Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.12.2024

Направления развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации и Новосибирской области

Direction of development of investment activities in the Russian Federation and Novosibirsk region

Шиян Елена Ивановна
Старикова Софья Дмитриевна
Масанова Елизавета Андреевна,


1. кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)»
2. студент,
3. студент,
ФГБОУ ВО «НАСУ (Сибстрин)»
г. Новосибирск, Россия

Shiyan Elena Ivanovna
Starikova Sofya Dmitrievna
Masanova Elizaveta Andreevna
1. Candidate of Economic Sciences (PhD in Economics),
Docen.t, Associate Professor,
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
2. Student,
3. Student,
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
Novosibirsk, Russia
Аннотация: Инвестиционная деятельность играет ключевую роль в экономическом развитии России и отдельных её регионов, включая Новосибирскую область. Статья посвящена анализу текущего состояния инвестиционной активности, выявлению проблем и перспектив, а также разработке рекомендаций по стимулированию и оптимизации инвестиционного процесса в Российской Федерации.

Abstract: Investment activity plays a key role in the economic development of Russia and its individual regions, including the Novosibirsk region. The article is devoted to the analysis of the current state of investment activity, identification of problems and prospects, as well as the development of recommendations for stimulating and optimizing the investment process in the Russian Federation.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, экономический рост, устойчивое развитие, межрегиональные различия, социально-экономическое развитие.

Keywords: investments, investment activity, economic growth, sustainable development, interregional differences, socio-economic development.


Инвестиции, трудовые ресурсы и научно-технический прогресс являются ключевыми факторами экономического роста страны. Соотношения между этими факторами определяет тип экономического роста. И если в развивающихся странах еще есть примеры и возможности значительного роста за счет привлечения дополнительных и/или дешевых ресурсов, то в ведущих экономиках мира научно-технологическая деятельность и инвестиции определяют темпы экономического роста.  Прирост инвестиций в реальный сектор экономики является одним из индикаторов роста и приоритетом социально-экономической политики государства на различных уровнях управления.

Последние годы перед российской экономикой стоят задачи устранения спада производства в отдельных сферах вследствие пандемии, наращивание импортозамещения в гражданском и негражданском секторах, адаптация отечественных производителей к санкциям и выстраивание новых логистических цепочек,  необходимость перманентной перестройки экономики [1, С. 249].

В существующих условиях особое значение приобретает обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны [2].

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, в числе основных направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, называет совершенствование существующих и создание новых институтов развития, в том числе особых режимов ведения предпринимательской деятельности [2].

В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько инструментов развития территорий, в том числе территории опережающего социально-экономического развития (в частности, в Дальневосточном федеральном округе, монопрофильных муниципальных образованиях, закрытых административно-территориальных образованиях), свободный порт Владивосток, свободная экономическая зона, особые экономические зоны, а также промышленные технопарки, индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры, территориальные инновационные кластеры, инновационные научно-технологические центры и другие [2].

Все указанные инструменты развития достигают целей, прежде всего, за счет привлечения на территорию инвесторов для реализации, как правило, новых проектов по созданию производств, разработке и коммерциализации новых идей и открытий, развитию инфраструктурных объектов. Но важным аспектом инициирования инвестиционной активности на данных территориях выступает снижение налоговой нагрузки субъектов экономической деятельности данной территории. В отдельных источниках можно увидеть сравнение различных региональных форм поддержки [4; С.19].

Как один из важных аспектов иногда упоминается накопленный предпринимательской средой значительный опыт оценки эффективности инвестиционных проектов. Он закладывался на основе базовой методики UNIDO, а также путем разработки нескольких редакций методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования, многочисленных положениях в стране, министерствах и регионах по данному вопросу. Подобная практика существенно расширяет возможности привлечения инвестиций. Как в новый бизнес, так и в крупные инвестиционные проекты действующих предприятий. Сложившиеся методики оценки инвестиционных проектов и практика составления их бизнес-плана по известным стандартам являются важным условием для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики [5; С.431].

Процесс привлечения инвестиций в целях обеспечения расширенного производства у большинства субъектов предпринимательской деятельности ограничен, так как в условиях политической напряженности и санкций активная антиинфляционная политика Центрального банка сопровождается затянувшимся ростом  учетной ставки. Ранее принятые к реализации инвестиционные решения по возможности предприятия инвестируют в полном объеме, опираясь на собственные и привлеченные средства. Но многие инвестиционные программы и проекты предприятий отложены, законсервированы и ждут более привлекательных условий для привлечения заемных средств. Пока заемные средства используются только для обеспечения краткосрочных нужд экономических субъектов, привлечения оборотных средств в хозяйственную деятельность экономических субъектов. Резко ухудшился выбор поставщиков современных материалов и комплектующих, многие руководители предприятий низко оценивают качество и условия поставки отдельных комплектующих от зарубежных поставщиков,  возник дефицит отдельных видов оборудования и сложности с поставкой деталей для его ремонта,  снижается набор предлагаемых инжиниринговых услуг и затягиваются сроки их оказания [1, С. 250].

На протяжении последних лет Российская Федерация демонстрирует разнообразные тенденции в области инвестиционной активности. Но видовая структура почти не меняется, половина инвестиций в основной капитал  приходится на объекты капитального строительства. Весома доля машин, оборудования и транспортных средств, что представлено в таблице 1 на основе данных Росстата. Незначительно растет доля инвестиций в объекты интеллектуальной собственности.

Таблица 1

 Видовая структура инвестиций в основной капитал

Показатели2022 г./ 2023 г.Справочно

2021 г. в %

к итогу

млрд рублейв % к итогу
Инвестиции в основной капитал21347,3 / 25759,6100/100100
в том числе:

жилые здания и помещения

1319,8 / 1504,96,2 / 5,86,3
здания (кроме жилых) и сооружения10034,3 / 11871,447,0 / 46,043,5
расходы на улучшение земель11,2 / 14,80,1 / 0,10,1
машины, оборудование, транспортные средства7311,3 / 8935,634,2 / 34,737,6
из них информационное, компьютерное
и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование
838,0 / 983,43,9 / 3,84,3
объекты интеллектуальной собственности1286,1 / / 1769,66,0 / 6,95,8
прочие1384,6 / 1663,36,5 / 6,56,7

Инвестиционная активность в России растет даже в 2024 году. Это наблюдается в условиях многочисленных санкционных ограничений, валютной волатильности, многочисленных рисках, высокой неопределенности индикаторов роста экономики. По данным Росстата в 2022 году объем инвестиций в основной капитал оказался на 4,6 % выше по сравнению с 2021 годом. За 2023 год рост инвестиций в основной капитал составил 9,8 %. За три квартала 2024 года  продолжился рост на уровне около 9 %. Данные Росстата подтверждают, что основными источниками инвестиций в нефинансовые активы в указанные годы остаются собственные средства предприятий (более 50 %), государственные программы (на бюджетные средства приходится около 20 %). Среди заемных средств, кредиты банков становятся менее доступными в рамках проводимой Центральным Банком антиинфляционной политики. Так,  доля кредитов банков среди источников финансирования инвестиций стала ниже 10%, начиная с 2023 года, и составила 8,7 %. В 2024 году ситуация усугубляется.

Агентство стратегических инициатив приводит ежегодно национальный инвестиционный рейтинг состояния инвестиционного климата, который  «оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне» [6].

В 2023 году лидером по уровню инвестиционной привлекательности среди регионов СФО стала Новосибирская область. За счет своих усилий по развитию инфраструктуры, развитию человеческого потенциала и улучшению инвестиционного климата Новосибирская область улучшила свои позиции и вошла в категорию регионов с высокой инвестиционной привлекательностью, Губернаторский проект «Новосибирск – территория успеха» направлен на создание комфортной среды для инвесторов. Основным механизмом привлечения инвесторов является предоставление налоговых льгот и административных преференций, связанных с арендой земельных участков, упрощением градостроительных процедур, льготным подключением к инфраструктуре. Влияние созданных ТОСЭР «Линево» и «Горный» постепенно проявляется [4; С.20]. Под Новосибирском возводят второй промышленно-логистический парк, обеспеченный инженерной и дорожной инфраструктурой. Между Бердском и Искитимом (Южный ПЛП) будет с 2025 года размещено производство, ориентированное на внутренний рынок и экспорт в ЮВА.

Но позиции Новосибирской области в указанном  рейтинге стабильно средние, это 13-ая позиция и примерно 30 регионов имеют более высокие результаты рейтинга.  Поэтому региону, как и в целом всему СФО, предстоит значительная работа по совершенствованию инвестиционной политики в регионе. Одним из условий успешной реализации поставленных задач является не только создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, дальнейшее развитие парковой инфраструктуры, но и обеспечение новых инвестиционных проектов достаточным количеством ресурсов. Географическое положение и положительное сальдо миграционного потока способствуют притоку трудовых ресурсов в область. С целью дальнейшего миграционного притока важно повышать качество жизни в регионе, реализуя инфраструктурные проекты и решая экологические задачи улучшения внешней среды. Также стоит отметить накопленный теоретический и практический опыт создания рабочих мест, ликвидации безработицы в стране. В стране и в регионах есть огромный резерв трудовых ресурсов в виде скрытой безработицы, который может быть задействован для реализации различных инвестиционных проектов [7].

Инвестиционная привлекательность регионов связана с их переходом к устойчивому развитию, при этом эта связь является сложной и разнонаправленной. Привлекаемые инвестиции могут стимулировать устойчивое развитие и вносить вклад в достижении сразу нескольких целей устойчивого развития. Наиболее значимы высокие доходы населения, социальная защищенность и устранением неравенства, экономический рост, образование и медицина,  развитие прочей инфраструктуры.

Для того, чтобы привлекаемые инвестиции способствовали, а не препятствовали переходу к устойчивому развитию, регионам необходимо фокусироваться на привлечении так называемых «устойчивых» или «зеленых» инвестиций, связанных с созданием проектов, не наносящих значительного вреда окружающей среде и местным сообществам. Реализация подобных проектов повышает не только инвестиционный рейтинг региона, но в целом способствует повышению конкурентоспособности территорий, росту качества жизни населения.

Библиографический список

1. Шиян, Е. И. Направления повышения инвестиционной привлекательности региона в современных условиях // Актуальные вопросы архитектуры и строительства: сб. материалов ХVII Междунар. науч.-техн. конф. – Новосибирск: НГАСУ(Сибстрин), 2024. – С. 249-256.
2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Утв. 13 февраля 2019 г. № 207-р. / URL: https://base.garant.ru/72174066/ (дата обращения: 05.11.2024).
3. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Новые подходы к привлечению инвестиций в регионы в рамках решения задач пространственного развития. Утв. 31 октября 2022 г. / URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/139239/ (дата обращения: 15.12.2024).
4. Шиян, Е.И. Снижение налогов как условие развития предпринимательства в регионе в условиях цифровой экономики/ Е.И. Шиян // Транспортное дело. - 2020. - № 1. - С. 18-20.
5. Шиян, Е. И. Оценка инвестиционного потенциала российских строительных компаний в условиях цифровой трансформации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Том 10. - № 1А. - С. 428-436. - DOI: 10.34670/AR.2020.91.1.046.
6. Агенство стратегических инициатив. Национальный инвестиционный рейтинг / URL: https://asi.ru/government_officials/rating/ (дата обращения: 15.12.2024).
7. Старикова С.Д. Современные методы борьбы с безработицей в России / С.Д. Старикова, Е.А. Масанова, О.В. Медведева // Экономические исследования и разработки: исследовательский электронный журнал. – Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» – №12. – 2022. - С. 154-161. - DOI 10.54092/25420208_2022_12