Индекс УДК 332: 339.56
Дата публикации: 31.01.2024

Развитие экспортного потенциала России в контексте реализации проекта «Северный морской путь»

Development of Russia's export potential in the context of the implementation of the Northern Sea Route project

Чугаев Павел Александрович
Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва
Chugaev Pavel Alexandrovich
Master's student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: Стратегическим направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации является ее дальнейшая интеграция в мировое экономиче¬ское сообщество в целях макси¬мального использования внешне¬экономических связей для реали¬зации долгосрочной структурной перестройки российской экономи¬ки. В статье раскрыты основные направления и цели развития транспортно-транзитного потенциала Арктики – Северного морского транспортного коридора. Подведены итоги реализации проекта Северный морской путь в 2023г. и обозначены перспективы его дальнейшего развития.
Данная статья выполнена в рамках написания магистерской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Кутового В.М., кафедра "Мировая экономика", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The strategic direction of the foreign economic policy of the Russian Federation is its further integration into the world economic community in order to maximize the use of foreign economic relations for the implementation of long-term structural restructuring of the Russian economy. The article reveals the main directions and goals of the development of the transport and transit potential of the Arctic - the Northern Sea Transport Corridor. The author summarized the results of the implementation of the Northern Sea Route project in 2023 and outlined the prospects for its further development.
Ключевые слова: Северный морской путь, экспортный потенциал, транзитный потенциал, российский экспорт, транзитные грузопотоки, международные рынки транспортных услуг.

Keywords: The Northern Sea Route, export potential, transit potential, Russian exports, transit cargo flows, international markets of transport services.


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что несмотря на сложные внешнеэкономические и геополитические условия, Россия продолжает  осуществлять свои планы по развитию и реализации новых экспортных проектов, участвует в международных проектах, что должно обеспечить устойчивое развитие макрорегионов России и всей страны, а также будет способствовать  укреплению авторитета России  на международной арене. [13, с.888]

Одним из основных элементов внешнеэкономического потенциала России является экспортный потенциал, поэтому развитие экспортного потенциала страны является стратегически важным и актуальным процессом на современном этапе экономического развития страны.  В национальном хозяйстве российский экспорт представлен довольно крупным сектором, через него реализуется до 2/5 ВВП страны. Дальнейшее развитие экспортного потенциала позволит значительно увеличить валютные ресурсы для импорта жизненно важных для России товаров и погашения внешней задолженности.

  В ближайшем десятилетии  главной задачей Северного морского  транспортного коридора (СМТК) является  превращение его в комфортный логистический коридор, направленный на эффективное использование  его  транзитного потенциала, который непосредственно  является исторической национальной транспортной  коммуникацией Российской Федерации.

СМТК включает в себя: порты и морские судоходные пути арктических морей и впадающих в них рек Баренцева, Белого и Печорского морей на западном фланге (Поморский сектор), морей Северного морского пути — Карского, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского (сектор Севморпути) в центральной части и Берингова моря (Камчатский сектор) на восточном фланге. Развитие арктического грузопотока по СМТК связано в основном с проектами освоения минеральных ресурсов Арктической зоны.

 Одним из приоритетных регионов нового освоения запасов полезных ископаемых является Арктическая зона, ее значительные запасы природных ресурсов, СМТК и транзитный потенциал Северного морского пути (СМП)  в ближайшем будущем смогут создать  базу ресурсов мировой экономики.

 В рамках реализации проекта СМП в Арктике началось формирование новой экономики, СМП связан с ключевыми промышленными кластерами страны: Норильским комбинатом, Восточно-Сибирским нефтегазовым комплексом, добывающими предприятиями Якутии, Магадана, Чукотки (добыча золота, цветных и редких металлов), лесоэкспортирующими предприятиями.

Задачами развития транзитного потенциала СМП являются  освоение и транспортировка  минеральных и энергетических ресурсов Тимано-Печорской провинции, Обской губы, полуострова Ямал, шельфов Баренцева и Карского морей.

 

Методологическая основа исследования

В рамках написания статьи применены следующие методы: обобщение, проведение анализа и синтеза изученных документов в экономической сфере, изучение и анализ статистических данных.

Итоги реализации проекта «Северный морской путь» в 2023г. и   перспективы его дальнейшего развития

Реализация проекта СМП имеет огромное значение для восстановления и развития экономики Дальнего Востока и всей России, проект является мощным двигателем  развития промышленности, поскольку Арктическая зона содержит 76% общероссийского запаса никеля, соответственно, здесь и  производят  96% всего никеля, добывают 93% кобальта. Для таких  объемов добычи и производства необходим транспортный коридор, по которому можно  будет осуществлять  безопасные и быстрые перевозки.

По своей протяженности СМП является наиболее коротким водным маршрутом между  портами европейской части нашей страны и российским Дальним Востоком, он  включает в себя 50 портов. Важно отметить, что  это кратчайшее расстояние  между Европой и Азией. Сегодня, когда взаимный   товарооборот между Китаем и Россией кратно увеличился, использование СМП в международной торговле позволит уменьшить сроки доставки грузов, его потенциал  должен  обеспечить возможность освоения мировых рынков  международных транзитных перевозок на международных рынках транспортных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», госкорпорация «Росатом» приняла на себя функции единого инфраструктурного оператора Северного морского пути, ею разработан и  представлен  на Госкомиссию по вопросам развития Арктики осенью 2019 г. проект Плана развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035г.  Так, в 2031–2035 гг. планируется обеспечить превращение Севморпути в базовый элемент конкурентоспособного международного и национального морского транспортного коридора.

«Наша задача — обеспечить рентабельную грузовую базу, если хотите, на вырост», — заметил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Для этого подписано шесть соглашений с ключевыми инвесторами, и в ближайшие годы ведущие компании, работающие в регионе, намерены увеличить объем перевозок по СМП до уровня свыше 190 миллионов тонн. «В результате реализации таких проектов дополнительные поступления в бюджет составят более 20 триллионов рублей, — заявил премьер-министр. — То есть каждый вложенный бюджетный рубль принесет государству порядка 30 рублей». [1]

  Для определения дальнейших перспектив развития СМП обобщим  основные направления развития СМП, указанные в Распоряжении Правительства РФ от 01 августа 2022г. № 2115-р. В документе представлен план развития СМП до 2035г., в рамках реализации плана предусмотрены следующие основные мероприятия:

— увеличение объема грузооборота;

— строительство газовых терминалов в Карском море для развития инфраструктурных систем обеспечения;

— увеличение численности ледокольного флота РФ и решение вопроса бесперебойной круглогодичной навигации, основного преимущества пути через Суэцкий канал;

— решение вопроса технологии перевозок по Северному морскому пути сжиженного природного газа и нефти, т.е. создание эффективно работающего флота. [2]

В планируемых грузоперевозках по СМП можно выделить три основные группы: углеводороды и другое сырье из Обской губы и Енисейского залива; грузы для инвестпроектов в Арктике и программы завоза; транзитные перевозки.

Наблюдается активное развитие Арктики и по линии инвестиций.  Отметим, что этому способствует созданная  в Арктической зоне одна из самых больших территорий преференциального экономического режима, так в рамках проведения ПМЭФ многие страны показали свою заинтересованность  участвовать в проектах, представители ОАЭ заявили о своем намерении  стать  инвесторами, КНР и Индия уже являются крупными инвесторами этих проектов.

«Ямал-СПГ» стал первым арктическим проектом, его запустили раньше срока в 2017г. Так, на сегодняшний день это предприятие, которое  функционирует с превышением плановой мощности и дает более 20 млн тонн СПГ в год. За 10 последних лет с проекта перевезено 110 млн тонн груза, это составляет 55% объема всего перевезенного груза за этот период.

Важно отметить, что развитие всех проектов СМП находится в устойчивой динамике, развитие грузооборота идет скачкообразно (рисунок 1), это объясняется тем, что при появлении нового проекта идет резкий рост, к которому требуется  адаптировать всю инфраструктуру, далее опять идет плавное движение и снова переходит в  рост.  В ввиду   таких скачков в развитии самый сложный рост будет в 2024 году, так как  компания «Новатэк» запускает новый проект «Арктика СПГ-2», проект «Роснефти» «Восток Ойл» и угольный проект «Северная звезда», грузопоток с этих проектов будет только нарастать и усиливаться.

Рисунок 1 – Рост грузопотока по Северному морскому пути [2]

Далее перейдем к анализу итогов реализации проекта СМП в 2023г., рассмотрим статистические показатели.

Грузопоток по СМП за счет СПГ и нефти в 2023г. поставил рекорд, достигнув 36,254 млн тонн, превысив целевой показатель более чем на 250 тыс. тонн, больше всего перевезли нефти, следом за ней идет железнорудный концентрат.

По данным «Роснефти»: по СМП в период летней навигации морские и речные суда провели 923 рейса из Мурманска, Архангельска, Красноярска, Лесосибирска и Дудинки к нефтедобывающему комплексу компании, 402 судна доставили в пределах 1,5 млн тонн грузов. «Газпром» и «ЭЛСИ Майнинг» каждая из них отправили по СПГ-кораблю с 70 тыс. тонн газа на борту.

Отметим, что пока коммерческие рейсы ориентированы в основном   на период летне-осенней навигации, когда потребность в ледовой проводке судов минимальна, но в будущем для клиентов сделать услуги ледоколов более коммерчески привлекательными является основной целью  «Росатома».

Для реализации  поставленной  цели необходимо строительство новых судов ледового класса – атомных ледоколов (пятого- шестого) проекта 22220, они будут заложены в 2024-2025г.г., в 2027г. должен сойти со стапелей головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510, который сможет ломать 4-метровый лед. В период зимней навигации от Мурманска до Дудинки, ледоколы будут ходить круглый год, а в ближайшем десятилетии восточная часть СМТК тоже станет доступной.

Строительство и ввод в эксплуатацию современных атомных ледоколов являются лучшим подтверждением лидерства России в решении амбициозных задач в высоких широтах.  Сегодня по долгосрочным контрактам с «Норильским никелем» прокладывают и поддерживают каналы в ледовом припае реки Енисей — от Енисейского залива до порта Дудинка два атомных ледокола.

На настоящий момент атомные ледоколы обеспечили 730 проводок в 2023 году. Для сравнения: с 1 января 2022 года по 21 декабря 2022 года было 653.Атомные ледоколы провели по водам Арктики рекордное по объему судно — на балкер Gingo типа CapeSize с дедвейтом более 169 тысяч тонн,  погрузив 164,5 тыс. тонн железорудного концентрата и доставили его до точки назначения.

 Так, по словам заместителя главы дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максима Кулинко, «…к 2030 году перевозки через арктические моря станут рутинной операцией — к тому времени должны заработать 13 ледоколов, а «ледовый навигатор» и спутниковая группировка «Роскосмоса» будут снабжать суда информацией в реальном времени. Срок прохода корабля должен будет составлять около 10 дней круглый год: хотя Арктика умеет преподносить сюрпризы, в «Росатоме» верят, что сумеют укротить ледяную стихию. К тому же сроку ожидается масштабирование и расширение международного сотрудничества: компания New Shipping Line из КНР начала транзитные перевозки грузов из китайских портов в 2023, и на данный момент пилотный запуск признан успешным обеими сторонами». [4]

Достигнуты высокие показатели по уровню транзитных перевозок, превышен уровень 2021 г., в 2023г. он составил 2 млн 127 тысяч тонн. Масштабная работа, проделанная для развития СМП, позволила  благодаря поддержке Правительства РФ  перенаправить часть грузов с Суэцкого канала в летне-осеннюю навигацию  по СМП, таким образом, удалось преодолеть  почти 90% падения транзита  в 2022г., связанное с введением в действие  в отношении России санкционных ограничений. В настоящее время в отношении Российской Федерации введены в действие свыше 16,5 тысяч санкционных ограничений, что является беспрецедентным количеством.

  Из представленных выше данных можно сделать вывод, что СМП уверенно и успешно развивается, к нему наблюдается повышенный интерес российских и зарубежных компаний.

Заключение

Северный морской путь является проектом государственной важности. Основные задачи СМП: развитие транспортно-логистического потенциала российского Дальнего Востока и всей России; укрепление российского внешнеэкономического потенциала за счёт мультипликативного эффекта, оказывая положительное воздействие на все отрасли в регионах, помогая развивать макрорегионы России и повышая их инвестиционную привлекательность.

По прогнозам экспертов, грузооборот будет только расти, и за следующие 5 лет вырастет в 7 раз., грузопотоки, ориентированные на Суэцкий канал, из-за нестабильности в регионе, могут быть перенаправлены на СМП.

СМП в ближайшем десятилетии  должен стать  безопасным,  комфортным, логистическим коридором, направленным на эффективное использование национального транзитного потенциала, сделать его привлекательным не только для российских пользователей, но и для международного бизнеса, тем самым обеспечить развитие внешнеэкономического потенциала России.

Библиографический список

1. Михаил Мишустин: Северный морской путь – ключевой элемент транспортной связанности страны. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/06/06/marshrut-po-arktike.html (дата обращения: 24.12.2023)
2. Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2022г. №2112-Р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035г». [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-2115-r-01082022/ ( дата обращения 05.01.2024).
3. Рыбаков, В. В. Проблемы и перспективы развития экспортного потенциала Российской Федерации в условиях преодоления санкционных ограничений / В. В. Рыбаков, Т. Н. Мамедов, А. Д. Зверева, Д. Е. Морковкин // Вестник евразийской науки. — 2023 — Т. 15 — № s3. — URL: https://esj.today/PDF/32FAVN323.pdf (дата обращения: 21.12.2023).
4. Северный морской путь 2023: предварительные итоги года и планы на будущее. [Электронный ресурс]. URL: https://arctic-russia.com/article/severnyy-morskoy-put-2023-predvaritelnye-itogi-goda-i-plany-na-budushchee/ (дата обращения: 25 12.2023).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 29.12.2023).
6. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
7. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
8. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
9. Дмитриева, А. Б. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при международных перевозках / А. Б. Дмитриева, С. С. Илюхина // Налоги. – 2016. – № 1. – С. 23-26.
10. Дмитриева, А. Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 3. – С. 6-9.
11. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.
12. Дмитриева, А. Б. Ключевые аспекты международного инвестиционного сотрудничества России в контексте расширения российско- китайского экономического взаимодействия / А. Б. Дмитриева // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – Т. 9, № 2. – С. 81-87.
13. Харакоз Ю.К. Особенности финансового обеспечения направлений стратегии устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 887-890.