Abstract: The relevance of the research topic is due to the distinctive features of the development of international industrial cooperation in the context of the digital transformation of the economy. The study of these features requires a rethinking of the principles of management of this form of mutually coordinated production, as well as the concept of transformation and deepening of existing types of international cooperation. The methodological basis of the presented research is general scientific, special analytical and statistical methods. The result of the study is the identified advantages of the development of digital international industrial cooperation, and the factors of negative influence that today hinder the further improvement of the principles and concepts of building digital forms of international industrial and technological cooperation.
Keywords: international industrial cooperation, digital transformation, integration processes, globalization.
Международная производственная кооперация — это исторически сложившийся тип внешнеэкономической деятельности различных производственных структур (предприятий, корпораций, промышленных групп и т.д.) направлена на обеспечение долговременного, равноправного и взаимовыгодного производственно-экономического сотрудничества. Первые упоминания о них появились еще во второй половине XIX века. В основе зарождения международных производственных коопераций (далее МПК) лежит процесс формирования новых направлений научно-технического прогресса, а также развития международной кооперации и специализации производства. Функционирование первых крупных объединений компаний и фирм была связана, с деятельностью в сфере добычи и сбыта минерального сырья. С развитием интеграционных процессов в МПК были задействованы предприятия машиностроительного комплекса, сталелитейного и металлургического производства, химической промышленности и т.д.
В условиях изменения технологического уклада в результате масштабного внедрения цифровых технологий во все сферы экономической жизнедеятельности людей, выживание и развитие промышленного сектора потребовало формирования нового подхода к территориальной и функциональной организации производств. В результате формирования такого подхода была выработаны концепции вертикального и/или горизонтального экономического сближения (т.е. интеграции), вплоть до слияния через поглощение отдельных хозяйственных единиц. Примером реализации концепции горизонтальной интеграции можно считать создание отраслевых образовательных кластеров, автомобильных концернов, банковские синдикаты, консорциумы мировых нефтедобывающих компаний (например «Лукойл», Каспийский трубопроводный консорциум) и т.п., а реализации концепции вертикальной интеграции создание холдинговых структур, финансово-промышленные группы, промышленно-строительные, горно-металлургические, жилищные тресты и промышленно-торговые конгломерации.
Интеграционные процессы могут протекать на различных уровнях экономической системы, но всегда будут связаны с процессом кооперации. Например, в современной экономике могут действовать международные, региональные, отраслевые и системные интеграции. При этом, любой тип перечисленных интеграций способствует росту прибыли компании и доходов собственников, увеличению доли занимаемого рынка за счет завоевания лидерских позиций и узнаваемости компании, снижению финансовых, кредитных и репетиционных рисков, усовершенствованию внутренних производственных процессов и реализации новых способов развития компаний входящих в интеграционное объединение, сокращению производственных и трансакционные издержек, минимизации цепочки посредников и более надежному контролю каналов сбыта, повышению качества производимой продукции и улучшению логистики, производству уникальной нестандартной продукции и выходу с ней на новые, узкие рынки, выработке максимально эффективных мер по защите от конкурентов и т.д.
Реализация интеграционных процессов, приносящих столь весомые преимущества для ее участников, не возможна без развития специализации и внутрихозяйственной кооперации труда.
В настоящее время МПК становится основой для большинства мирохозяйственных процессов, транснационализации производства, глобализации международной торговли и развития высокотехнологичных отраслей. Эта форма комплексного взаимодействия субъектов хозяйствования (участников международных экономических отношений) значительно преобразовала и структурировала рыночные отношения в области промышленного производства, ресурсодобычи и торговли, о чем свидетельствуют растущие объемы международного товарооборота, а также быстрое развитие кооперации в сфере электроники, химической, нефтехимической, фармацевтической промышленности, машиностроении, металлургии, и даже науки и образования.
Вообще, международная производственная кооперация это вид трансграничной торгово-посреднической деятельности, участники которой объединены общим финансово-экономическим интересом и целью согласования позиций для решения глобальных проблем и развития международного сотрудничества. В современных условиях представляет собой форму взаимодействия субъектов мирового хозяйства на принципах консолидации и взаимовыгодного сотрудничества.
Обращаясь к основам формирования данного экономического процесса, отметим, что понятие МПК современные ученые ассоциируют с понятием международное сотрудничество и типом производственной деятельностью включающей научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, материально-снабженческую, сбытовую, маркетинговую и управленческую активность.
Пройдя длительный путь своего развития, международная производственная кооперация сейчас представляет собой форму разделения труда, основанную на международной производственной специализации и направленную на снижение капиталоемкости и сокращение времени производства. В таком кооперировании могут участвовать разные субъекты хозяйствования, но на условиях добровольного согласия, взаимности экономических интересов, диверсификации ответственности и демократизации процесса управления.
Данная форма разделения труда (т.е. МПК) существенно ускорила процесс перестройки промышленности, ее отраслевых и межотраслевых комплексов на основе широкого применения электронных, информационных и управленческих технологий [4, с. 393]. И на сегодняшний день она выполняют следующие основные функции:
- служат средством наращения объемов материального воспроизводства;
- служат средством реализации принципиально новых социально-экономических задач и инновационно-инфраструктурных проектов, которые невозможно решить без объединения усилий.
Успешность функционирования современной международной производственной кооперации зависит от выполнения (соблюдения) следующих условий [9, с. 257]:
- сто процентное согласование всеми участниками кооперации в договорном порядке условий и принципов совместной деятельности;
- использование совместной координации деятельности предприятий-партнеров, в качестве основного метода сотрудничества;
- распределение заданий в рамках согласованной программы, между всеми партнерами согласно их производственной специализации;
- ускорения экономического развития с помощью повсеместного внедрения цифровых технологий.
При этом, следует детально разобраться в сущности и особенностях последнего условия, которое имеет колоссальное значение, как для скорости и качества углубления промышленной кооперации и расширения отраслевой специализации, так и для модернизации традиционной экономики.
В порядке терминологического уточнения, относительно нового понятия «цифровая экономика» отметим, что согласно определению, представленному в Википедия — это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях. На сегодняшний день наиболее часто используемой и содержательной трактовкой цифровой экономикой, по мнению таких авторов как О.В. Бондарской, В.И. Протасова и А.Ф. Агеевой является, «понимание ее как системы экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [6].
Основным направлением цифровой экономики является быстрое и легкое предоставление услуг через Интернет, а также с использованием иных инновационно-информационных технологий (Хостинге, блокчейнинге, ip-телефонии), технологиях «цифровой нефти», «интернет вещей» и т.д. [3, с.180]
Построение модели цифровой экономики многим современным носителям экономических знаний, представляется оптимальным вариантом разрешения проблем формирования и распределения жизненно важных ресурсов между населением планеты.
Сегодня цифровые технологии позволяют ускоренными темпами переформатировать привычные хозяйственно-экономические связи и существующие бизнес-модели, а также построить оцифрованную систему международных валютных отношений. Это сделает финансовые операции безопасными и оперативными, снизит уровень глобальной безработицы и существенно уменьшит издержки мировой производства (т.е. хозяйства). Кроме этого, согласно утверждению Совета Безопасности РФ «Цифровая экономика» — позволяет в отличие от традиционных форм хозяйствования существенно повысить эффективность оборудования, качество технологий и производительность различных видов производств, а также максимально верифицировать способы удовлетворения спроса.
С другой стороны цифровизация экономики тесно связана с роботизацией всех производственно-технологических процессов и нарастанием темпов и масштабов глобализации экономических трендов, которые приведут к росту неконтролируемых финансовых и информационных потоков, а вместе с ними цифрового мошенничества. Помимо этого, цифровизация экономики усиливает роль искусственного интеллекта в процессах трансгосударственного и внегосударственного регулирования международных отношений и национального технологического суверенитета.
Цифровизацию экономики невозможно остановить или хотя бы замедлить, т.к. данный объективный процесс связан с научно-техническим прогрессом, который имеет свои плюсы и минусы. Но самая большая проблема его реализации связана с необходимостью быстрой трансформации человека, концептуализации, структуризации и формализации общественных институтов и социума в целом.
Реализация цифровой трансформации в сфере международной производственной кооперации, связана построения массовых национальных цифровых платформ, как инструментальных, так и инфраструктурных, а также стек платформенных решений, базирующихся на создании системы дашбордов, региональных маркетплейсов, прикладных IT-сервисов и Интернет-сетей нового поколения. Также цифровизация МПК связана с использованием готовых цифровых решений, оборудования, устройств и систем «интернет вещей», «индустриального интернета», киберфизических систем, верификационных сервисов, и конечно аналитических многопользовательских автоматизированных информационных систем.
Цифровая трансформация современной МПК подразумевает создание цифровой платформы межрегионального промышленного взаимодействия, которая имеют позитивное и негативное воздействие на процессы производства и потребления.
Так, к направлениям положительного воздействия МПК следует причислить [4, с. 387-388]:
- создание условий для вовлечения в кооперацию любых потенциальных участников;
- гораздо быстрее и с меньшими затратами, повысить производительность и качество труда, чем, если бы участники МПК действовали сугубо самостоятельно;
- позволяет с меньшими затратами и противостоянием внедрять инновации;
- увеличивает динамику скорости научно-технологического прогресса;
- позволяет снизить расходы на ведение научно-технических работ, а также сроки обновления (модернизации) технологий, т.е. технологической составляющей процесса производства;
- позволяет за счет более рационального распределения ресурсов достигнуть максимального полезного эффекта в производстве, научных исследованиях и сбыте;
- позволяет сгладить возможные негативные последствия привлечения иностранного капитала в отечественную экономику;
- позволяет построить долгосрочные хозяйственные связи при непосредственной направленности на материальное производство.
К факторам же негативного воздействия МПК на производство и потребление относятся:
- дальнейшее развитие и активное использование НТП международными производственными кооперациями ведет к возможной полной автоматизации производственного процесса, и как следствие масштабному высвобождению рабочих рук и росту безработицы;
- усиливает неравномерность развития отдельных регионов (территорий) внутри страны-участницы МКП;
- развитие МКП снижает масштабы конкуренции, а также степень конкурентоспособности местной продукции;
- рост МКП приводит к уменьшению размеров получаемых доходов в бюджет от экспортных операций.
Подводя итог, отметим, что современная экономика все больше характеризуется, как мир неопределенностей при формировании новых форм международного сотрудничества, или мир управляемого институционального хаоса. Основными свойствами данного типа экономики, как показали события последних 7-10 лет, является возрастающая роль промышленно-технологического сотрудничества, цифровой кооперации, развития кластерного подхода к построению экономических систем, внедрение фрактальной концепции в систему управления, цифрового преобразования денежной системы. И как писала О.М. Комарова «демилитаризация экономики стран Западной Европы, ускоренное развитие научно-технического прогресса, общая интеллектуализация социально-экономических процессов (т.е. усиление роли интеллекта)» [5, с. 131]. В основе международного технологического сотрудничества в условиях построения цифровой модели экономики с учетом влияния вышеперечисленных факторов лежит развитие интеллектуальной и производственной кооперации, которые позволят преобразовать траекторию стандартного мышления у менеджеров традиционных бизнесов в инновационную форму, с поиском путей консолидации науки и производственной практики дающей синергетический эффект.
Следовательно, дальнейшее развитие принципов и концепции построения цифровых форм международного промышленно-технологического сотрудничества (т.е. интеграции) окажет значительное влияние не только на экономику отдельных стран, но и на состояние мировой цифровой торговли и автоматизированного цифрового производства.
Библиографический список
1. Агеева А.Ф. Цифровизация российской экономики: советский опыт и современные вызовы / Электронный журнал «Искусственные общества». − 03.07.2018. – URL: https://artsoc.jes.su/s207751800000125-6-1/2. Бондарская О.В. Влияние цифровой трансформации на межрегиональную промышленную кооперацию при производстве наукоемкой продукции // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – №41(3). – С.71-80.
3. Дудин М.Н., Малашкина О.Ф. Новые формы сотрудничества высокотехнологичных компаний в условиях глобальной цифровой кооперации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 171-194.
4. Карлик А.Е., Кречко С.А., Платонов В.В. Промышленная кооперация стран-членов ЕАЭС в перспективе цифровой экономики // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). − 2017. Т. 8 . − № 3. − С.384-395.
5. Комарова О.М. Адаптация преподавания экономических дисциплин к цифровизации экономики // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире». (08 октября 2017 г., Самара). В 2ч.Ч.1/ − Уфа, АЭТЕРНА, 2017. − С.131-134.
6. Протасов В.И. Цифровая экономика как ответ на вызовы XXI века / Международный научно-практический журнал «Экономика и общество» размещено. − 01.08.2017. – URL: http://scipress.ru/economy/article/cifrovaya-ekonomika-kak-otvet-navyzovy-xxi-veka
7. Шестирнина М.В. Производственная кооперация как фактор развития современной России // Достижения науки и образования. –2024. – № 5(96). – С.8-10.
8. Щедровицкий Пётр. Русский Мир и Транснациональное русское. / Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. − 28.08.2006. –URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2508
9. Яковлев Г.И. Развитие международной производственной кооперации и предпринимательства в условиях цифровой экономики // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». – 2020. – № 2(22). – С.253-260.