Индекс УДК 330.341
Дата публикации: 29.07.2025

Влияние дефицита бюджета на возможности поддержания экономического роста

Impact of budget deficit on the capacity to sustain economic growth

Попова Светлана Владимировна


кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры
гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского
и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)
Popova Svetlana Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor
of the Department humanitarian and socio-economic disciplines
Military Training and Scientific Center of the Air Force «Air Force
Academy named after Professor N.E. Zhukovsky
and Y.A. Gagarin» (Voronezh)
Аннотация: Экономический рост в условиях дефицита бюджета – это сложная задача, которая требует тщательного управления государственными финансами и проведения сбалансированной экономической политики. Дефицит бюджета возникает, когда расходы государства превышают его доходы, что может быть вызвано различными факторами, такими как снижение налоговых поступлений, увеличение социальных расходов или экономические кризисы. Однако, даже в таких условиях возможно стимулировать экономический рост, если использовать правильные инструменты и стратегии.

Abstract: Economic growth in a budget deficit environment is a complex task that requires careful management of public finances and balanced economic policies. A budget deficit occurs when a state's expenditures exceed its revenues, which can be caused by various factors such as decreasing tax revenues, increasing social expenditures or economic crises. However, even in such conditions it is possible to stimulate economic growth if the right tools and strategies are used.
Ключевые слова: экономический рост, экономическое развитие, дефицит бюджета, бюджетный риск, источники финансирования, санкции

Keywords: economic growth, economic development, budget deficit, budget risk, sources of financing, sanctions


Механизм экономического развития тесно связан с важными макроэкономическими показателями, – дефицитом бюджета и экономическим ростом), которые воздействуя друг на друга могут привести как к положительной динамике, так и к стагнации экономики. Приведем подробный анализ этой взаимосвязи, на основе выявления положительных и отрицательных эффектов, а также примеров из мировой практики. Дефицит бюджета в России – это актуальная тема, особенно в условиях экономических санкций, изменений на мировых рынках и внутренних вызовов. Рассмотрим основные аспекты дефицита бюджета в России, его причины, последствия и меры, которые предпринимаются для его сокращения.

Выясним, как бюджетный дефицит может стимулировать или тормозить рост. Здесь выделим такие факторы как фискальный стимулы на основе кейсианского подхода и инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу [1]. В период спада или рецессии государство может увеличивать расходы или снижать налоги, тем самым стимулируя совокупный спрос. Это приводит к увеличению потребления, занятости и, как следствие, росту ВВП. Примером являются США в 2009 году во время финансового кризиса. Был принят крупный стимулирующий пакет (ARRA), что привело к увеличению дефицита бюджета, но росту ВВП. Инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу: в строительство дорог, школ, развитие здравоохранения и т.д., создавая дефицит, повышают долгосрочный потенциал экономики и вызывают мультипликативный эффект.

Тормозом для экономического роста являются множество факторов, усугубляемых дефицитом бюджета, как:

— рост государственного долга, в результате постоянного дефицита. Большой госдолг может повысить процентные ставки, вытесняя частные инвестиции (эффект вытеснения), при этом увеличиваются расходы на обслуживание долга следовательно направляется меньше денег на продуктивные расходы. Последствия дефицита бюджета отрицательно сказываются на экономическом развитии и поддержке национальных проектов. Они проявляются в следующих обстоятельствах: внутренний госдолг России увеличивается, что создает нагрузку на будущие бюджеты. Приведем некоторые показатели объема внутреннего долга в предыдущие периоды: на 1 октября 2023 года – около 20,38 трлн рублей; на 1 декабря 2022 года – порядка 18 трлн рублей. По данным Министерства финансов Российской Федерации, на 1 декабря 2024 года объем внутреннего долга РФ составил 21,69 трлн рублей. По состоянию на 1 февраля 2025 года объем государственного внутреннего долга России увеличился до 23,45 трлн рублей [2].

По данным Центробанка РФ, на 1 января 2025 года внешний долг России составил 290,4 млрд долларов. За 2024 год этот показатель был снижен на 27,7 млрд долларов (8,7 %) и достиг наименьшего результата за последние 18 лет. Ранее, по оценке ЦБ РФ, на 1 января 2024 года внешний долг России был 316,8 млрд долларов, что стало минимальным значением за семнадцать лет, с 1 января 2007 года, когда он составлял 313,2 млрд долларов;

— инфляционное давление: если дефицит финансируется за счет эмиссии денег, это может вызвать инфляцию, особенно в экономике, работающей на пределе своих возможностей. Согласно данным официальной статистики в 2024 году инфляция составила 9,92 %, однако, реальная инфляция достигала 17-25 %;

— снижение инвестиционной привлекательности подрывает доверие и интересы инвесторов. Если инвесторы считают, что дефицит неконтролируем, они могут начать требовать более высокие доходности по гособлигациям, что вызовет рост стоимости заимствований;

— сокращение социальных программ. Социальные программы (пенсии, пособия, субсидии) поддерживают доходы населения, особенно уязвимых групп. Их сокращение уменьшает покупательную способность граждан, что приводит к падению внутреннего спроса — ключевого драйвера экономики. Например, в России в 2000-х годах ограничение социальных выплат привело к замедлению роста ВВП, поскольку низкие доходы населения сдерживали потребление. Аналогичный эффект наблюдался в странах ЕС во время кризиса 2008-2009 годов, где сокращение социальных расходов усугубило рецессию. Сокращение финансирования образования, здравоохранения и науки снижает качество рабочей силы. В долгосрочной перспективе это уменьшает производительность труда и инновационный потенциал экономики. Как отмечалось в контексте России, «экономия на вложениях в человека» приводит к дефициту квалифицированных кадров, что тормозит развитие высокотехнологичных отраслей [3]. Сокращение социальных программ может дать краткосрочную экономию бюджетных средств, но в долгосрочной перспективе оно подрывает основы экономического роста.

Дефицит бюджета в краткосрочной перспективе может стимулировать экономику, но при долгосрочном дисбалансе ведет к долгу, инфляции и замедлению роста (таблица 1). Норма бюджетного дефицита находится на уровне 2 % ВВП или 10-15 % от доходов бюджета.

Таблица 1

Факторы, определяющие итоговый эффект

ФакторПозитивное влияниеНегативное влияние
Размер дефицитаДо 3% ВВП – допустимоСвыше 10% ВВП – критично
Структура расходовИнвестиции в инфраструктуру, наукуТраты на популистские программы
Способ финансированияЗаймы в национальной валютеЭмиссия денег или внешние займы
Экономический циклСтимулирование в кризисПерегрев экономики при росте

Среди возможных причин дефицита бюджета выделим следующие:

— снижение доходов, вызванное экономическим спадом, сокращением налоговой базы, уклонением от налогов.

— увеличение расходов, покрывающих социальные обязательства, военные расходы, субсидии, обслуживание госдолга;

— внешние шоки, выраженные падением цен на экспортные товары (например, нефть), санкции, пандемии;

Возможные риски, порождаемые дефицитом бюджета:

— рост госдолга – для покрытия дефицита государство может прибегать к заимствованиям, что увеличивает долговую нагрузку;

— инфляция – если дефицит финансируется за счет эмиссии денег, это может привести к росту инфляции;

— снижение доверия инвесторов – высокий дефицит может подорвать доверие к экономике страны, что приведет к оттоку капитала и росту стоимости заимствований.

В условиях дефицита бюджета необходимо разработать стратегии стимулирования экономического роста, которые следует направить на решение основных возникающих проблем и противоречий [4]. Во-первых, на оптимизацию расходов – государство может сократить неэффективные расходы, направив ресурсы на приоритетные проекты, такие как инфраструктура, образование и здравоохранение. Во-вторых, на улучшение налоговой системы – повышение собираемости налогов, борьба с уклонением, введение прогрессивной шкалы налогообложения. В-третьих, на привлечение инвестиций – создание благоприятного инвестиционного климата, снижение бюрократических барьеров, поддержка частного сектора. В-четвертых, пересмотр монетарной политики – Центральный банк может снижать процентные ставки, чтобы стимулировать кредитование и инвестиции. В-пятых, на проведение структурных реформ – реформы в области трудового законодательства, приватизация госпредприятий, поддержка инноваций и технологического развития.

Некоторые страны представляют собой практический пример реализации мер успешного управления дефицитом:

— США после Второй мировой войны высокий дефицит бюджета сократили за счет экономического роста, вызванного инвестициями в инфраструктуру и промышленность;

— Германия в 2000-е годы провели ряд структурных реформ (план Харца), что помогло сократить дефицит и стимулировать рост.

— страны БРИКС, такие как Индия и Китай, успешно сочетают умеренный дефицит бюджета с высокими темпами роста за счет привлечения иностранных инвестиций и развития экспортного потенциала

В условиях дефицита бюджета страны могут обращаться за помощью к международным финансовым организациям, таким как МВФ или Всемирный банк. Эти организации предоставляют кредиты и техническую помощь, но часто требуют проведения структурных реформ.

Для устойчивого экономического роста важно не только временно сократить дефицит, но и обеспечить долгосрочную стабильность [5]. Это включает:

— диверсификацию экономики;

— инвестиции в человеческий капитал;

— развитие технологий и инноваций.

Текущая ситуация с дефицитом бюджета в России обстоит следующим образом. В 2023 году дефицит федерального бюджета России значительно вырос. По данным Минфина, он составил около 3,9 трлн рублей за первые 9 месяцев года, что превысило плановые показатели, отношение объема дефицита к ВВП в 2023 году оценивается на уровне 2-3 %, что выше, чем в предыдущие годы. Основные причины роста дефицита связаны с увеличением расходов на оборону (СВО), социальные обязательства (индексация пенсий, пособий, поддержка регионов) и снижением доходов из-за падения экспортных поступлений, инфраструктурные проекты и субсидии бизнесу, ограничение доступа к международным финансовым рынкам, заморозка части золотовалютных резервов.

К источникам финансирования дефицита бюджета можно отнести:

  1. Использование резервов Фонда национального благосостояния (ФНБ).
  2. Внутренние заимствования – выпуск государственных облигаций (ОФЗ) для привлечения средств на внутреннем рынке.
  3. Внешние заимствования, но следует учитывать, что в условиях санкций возможности внешних заимствований ограничены, но Россия продолжает сотрудничать с дружественными странами.
  4. Увеличение налоговой нагрузки – ведение новых налогов (например, налог на сверхприбыль для крупных компаний).

Меры по сокращению дефицита включают:

— оптимизация расходов, сокращение неэффективных трат, повышение прозрачности бюджета.

— диверсификацию экономики, снижение зависимости от нефтегазовых доходов, развитие других отраслей (например, сельское хозяйство, IT, обрабатывающая промышленность).

— налоговую реформу – повышение собираемости налогов, борьба с уклонением.

— поддержку бизнеса: стимулирование частного сектора для увеличения налоговой базы.

— сотрудничество с дружественными странами в поиске новых рынков сбыта для российских товаров, привлечение инвестиций [6].

В краткосрочной перспективе дефицит бюджета, вероятно, сохранится из-за высоких расходов и ограниченных доходов. В долгосрочной перспективе успех будет зависеть от способности России адаптироваться к новым. Экономическим условиям, включая санкции и изменения на мировых рынках. Важным фактором станет развитие несырьевого экспорта и повышение конкурентоспособности российской экономики.

Дефицит бюджета в России в 2023 году стал результатом сочетания внешних и внутренних факторов, включая санкции, падение экспортных доходов и рост расходов. Для его сокращения необходимы комплексные меры, такие как оптимизация расходов, диверсификация экономики и повышение эффективности налоговой системы. Успех будет зависеть от способности правительства адаптироваться к новым вызовам и обеспечить устойчивый экономический рост.

Экономический рост в условиях дефицита бюджета возможен, но требует комплексного подхода. Государство должно балансировать между краткосрочными мерами стимулирования экономики и долгосрочными реформами, направленными на повышение устойчивости финансовой и экономической системы в целом. Успех зависит от эффективного управления ресурсами, привлечения инвестиций и проведения структурных преобразований. Для России ключевая задача – снизить зависимость от нефти и направлять инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал.

Библиографический список

1. Зотиков Н.З. Налогово-бюджетная политика и экономический рост // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2023. – Т. 14. – № 3. – С. 71-79.
2. Мулендеева Л.Н. Бюджетная политика российской федерации в современных экономических условиях // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2024. – № 1 (231). – С. 84-91.
3. Храмченко А.А., Балоян С.С., Хастян А.М. Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 48 (1). – С. 467-474.
4. Выдолоб Д.Е. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономик // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 99-4. – С. 83-85.
5. Майкова С.Э., Егина Н.А. Ключевые детерминанты долгосрочной экономической политики и экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – Т. 242. – № 4. – С. 159-177.
6. Ибрагимова Э.С., Ахмадова А.А., Шамсадова М.Ш. Бюджетный дефицит и способы его снижения в условиях экономической нестабильности // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 20. – № 12 (153). – С. 122-130.