Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.09.2023

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России

The main directions of state support for small and medium-sized businesses in Russia

Кундухова Зарина Олеговна
Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва
Kundukhova Zarina Olegovna

Master student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В статье рассмотрены основные направления поддержки малых и средних предприятий (МСП), которые осуществляет государство. Проанализированы наиболее эффективные инструменты, выявлены принципы, по которым она оказывается. Автор обращает внимание на значимость малых и средних предприятий в экономике отдельных стран, включая Россию. В конце исследования сделан вывод о том, что для развития экономики государства, необходимо оказывать поддержку данным компаниям на всех уровнях.
Данная статья выполнена в рамках написания Магистерской Диссертации.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article discusses the main directions of support for SMEs provided by the state. The most effective tools are analyzed and the principles by which it is achieved are identified. The author draws attention to the importance of small and medium-sized enterprises in the economies of individual countries, including Russia. At the end of the study, it was concluded that in order to develop the state’s economy, it is necessary to provide support to these companies at all levels.
This article was completed as part of writing a Master's Dissertation.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor, Y. К. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, государственная поддержка, экономическое развитие, экспортная деятельность.

Keywords: small and medium-sized enterprises, government support, economic development, export activities.


Введение

Одним из важнейших направлений государственной политики является оказание помощи предприятиям в их экспортной деятельности. Она выражается в создании благоприятной среды и использовании стимулирующих инструментов для экспортеров.

С того момента, как началось проведение экономических реформ, формирование и реализация малых и средних предприятий в Российской Федерации стали одним из основных приоритетов политики государства. Они создают большое количество рабочих мест, тем самым увеличивая занятость в регионе, в котором ведут свою деятельность. Кроме того, МСП способствуют росту конкурентной среды, экономической стабильности, а также научно-техническому прогрессу. Благодаря им многие могут проявлять инициативу и свои творческие способности.

Более того, в мире, в котором постоянно наступают различные кризисы, государства сосредотачивают свое внимание на поддержании экспортной деятельности отечественных производителей. Помощь оказывается национальным экспортерам для того, чтобы укрепить свои позиции на международном рынке и сохранить реальный сектор своей экономики.

Неэффективная государственная политика в данной области может привести к тому, что страна столкнется со сложностями в налоговой, валютной сфере. Произойдет отток инвестиций.

Методологическая основа исследования

В данной работе были использованы общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.

Роль малых и средних предприятий в международных отношениях

Малые и средние предприятия играют важную роль в современных международных отношениях. Они способствуют росту ВВП страны. Однако до сих пор в современной литературе нет однозначного определения МСП. В связи с этим, выделяют две категории, количественные и качественные, по которым идентифицируют принадлежность к ним компаний. К первой относятся оборот фирмы и численность персонала. Ко второй – масштаб предприятия, средства, с помощью которых идет продвижение товаров и услуг и их финансирование.

Согласно данным Европейского Союза, к категории малых предприятий относятся компании, численность рабочей силы в которых не превышает 50 человек, а годовой оборот составляет не более 9,5 миллионов евро.

Средними компаниями считаются те, у которых численность рабочей силы не превышает 245 человек, а годовой оборот достигает не более 50 миллионов евро.[4]

По данным Аналитического центра МСП Банк, в России зарегистрировано около 100 малых предприятий и около 250 средних компаний. Они определяются в соответствие с Федеральным Законом № 209-ФЗ от 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства». [2] Основное внимание в нем отводится региональным программам по развитию МСП.

На федеральном уровне поддержка экспорта, в том числе МСП, осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации. Оно занимается управлением торговыми представительствами страны в более 50 странах по всему миру, а также координацией сетью центров поддержки МСП в регионах, которые стремятся выйти на зарубежные рынки.

Основные направления государственной поддержки малых и средних субъектов предпринимательской среды

Существуют две основные формы государственной поддержки МСП. Во-первых, регулирование деятельности предприятий сопровождается государственным протекционизмом. Вторая форма состоит в том, что осуществляется умеренное государственное регулирование и формирование рыночных условий для обеспечения конкурентной среды.

Основными направлениями государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

  1. Финансовая поддержка. Она включает в себя разработку государственных программ, которые обеспечивают льготное кредитование. Также предоставляются субсидии, гарантии, льготные налоговые режимы и амортизационные льготы. Обеспечивается экспортное страхование.

Благодаря данному направлению малые и средние предприятия имеют больше возможностей для выхода на внешние рынки для осуществления внешнеторговых операций.

Государственными гарантиями МСП являются обязательства государства перед предприятием, в том, что будут предоставлены блага материального и нематериального характера. Это гарант, что инвестор сможет вернуть свои денежные средства, если заемщик будет не в состоянии исполнить свои обязательства и погасить задолженность.

Предоставление государственных гарантий в России осуществляется Правительством и Министерством финансов РФ.

Основным институтом считается Закрытое акционерное общество «Росэксимбанк».

Экспортным страхованием занимается экспортное страховое агентство «ЭКСАР», которое является дочерним предприятием Внешеэкономбанка.

Для того чтобы фирма могла преодолеть торговые барьеры на зарубежном рынке, государство проводит оптимизацию налоговой системы. Предоставляются налоговые льготы, в том числе, и для увеличения потока инвестиций. Осуществляются налоговые послабления. [11, с. 110]

  1. Материальная и техническая поддержка. В рамках нее МСП предлагается арендовать различные технологии и оборудование. Создаются технопарки, технополисы и так далее.
  2. Консультационная и информационная поддержка. Обеспечивается доступ к различным электронным библиотекам, предоставляются электронные базы данных, оказываются консультационные, бухгалтерские, а также правовые услуги.

Для того чтобы в компании принимались эффективные решения, необходимо, чтобы руководство было осведомлено об основных трендах, происходящих на рынке. Не владея информацией, они могут столкнуться с трудностями, которые помешают им осуществлять внешнеторговую деятельность.

Проведение обучающих семинаров также можно отнести к данному направлению государственной поддержки МСП.

  1. Создание рыночной инфраструктуры. Образуются ярмарки, различные рынки сбыта.

Данное направление поддержки играет важную роль, поскольку создаются каналы сбыта продукции, а также налаживаются деловые связи между предприятиями и потребителями.

Количество применяемых мер поддержки значительно увеличилось в период коронавирусной инфекции, COVID-19, которая повлекла за собой кризис по всему миру.

 По данным Всемирного Банка, основным направлением государственной помощи в данный период являлось предоставление финансирования. В рамках его использовалось более 400 инструментов поддержки. На втором месте было поддержание занятости, которое реализовывало 251 инструмент. В рамках консультационного направления были реализованы всего 16 инструментов поддержки, рисунок 1. [5]

Рисунок 1. – Инструменты поддержки МСП в период COVID-19

Источник: Всемирный Банк, URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf

На сегодняшний день, основная организационная форма господдержки МСП выражается в долгосрочных и краткосрочных программах. [13, с. 139]

 В систему государственной поддержки МСП входят:

  1. государственные нормативно-правовые акты, благодаря которым поддерживается и развивается предпринимательство;
  2. государственный аппарат. С его помощью происходит развитие МСП, регулируется данная сфера, а также создается необходимая инфраструктура.

Для более эффективной реализации всех программ поддержки необходимо придерживаться определенных принципов:

  1. разделять возможности поддержки компаний между различными органами власти;
  2. нести ответственность за то, чтобы обеспечивать благоприятные условия для ведения деятельности предприятиями;
  3. предоставлять равный доступ для всех компаний для получения помощи.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что для того, чтобы экономика государства стабильно развивалась, необходимо оказывать поддержку малым и средним предприятиям, поскольку они в большей степени реагируют на рыночные колебания. Тем не менее, МСП имеют большое количество преимуществ, которые включают в себя быструю адаптацию к изменяющейся конъюнктуре, способность оперативно внедрять новые технологии и результаты научно-технического прогресса, а также более высокую эффективность управления, чем крупный бизнес.

Во многих странах, включая Россию, по различным направлениям идет реализация помощи компаниям. В рамках этого, создаются целые институты поддержки малых и средних предприятий. Более того, программы адаптируют к потребностям фирм.

За последние годы правительства начали внедрять все больше инструментов для поддержки МСП, на что также повлиял кризис, вызванный COVID-19. В будущем, их количество будет только возрастать.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №330).
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 31. – Ст. 4006.
3. Внешэкономбанк / Годовой отчет, 2016 – Режим доступа: http://annual2016.veb.ru/#/ (дата обращения: 08.09.2023).
4. Европа. Специальный выпуск. 2004. – № 8. – С. 11.
5. Официальный сайт Всемирного банка. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
6. Белоусова, Т.А. Современная практика страхования экспортных кредитов в странах ЕС / Т.А. Белоусова // Финансовый журнал. – 2015. – № 3. – С. 91-97.
7. Грибанич В.М. Влияние коронавируса на российскую и мировую экономику// Вестник РГГУ. 2020. №1. С. 162-171.
8. Д. Медведев: Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика [Электронный ресурс] / РБК. 2014. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140203161806.shtml (дата обращения: 08.09.2023)
9. Джелялова Н.Б. Организация деятельности и особенности общей системы налогообложения физических лиц-предпринимателей / Н.Б. Джелялова, Л.Б. Джелялова // Бизнес Информ. — № 1. — 2012г. — С. — 115–117.
10. Обухова Е., Огородников Е., Ремизов М. Преодолеть барьеры // Эксперт. 2015. №9. C. 36-41.
11. Харакоз Ю.К. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. М.: Издательство «Вестник науки». Сборник статей Международной научно - практической конференции. Апрель 2020 г., стр. 108-113.
12. Харакоз Ю.К. Сущность и принципы построения налоговой системы Российской Федерации. М.: Издательство «Наука и просвещение». Сборник статей III Международной научно - практической конференции. Январь 2020 г., стр. 138 – 141.