Индекс УДК 332.05
Дата публикации: 01.11.2023

Сравнительная описательная характеристика систем управления инновационными инфраструктурами регионов РФ

Comparative descriptive characteristics of control systems innovative infrastructures of the regions of the Russian Federation

Гусарова Екатерина Михайловна,

соискатель ученой степени кандидата экономических наук Владимирского филиала РАНГХиГС

Gusarova Ekaterina Mikhailovna,

applicant for the academic degree of Candidate of Economic Sciences of the Vladimir branch of RANEPA
Аннотация: В статье представлен авторский подход к оценке систем управления инновационными инфраструктурами (СУИИ) регионов, выделены основные критерии, на основании которых произведен анализ СУИИ субъектов ЦФО. Цель исследования заключается в выявлении факторов, которые лягут в основу формирования методики оценки систем управления СУИИ регионов. Для решения задач исследования были использованы статистические методы.

Abstract: The article presents the author's approach to the assessment of innovative infrastructure management systems (IMS) of regions, highlights the main criteria on the basis of which the analysis of the IMS of the subjects of the Central Federal District is carried out. The purpose of the study is to identify the factors that will form the basis for the formation of a methodology for assessing the management systems of the regions. Statistical methods were used to solve the research problems.
Ключевые слова: системы управления инновационным развитием региона, инновационный потенциал, инновационно-активные предприятия, программы инновационного развития, разнообразие объектов инфраструктуры, финансовые инструменты.

Keywords: management systems of innovative development of the region, innovative potential, innovative-active enterprises, innovative development programs, a variety of infrastructure facilities, financial instruments.


Введение

В указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [16] центральное место занимает задача, заключающаяся в осуществлении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России. Для реализации поставленной цели требуется формирование прочных и эффективных региональных инновационных инфраструктур. Термин «региональные инновационные инфраструктуры» объединяет в себе систему организаций и институтов, обеспечивающих ход инновационной деятельности в регионе, а также способствующих созданию условий для внедрения научно-технических новшеств и инноваций.

Поскольку инновационная инфраструктура есть целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, следовательно, может быть определена как социально-экономическая система. Фактическое состояние любой системы определяется совокупностью внешних и внутренних факторов.

Целью данного исследования является определение группы факторов-критериев для проведения сравнительной характеристики систем управления инновационными инфраструктурами регионов (на примере субъектов ЦФО).

Объектом исследования являются региональные системы управления инновационными инфраструктурами регионов РФ, предметом исследования – реальные процессы, которые формируются и возникают в ходе реализации управленческих решений по созданию инновационных инфраструктур региона.

В качестве субъектов для сопоставления были выбраны: Новгородская область, Тверская область, Рязанская область, Ивановская область, Тамбовская область. Субъекты были выбраны для сравнительной характеристики, поскольку на них оказывают влияния схожие группы факторов, как правило, негативного характера: имеют схожую географическую близость к крупной агломерации (Владимирская, Тверская области к Москве, Новгородская область – к Санкт-Петербургу), наблюдается сложная демографическая ситуация.

 

Экспериментальная (основная) часть

Предварительный анализ официальных материалов органов власти и статистики, общественных СМИ, сайтов министерств и департаментов, позволяет зафиксировать ряд общих черт, присущих инновационным инфраструктурам и системам всех рассмотренных субъектов:

  • Региональные инновационные системы представлены набором отдельных и невзаимосвязанных элементов, с дублированием функций;
  • Связи между бизнесом и наукой (научно-исследовательскими организациями и ВУЗами) слабое;
  • В целом регионы характеризуются низкой инновационной активностью
  • Миграция трудоспособного высококвалицированного населения и как следствие его старение;
  • Недостаточная работа с кадровым потенциалом (система дошкольного и дополнительного образования);
  • Ошибочные суждения о наличии в субъекте инновационного потенциала.

В современной России проблема разрыва между органами власти и прочими субъектами экономических отношений не новая и по-прежнему актуальная. На инвестиционном портале Владимирской области [8] в качестве инвестиционной команды отмечены 6 административных единиц (Рязанской – 2, Ивановской – 6, Новгородской – 2, Тамбовской  — 2). Вспомним основы командообразования и обратимся к результатам исследования Л. Патмана и В. Майерс «Familiar Metric Management: Small is Beautiful Once Again»[24]: чем больше отношений, тем больше времени нужно, чтобы выстроить их и создать продуктивность. Но даже, учитывая тот факт, что в некоторых анализируемых областях приемлемое количество участников команды, это не означает, что заявленное число сотрудников принимает участие в работе с инновационной деятельностью: за 1-ой административной единицей стоит департамент или отдел с численностью от 3 до 5 сотрудников, поэтому в целом численность команды по-прежнему остается неоптимальной для продуктивной и быстрой работы.

Таким образом, первый показатель для анализа региональной системы управления инновационными инфраструктурами – это продуктивность или активность команды (органов управления).

Далее обратимся к вопросу информационной активности органов власти и связям с общественностью в области инновационной и инвестиционной деятельности: если  ознакомится с содержанием сайтов указанных субъектов (например, Корпорация развития Владимирской области [11], то можно отметить крайне низкую информативность интернет-ресурсов (информации, касающейся инновационной/инвестиционной деятельности, либо нет либо представлены данные за неактуальные периоды)).

В таблице 1 представлен сравнительный анализ информационный ресурсов, касающихся инновационной и инвестиционной деятельности по ряду показателей, предложенных автором.

Таблица 1

Сравнительный анализ информационный ресурсов, касающихся инновационной и инвестиционной деятельности в регионах

КатегорияУд. вес катВл.Нов.Тверск.Рязанск.Ивановск.Тамбовск.
БаллБаллБаллБаллБаллБалл
Актуальность0,230,651,030,651,040,840,8
Полнота0,230,640,830,651,040,851,0
Удобство пользования ресурсом, навигация0,240,851,040,840,851,040,8
Репрезентативность (правильный отбор информации согласно целям)0,230,651,030,640,840,851,0
Эстетический аспект0,240,851,040,851,040,840,8
Итого:  3,4 4,8 3,4 4,6 4,2 4,4

 Высокую оценку информационной активности и представительности получили интернет-ресурсы Новгородской и Рязанской областей: интернет-ресурсы выглядят современно, содержать актуальную информацию (в том числе статистическую), ведется календарь событий и новостей инновационной и инвестиционной сферы (ежедневно). Основной недостаток интернет-ресурсов других субъектов в неактуальности представленной информации и ее недостаточности, веб-страницы не обновляются.

Таким образом, второй показатель для анализа региональной системы управления инновационными инфраструктурами – это обеспечение информацией участников инновационной деятельности.

Далее коснемся внутренней миграции населения из анализируемых субъектов. Региональные исследователи [10, 1, 14] продолжают говорить о сохраняющейся тенденции к оттоку перспективных кадров в сторону столичных агломераций.  В таблице 2 представлены данные по динамике внутренней миграции из рассматриваемых субъектов.

Таблица 2

 Распределение мигрантов по возрастным группам (число выбывших), 2016-2022 гг., темп роста [2]

Категория / Период2016 г.2017 г.2018 г.2019 г.2020* г.2021* г.2022 г.Средний темп роста
Моложе трудоспособного
Владимирская область1,041,11,050,950,771,041,030,99
Ивановская область1,011,081,020,950,840,941,000,97
Рязанская область1,061,231,090,90,860,941,041,01
Тамбовская область1,230,991,10,860,780,871,000,97
Тверская область1,041,0411,020,840,991,020,99
Новгородская область1,061,121,090,970,920,970,921,00
Трудоспособный
Владимирская область0,991,061,020,890,890,951,160,99
Ивановская область0,990,991,010,930,890,951,110,98
Рязанская область1,011,051,070,970,90,851,070,99
Тамбовская область0,830,991,120,750,830,831,150,92
Тверская область0,961,020,990,940,920,931,100,98
Новгородская область0,971,080,960,920,980,941,080,99
Старше трудоспособного
Владимирская область1,141,071,060,880,81,111,101,01
Ивановская область10,981,060,970,880,990,890,97
Рязанская область1,181,021,110,90,940,951,011,01
Тамбовская область1,050,971,050,930,830,91,000,96
Тверская область1,060,911,070,960,860,980,940,97
Новгородская область1,051,061,050,980,980,940,921,00

Данные за 2020 и 2021 отмечены особым знаком – годы ограниченного перемещения в связи с эпидемиологической обстановкой. По Рязанской области и Новгородской отмечаются наибольшие значение средних темпов роста внутренней миграции по 2-м возрастным группам. Автор считает, что следует обратить внимание на категорию «младше трудоспособного возраста» и тенденции в этой группе – как правило, это учащиеся и студенты, и можно сделать вывод, что носители инновационного потенциала предпочитают обучаться не в образовательных учреждениях своего региона, и как, правило, остаются в том регионе, где проходили обучение.

Что касается трудоспособного населения, то средний темп роста и показателя «отрицательный», т.е. идет сокращение оттока кадров, но если сопоставить те усилия и финансовые вливания, которые учреждаются на территории субъектов [17], колебания в размере 5-10% снижения оттока — это разве те результаты, которые должны быть?

Снижение внутреннего миграционного потока в период (2020-2021) года было вызвано с эпидемиологической обстановкой и установленными органами власти ограничениями на перемещения. Вследствие выше указанных факторов на внутреннюю миграцию повлияло также с одной стороны, замедление общей экономической активности регионов, а с другой стороны, расширение практики удаленной работы. За период 2020-2021 гг. сформировался отложенный спрос на миграцию как внутреннюю, так и внешнюю, а события 2022 г. ее только усилили. Описанные события, их причинно-следственные связи, факторы и прогнозы развития являются темой для изучения в отдельных исследованиях.

Далее рассмотрим тенденции работы в регионах с источниками инновационного потенциала. Источником инновации является новаторская деятельность и собственно новатор. Для целей данного исследования под «новатором» будем понимать физическое лицо (несколько физических лиц), творческим трудом которых создана новация в виде открытия, изобретения, других объектов интеллектуальной собственности, отображенных на каком-либо носителе информации [18].

Для поддержания активной инновационной деятельности инвесторам (как частным, так и государственным) необходимо работать не только с уже «состоявшимися новаторами», но и с теми ресурсами, которые в будущем ими могут стать – это дети дошкольного возраста и школьного, студенты. В данном случае рассмотрим охват общего числа школьников дополнительными занятиями в области технических и естественнонаучных знаний (доля, %). Следует пояснить, что для расчета использовались данные по учреждениям, оказывающим образовательные услуги и имеющие лицензии по этому виду деятельности (существует тенденция регистрации организаций, оказывающих образовательные услуги, но по иному виду экономической деятельности, например, оказание информационно-консультационных услуг, в целях избежание прохождения процедуры лицензирования).

Таблица 3

Доля учащихся в возрасте от 7 до 18 лет, получающих дополнительное образование по техническим и естественнонаучным направлениям подготовки дополнительного образования, 2019-2022 гг.

Субъект202020212022
Владимирская область19,2%19,6%21,2%
Ивановская область13,4%17,3%20,6%
Рязанская область13,8%14,0%16,2%
Тамбовская область16,5%17,7%18,9%
Тверская область19,8%21,9%20,8%
Новгородская область22,6%26,7%27,4%

Достаточно высокий уровень охвата наблюдается в 2020 г. в Ивановской, Владимирской, Тверской областях и Новгородской областях – 20,6%, 21,2% и 20,8% и 27,4% соответственно. Наименьший уровень охвата наблюдается в Рязанской области – 16,2%. Следовательно, субъекты с высоким  количеством охвата учащихся потенциально обладают (или могут обладать) и большим инновационным потенциалом, который может в будущем перерасти в реальные научные и технические инновации. При этом доля охвата детей, занимающихся техническими и естественнонаучными дисциплинами выросла практически во всех анализируемых субъектах – общий рост составил 7,9 п.п. в 2022 г. по сравнению с 2021 г. Рост объясняется популяризацией ИТ-образования в России и в мире в целом, и теми преимуществами, которые сулит данная профессиональная область.

Практически во всех статьях региональных исследователей, анализирующих инновационные системы регионов, есть выводы о потенциально высоком инновационном уровне анализируемых субъектов. Например, С. П. Земцов [6] для своей системы оценки индекса инновационного потенциала использует показатель — доля населения с высшем образованием. Хотелось бы подвергнуть критике данный подход и сослаться на результаты социологического опроса ВЦИОМ [5]: более половины опрошенных в 2019 г. 57% сообщили, что им хватало знаний и навыков для профессиональной деятельности и лишь 11% ощущали их нехватку. Если вернуться к определению новатора, и посмотреть на него с точки зрения полученных результатов опроса: новатор – это субъект, который в своей творческой деятельности постоянно ищет что-то новое, но 60%, обладающих высшем образованием заявили, что их знаний им достаточно и новые знания им не нужны, что говорит, во-первых, о застое в тех областях, где заняты работающие, а во-вторых, об отсутствии у них творческих стремлений (а значит и потенциально инновационных). В дополнении к этому рассмотрим результаты статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики «Итоги выборочного статистического наблюдения участия населения в непрерывном образовании»[9], которые косвенно подтверждают и результаты исследования ВЦИОМ: общая численности населения, участвующая в непрерывном образовании в 2020 г. сократилась на 6,6% по сравнению с  2015 г., в самообразовании на 1,2%. Кроме того, наблюдается тенденция сокращения женщин в непрерывном образовании (в 2015 г. доля участия – 53,5%, в 2020 г. – 50,1%).

Поэтому более подходящим для оценки инновационного потенциала (косвенного) будет использование не только численности аспирантов и докторантов, но и их выпуск с результатами. В таблице 4 представлены данные по коэффициенту, рассчитанному как соотношение количество выпущенных аспирантов с защитой диссертации к общему количеству выпущенных аспирантов (коэффициент результативности аспирантуры).

Таблица 4

Динамика коэффициента результативности аспирантуры 2017-2019 гг.[3]

Наименование субъекта РФ201720182019202020212022
Владимирская область0,110,10,070,050,060,09
Ивановская область0,110,110,120,200,120,12
Рязанская область0,150,150,090,150,100,17
Тамбовская область0,110,160,130,140,060,06
Тверская область0,110,110,070,020,050,04
Новгородская область0,10,080,060,000,180,09
г. Москва0,110,120,10,070,080,13

Если брать коэффициент результативности по г. Москва за эталон сравнения, то в анализируемых субъектах значения этого коэффициента близкие к нему или немного превышающие (например, в Ивановской и Тамбовской областях, 0,12 и 0,13 соответственно).

В дополнение к данному показателю рассмотрим показатель коэффициент изобретательской активности[22] (см. табл. 5)

Таблица 5

Коэффициент  изобретательской активности, 2017-2020 гг.[11]

Наименование субъекта РФ Коэффициент  изобретательской активности
2017 г.2018 г.2019 г.2020 г.
Владимирская область1,641,851,311,55
Ивановская область6,405,750,990,73
Рязанская область1,321,611,181,24
Тамбовская область0,640,790,790,96
Тверская область1,181,221,060,88
Новгородская область0,790,750,940,78
г. Москва4,405,934,184,17

По результатам данной таблицы видно, что уровень изобретательской активности по анализируемым субъектам значительно ниже аналогичного (2-3 раза) показателя по г. Москва. По мнению автора, такие полученные данные в анализируемых регионах не могут свидетельствовать об их высоком инновационном потенциале. О высоком инновационном потенциале не могут прямо свидетельствовать и количество профессиональных образовательных организаций [19] (общее количество, поскольку инновации могут создаваться не только в высших учебных заведениях): по Владимирской области – 56, Новгородской –41, Ивановской – 39, Рязанской – 37, Тамбовской – 80, Тверской – 56. При этом лишь в Владимирской и Новгородской областях университеты имеют особый статус – опорный университет[1].

Парадоксальной также кажется ситуация, что в настоящее время в России разрабатываются программы по поддержке инновационной активности (гранты, стипендии и т.д.) исследователей моложе 35 лет, однако, как утверждает статистика[20], средний возраст исследователя в 2020 г. в Ивановской  области – 44, во Владимирской, Рязанской и Новгородской-  43, Тамбовской и Тверской – 48. Это свидетельствует и о разрыве между реальностью и написанными стратегическими планами, о низкой эффективности всех ранее принятых мер (т.е. мероприятия, которые были направлены на привлечение молодых исследователей и новаторов, не показали должной эффективности), а также может свидетельствовать о низком интересе молодого поколения (до 5 лет) наукой и исследованиями (прикладными и фундаментальными).

 

Результаты исследования

Таким образом, следующим показателем для оценки региональной системы управления инновационными инфраструктурами – работа с потенциалом региона.

На основании проведенного аналитического обзора некоторых показателей, можно сформировать систему показателей для сравнительной характеристики систем управления (СУ) инновационными инфраструктурами регионов РФ:

  • среда генерации знаний и работа с кадровым потенциалом региона (организации, учреждения, объединенные в систему предоставления образовательных услуг);
  • активность органов регионального менеджмента (экспертный и субъектный показатель. Эксперт обращает внимание на открыто транслируемую деятельность в социальных сетях, личные встречи с субъектами инновационной деятельности, деловые поездки, касающиеся инновационной деятельности в регионе);
  • обеспечение информацией участников инновационной деятельности, связи с общественностью, экспертный и субъектный показатель. Проверяется достаточность и актуальность информации на официальных ресурсах органов власти, обратная связь. Наличие бюрократических механизмов, коррупции.

В качестве дополнительных показателей для оценки систем управления могут быть представлены:

  • Численность инновационно-активных предприятий
  • Положительным является факт наличия таких предприятий в регионе, положительная динамика их количества, а также максимальное число среди сравниваемых субъектов;
  • наличие программы инновационного и/или стратегического развития региона (ССЭР), ее общедоступность и актуальность – показатель проверяет актуальность и фактическое наличие документа;
  • разнообразие объектов инфраструктуры – показатель отражает число фактических объектов инфраструктуры (кластеры, технопарки и др.). Источником служат официальные материалы органов власти;
  • финансовые инструменты и меры поддержки. Источником служат официальные материалы органов власти.

Выводы

В заключении необходимо отметить, что регионы при условно равных входных данных (например, географического положения, ресурсной базы и человеческого капитала) и наличии проблем одного ранга (демографические, миграционные и т.д.) на выходе будут иметь относительно равные показатели развития инфраструктуры и инновационного развития.  И тем самым, можно будет утверждать, что степень влияния принципа управления минимально или, что внешние факторы (миграция, демография, накопленный человеческий капитал) имеют настолько сильнее влияние, что классические принципы регионального управления  работают неэффективно.

Такого рода анализ может применяться ко всем регионам, однако более доказательными будут сравнение субъектов,  имеющих условно равные входные ресурсы, например, некоторые республики Северного Кавказа могут быть объединены в одну выборку – Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика и др., поскольку мощным фактором, их объединяющим, являются культурные и религиозные особенности.

[1] Опорный университет (опорный вуз) в России – это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Библиографический список

1. Богданова О.В. Современный уровень инновационного развития экономики России и Тверского региона // Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-uroven-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-rossii-i-tverskogo-regiona Дата запроса: 27.10.2023 г.
2. Витрина статистических данных. Распределение мигрантов по возрастным группам (число выбывших) // Электронный ресурс: https://showdata.gks.ru/ Дата запроса: 21.10.2023
3. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации в отчетном году // Электронный ресурс: https://www.fedstat.ru/indicator/36648 Дата запроса: 14.11.2023
4. Дополнительное образование детей (форма № 1-ДОП) Электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/dop-obraz1.html Дата запроса: 14.11.2023
5. Запрос на образование // Электронный ресурс: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zapros-na-obrazovanie-1 Дата запроса: 30.10.2023
6. Земцов С.П. Региональная инновационная система Тамбовской области // Электронный ресурс: file://sokol.local/go/RedirectFolders_Magneton/EGusarova/Downloads/zemtsov_tambov%20(2).pdf Дата запроса: 30.11.2023 г.
7. Инвестиционный портал Владимирской области // Электронный ресурс: https://investvladimir.ru/mery-podderzhki/ Дата запроса: 20.10.2023 г.
8. Итоги выборочного статистического наблюдения участия населения в непрерывном образовании // Электронный ресурс: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/inobr2020/index.html Дата запроса: 20.10.2023 г.
9. Коробова В.Ф., Жигалова Ю.О. Оценка инновационного потенциала региона (на примере Ивановской области) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. № 1 (49), 2017 . с. 52-58
10. Корпорация развития Владимирской области // Электронный ресурс: https://krvo33.ru/ Дата запроса: 20.10.2023 г.
11. Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения) //Электронный ресурс: https://showdata.gks.ru/report/273824/ Дата запроса: 14.10.2023
12. Кузнецова Е. Росстат назвал регионы с наибольшим оттоком населения // Электронный ресурс:https://www.rbc.ru/politics/25/08/2021/611f9d769a7947f0341ce0ec Дата запроса: 25.03.2023 г.
13. Курочкин А.В., Годунова Е.А. Факторы эффективности инновационного развития региона в условиях цифровизации (на примере Новгородской области) // Вопросы инновационной экономики, 2019, № 3,т. 9
14. Оболонский А. В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М.: дело, 2002. С.144-157
15. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018 г. // Электронный ресурс: https://base.garant.ru/71937200/ . Дата запроса: 20.10.2023 г.
16. Орлова Н. Как регионы борются с кадровым голодом // Электронный ресурс https://plus.rbc.ru/news/607939917a8aa973342e8fbd. Дата запроса: 14.10.2023
17. Прищепенко В.В. Новаторы и новации // ЭКО, 2007, № 1(391). – с. 186-191
18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5 – е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. - с. 157
19. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ПО «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения» за 2021 год // Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/3ddc92aab5acbef979d4dfcaf36ce07d/ Дата запроса: 14.10.2023
20. Средний возраст исследователей Витрина статических данных // Электронный ресурс: https://showdata.gks.ru/finder/descriptors/273798 Дата запроса: 14.10.2023
21. Численность обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (в разрезе муниципальных образований) Электронный ресурс https://www.fedstat.ru/indicator/60987 Дата запроса: 14.10.2023
22. Число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения // Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 Дата запроса: 14.10.2023
23. Larry Putnam Sr. and Ware Myers «Familiar Metric Management: Small is Beautiful Once Again» // Электронный ресурс: https://www.qsm.com/articles/familiar-metric-management-small-beautiful-once-again Дата доступа: 20.10.2023 г.