от числа мер ЕЭК. Следовательно, импорт из данных стран может оказывать наиболее негативное воздействие на состояние отдельных отраслей экономики государств-членов ЕАЭС, потому что на долю данных двух стран приходится 84% от числа всех введенных мер защиты.
Далее перейдем к товарной структуре проводимых ЕЭК расследований, рассмотрим структуру проводимых расследований согласно Разделам ТН ВЭД ЕАЭС. Данные приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Статистика введения антидемпинговых пошлин по разделамТН ВЭД ЕАЭС, шт.
Большая часть расследований проводилась в отношении товаров Раздела XV ТН ВЭД ЕАЭС «Недрагоценные металлы и изделия из них» – 15 мер, что составляет 56% от общего количества мер, введенных ЕЭК. На втором месте по количеству расследований находятся товары Раздела XV ТН ВЭД ЕАЭС «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» – 6 мер, что составляет 22% от общего количества расследований, проведенных ЕЭК. Оставшаяся треть расследований проводилась в отношении товаров других товарных разделов ТН ВЭД ЕАЭС. Среди них можно выделить товары раздела VII ТН ВЭД ЕАЭС «Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них» и товары раздела VII ТН ВЭД ЕАЭС «Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование» – по 6 расследований на каждый товарный раздел. В отношении других товаров меры вводились реже.
Изучив практику применения антидемпинговых пошлин, может быть сделан вывод, что среди отраслей экономики государств-членов ЕАЭС в наибольшей защите нуждалась отрасль металлургии.
Заключение: Таким образом, практика применения антидемпинговых пошлин в Евразийском экономическом союзе является одной из ключевых составляющих его торговой политики. Из анализа стало ясно, что большая часть расследований проводилась в отношении товаров Раздела XV ТН ВЭД ЕАЭС «Недрагоценные металлы и изделия из них». Из чего можно сделать вывод, что среди отраслей экономики государств-членов ЕАЭС в наибольшей защите нуждалась отрасль металлургии. Антидемпинговые пошлины используются для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей, которые могут продавать свои товары по искусственно заниженным ценам. Это помогает обеспечить равные условия для всех участников рынка и предотвратить возможные негативные последствия для экономики стран-членов ЕАЭС.
Библиографический список
1. Новиков В. Е., Изгагина Т. Ю. Антидемпинговые пошлины, их сущность и применение в Евразийском экономическом союзе // Вестник российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 9-16.2. Агапова А.В., Хакимова А.Р. Анализ практики применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 3. С. 4-10.
3. Смбатян А. С. Новеллы антидемпинговой политики ЕС в свете правил ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 11. С. 16–35.
4. Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. Антидемпинговые меры в современной экономике: международные тенденции и российская практика // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №15 (414). С. 41-51.
5. Михайлов С.В. К вопросу о применении антидемпинговых пошлин во внешнеэкономической деятельности // Академический вестник Ростовского филиала российской таможенной академии. 2020. №3(40). С. 66-71.
6. Официальный сайт ЕЭК - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/ (дата обращения:16.04.2024)