Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.10.2023

Нефтегазовые доходы и их роль в современной экономике России

Non-oil and gas revenues and their role in the modern Russian economy

Авагян М.Г.
ФГБОУ ВО Байкальский Государственный Университет, Иркутск, Российская Федерация
Avagyan M.G.

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Аннотация: Цель научного исследования – выявление роли нефтегазовых поступлений в бюджет Российской Федерации, изучение положительных и отрицательных аспектов и причин абсолютного большинства в структуре бюджета нефтегазовых поступлений. В данной работе исследуется вопрос о ненефтегазовых и нефтегазовых доходах в бюджете России на сегодняшний день. Анализируются основные источники ненефтегазовых доходов, их вклад в формирование бюджета и прогнозируемая динамика на следующий год. Также рассматриваются меры и стратегии, которые могут быть применены для увеличения ненефтегазовых доходов в бюджете России. В ходе написания статьи были выявлены причины доминирующей роли нефтегазовых поступлений. И конечно же, были рассмотрены мероприятия, которые в будущем смогут позволить уменьшить зависимость России от нефтегазовых доходов. В конечном итоге был сделан вывод о том, что для увеличения доли ненефтегазовых поступлений в бюджете России и обеспечения финансовой устойчивости страны необходимо диверсифицировать поступления в бюджет и развивать промышленность страны, в большей мере делая упор на информационные технологии, то есть создавая наукоемкое производство в РФ, а не продолжая развитие как сырьевая держава

Abstract: The purpose of the research is to identify the role of oil and gas revenues in the budget of the Russian Federation, to study the positive and negative aspects and causes of the absolute majority in the budget structure of oil and gas revenues. This paper examines the issue of non-oil and gas and oil and gas revenues in the budget of Russia today. The main sources of non-oil and gas revenues, their contribution to the formation of the budget and the projected dynamics for the next year are analyzed. Measures and strategies that can be applied to increase non-oil and gas revenues in the Russian budget are also considered. In the course of writing the article, the reasons for the dominant role of oil and gas revenues were identified. And, of course, measures were considered that in the future will be able to reduce Russia's dependence on oil and gas revenues. safety system development, personnel training, inspections and audits, and strict adherence to safety regulations. In the end, it was concluded that in order to increase the share of non-oil and gas revenues in the Russian budget and ensure the financial stability of the country, it is necessary to diversify budget revenues and develop the country's industry, focusing more on information technology, that is, creating knowledge-intensive production in the Russian Federation, rather than continuing development as a raw material power
Ключевые слова: нефтегазовые доходы, ненефтегазовые поступления, сырьевая держава, нефтегазовое предприятие, структура бюджета.

Keywords: oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, raw materials power, oil and gas enterprise, budget structure.


Введение

Как показала официальная статистика, более трети доходов российского бюджета обеспечивает нефтегазовый комплекс. Следовательно, большое влияние на состояние бюджета продолжает оказывать ценовой фактор.

Основным каналом влияния доходов от экспорта углеводородов на российскую экономику прежде всего выступает курс национальной денежной единицы — его движение в зависимости от предложения валюты на рынке. Соответственно на курс влияют и прогнозы конъюнк­туры, и соотношение спроса на валюту или рублевую денежную массу и их предложения. Это соотношение наиболее полно характеризуется сальдо платежного баланса: при положительном платежном балансе национальная валюта укрепляется. Однако в странах — экспортерах природных ресурсов сальдо платежного баланса может меняться быстрее, чем в развитых странах, не зависящих от экспорта минерального сырья.

Нефтегазовые и ненефтегазовые поступления имеют значительное влияние на экономику России. Нефтегазовые доходы, полученные от экспорта нефти и газа, играют важную роль в формировании бюджета страны, обеспечивая значительные доходы и финансовую стабильность. Однако, эта зависимость от нефтегазовых ресурсов также влечет ряд негативных последствий.

Основная часть

Экономика России как и остальных нефтегазовых стран крайне зависит от уровня нефтегазового развития. Исследования показали тенденцию к уменьшению доли, однако сохраняющейся значительной роли нефтяных доходов в федеральном бюджете., в составе которых в связи со снижением экспорта, соответственно, вывозных таможенных пошлин, преобладает НДПИ.. [1]. Рассмотрим более подробно их влияние, к примеру положительное влияние нефтегазовых поступлений включает финансирование государственных программ и социальных проектов, создание рабочих мест, вклад в экспорт и валютные резервы, привлечение инвестиций, а также повышение налоговых поступлений. Эти факторы способствуют экономическому росту, развитию инфраструктуры и повышению уровня жизни населения.

Однако, есть и негативное влияние нефтегазовых поступлений. Зависимость от цен на нефть и газ может привести к нестабильности и дефициту в бюджете при снижении цен. Развитие нефтегазовых отраслей также сопряжено с рисками экологических проблем и оттоком инвестиций из других секторов экономики. Кроме того, концентрация доходов от нефтегазовых месторождений в определенных регионах может увеличить региональные неравенства.

Какими же мерами и стратегиями будет компенсироваться недостаток нефтегазовых доходов, а он будет компенсирован бюджетным правилом, растущими вместе с номинальным ВВП ненефтегазовыми доходами, windfall tax, корректировкой демпфера, более активными заимствованиями ОФЗ при размещении пользующихся повышенным спросом линкеров и флоутеров и т. д., перечислил эксперт.

«По итогам последнего месяца лета они ненефтегазовые доходы превысили 1,82 трлн рублей. Это на 56,5% больше, чем в прошлом году», — сказал Мишустин на совещании по проекту федерального бюджета на следующий год. В то же время, нефтегазовые доходы бюджета РФ значительно опережает показатели прошлого года с сентября, несмотря на внешнее давление, добавил глава правительства.

Российский бюджет в августе исполнен с профицитом в размере $2,3 млрд (230 млрд рублей), подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

«В конце августа федеральный бюджет был исполнен с профицитом. Он составил около 230 млрд рублей. Консолидированный баланс регионов составил еще примерно 140 млрд рублей», — сказал Мишустин на совещании по проекту федерального бюджета на следующий год, добавив, что к этим показателям приводит существенный рост ненефтегазовых доходов. [2].

Поступления в бюджет от налогов на нефть и газ в июне упали на 26% по сравнению с прошлым годом и составили почти 529 млрд рублей ($5,84 млрд), сообщило в среду Министерство финансов. Налоги на газ упали на 54%, до 125,7 млрд руб., а доходы от нефти и нефтепродуктов, на которые приходится более 76% доходов от углеводородов, сократились почти на десятую часть до 402,8 млрд руб., подсчитали в Bloomberg.

Поступления в бюджет от налогов на нефть и газ в июне упали на 26% по сравнению с прошлым годом и составили почти 529 млрд рублей ($5,84 млрд), сообщило в среду Министерство финансов. Налоги на газ упали на 54%, до 125,7 млрд руб., а доходы от нефти и нефтепродуктов, на которые приходится более 76% доходов от углеводородов, сократились почти на десятую часть до 402,8 млрд руб., подсчитали в Bloomberg.

Министерство финансов ввело скидку к мировому эталону Brent, который устанавливает минимальную цену на нефть страны для бюджетных целей. Если российская нефть торгуется выше порогового значения, министерство использует преобладающую рыночную цену для расчета налогов. В июне ключевая экспортная смесь России Urals Усредненные $55,28 за баррель, или на $8,6 выше цены, рассчитанной с использованием механизма дисконтирования.

Правительство также планирует вдвое сократить субсидии на переработку и сбыт, он платит нефтепереработчикам, стремясь ограничить бюджетные расходы, и планы доработать существующие показатели и установить новые для оценки цены на нефть для бюджетных целей.

Наибольший вклад в снижение газовых доходов внесло падение экспорта газа в Европу, которая когда-то была крупнейшим рынком сбыта для российского газового гиганта ПАО «Газпром». Поступления от экспортной пошлины на газ упали на 86% до 30,1 млрд рублей. Поступления от налога на добычу полезных ископаемых на газ достигли 95,6 млрд рублей, и происходят на фоне временного повышения пошлины для «Газпрома» на 50 млрд рублей в месяц в 2023–2025 годах. [3].

Но несмотря на все санкции и давление со стороны Запада Россия смогла вовремя переориентироваться на страны АТР. Немаловажным является соглашение и подписание договора между Китаем и Россией о начале строительства «Силы Сибири-2» — проектируемый магистральный газопровод между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Там он может соединиться с китайским газопроводом «Запад — Восток» по которому газ дойдёт до Шанхая. Планируемая протяжённость газопровода — около 6700 км, из которых 2700 км должны пройти по территории России. [2].То есть Россия смогла успешно перенаправить экспорт в страны АТР.

На показатель нефтегазового сектора в ВВП большое влияние оказывают стоимостные объемы добычи и экспорта в нефтегазовой сфере, подчеркивает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. В I квартале 2022 г. цены на нефть, газ и нефтепродукты росли рекордными темпами, поэтому эта доля в ВВП увеличилась.

Рекордное значение связано с крайне благоприятными ценовыми условиями для сектора, согласен главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Цены основных марок нефти выросли на 70% в годовом выражении в среднем за I квартал, а курс рубля ослаб на порядка 7% год к году, подчеркивает он.

Средняя цена нефти марки Urals в январе – марте 2022 г. сложилась в размере $88,95 за барр., сообщал Минфин. Это почти в 1,5 раза больше, чем в I квартале прошлого года ($59,8 за барр.). Цены на газ в I квартале 2022 г. били рекорды в Европе, а Россия является крупным экспортером газа в ЕС. Спотовые котировки на газовые фьючерсы в ЕС держатся в районе $1000 за 1000 куб. м с осени 2021 г., а в начале марта 2022 г., после начала специальной военной операции (СВО) и санкционной кампании Запада, они в моменте приближались к $4000 за 1000 куб. м. Максимальная цена по итогам закрытия сессии была зафиксирована 7 марта – $2380 за 1000 куб. м. [3].

По отношению к прошлому году продолжала расти и добыча – по нефти она выросла на 8,2% год к году в физическом выражении, отмечает Исаков. Кроме того, росту доли помог календарный фактор: нефтегазовый сектор работает в непрерывном цикле и доля добавленной стоимости всегда растет относительно остальной экономики, отмечает экономист.

Мурашов считает, что тренд по росту доли нефтегазового сектора сохранится до конца года из-за хорошей ценовой конъюнктуры во II квартале. Исаков, напротив, считает, что доля нефтегазового сектора скорее снизится до 19–20% ВВП во II квартале.

Этот сектор является драйвером для многих других отраслей, поэтому номинальная доля не определяет зависимость экономики от него, полагает Мурашов. На нефтегазовой отрасли завязаны, например, производство машин и оборудования, химия, транспорт, сельское хозяйство и другие сферы, которые потребляют бензин.

Российская экономика – это, конечно, далеко не только нефть, отмечает Мурашов, при этом ее зависимость от нефтегазового сектора больше, чем номинальная доля в ВВП. Диверсификация нужна главным образом для того, чтобы в случае угрозы в одной отрасли остальная часть экономики пострадала не так сильно.

Доля порядка 1/5 экономики давно является консенсусом относительно общего вклада нефтегазового сектора в производство добавленной стоимости, отмечает Исаков. Она примерно совпадает с тем, что можно получить, сложив стандартные данные по ВВП для секторов добычи нефти и газа, нефтепереработки, части секторов транспорта и оптовой торговли. При этом доля этого сектора в экспорте значительно выше – это связано с тем, что большая часть ВВП приходится на услуги, которые предоставляются гражданам внутри страны. Наиболее яркий пример таких неэкспортируемых услуг – это госуслуги: образование и медицина, отмечает Исаков.[3]. Но интересно также отметить, что 2023 году ненефтегазовый экспорт будет восстанавливаться за счет переориентации поставок в дружественные и нейтральные страны, сообщало Минэкономики.[4].

Заключение

Итак подходы, которые смогут снизить влияние на экономику России экспорта углеводородов могут быть эффективными при сочетании их в рамках комплексной стратегии.

Для смягчения зависимости от нефтегазовых доходов и разнообразия экономики, важно развивать ненефтегазовые отрасли, такие как промышленность, сельское хозяйство, туризм и информационные технологии. Это позволит снизить риски и развивать экономику более устойчивым и разнообразным способом

В целом, нефтегазовые и ненефтегазовые поступления имеют как положительное, так и негативное влияние на экономику России. Развитие ненефтегазовых секторов и сокращение зависимости от нефтегазовых ресурсов могут

Для современной России вопросы, связанные с нефтяным сектором, являются жизненно важными, так проблема «нефтяной зависимости российской экономики остается актуальной и в настоящее время. Большую долю в общем объеме экспорта занимает экспорт сырой нефти, а экспорт нефтепродуктов не превышает 1/3 от общего объема экспорта нефти и нефтепродуктов. [5].

Библиографический список

1. Зотиков Николай Зотикович НЕФТЕГАЗОВЫЕ И НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ // Вестник евразийской науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neftegazovye-i-neneftegazovye-dohody-ih-rol-v-formirovanii-dohodov-byudzhetov (дата обращения: 25.10.2023).
2. Сила Сибири — 2// Википедия. [2023]. Дата обновления: 26.05.2023. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=208169&oldid=130679831 (дата обращения: 25.10.2023).
3. Доля нефтегазового сектора в ВВП России достигла рекорда в 2022 году // Ведомости. – 2022.URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/10/25/1002340-kak-fraktsii-budut-golosovat-za-byudzhet (дата обращения: 25.10.2023).
4. Минэкономразвития РФ// – http://government.ru/department/79/events// (дата обращения: 25.10.2023).
5. Харвонен А.А. Роль нефтяного сектора в экономиках России и СССР: сравнительный анализ // StudArctic forum. Выпуск 1 (5), 2017, DOI: 10.15393/j 102.art.2017.142 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2982428. // (дата обращения: 25.10.2023).