Индекс УДК 347.7, 642.5
Дата публикации: 30.10.2023

Нормативно-правовая основа управления персоналом и трудовыми отношениями в сфере общественного питания

Regulatory framework for personnel management and labor relations in the field of public catering

Сархатова М.Р.
магистрант, СВГУ
Магадан, Россия
Sarkhatova M.R.
Master's student, SVGU
Magadan, Russia
Аннотация: В статье рассматриваются особенности нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом и правового регулирования трудовых отношений в сфере общественного питания. Определены нормативные документы системы управления персоналом. В целях развития трудовых отношений субъектов малого предпринимательства рекомендован ряд организационно-правовых мер.

Abstract: The article discusses the features of the normative and methodological support of the personnel management system and the legal regulation of labor relations in the field of public catering. The normative documents of the personnel management system are determined. In order to develop labor relations of small businesses, organizational and legal measures are recommended.
Ключевые слова: правовое регулирование, общественное питание, трудовые отношения, управление персоналом, малое предпринимательство.

Keywords: legal regulation, public catering, labor relations, personnel management, small business.


Ведение. На современном этапе экономического развития управление персоналом и трудовыми отношениями занимает одно из центральных мест в деятельности любого хозяйствующего субъекта. За последние годы работник превратился из необходимой статьи расходов в основной источник прибыли. В рамках такого подхода персонал рассматривается в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты на оплату его труда, переподготовку, повышение квалификации, создание благоприятных условий деятельности – как особый вид инвестиций. Система управления трудовыми отношениями призвана воздействовать на трудовой потенциал работников с целью изменения его параметров в нужном для организации направлении. С учетом активно развивающегося в последние годы в России рынка общественного питания [6] и наличием высокой конкуренции в этой отрасли, но при этом ограниченным предложением необходимых специалистов на рынке труда, и сменой фокуса на минимизацию убытков в компаниях на фоне макроэкономической нестабильности, актуальной становится тема поиска направлений и возможностей для повышения эффективности работы персонала предприятий общепита в рамках действующего нормативно-правового поля. Сфера торговли и общественного питания, как объект правового регулирования недостаточно развита в области трудового законодательства, поскольку, действующие стандарты, которые лежат в этой области, в основном связаны с правилами по обеспечению выпуска продукции, а также касаются соблюдения санитарно-гигиенических норм [5].

Дефицит кадров в общественном питании. К основным проблемам отрасли общественного питания, возникшим в непростой период 2020-2022 гг., помимо трудностей связанных с поставками продуктов, ростом цен, снижением покупательского спроса относится нехватка кадров. В российском общепите в 2022 г. увеличился дефицит кадров, отмечается рост зарплатных ожиданий кандидатов и снижение престижа профессии. [1] Удержать сотрудников становится сложнее, нанять новых непросто. В такой ситуации в более выигрышном положении оказываются сотрудники. Работодатель вынужден снижать требования к кандидатам; взваливать на подбираемых специалистов дополнительные обязанности, часто им не свойственные; выстраивать систему трудовых отношений и управлять персоналом с позиции большего комфорта для работника.

Современный этап управления трудовыми ресурсами (персоналом), во многом определяемый процессами глобализации, миграции населения, научно-техническим прогрессом и новыми социально-экономическими явлениями, выдвигает задачу поиска адекватного механизма правового регулирования новых видов трудовых отношений, что требует, как корректировки норм трудового законодательства, так и дифференциации режима правового регулирования труда.

Нормативно-правовая основа управления персоналом. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом – это совокупность документов и различных нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке, компетентным соответствующим органом или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.

Все нормативно-методические документы системы управления персоналом можно разделить на три группы (рис.1).

Рис. 1. Группировка нормативно-методических документов системы управления персоналом

Источник: составлено автором

К первой группе относятся документы, включающие нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления: первичные операционные нормы времени и расценки; нормы времени на выполнение управленческих процедур; производные нормы и нормативы, полученные на основе первичных (сводные нормы трудовых затрат на изготовление продукции); нормы, установленные вышестоящими организациями или в централизованном порядке (нормы налогообложения фонда оплаты труда; размер подоходного налога с физических лиц).

Документы из второй группы регламентируют задачи, функции, права, обязанности подразделений и отдельных работников системы управления персоналом; содержат методы и правила выполнения работ по управлению персоналом: законодательные акты по вопросам труда и кадров; указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по вопросам труда, охраны труда, занятости; руководящие документы (положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы) Минтруда РФ и других государственных органов; приказы, положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы министерства, ведомства, если им подчиняется организация; приказы, положения, правила и другие документы, издаваемые руководителем организации или соответствующими подразделениями по вопросам труда, численности, оплаты труда и т.д. (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение о подразделении, должностная инструкция, штатное расписание). Также к документам этой группы относятся те, которые регламентируют выполнение функций по управлению персоналом: положение по формированию кадрового резерва в организации; положение по организации адаптации работников; рекомендации по организации подбора и отбора персонала; положение по урегулированию взаимоотношений в коллективе; положение по оплате и стимулированию труда; инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др. Внутренними организационно-регламентирующими документами являются: положение о подразделении и должностная инструкция.

Документы третьей группы содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов. К этой группе документов можно отнести: нормы планировки помещения и рабочих мест; отчет о численности работников организации и др.

Ответственность за обеспечение системы управления персоналом нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации (отдел стандартизации, отдел организации управления, юридический отдел).

Нормативно-правовая база трудовых отношений. В настоящее время трудовые отношения между работодателями и работниками на предприятиях общественного питания регулируются:

  • нормами Трудового кодекса РФ;
  • коллективным договором (при его наличии);
  • локальными нормативными актами (положение о нормах трудового распорядка, об оплате труда, о премировании, приказы и указания о гарантиях и компенсациях при выполнении служебных обязанностей и др.);
  • трудовым договором, заключенным с работником.

Заключенные договоры, соглашения и иные нормативные акты не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий, установленных трудовым законодательством.

Для надлежащего выполнения функций управления персоналом работникам службы персонала и руководителям нужно иметь в достаточном количестве необходимые ресурсы. Ресурсное обеспечение управления персоналом представлено нормативно- правовой, научно-методической̆ базой, материально-техническим и финансовым обеспечением.

Особенностью управления персоналом по сравнению с другими функциональными направлениями деятельности является то, что работа с людьми требует чёткой регламентации прав и обязанностей̆ сторон социально-трудовых отношений и соблюдения установленных правил, норм и процедур. Для этого органы государственного управления принимают соответствующие законодательные акты, министерства и ведомства совместно с научно-исследовательскими организациями разрабатывают нормативно-правовые и научно- методические документы (правила, положения, нормы, инструкции, рекомендации, характеристики и т. п.) [4].

Главное назначение нормативно-правовой базы – регулирование социально-трудовых отношений, регламентация заданий и обязанностей, трудового поведения, защита прав и интересов работников и работодателей.

Правовое обеспечение управления персоналом содержит процедуры:

  • разработка и утверждение внутриорганизационных нормативных актов;
  • внесение изменений и дополнений к нормативным актам согласно изменениям, которые происходят во внешней̆ и внутренней̆ среде;
  • контроль за соблюдением норм действующего трудового законодательства. Правовое обеспечение управления персоналом в организации осуществляют:
  • руководитель предприятия;
  • руководитель службы персонала;
  • работники службы персонала во время решения вопросов, которые входят в их компетенцию;
  • работники юридического отдела;
  • другие должностные лица в пределах, предоставленных им полномочий во время принятия решений, связанных с управлением персоналом.

Организации общественного питания самостоятельно устанавливают штатное расписание (определяют численность и квалификационно-должностной состав работников), формы и системы оплаты труда, пре­мирования. При этом они должны соблюдать установленные в законах России, а также в отраслевых и региональных соглашениях нормы опла­ты труда, социальные гарантии и льготы для отдельных категорий работ­ников [3].

В плане прогнозирования развития трудовых отношений можно рекомендовать следующие направления организационно-правового регулирования труда субъектов малого предпринимательства:

а) формировать трудовые отношения главным образом на основе трудового договора, условия которого могут не совпадать с общими нормами и требованиями Трудового кодекса РФ, но учитывать взаимные интересы сторон, цели предпринимательской деятельности предприятия и способы достижения результата, например выход за рамки недельной нормы рабочего времени, годового ограничения сверхурочных работ; замена ежегодного основного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией, хотя бы для работников, занятых неполное рабочее время; применение часовой оплаты труда взамен штатно-окладной, еженедельного или годового заработка; выдача заработной платы один раз в месяц или по окончанию конкретного этапа работы; освобождение работодателя от ряда традиционных гарантийных и компенсационных выплат;

б) использовать труд заемных работников на тех рабочих местах (должностях), где экономически нецелесообразно держать постоянных и даже временных работников;

в) более широко применять режим полной материальной ответственности работников;

г) упростить систему расторжения трудового договора, применяя порядок, предусмотренный ст. 292 ТК РФ в отношении работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев;

д) применительно к иностранным работникам трудовой договор должен содержать весь набор социально-бытовых условий, связанных с их трудовой деятельностью, включая затраты работодателя по отправлению работника домой.

В отличие от крупных производственных структур с большой численностью персонала, на регулирование труда которых рассчитана основная масса норм трудового законодательства, на малых предприятиях затруднительно применение норм, регулирующих, например, перемещения и переводы на другую работу, замену отсутствующих работников, предоставление легкого труда, продвижение по работе и пр.

Малые предприятия отличает также простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность всех работников в делах компании, возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим требованиям и ситуациям [2].  Для успешной работы, при отсутствии ряда служб управления персоналом, характерных для более крупных структур, малые предприятия чаще прибегают к изменению штатов, корректировке штатного расписания, маневрированию персоналом, более широко привлекают труд заемных работников, совместителей, работников, занятых неполный рабочий день.

В качестве основных инструментов управления трудовыми отношениями на предприятии можно выделить следующие:

  1. регламентация;
  2. материальное стимулирование;
  3. социальное управление.

Регламентация (регулирование) социально-трудовых отношений представляет собой процесс установления и соблюдения норм и правил, регулирующих организацию и выполнение работ на предприятии. Этот процесс основан на законодательных актах, определяющих трудовые отношения, и включает разработку и принятие ряда локальных нормативных документов на предприятии. Важно отметить, что эти документы не должны содержать условия, ущемляющие права и гарантии работников, установленные трудовым законодательством Российской Федерации [9].

Материальное стимулирование как инструмент управления трудовыми отношениями направлены на побуждение работников к качественному труду, и основанные на использовании материальной заинтересованности в повышении основного и дополнительного денежного вознаграждения в целях реализации стратегии предприятия. Основным элементом материального стимулирования и инструментом управления трудовыми отношениями является заработная плата. Эффективная система оплаты труда, интегрированная в стратегию организационного развития предприятия, предполагает ее индивидуализацию, увязку с конечными трудовыми результатами. Последние определяются степенью достижения целей управления [7].

Социальное управление нацелено на достижение позитивного развития социально-трудовых отношений и создание благоприятных условий для профессионального развития работников на предприятии. Это достигается путем повышения качества жизни, улучшения условий работы, наращивания профессиональных и образовательных навыков, обеспечения охраны здоровья и других мер. Социальное управление на предприятии осуществляется через две основные формы: социальное обеспечение и социальную помощь. Социальное обеспечение включает в себя дополнительные затраты предприятия на поддержку работников, которые вышли на пенсию или потеряли трудоспособность, и финансируется из дополнительных источников. Социальная помощь, как инструмент управления трудовыми отношениями, представляет собой комплекс социальных услуг и поддержки, предоставляемых работникам в сложных жизненных ситуациях, а также обеспечение социальных гарантий в денежной или натуральной форме, определенных законодательством. Таким образом, управление социально-трудовыми отношениями на предприятии является неотъемлемым для обеспечения экономической и социальной стабильности, способствуя высокой мотивации работников, достойной заработной плате, профессиональному росту и уверенности в их роли в трудовой коллективе, при условии исполнения их служебных обязанностей. Оно также необходимо для разрешения противоречий, возникающих как в процессе трудовой деятельности, так и в социально-трудовых отношениях [8].

Таким образом, управление социально-трудовыми отношениями на предприятии необходимо для поддержания экономической и социальной стабильности предприятия, которая наиболее доступным образом ориентировала бы работников на большую заинтересованность в труде, высоком заработке, профессиональном росте, уверенности в своем устойчивом положении в трудовом коллективе при условии выполнения своих служебных обязанностей, а также для формирования объективной необходимости и возможности разрешения противоречий, возникающих как в процессе трудовой деятельности, так и в самих социально-трудовых отношениях.

Заключение. Правовая основа управления персоналом и трудовыми отношениями в сфере общественного питания является одной из ключевых составляющих успешной работы данной отрасли. В условиях быстрого развития этой сферы, где конкуренция все более усиливается, необходимо иметь надежную и эффективную систему правовых норм, регулирующих взаимоотношения между работодателями и работниками.

В зависимости от складывающейся на рынке труда ситуации, работодатель может действовать в рамках нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые отношения и управление персоналом по-разному. Так, в случае избытка рабочей силы на рынке труда логична минимизация затрат на персонал. В нынешней ситуации дефицита кадров в сфере общественного питания работодатель вынужден использовать помимо регламентирующего законодательства, большой перечень мотивационных и стимулирующих механизмов.

Персонал играет особую роль в общественном питании, так как он является лицом, предоставляющим услуги непосредственно клиентам. Поэтому правильное управление персоналом и создание благоприятных трудовых условий становится приоритетной задачей для всех предприятий данной сферы. Однако без четкой правовой базы организациям сложно создать стабильные и долгосрочные рабочие процессы. Также руководителю необходимо создать стимулирующую среду, чтобы сотрудники были мотивированы работать на достижение общих целей. Это может включать в себя различные виды поощрений, бонусные программы, возможность профессионального роста и обучения.

Для эффективного управления персоналом также необходимо проводить систематическую оценку его работы. Это позволяет выявить проблемные моменты, разработать планы действий для их устранения и поддерживать высокий уровень качества работы коллектива.

[1] Рестораторы подводят итоги 2022: кому и как удается оставаться на плаву?
Электрон ресурс. https://www.retail.ru/articles/restoratory-podvodyat-itogi-2022-komu-i-kak-udaetsya-ostavatsya-na-plavu/

Библиографический список

1. Трудовой Кодекс РФ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/09ce1b5ed1cf770ac3de8edbaddc38633a3ebbcc/ (Дата обращения 17.08.2023)
2. Беляева М. Ю. Управление персоналом на рынке общественного питания / М. Ю. Беляева // Вестник науки и образования. – 2019. – № 22-3(76) – 12-15 c.
3. Исламова Ю. Р. Совершенствование деятельности по управлению персоналом на предприятиях сферы общественного питания / Ю. Р. Исламова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 3. – 372 с.
4. Курсова О. А. Правовое регулирование управления персоналом : учебное пособие для вузов / О. А. Курсова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 414 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06470-4. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/494058 (дата обращения: 21.08.2023)
5. Макаревич М. Л., Рыкова А. М. Особенности регулирования труда работников торговли и общественного питания // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №3 (21), 2017. С. 72–77.
6. Сархатова М. Р. Общественное питание в России: современные отраслевые тенденции и особенности управления человеческими ресурсами // Вектор экономики. – 2022. – № 10 (76).
7. Шавалиева Э. Ф. Нормативно-правовые основы управления мотивацией персонала // Вестник науки. – 2021. – № 12 (45) Т.2.
8. Шапиро С.А. /Основы трудовой мотивации. // учебное пособие – 2011. –. 144 с.
9. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учебное пособие / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. – М. : КноРус, – 2010. – 399 с.