Abstract: The article examines the institution of trust and its impact on the economic life of the country. Economic shocks long after the collapse of the USSR made people apolitical and undermined their interest in entrepreneurship. In this situation, the construction of an innovative economy must be carried out from above and below.
Keywords: democratic society, institution of trust, innovation, small and medium business, entrepreneurial potential, digitalization
Введение
За последние три десятка лет Российская Федерация сумела построить общество, существенно отличающееся от того, что досталось ей в наследство от СССР. Граждане страны обладают множеством неотъемлемых прав и могут реально влиять на политические процессы внутри государства. В Конституции Российской Федерации записано, что хозяином страны и всех ее богатств являются граждане России, которые руководят страной через выбранных ими лиц либо непосредственно напрямую. Однако, до момента построения настоящего демократического общества все еще очень далеко. Институт доверия к власти еще только формируется и пока данный процесс связан с множеством проблем.
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Основная часть
Демократия в России оказалось очень шаткой в силу внешних угроз и реальных социально-экономических проблем. Любые послабления в духе истинных демократических свобод ведут к появлению откровенно прозападных лиц на политической арене, а «затягивание гаек» – к реальному нарушению свобод отдельных граждан. Реальное решение видится только в ускоренном темпе экономического роста, который повысит благосостояние граждан, что даст возможность более взвешенно и обдуманно подходить к процедуре голосования и участию в выборах. Это не секрет для правительственных кругов страны, и они сделали ставку на построение нового типа российской экономики, основанной на инновациях. Фактически речь идет о индустриализации 2.0, когда новый технологический прорыв должен вывести страну на новый социально-экономический уровень и укрепить все институты власти.
Одна из причин неучастия населения в управлении страной – его бедность. Для России бедность одна из главных проблем, которая порождает многие остальные. Большинство населения не являются финансово независимым. Такого имущественного расслоения, как в России, сложно найти среди развитых стран мира. Следовательно, немногочисленные лица, имеющие финансы, начинают брать власть и не пускать туда большинство населения. Однако, демократический строй еще никогда в истории не сумел побороть социальное неравенство. Во всем мире существует громадное социальное расслоение, и большинство жителей любой страны, не может оказывать серьезное влияние на жизнь в своей стране. Таким образом, права граждан фактически не являются одинаковыми. Значит, по факту власти народа нет, и это понимает сам народ, что порождает значительную аполитичность граждан, особенно молодежи.
Аполитичность граждан России – еще одна причина, почему в России трудно построить демократическое государство и институт доверия к нему. Власть народа без его желания властвовать невозможна. Люди не могут научиться пользоваться плюсами своей новой жизни и не воспринимают демократию как продвижение вперед, а наоборот, как простое «модное веяние времени». Еще одной причиной недоверия людей к демократии является её фантастическая связь в сознании народа с успехами или провалами экономики.
Безусловно, в советские годы многие жили лучше, была определенная стабильность, которую миллионы людей вспоминают с ностальгией. На этом пытаются играть многие политические силы. Они хотят убедить, что с наступлением демократических свобод наступили проблемы в экономике. На самом деле экономика развивалась не благодаря социализму, а вопреки ему. Демократия тем и отличается, что государство не пытается определять, как жить людям, а, следовательно, и не держит экономику государства под полным контролем, так как это автоматически ограничивает свободы граждан. Демократии чужда идеология и экономика.
Для того, чтобы построить демократию, необходимо менять не одного правителя на другого, а сам принцип формирования власти. Необходимо выстраивать все общественные ценности в соответствии с принципами равенства прав, разделения ветвей власти, личной ответственности. Путь к демократии, как показывает историческая практика, совсем не близок и требует множества социальных, экономических и даже ментальных изменений в обществе. Для России наиболее коротким путем к демократии видится парламентская форма правления, полностью искореняющая любые намеки на тоталитаризм и единоличное правление. Однако, пока в стране построена и реализована четкая вертикаль власти, которая только отдаляет её от парламентской формы правления.
В России демократия существует как форма, внутри которой определенная пустота. Постепенно эта пустота заполняется, формируя гражданское общество и политическую культуру на демократических началах. Люди начинают понимать, что демократия – это не западный образ жизни или мировоззрение, не экономический путь развития и не религиозные убеждения. Демократия – это форма правления, которая непрерывно эволюционирует, изменяясь в духе времени и в соответствии с потребностями времени. Осознание таких простых фактов большинством жителей страны позволит построить в России настоящее демократическое правовое государство, обеспечив устойчивое и длительное развитие. Однако, для этого требуется время.
Современная Россия является прямой наследницей своей непростой истории развития. Были позитивные сдвиги, но многочисленные войны и бедствия оставили глубокий след на менталитете населяющих её народов [5]. Отсюда граждане сильно привязаны к любой форме стабильности, поддерживая любого правителя, который готов это предложить. Практически всегда страной правил ничем не ограниченный правитель и даже советские генеральные секретари воспринимались как форма монархии. Отсюда сложилась сильная аполитичность значительной части населения, когда исход любых выборов кажется предрешенным, а государственные дела кажутся многим прерогативой какого-то избранного класса.
Сегодня в России есть все признаки демократического строя, но россияне не спешат научиться пользоваться плюсами своей новой жизни и не воспринимают демократию как продвижение вперед, а наоборот, как простое «модное веяние времени». Потому что отечественная политическая культура формировалась в условиях постоянного и всеобъемлющего ограничения свобод. Еще одной причиной недоверия людей к демократии является её фантастическая связь в сознании народа с успехами или провалами экономики в 90-е годы прошлого века. Кроме того, народы России очень религиозны, что отражается на привычках, формах поведения и вере в счастливый случай, от которого зависит будущее. Высшие политические структуры активно пользуются этим, еще больше поддерживая данную культурную традицию.
Таким образом, гражданин страны все больше убеждается, что от него вообще ничего не зависит. Если прибавить к этому слабую сменяемость политических элит страны, то становятся понятными сложно преодолимые институциональные трудности, которые мешают экономики РФ двигаться вперед. Гражданин России привык быть бесправным и чувствует в государстве «барина», которому он должен «оброк». Отсюда следует стремление уйти от любого взаимодействия с государством, подпитывающее громадный рынок скрытой занятости. Значительная часть экономически активного населения страны работает неизвестно где, не платит налоги и взносы. Соответственно, данная часть населения не способна полноценно участвовать в экономике страны. Вместо того, чтобы сформировать прослойку малого и среднего бизнеса, которая играет роль фундамента здоровой экономики, миллионы людей предпочитают жить в каком-то отдельном от государства мире, пользуясь при этом всеми доступными благами медицинского обеспечения и образовательной системы. Такие граждане не берут кредитов в банках (без официальной работы их и не дадут) и предпочитают участвовать в наличном обороте национальной валюты, заметно тормозя объявленную цифровизацию экономики. До сих пор в российской глубинке сильны бартерные отношения, оставшиеся в наследство от эпохи недостатка ликвидности начала 90-х годов прошлого века.
Современная политическая система и действующие партии окончательно перестали выражать мнение простого народа, особенно молодежи, выросшей в постсоветский период и мыслящей новыми категориями ценностей. В начале ХХ века большинство жителей даже не были полноправными гражданами, а после страна пережила чудовищные мировую и гражданскую войну, резкую смену уклада жизни во время индустриализации, репрессии и вторую глобальную войну. Общество постоянно чувствовало опасность и постоянную угрозу физическому существованию. Неудивительно, что в современной России нет гражданского общества. По сути гражданское общество – это общая идея единства простых граждан перед лицом проблем, невольно всех объединяющих. Важно также, что речь не идет о выборе между формами государственного правления, выборе между авторитарным и демократическим режимом. В условиях современного мира важно существование гибкой связи между политикой власти и мнением граждан.
Последние исторические события убедили граждан в том, что нельзя доверять государству. Отметим, что наши соседи китайцы доверяют своему руководству страны, хотя довольно сдержанно и считают, что у них не все получается. [18]
Сам переход на рыночные рельсы был осуществлен достаточно болезненно для основной части российского населения. Уже 19 декабря 1991 года было принято постановление №55, предусматривающее либерализацию цен. Это привело уже в январе следующего года к мощнейшему росту инфляции, так как само постановление вступило в силу непосредственно 2 января. Гайдар объявляет о начале приватизации государственных предприятий посредством выпуска ваучеров. Указ о свободной торговле от 29 января 1992 года только сильнее разгоняет рост цен и приводит к гиперинфляции. Сама программа приватизации была принята 11 июня того же года и первоначально была рассчитана на один год и касалась далеко не всех предприятий.
Надо отметить, что либерализация цен позволила достаточно быстро наполнить рынок товарами, в том числе и за счет иностранного импорта. Однако, государственная система контроля цен была заменена на рыночной, а фактически монопольной системой отдельных структур, сокращавших объемы производства и повышавших цены. Это вело к ускорению инфляции и кризису ликвидности, деньги банально исчезли из оборота предприятий. В ход пошли бартерные схемы. Начались масштабные задержки зарплаты либо её выдача продукцией предприятия. Многие предприятия начали простаивать либо закрываться, что привело к росту безработицы. Все это происходило на фоне галопирующей инфляции.
В 1992 году страна оказалась полностью открытой для иностранного производителя и собственных экспортеров. Так как тарифы на экспортные товары были крайне низкими, выгодным стало вывозить большие объемы сырья за границу, что привело к формированию сверхприбылей у новых хозяев добывающих предприятий. Отечественная легкая промышленность к 1998 году упала более чем на 90%, уступив рынок зарубежным производителям, не выдержав конкуренции. Приватизация также проходила вопреки уже принятым законодательным нормам, так как комитет государственного имущества оценивал предприятия, подлежащие приватизации, по их остаточной цене, не учитывая громадную инфляцию, что, во-первых, лишило государство громадных средств от реформы, а, во-вторых, привело к фактическому захвату многих объектов за низкую нерыночную стоимость. Учитывая отсутствие у почти всей промышленности оборотных средств, приобрести важнейшие объекты стало крайне просто. Крупнейшие объекты мировой промышленности фактически раздавались на залоговых аукционах, где стоимость их была многократно занижена. За 145000 предприятий государство получило всего 1 млрд. долларов США. Данный процесс привел не к формированию обещанного среднего класса, а к появлению олигархов и формированию громадного социального расслоения в обществе. Даже сегодня А. Чубайс признается, что целью приватизации была не создание эффективного собственника, а формирование нового класса населения, владеющего основными активами страны. По данным статистических опросов 90% населения РФ до сих пор считает приватизацию нечестной и неприемлемой, а 70% уверены, что её надо отменить.
Страна оказалась в условиях гиперинфляции и тотального кризиса неплатежей. Накопления населения обесценились, а жизненный уровень снизился в 1,5-2 раза. Промышленность сократилась в наукоемких секторах, многие отрасли оказались на грани полного уничтожения. Возник рынок труда, полный значительный перекосов. Началась фиксироваться безработица, хотя её реальные значения признаются всегда выше статистических. Товарный дефицит исчез окончательно. Развитие получил олигархический капитализм, имеющий влияние на политические решения государства. Число предприятий в стране, особенно небольших, резко сократилось. Основным источником поступления валюты в страну стали экспорт ресурсов. Собственно, все попытки современного правительства провести экономический рывок продиктованы стремлением исправить ошибки прошлого, в частности провал в области образования и науки.
Финансовый кризис августа 1998 года имел для российской экономики тяжелейшие последствия. Согласно общепринятым экономическим понятиям кризисы не является уникальным явлением – они случаются достаточно часто, вызывая «перезагрузку» экономики и в дальнейшем сменяются экономическим ростом. Российский кризис был во многом предопределен кризисом в Юго-Восточной Азии в 1997 году и падением цен на углеводороды и ряд других статей российского экспорта. Однако, именно экономическая политика сделала его катастрофическим по масштабам.
Схема функционирования системы ГКО полностью совпадала с принципом работы любой финансовой пирамиды. Внутренний долг государства с 1993 года вырос в 47 раз. Слухи о падении системы ГКО стали просачиваться за несколько недель до дефолта, но ровно за три дня президент России Б. Ельцин лично заверил всех, что ничего не случиться. 17 августа финансовая пирамида, построенная государством для собственных граждан, ожидаемо рухнула. Был объявлен технический дефолт, так как никаких возможностей у государства платить по своим обязательствам не было. Этот дефолт был уникален тем, что был объявлен по итогам долгов перед собственным населением, а не перед международным сообществом. Надо отметить, что бюджет страны в годы правления Ельцина всегда был дефицитным – денег катастрофически не хватало. Естественно, доверие граждан после подобных действий правительства и заявлений самого президента оказывается подорван на долгие годы.
Однако, уже по итогам весны 1999 года страна испытала реальный экономический рост. Многие склонны считать, что скачок цен на нефть позволил России решить свои проблемы. Однако, это не совсем так. Причиной экономического роста стали меры, принятые новым правительством Е. Примакова. Было запрещено без причины задерживать и тем более не платить зарплаты – в ноябре 1998 года была введена уголовная ответственность. Началась медленная, но постоянная борьба с вывозом капитала за границу. Цены на нефть росли, но совсем не быстро. Определенный скачок наблюдался только в связи с войной в Персидском заливе в 2003 году. Гораздо важнее, что налоги от продажи углеводородов с 2004 года стали платиться в России в полном объеме. Олигархи были частично обузданы и призваны к порядку, а некоторые из них были даже осуждены. Государство стало возвращать контроль над своими ресурсами. Было прекращено бездумное удержание курса рубля относительно доллара. Стоимость доллара медленно росла вплоть до 2014 года, когда правительство окончательно отказалось от поддержки рубля с помощью валютных интервенций. Кроме того, надо учесть, что ориентированные на экспорт предприятия стали получать значительно большую выручку в рублях именно из-за падения его курса к доллару. В стране стали появляться реальные деньги и исчез бартер (когда чтобы платить зарплату осуществлялись невероятные взаиморасчеты любыми товарами). Это были первые шаги государства по возврату доверия простых граждан. Однако, множество проблем продолжают мешать гражданам России быть полноценно вовлеченными в экономические взаимоотношения друг с другом и с государством.
Одним из индикаторов развития государства, характеризующих успешность в решении множества инфраструктурных, правовых, финансовых и социальных проблем является малый и средний бизнес, степень его развития. Это один из главных факторов, способствующих высокой степени занятости трудоспособного населения. Кроме того, большое количество предприятий малого и среднего бизнеса способствует развитию классических рыночных отношений в обществе, повышает конкурентоспособность в большинстве сегментов экономики. Поэтому любое государство должно быть заинтересовано в развитии личной предпринимательской инициативы граждан. Для России, с учетом её громадных неосвоенных территорий, исторического наследия и социально-экономической обстановки, данная проблема особенно актуальна. [14]
На сегодняшний день доля граждан, занимающихся личным бизнесом, в России сравнительно невелика относительно многих промышленно развитых государств мира. Сегодня на 1000 граждан РФ приходится только 27,6 единиц малого и среднего бизнеса, что меньше среднемирового показателя на 4,6 единицы. Такая ситуация объяснима наличием ряда крупных структурных проблем, не позволяющих россиянам реализовывать свои предпринимательские способности.
Одной из главных проблем для развития малого и среднего бизнеса России является нестабильность правового поля, когда государство постоянно меняет законодательство. Вводимые периодически налоговые каникулы и преференции являются временными мерами наряду с постоянно усиливающимся контролем со стороны государства ко всем видам отчетности. Большой проблемой остается постоянный фактический рост налогового бремени для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Например, постоянно растут взносы в ПФР и ФОМС, которые осуществляются несмотря на наличие или отсутствие прибыли. Повышение НДС на 2% привело к росту цен на товары и услуги для малого и среднего бизнеса как конечного покупателя даже если последние не подпадали под действие нового правила. Отмена ЕНВД по оценкам экспертов преследует цель пополнить бюджет за счет перехода предпринимателей на УСНО и ОСНО, а не снижение налоговой нагрузки. Также обязательной становится маркировка товаров с 2020 года, что также автоматически снизит прибыль предпринимателей. Если добавить сюда меры правительства России на взятие под контроль финансовых поток в виде переводов на личные счета граждан и электронные кошельки, который также начали действовать с лета 2020 года, то фактическая финансовое бремя предпринимателей будет только увеличиваться.
Большое значение имеет фактор реальной конкурентоспособности. Степень монополизации российских государственных и частных структур достаточно высока. Особенно это заметно в секторе торговли продуктами питания и товаров широкого потребления. Бурный рост крупных ритейлеров сопровождается одновременным закрытием множества мелких и средних по размерам магазинов, а также сокращением количества торговцев на рынках и закрытием самих рынков. В такой ситуации рядовые производители продуктов питания из числа фермеров оказываются в сложной ситуации отсутствия выбора при сбыте своей продукции. Здесь большое значение имеет фактор коррупции на всех уровнях власти. Сегодня государство принимает активные усилия, чтобы побороть это явление, но пока этих усилий недостаточно.
Сегодня многие предприниматели России находятся в системе теневой экономики, слабо интегрируются в социальную систему, выстроенную государством. Инновации недостаточно активно проникают в сферу малого бизнеса. Доля предприятий, использующих последние научно-технические достижения, пока значительно ниже, чем в быстроразвивающихся странах. Это во многом обусловлено такими объективными причинами как слабое развитие инфраструктуры, особенно в мелких провинциальных населенных пунктах, недостаток необходимых производственных и офисных помещений, отвечающих современным требованиям. Многие предприятия удалены от основных транспортных магистралей. Тарифы на перевозку грузов в стране также постоянно растут для всех участников рынка без различия объемов их торгового оборота. Россия, являясь энергетической супердержавой, реализующей громадные объемы как топлива, так и готовой энергии, не оказывает поддержку предпринимательства в плане тарифов.
При этом президент РФ В. В. Путин уже утвердил программу развития цифровой экономики в государстве на период 2017-2030 годов. Однако помимо громадных позитивных экономических и социальных изменений новые технологии таят в себе массу опасностей, которые необходимо учитывать каждому гражданину России. [15] Главным элементом такой цифровизации станут системы искусственного интеллекта и новые возможности.
В современной России пока недостаточно сильно развито доступное кредитное финансирование предпринимательства, а венчурное финансирование практически отсутствует. Несмотря на десятки успешно реализованных стартапов и политику всеобщей цифровизации, многие молодые предприниматели сталкиваются с проблемами при создании стартового капитала и оформлении патентов на изобретения. [6; 8; 13]
Существует множество решений относительно предпринимателей, внедряющих инновации, противоречащие друг другу. Так с апреля 2018 года действует постановление Центробанка РФ о регулятивных «песочницах», предусматривающих открытие на их базе российскими блокчейн-технологами и авторами финтех-стартапов собственных филиалов, чтобы проверить их реальное назначение в условиях правовой неопределенности. Данный шаг позволил выделить перспективные финтех-проекты и компании с минимальными барьерами их вхождения на реальный рынок, привлекая инвесторов. Однако, 22 июля 2020 года в России оборот криптовалюты был взят под жесткий контроль на законодательном уровне. Планируется ограничить выпуск и использование подобных средств оплаты в стране и российском сегменте интернета. При этом в августе 2020 года Сбербанк анонсировал выпуск собственной криптовалюты – Sbercoin. Сегодня активно обсуждается идея создания цифрового рубля на основе технологии блокчейн. То есть даже в сфере высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, происходит монополизация рынка крупными компаниями, с которыми начинающим предпринимателям крайне сложно конкурировать.
Заключение
В целом получить кредит небольшим предприятиям в России достаточно сложно. Начинающим бизнесменам многие банки вообще отказывают в кредите на ведение предпринимательской деятельности, взамен предлагая кредитоваться с обеспечением собственностью как физическим лицам. [7] Кроме того, достаточно существуют жесткие ограничения в плане возраста предпринимателя и сферы его деятельности. Сегодня во многих регионах страны создаются или уже работают специальные фонды поддержки предпринимательства, развивается форма поддержки в виде грантов, но выделяемые там суммы пока не способны удовлетворить запросы всех нуждающихся предпринимателей. Совсем отсутствуют некоторые программы сотрудничества банков с определенными сегментами предпринимательства. Новые современные производства в стране всё чаще работают на новом оборудовании, отвечающим всем современным инновациям. Однако, такие производства, как правило, достаточно крупные.
Все перечисленные проблемы упомянуты в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», разработанной правительством РФ. Ситуация с пандемией коронавируса в 2020 году еще раз показала слабость рядовых предпринимателей. Сегодня, очевидно, что без решения проблем малого бизнеса стране не выйти на достойный уровень социального обеспечения и не сократить темпы роста безработицы. Заявленные правительством РФ планы поддержки предпринимателей оставляют надежды на решение застарелых проблем. Мы видим будущее российской экономики в инновациях, экономики знаний, интеллектуальном капитале и построении неоиндустриального общества на основе цифровой экономики. [1; 8-12].
Проблематика инновационного развития в сельском хозяйстве уже поднимался в научных публикациях. [3-4] В этой отрасли в условиях санкций внедряются быстрыми темпами новейшие технологические разработки. Рост производства за последние годы составил 20%. [2]
Постепенно должна происходить эволюция и обучение менеджмента средних и больших компаний. [17]
Успешность реализации намеченных целей покажет ближайшее будущее. Однако на сегодняшний день положение рядовых российских предпринимателей с оглядкой на недавнее прошлое не внушает оптимизма и мощный инновационный рывок страны задерживается по времени.
Библиографический список
1. Алексеева И.А., Методические аспекты инновационного управления человеческим капиталом системы высшего образования / И.А.Алексеева, Н.Н. Трофимова // Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. № 2. С. 29-33
2. Амирова Э.Ф. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях международных санкций / Э.Ф. Амирова // Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Междуреченск. 2019. С. 204-1 – 204-5
3. Амирова Э.Ф. Инновационное развитие сельского хозяйства // Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков / Э.Ф. Амирова // Материалы научно-практической конференции – Казань. 2016. С.329-332
4. Амирова Э.Ф. Роль инноваций в обеспечении импортозамещения продовольствия // Современные научные исследования и разработки. Астрахань. 2017. № 4 (12). С.355-358
5. Винокуров С.С. Индекс компаний нефтяной промышленности Санкт-Петербургской фондовой биржи в конце XIX века / С.С. Винокуров, П.А. Гурьянов // Финансы и кредит. 2013. № 16 (544). С. 73-78
6. Газетдинов М.Х. Цифровая экономика: понятие, этапы становления и перспективы развития / М.Х Газетдинов, Э.Ф. Амирова, Галиева А.А. // Глобальные вызовы для продовольственной безопасности: риски и возможности. Научные труды международной научно-практической конференции. Казань, 2021 С. 111-118
7. Гурьянов П.А. Кредитование малого и среднего бизнеса в России / П.А. Гурьянов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 2. (29). С. 418-421
8. Гурьянов П.А. Экономика знаний для подготовки кадрового потенциала для малого предпринимательства в России / П.А. Гурьянов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-5. С. 875-878
9. Дмитриев Н.Д. Формирование инновационных кадров с целью построения экономики знаний //Моделирование и конструирование в образовательной среде / Дмитриев Н.Д. Сборник материалов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества. Под редакцией И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, Н.Д. Дудиной, И.П. Родионовой. М., 2020 С. 123-126
10. Ткаченко К.И., Золкин А.Л., Чистяков М.С. Школа развития кадрового потенциала инновационного предпринимательства как эффективная форма межсекторного взаимодействия в современных экономических условиях // Управленческий учет. 2021. № 3-2. С. 380-386
11. Карпенко О.А., Золкин А.Л. Развитие инновационного предпринимательства на основе проектной деятельности и грантового финансирования в современной экономике // Управленческий учет. 2020. № 2. С 58-68
12. Пушкова Ю.В. Финансовые источники активации инвестиционной деятельности в России / Ю.В. Пушкова, Э.Ф. Амирова // Молодые ученые аграрному производству. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.э.н., профессора Н.С. Каткова. Казань, 2021 С. 177-181
13. Рахмеева И.И. Неформальные институты развития инновационной экономики и неоиндустриального общества в регионе / И.И. Рахмеева, А.Н. Лысенко // Акселерация инноваций – институты и технологии. Сборник статей научного делового форума. Уфа, 2020. С. 69-72.
14. Рахмеева И.И. Экономическая эффективность оценки регулирующего воздействия в регионах России / И.И. Рахмеева // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 273-278
15. Семенова В.А. Устойчивое развитие бизнеса в цифровизации экономики / В.А. Семенова // Вестник института экономики и антикризисного управления. 2019. № 26. С. 9
16. Трофимова Н.Н. Влияние цифровизации экономики на модернизацию промышленности / Н.Н. Трофимова // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 2. С. 50-54
17. Трофимова Н.Н. Актуальные проблемы менеджмента предприятий реального сектора экономики в современных условиях // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе. Махачкала. 2021 С. 199-204.
18. Li L. Political Trust in Rural China / L. Li // Modern China. 2004. Vol. 30 № 2. P. 228-258