Abstract: The life of the state largely depends on the standard of living and development of rural areas; the agro-industrial complex is one of the key sectors of the national economy. Since the beginning of the 21st century, programs have been implemented in Russia aimed at supporting and developing villages and agriculture. This article describes the features of the implementation of rural development programs in the Kirov region. The standard of living in rural areas is described, measures taken within the framework of programs to improve the livelihoods of villagers, village infrastructure, etc. are considered. The article is also aimed at considering the factors that influenced the implementation of the programs “Sustainable Development of Rural Territories”, “Integrated Development of Rural Territories” in the Kirov Region, the pros and cons of implementing the improvements provided for by these programs, what was achieved and what faced a number of problems and obstacles.
Keywords: agriculture, development of rural areas, Kirov region, implementation of state programs.
Развитие сельских территорий Кировской области в начале текущего века имело устойчивую тенденцию к упадку. Проведенные в начале 2000-х гг. исследования показывали, что демография их стремительно падает, наблюдается рост безработицы, разрушение инфраструктуры. В селах наблюдалось обострение криминальной обстановки, наиболее тяжелые условия для существования слабозащищенных социальных групп, таких как женщины и дети. В целом наблюдался крайне неблагоприятная социально-психологическая обстановка. Выход из данной ситуации способна была обеспечить только комплексная стратегия развития сельской местности и сельского хозяйства, составляющего экономическую основу малых населенных пунктов. [5, с. 29]
Прошлое десятилетие отразилось на качестве жизни в селах Кировской области результатами программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года». Данная программа была направлена на улучшение условий жизнедеятельности, привлечение инвестиций в сельское хозяйство и благоустройство сел, создание рабочих мест и формирование положительного отношения среди населения к жизни в селе.
По окончанию периода, отведенного для реализации упомянутой программы, была запущена новая «Комплексное развитие сельских территорий». Министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области отметило, что данная программа имеет явные отличительные от предыдущей черты, ранее сформулированные меры поддержки были видоизменены, а также добавлены новые. Однако оценить ее эффективность можно будет только по достигнутым результатам. Алексей Алексеевич Котлячков, заместитель Председателя Правительства области, министр сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, считает, что выделение бюджетных средств на развитие сельских территорий говорит о внимании государства к проблеме, а значит, положительная динамика обязательно должна появиться. Но в реальности существуют некоторые проблемы, способные повлиять на эффективность мер поддержки и снизить планку ожидаемого результата. [2, с. 101]
Само население сельских территорий Кировской области свидетельствует о том, что распад сел и упадок уровня жизни в них начался еще во времена Советского Союза. Уже в 60-70 гг. многие маленькие села закончили свое существование. В постсоветский период данная тенденция лишь набрала темп. Малокомплектные школы подвергались ликвидации, также закрывались не оправдывавшие свое существование магазины и отделения почтовой связи, что также способствовало оттоку населения.
С 2006 года начали реализовываться проекты по развитию агропромышленного комплекса государства. Для многих сельских жителей это стало признаком грядущих улучшений, и где-то они действительно появились. Села, воспользовавшиеся материальной поддержкой правительства стали восстанавливать дома культуры, водопроводную систему, стали строиться новые жилые дома. Что касается сельскохозяйственных предприятий, то среди них крайне мало получили финансовую поддержку, и в целом характер положительных сдвигов в жизни сел был скорее точечным. Но, тем не менее, аграрная область не осталась без положительных изменений. [3, с. 69]
Федеральная программа по развитию сельских территорий, вступившая в силу с 2013 года в рамках стратегии развития сельского хозяйства, цели которой мы обозначили выше, реализовывалась путем «удовлетворения потребностей сельского населения, в том числе молоды семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье», а также возведением объектов инфраструктуры, как социальной, так и инженерной, и выделением грантов сельчанам на реализацию их инициатив по улучшению жизни в селе.
Данная программа предполагала, что в результате ее осуществления к 2020 году более 75 000 семей будут обеспечены новыми домами, более 60% сельской местности получит возможность отапливаться газом, улучшится система водоснабжения, уровень и доступность медицинских услуг, предоставляемых населению сел, появятся площадки для занятий спортом и множество других факторов, отражающихся на качестве жизни. На реализацию данной программы уже в 2014 году бюджет выделил 9 млрд. рублей. Но как показала практика, потребности оказались значительно выше. [7, с. 187]
Во многих областях, включая Кировскую, были разработаны региональные программы, базирующиеся на концепции федеральной программы. Отчет правительства Кировской области по реализации программы предоставил данные о том, что 52 семьи, в том числе 26 молодые семьи, получили денежную помощь на улучшение жилищных условий.
На территории двух населенных пунктов (поселок Вичевщина Куменского района и село Каринка Кирово-Чепецкого района) был запущен пилотный проект по застройке домов для специалистов предприятий, функционирующих на территории сел. В первом поселке проект был успешно реализован, со вторым дела обстояли несколько сложнее, что отражено в статье, опубликованной в выпуске газеты «Вятский край» за 24 июля 2020 года.
Региональное министерство сельского хозяйства отчиталось в том, что за период действия программы жители сел Кировской области получили в совокупности более 9000 м.кв. жилой площади. Наибольшую активность в реализации данного компонента программы показали Афанасьевский, Вятскополянский и Малмыжский районы. А.А. Котлячков подчеркнул, что обеспечение жильем – один из главных приемов удержания специалистов в сельской местности. К сожалению, выделенное на эти цели финансирование не способно в полной мере обеспечить удовлетворение данной потребности. Лишь малая доля семей, вставших в очередь на получение субсидии, получили поддержку в течение последних лет предыдущего десятилетия. Сам министр сельского хозяйства и продовольствия Кировской области также не стал преувеличивать результатов действия программы по части повышения уровня жизни за счет улучшения жилищных условий. [4, с. 16]
Данная система также приводила не к ожидаемому результату, когда некоторые специалисты, получившие льготную жилплощадь, впоследствии приватизировали ее и увольнялись с предприятий, участие в программе которых и обеспечило их данным жильем. Это и послужило причиной тому, что далеко не все сельскохозяйственные организации изъявили желание принять участие в программе.
Другие направления программы подразумевали улучшения в социальной и инженерной инфраструктуре сел. С 2014 года в Кировской области активно строились сети водоснабжения, фельдшерско-акушерские пункты, автомобильные дороги, ремонтировались больницы, школы и другие объекты социальной инфраструктуры. На реализацию данной деятельности было потрачено более 1,5 млрд. рублей за 6 лет. По данному направлению также масштаб осуществленной работы не являлся достаточным, но положительная динамика все же отмечена, в том числе и властями Кировской области.
По мнению А.А. Котлячкова затормаживало процесс улучшения инфраструктуры явление разобщенности ведомств, занимавшихся его реализацией. Так, Домами культуры занималось министерство культуры, а фельдшерско-акушерские пункты возводились под контролем министерства здравоохранения, таким образом, непосредственной работой занимались одни ведомства, а отвечали за ее эффективность другие, что затормаживало процесс и приводило к дополнительным сложностям. Для министерства сельского хозяйства осуществление контроля за описанными процессами затруднялось тем фактом, что их направление не является для него профильным.
Периодическое внесение поправок в программу было призвано улучшить протекание процесса развития сельских территорий, но в данном вопросе тоже не все однозначно. Попеременное внесение и исключение пункта о финансировании того или иного направления не позволяли местным властям строить долгосрочных планов по работе над конкретной отраслью на муниципальном и региональном уровне.
В 2019 году программа досрочно была завершена. В мае этого же года была принята новая: «Комплексное развитие сельских территорий», работа в рамках которой началась в 2020 году. Досрочный переход с одной программы на другую был обусловлен национальными проектами, утвержденными указом В.В. Путина. [1, с. 75]
Принципиально новым компонентом программы стала сельская ипотека, субсидируемая за счет государственного бюджета, а также в рамках программы был объявлен конкурс на лучшие проекты благоустройства сельских территорий, призванные улучшить уровень жизни в сельской местности.
Ипотека, так же как и строительство жилья для специалистов, призвана удержать и закрепить их в сельской местности, причем распространена она не только на маленькие села, но и на районные центры. Данное условие имеет большое значение для многих сельскохозяйственных организаций. К примеру, сельскохозяйственный производственный кооператив имени Кирова, расположенный в Оричевском районе Кировской области, за счет данной программы получил для своих сотрудников возможность приобретения жилья в районном центре.
На благоустройство сел в рамках осуществления действующей государственной программы в областном бюджете выделено 2,8 миллионов рублей, что позволило также привлечь более 50 миллионов из федерального. 29 районов Кировской области принимают участие в проектах, реализуемых в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий». За счет выделенных средств в селах обустраивают места накопления твердых коммунальных отходов, зоны для отдыха и досуга, реставрируют памятники, строят игровые и спортивные площадки для детей и многое другое.
Губернатор Кировской области Игорь Владимирович Васильев подчеркнул, что финансовую поддержку государства распределяют на приоритетные вопросы в сфере улучшения жизнедеятельности населения сельской местности, к которым относится совершенствование инфраструктуры в соответствии с современными требованиями, социально-экономическое развитие.
В числе результатов уже осуществленной деятельности – строительство современных детских площадок в селе Фатеево Кирово-Чепецкого района, поселке Большевик Сунского района, селе Усть-Люга Вятскополянского района. Также нмалое значение для жителей сел имеет восстановление памятников героям, павшим в Великой Отечественной войне. 2020 год, являющийся 75-ой годовщиной Победы, был объявлен президентом Годом памяти и славы. В связи с этим в селе Полом Белохолуницкого района Кировской области были отремонтированы два памятника воинам-землякам. [6, с. 25]
Таким образом мы видим, что Кировская область принимает активное участие в государственных программах по развитию сельских территорий, и, не смотря на возникающие затруднения и препятствия, делает определенные успехи в данной сфере. Существует еще множество вопросов и проблем, требующих внимания, чтобы обеспечить все сельские территории комфортными условиями для жизни граждан, повысить положительное отношение среди населения к жизни в сельской местности. Но прилагаемые усилия уже обозначили тенденцию к положительной динамике, поэтому успешность реализуемых в нынешнее время программ станет вполне ожидаемым результатом.
Библиографический список
1. Жаров, А. Н. Развитие сельского хозяйства Кировской области в условиях санкций / А. Н. Жаров // Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. – 2019. – № 4(42). – С. 73-76.2. Овечкина, П. А. Развитие сельского туризма на территории Кировской области / П. А. Овечкина, А. И. Сметанина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Науки о Земле. – 2023. – № 1(29). – С. 94-103.
3. Полевщикова, М. Н. Тенденции решения кадровой проблемы на сельских территориях Кировской области / М. Н. Полевщикова, А. В. Куклин // Вопросы современной науки и практики. – 2020. – № 1(2). – С. 66-74.
4. Проскура, Н. В. К вопросу привлекательности сельских территорий для жителей региона (на материалах Кировской области) / Н. В. Проскура // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2021. – № 4(68). – С. 12-19.
5. Северюхина, Д. А. Информационное обеспечение развития территории на основе современных цифровых технологий в Кировской области / Д. А. Северюхина // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2020. – № 2-2. – С. 29.
6. Северюхина, Д. А. Совершенствование управления земельно-имущественным комплексом при развитии территорий сельских поселений в Кировской области / Д. А. Северюхина // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2019. – № 2-2. – С. 25.
7. Шапков, Ю. В. Анализ социально-экономического развития сельских поселений в Кировской области по материалам байдарочных экспедиций / Ю. В. Шапков, М. Ю. Шапкова // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2021. – № 1(36). – С. 185-188.