Индекс УДК 339.5
Дата публикации: 30.04.2025

Влияние интеграционных процессов на формирование торговой и таможенной политики стран-членов ЕАЭС

The impact of integration processes on the formation of trade and customs policy of the EAEU member states

Шалимова Екатерина Евгеньевна,
Муллина Инна Вячеславовна

1. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии,
студент экономического факультета
2. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры международных экономических отношений

Shalimova Ekaterina Evgenievna,
Mullina Inna Vyacheslavovna


1. St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov,
student of the Faculty of Economics
2. St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov, Senior Lecturer at the Department of International Economic Relations

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние интеграционных процессов на таможенную политику стран, вступающих в торговые объединения. Анализируется, как углубление экономической взаимосвязи между государствами способствует гармонизации их таможенных норм и правил, а также созданию единого рынка и таможенного пространства. Освещаются ключевые аспекты, такие как снижение тарифных барьеров, упрощение процедур на границах. Объектом данной статьи являются интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. Предметом – формирование торговой и таможенной политики стран-членов ЕАЭС.

Abstract: This article examines the impact of integration processes on the customs policy of countries joining trade associations. The article analyzes how the deepening of economic interconnection between states contributes to the harmonization of their customs norms and rules, as well as the creation of a single market and customs space. Key aspects such as reducing tariff barriers and simplifying border procedures are highlighted. The object of this article is the integration processes within the EAEU. The subject is the formation of the trade and customs policy of the EAEU member states.
Ключевые слова: интеграция; интеграционные процессы; таможенная политика; ЕАЭС

Keywords: integration; integration processes; customs policy; The EAEU


Интеграционные процессы – это объединение экономик нескольких государств на всех уровнях – от отдельных предприятий до общей экономической политики стран. Этот процесс предполагает постепенную отмену государственных ограничений в торговле между государствами, что создает условия для их эффективного взаимодействия [12].

Они оказывают значительное влияние на таможенную политику, поскольку внешняя торговля является как причиной, так и следствием интеграционных процессов. Таможенная политика выступает наиболее эффективным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности [2].

На рисунке 1 описаны этапы развития интеграционных процессов

                    Рис. 1. Этапы развития интеграционных процессов [1]

Каждый этап интеграционных процессов характеризуется углублением сотрудничества, что способствует экономическому росту, повышению конкурентоспособности и устойчивому развитию стран-участниц. Примерами интеграционных процессов, связанных с таможенной политикой, являются:

  1. Европейский союз – объединение части стран Европы, которое является организационной формой экономического и политического сотрудничества ее участников. На данный момент Европейский союз состоит из 27 государств, на территории которого проживают 508 млн человек. Некоторые страны Евросоюза имеют единую валюту евро, образующую еврозону на ее территории [11].
  2. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках объединения с 1 января 2010 г. установлены единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс Таможенного союза. Цель союза – создать единую таможенную территорию, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера [6].
  3. МЕРКОСУР – пример интеграционного процесса в Южной Америке.

Это южноамериканский торгово-экономический блок с общим инвестиционным и коммерческим пространством.  Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона [7].

  1. Андское сообщество – старейшее в Латинской Америке интеграционное объединение. В настоящее время в его состав входят пять стран: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор (в апреле 2006 г. президент Венесуэлы У. Чавес объявил о выходе своей страны из АС; формально для завершения этого процесса предусмотрен пятилетний срок). Штаб-квартира АС находится в Лиме (Перу). Целью интеграцииандских стран является создание политического и экономического союза, единого научного, образовательного, культурного поля. Однако успешное осуществление интеграционной деятельности АС осложняется такими факторами, как относительно низкий уровень экономического развития стран-членов, сильные протекционистские тенденции, отсутствие единства взглядов на темпы и ход интеграционных процессов, территориальные споры [9].
  2. Южно-Африканский таможенный союз. – торгово-экономический союз стран Южной Африки. Один из старейших таможенных союзов в мире, был основан в 1910 году. В ЮАТС входят страны, различающиеся по размерам и уровню экономического развития, отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического регулирования, государственному устройству [7].
  3. Восточноафриканское сообщество – международная организация, включающая в себя шесть государств: Уганду, Кению, Танзанию, Руанду, Бурунди и Южный Судан.Основная цель объединения – создание Восточноафриканской Федерации [7].

На каждом этапе интеграции производится комплекс мер по подстройке таможенно-тарифного регулирования стран-участниц объединения, это описано в таблице 1.

Таблица 1

Меры по подстройке таможенно-тарифного регулирования стран-участниц объединения [12]

МерыСледствие
Применение единого таможенного тарифа для всех стран-членовУпрощение торговых операций, снижение издержек на экспорт и импорт. Снижение издержек на 15-20%, что привело к увеличению товарооборота на 12%.
Постепенное снижение пошлин на определенные группы товаровУвеличение объемов торговли между странами-участницами, рост доступности товаров для потребителей. Увеличение объемов торговли на 25% в категориальных группах товаров, снижение цен на 10-15%.
Введение общих стандартов качества и безопасности для товаровУлучшение качества товаров на рынке, повышение доверия со стороны потребителей. Увеличение доли товаров, соответствующих стандартам, с 60% до 80%, снижение возвратов некачественной продукции на 30%.
Автоматизация и упрощение процедур оформления грузовСнижение времени на оформление таможенных документов, рост конкурентоспособности бизнеса. Время оформления сократилось на 40%, что позволило увеличить скорость доставки товаров на 25%.
Укрепление сотрудничества правоохранительных органов стран-участницСнижение уровня контрабанды, повышение налоговых поступлений. Уровень контрабанды снизился на 30%, что привело к росту налоговых поступлений на 20%.

Ключевые аспекты влияния интеграционных процессов на таможенную политику показаны в таблице 2.

Таблица 2

Ключевые аспекты влияния интеграционных процессов на таможенную политику [6]

ПереченьСущность
Унификация таможенного законодательстваПредполагает координацию основных направлений таможенной политики и нормативных актов различных государств, сближение национальных норм. Унификация создаёт благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов
Оптимизация таможенных барьеровЭто происходит, например, в рамках таможенного союза, который характеризуется выработкой определённой политики по отношению к странам — не участницам союза и оптимизацией таможенных барьеров между участницами.
Упрощение таможенных процедурБлагодаря развитию информационно-технического обеспечения таможенного регулирования создаются более комфортные условия для развития внешнеэкономической деятельности, увеличения внешнеторгового оборота.
Внедрение передовых технологийЭто касается, в частности, внедрения перспективных информационных технологий, телекоммуникации, связи, системы «единое окно», интеллектуальной обработки снимков инспекционно-досмотровых комплексов и систем отслеживания товаров.

Одним из ярких примеров является таможенного союза является ЕАЭС.  До создания, в 2015 г., данная интеграция состояла только из трёх стран (России, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

С 1 января 2015 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший пять стран: Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 10 декабря 2014 г. № 112 были внесены изменения в предыдущее решение Совета ЕЭК № 54, в результате чего Таможенный союз получил новое название – ЕАЭС. В рамках этого союза был введен Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Ставки таможенных пошлин были согласованы с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Эта система классифицирует товары и присваивает им коды ТН ВЭД, состоящие из 10 цифр. Единый таможенный тариф включает 21 раздел (97 групп), охватывающий все виды товаров. Установленные в нем ставки таможенных пошлин применяются на территории всех стран-участниц ЕАЭС, что позволяет осуществлять единообразную таможенную политику [9].

Цель Таможенного союза заключается в формировании единой таможенной зоны, в рамках которой не действуют пошлины и экономические ограничения, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Данный союз представляет собой одну из популярных форм интеграции, так как он значительно упрощает процедуры таможенного оформления и содействует созданию условий для беспрепятственного перемещения товаров [3].

Рис. 2. Экспорт ЕАЭС во внешней торговле, млрд долл. США [10]

В период с 2014 по 2017 гг. наблюдается заметная динамика в показателях пятёрки стран, что отражает как изменения в их экономической ситуации, так и общие тенденции в регионе. Россия, несмотря на некоторые колебания, демонстрирует стабильные значения.

Казахстан, напротив, нарастил свои показатели, особенно в 2016 г., что подчеркивает его стремление диверсифицировать экономику и увеличить инвестиции. В Белоруссии 2016 г. средние долларовые цены на экспортные товары и услуги были ниже, чем в предыдущие годы, особенно на нефтепродукты, занимающие значительную долю в общем объёме экспорта. Это связано с усилением конкуренции со стороны других стран, производящих товары.

Экспорт ЕАЭС во внутренней или же взаимной торговле показан в виде диаграммы на рисунке 3.

Рис. 3. Экспорт ЕАЭС во внутренней торговле, млрд долл. США [10]

В течение анализируемого периода 2014-2017 гг. страны ЕАЭС продемонстрировали разнообразные тенденции в экспорте на внутренний рынок. Россия демонстрирует устойчивый рост, что связано с увеличением производства и экспорта сырьевых ресурсов, а также с реализацией масштабных инфраструктурных проектов. Рост экспорта Казахстана также впечатляет, что обусловлено активным развитием сельского хозяйства и горнодобывающего сектора, а также успешными инвестициями в модернизацию производств.

Беларусь, напротив, показала резкое снижение в 2015 г., но вновь начала наращивать экспорт, что объяснено улучшением внешнеэкономической политики в связи с вступлением в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Армения и Кыргызстан демонстрируют постепенный рост, что говорит о развивающихся экономических связях и увеличении объема торговли. В целом, несмотря на различные экономические реалии, страны ЕАЭС продолжают адаптироваться и находить возможности для торговли внутри региона, что способствует укреплению экономической интеграции.

Таблица 3

Значения показателей стран ЕАЭС до вступления и после [14]

 До вступления (2014г)После вступления (2015г.)
Россия
ВВП (млрд. долл.)7095,88084,3
Средний уровень цен (в %)11,412,9
Экспорт (млн. долл)497,8343,5
Импорт (млн. долл.)285,2182,5
Беларусь
ВВП (мдрд. долл.)778,5869,7
Средний уровень цен (в %)16,217,1
Экспорт (млн. долл)388356,8
Импорт (млн. долл.)347,4451,2
Казахстан
ВВП (млрд. долл.)956,7988,3
Средний уровень цен (в %)1315
Экспорт (млн. долл)402,3451,1
Импорт (млн. долл.)267,8310,2
Армения
ВВП (млрд. долл.)559,1647,2
Средний уровень цен (в %)912
Экспорт (млн. долл)412,5510,6
Импорт (млн. долл.)345,1406,3
Кыргызстан
ВВП (млрд. долл.)341,2356,8
Средний уровень цен (в %)810
Экспорт (млн. долл)263,8270,5
Импорт (млн. долл.)456,3541,3

Сравнительный анализ экономических показателей России и Беларуси до и после вступления последней в Таможенный союз в 2014 году показывает, что изменения в экономических потоках и ценах затронули обе страны. В России наблюдается устойчивый рост ВВП. Данные стран Казахстана, Армении и Кыргызстана свидетельствуют о росте валового внутреннего продукта, что указывает на положительные тенденции в экономическом развитии. Рост экспорта в регионе подтверждает, что страны-участницы ЕАЭС активно интегрируются и находят новые рынки сбыта. В то же время увеличение импорта также подчеркивает растущий интерес к зарубежным товарам и технологиям.

Изменения стран -участниц ЕАЭС на таможенную политику после вступления в союз расписано в табл. 4.

Таблица 4

Изменение таможенной политики после создания союза [8]

ПереченьСущность
Единые принципы таможенного контроляДля стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует общий таможенный кодекс, установлены одинаковые таможенные пошлины, коды ТН ВЭД, специальные, антидемпинговые и компенсационные меры при торговле с третьими странами. Таможенный контроль есть только на внешних границах ЕАЭС.
Упрощение процедур экспортаПри торговле со странами ЕАЭС не нужно:

1. подавать таможенную декларацию;

2. платить таможенные сборы и пошлины;

3. оплачивать склад временного хранения, потому что груз, минуя таможенный пост, сразу едет в место назначения;

4. получать разрешение на перевозку груза и проезд машины;

5. оформлять дополнительные сертификаты соответствия, ветеринарного или фитосанитарного контроля.

Свободное перемещение рабочей силыГраждане стран — участниц союза могут беспрепятственно работать и вести бизнес на территориях друг друга

Данные показатели повлияли на экономические значения стран-участниц

Таблица 5

Значения показателей стран ЕАЭС до вступления и после [14]

 До вступления (2014г)После вступления (2015г.)
Россия
Внешнеторговый оборот (млрд. долл.)804,7530,4
ПИИ (млрд. долл.)798,6801,5
Занятость (в %)64,565,1
Казахстан
Внешнеторговый оборот (млрд. долл.)681,7753,9
ПИИ (млрд. долл.)768,7770,8
Занятость (в %)70,469,2
Беларусь
Внешнеторговый оборот (млрд. долл.)872,5653,5
ПИИ (млрд. долл.)752,1753,4
Занятость (в %)67,566,3
Армения
Внешнеторговый оборот (млрд. долл.)469,8478,7
ПИИ (млрд. долл.)652,4670,8
Занятость (в %)53,152,6
Кыргызстан
Внешнеторговый оборот (млрд. долл.)361,4415,9
ПИИ (млрд. долл.)608,5581,5
Занятость (в %)64,263,1

В результате анализа внешнеторгового оборота, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и занятости в странах ЕАЭС до и после вступления в союз, можно выделить несколько ключевых тенденций. Россия, хотя и столкнулась с заметным снижением внешнеторгового оборота, сумела сохранить стабильные показатели ПИИ и занятости, что говорит о сохранении экономической устойчивости на фоне вызовов. Казахстан продемонстрировал рост внешнеторгового оборота, что может свидетельствовать о его способности эффективно интегрироваться в экономическое пространство союза. Армения и Кыргызстан показали разную динамику: несмотря на увеличение внешнеторгового оборота.

Дальнейшее развитие ЕАЭС принесёт странам-участницам выгоды не только во взаимной торговле, но и во внешней торговле с другими странами благодаря созданию благоприятных условий торговли внутри союза и в дальнейшем формированию более конкурентоспособных рынков на мировой арене.

Интеграционные процессы существенно влияют на таможенную политику, формируя новые правила и механизмы взаимодействия стран. В условиях глобализации, где товарные потоки становятся все более динамичными, интеграция предлагает странам возможность устранить таможенные барьеры, что способствует увеличению объемов торговли и выгоде для потребителей. [13].

Библиографический список

1. Бондарев, И.И. Современные тенденции развития интеграционных объединений (на примере МЕРКОСУР) / И. И. Бондарев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 243-245. – URL: https://moluch.ru/archive/76/13055/
2. «Влияние торгово-экономической интеграции на таможенное регулирование в цепях поставок» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-torgovo-ekonomicheskoy-integratsii-na-tamozhennoe-regulirovanie-v-tsepyah-postavok
3. «Договор о Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=472578
4. Евразийская экономическая комиссия. Статистика ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx
5.Зиновьев В. "Экономические союзы и их влияние на международную торговлю". Издательство: Наука, 2021.
6. Огнева, Н.Ф. Развитие интеграционных процессов стран-членов Евразийского экономического союза / Н. Ф. Огнева, И. В. Броян // Вестник евразийской науки. – 2022. – Т. 14. – № 3. – URL: https://esj.today/PDF/14ECVN322.pdf
7. Официальный сайт ВАС. [Электронный ресурс] URL: https://www.eac.int/customs-union
8. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.
9. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/1739722/
10. Официальный сайт «Trade Map» [Электронный ресурс] URL: https://trendeconomy.ru/
11. Саидахмедова, Г.Р. Европейский союз: процесс интеграции / Г.Р. Саидахмедова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 419-421. – URL: https://moluch.ru/archive/294/66577/
12. «Таможенный компонент международной экономической интеграции» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennyy-komponent-mezhdunarodnoy-ekonomicheskoy-integratsii
13.Эдвардс, А. "Интеграция в евразийском пространстве: вызовы и возможности" // Журнал международных отношений, 2019.
14. «The World Bank Data» [Электронный ресурс]URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=RU