Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.12.2023

Инфляционные риски в обеспечении финансовой безопасности государств-членов ЕАЭС

Inflation risks in ensuring the financial security of the EAEU member states

Рябошапка Валерия Александровна,

магистрант 2 курса Российской таможенной академии, г.Люберцы


Ryaboshapka Valeria Aleksandrovna,
2st year Master's student of the Russian Customs Academy, Lyubertsy
Аннотация: Статья посвящена мониторингу инфляционных рисков в евразийской интеграции. Проанализированы тенденции индекса потребительских цен (уровня инфляции) в государствах-членах ЕАЭС. Рассмотрены возможные национальные механизмы управления инфляцией и инструменты минимизации инфляционных рисков при обеспечении финансовой безопасности для наиболее уязвимых государств-членов ЕАЭС.

Abstract: The article is devoted to monitoring inflation risks in the Eurasian integration. The trends of the consumer price index (inflation rate) in the EAEU member states are analyzed. Possible national inflation management mechanisms and instruments for minimizing inflationary risks while ensuring financial security for the most vulnerable EAEU member states are considered.
Ключевые слова: финансовая безопасность, инфляционный риск, инфляция, индекс потребительских цен, евразийская интеграция, государства-члены ЕАЭС.

Keywords: financial security, inflation risk, inflation, consumer price index, Eurasian integration, EAEU member states.


Введение. Интеграция как одна из наиболее распространенных и доказавших свою эффективность форм международного сотрудничества, с одной стороны, дает странам участницам неоспоримые преимущества и огромное возможности, с другой — несет определенные риски и угрозы, которые необходимо учитывать при определении ключевых направлений интеграционного развития, а также при обеспечении финансовой безопасности государств-членов интеграции. Улучшая экономическую ситуацию для одного государства, одно и то же решение принятое в рамках интеграционного союза, может одновременно налагать определенные ограничения и приводить к серьезным негативным последствиям и упущенным возможностям для другого. Для минимизации подобного рода негативных последствий, должны быть учтены интересы всех государств-участников, просчитаны возможные риски, выделены ключевые факторы, сдерживающие развитие сотрудничества в рамках интеграции.

Обеспечение финансовой безопасности при реализации основных направлений экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Высшего евразийского экономического совета №28 [3], характеризуется высокой вероятностью наступления рисков в различных областях макроэкономической системы ЕАЭС, постоянное исследование состава которых позволяет государствам формировать стратегии и инструменты управления рисками национального и наднационального уровня. Так, сущность инфляционных рисков генетически зависит от такого неоднозначного экономического явления, как инфляция.

Инфляция – макроэкономический показатель, отражающие изменения уровня цен на рынках, которые имеют то или иное влияние на экономический рост. Рост инфляции приводит к разнообразным негативным последствиям стабильности экономической конъюнктуры государства, национальная экономика которой оказывается под ударом инфляционных рисков. Практически каждый макроэкономический процесс, будь то производства, потребление или инвестиционная активность, имеет высокий уровень влияния со стороны показателей уровня инфляции. Указанные аспекты обуславливают и подтверждают актуальность научного исследования[1].

Методологическая основа исследования. Для корректной оценки инфляционных рисков макроэкономической устойчивости, возникающих в процессе обеспечения финансовой безопасности государств-членов ЕАЭС в статье использованы общенаучные методы исследования: анализ (экономико-статистические и графические методы анализа динамики временных рядов, а также анализ текущих и перспективных тенденций экономического развития государств-членов ЕАЭС), сравнение (методы сопоставления значений показателей с пороговыми индикаторами), синтез, обобщение, индукция, дедукция.

Результаты исследования.

Основу практического анализа составляет оценка показателя «Уровень инфляции (индекс потребительских цен) в годовом выражении (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)», который не должен превышать более чем на 5 п.п. уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение. Такое индикативное значение закреплено в статье 63 Договора о ЕАЭС.

Так, В 2020-2022гг., в соответствии с рис.1, динамика индекса потребительских цен (декабрь к декабрю) имела строго нарастающую тенденцию во всех странах евразийской интеграции, соответственно совокупный критерий по ЕАЭС, который имеет свойство «плавающего курса» —  вырос на 4,6 п.п.

Вспышка инфляции зафиксирована в 2022 году в Казахстане – прирост 20,3 п.п. (при 7,5% в 2020 году, 8,4 % в 2021 году). В Российской Федерации базисный прирост составил 7,0 п.п. (111,9% в 2022 году против 104,9% в 2020), в Беларуси – 5,4 п.п. (112,8% в 2022 году против 107,4% в 2020 году), в Киргизии – 5,0 п.п. (114,7% в 2022 году против 109,7% в 2020 году), в Армении наблюдался наименьший базисный прирост в 4,6 п.п. (108,3% в 2022 году против 103,7% в 2020 году), что позволило сформировать так называемый норматив для государств-членов ЕАЭС в 2022 году и предельную допустимую границу показателя в 113,3% (по Методике ЕЭК [4], сетка значений по другим странам не должна превышать 5,5 п.п., а именно 108,7% в 2020 году, 112,7% в 2021 году и 113,3 % в 2022 году.

Рис.1 Динамика индекса потребительских цен (уровня инфляции) в государствах-членах ЕАЭС в 2020-2022гг.,% [7].

По данным рис.2 можно отследить структуру индекса потребительских цен в государствах-членах ЕАЭС в 2020-2022 гг., которая состоит из ИПЦ на товары (продовольственного и непродовольственного характера) и ИПЦ на услуги. В целом, можно сказать, что за анализируемый период общий рост ИПЦ в ЕАЭС и в отдельных государствах обусловлен ростом цен на товары. Общий рост ИПЦ на продовольственные товары составил 4,8 п.п. (112,2%  в 2022 году против 107,4% в 2020 году). Чуть менее чем в 2 раза увеличились цены на непродовольственные товары — 8,4 п.п. (113,3% в 2022 году против 104,9% в 2020 году). Колоссальный базисный прирост ИПЦ наблюдался в категории «услуги» — 9,8 п.п.(112,9% в 2022 году против 103,1% в 2020 году).

Рис.2 Структура совокупного индекса потребительских цен (уровня инфляции) в ЕАЭС в 2020-2022гг.,% [7].

Таким образом, по итогам анализа данного показателя, можно определить, что его пороговое значение дважды было нарушено в Кыргызской республике (в 2020 году отклонение 1 п.п., в 2022 году – 1,3 п.п.), а также единожды в Республике Казахстан в 2022 году (отклонение в 7 п.п.), что соответственно, сразу относит данные страны в красную зону риска.

На ускорение инфляции и в Республике Казахстане и в Кыргызской Республике, как отмечают эксперты Департамента макроэкономической политики ЕЭК, главным образом оказали влияние ряд следующих факторов:

  • рост продовольственных цен на мировом рынке и на рынках стран основных торговых партнеров по ЕАЭС;
  • высокая доля импортируемых товаров;
  • ослабление национальной валюты и эффект переноса обменного курса на инфляцию;
  • высокие инфляционные ожидания;
  • увеличение транспортных издержек и перестройка традиционной структуры поставок товаров на внутренний рынок.

В случае превышения «допустимых границ» показателя по итогам года Евразийская экономическая комиссия разрабатывает рекомендации с предложениями по принятию мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации. Под стабилизацией экономической ситуации можно иметь в виду устранение или качественное смягчение последствий наступления инфляционных рисков, которые могут обеспечить уже количественную надстройку показателя.

Интерес представляют принятые во II квартале 2023 года Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2023 г. №12 «О предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на снижение уровня инфляции (индекса потребительских цен) в Республике Казахстан» и Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2023 г. №13 «О предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на снижение уровня инфляции (индекса потребительских цен) в Кыргызской республике» [5,6].

Агрегируя и консолидируя указанные меры, необходимо отметить наиболее значимые из них ключевые каналы стабилизации и регулирования инфляционных процессов, предупреждения инфляционных рисков, ведущих к наступлению негативных последствий:

  • совершенствование системы мониторинга цен на продовольственные товары и контроль за темпами роста цен естественных монополий;
  • развитие транзитного торгово-логистического инфраструктурного комплекса для сдерживания роста цен на социально-значимые товары;
  • стимулирование внутреннего производства социально-значимых продовольственных товаров за счет расширения мощностей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
  • увеличение доли национальных валют во взаимной торговле и расчетах государств-членов Союза;
  • повышение информационной транспарентности для снижения инфляционных ожиданий и укрепления доверия к денежно-кредитной политике;
  • усиление влияния мер денежно-кредитной политики на ценовую стабильность путем дальнейшего совершенствования трансмиссионного механизма;
  • повышение координации валютной политики с государствами-членами Союза через существующие консультативные механизмы;
  • совершенствование механизмов функционирования региональных стабилизационных фондов.

Выводы.

Таким образом, изучив перечни мер, направленные на минимизацию инфляционных рисков в обеспечении макроэкономической устойчивости государств-членов ЕАЭС, показателям которых свойственно иметь параметрические границы прогноза, необходимо сделать вывод о том, что некоторые из рекомендаций могут полностью или частично совпадать, однако их доля невелика. Напротив, чаще наднациональными органами Евразийского экономического союза проводится систематическая, планомерная деятельность по разработке и направлению актуальных и индивидуальных рекомендаций государствам-членам, которые могут сгладить тенденцию показателей и предотвратить в среднесрочной перспективе инфляционные риски, способные нанести ущерб финансовой безопасности государств-членов ЕАЭС.

Библиографический список

1. Качанова Л.С., Ветвинская А.И. Повышение эффективности системы минимизации инфляционных рисков при обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации // Инновационная наука. 2021. №11-1.с.49.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022).
3. Решение Высшего евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года №28 «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза».
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. № 144 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2017 г. № 39) «Методика расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств – членов Евразийского экономического союза».
5. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2023 г. №12 «О предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на снижение уровня инфляции (индекса потребительских цен) в Республике Казахстан».
6. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2023 г. №13 «О предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на снижение уровня инфляции (индекса потребительских цен) в Кыргызской».
7. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия.- Москва: 2023,с.33
8. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // https://eec.eaeunion.org