Abstract: This article reflects the main directions of mutual cooperation of the CIS countries in global processes, especially in economic terms. An analysis of foreign trade relations between Russia, Belarus and Kazakhstan was carried out, trends and the influence of the free trade zone were highlighted. The conclusions of the article emphasize the importance of further economic integration and strengthening trade relations for the sustainable development of participating countries within the framework of updated CIS strategies.
Keywords: CIS, cooperation, mutual trade, trade relations, economic integration
В современном мире страны Содружества Независимых Государств (СНГ) играют ключевую роль в глобальных процессах, объединяясь в стратегическом союзе для развития сотрудничества в различных областях. Регион СНГ занимает немаловажное стратегическое положение на мировой арене. Сотрудничество в экономической сфере между странами СНГ имеет огромное значение в условиях глобальных экономических вызовов. Они сталкиваются с общими задачами, такими как обеспечение устойчивости региональных рынков, развитие инфраструктуры и создание условий для привлечения инвестиций. Анализ основных направлений взаимного сотрудничества стран СНГ не только актуален, но и является неотъемлемой частью понимания текущего состояния и будущего перспектив этого важного региона. Историческая связь стран СНГ в рамках Советского Союза и после его распада создает уникальный контекст для анализа их взаимодействия.
Содружество Независимых Государств было учреждено в 1991 г., и с тех пор эти страны стремятся укрепить взаимодействие в различных сферах, включая:
– гуманитарное сотрудничество;
– межпарламентское сотрудничество;
– межрегиональное и приграничное сотрудничество;
– общеполитические вопросы;
– правовое сотрудничество;
– сотрудничество в сфере безопасности;
– сотрудничество в сфере межгосударственного обмена научно-технической информацией;
– сотрудничество в сфере финансов;
– экономическое сотрудничество [5].
Среди наиболее мощных стимулов развития государств-участников СНГ особое место занимает созданная между ними зона свободной торговли. Договор о ней был подписан в 2011 г. восемью странами Содружества. 31 мая 2013 г. подписан протокол, предусматривающий применение Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан. Зона свободной торговли таким образом охватила 9 государств-участников СНГ.
Одним из ключевых направлений сотрудничества является экономическая интеграция. Страны СНГ активно развивают торговые связи между собой, стремясь создать эффективное общее экономическое пространство. Соглашения о свободной торговле и об экономическом партнерстве способствуют устойчивому развитию региона и содействуют укреплению экономического потенциала каждой из стран [3].
Выбор России, Беларуси и Казахстана в качестве объектов анализа экономического сотрудничества стран СНГ обусловлен несколькими ключевыми факторами. Во-первых, Россия, как крупнейшая страна в СНГ, играет ведущую роль в региональной политике и экономике содружества. Ее влияние и ресурсы оказывают значительное воздействие на соседние страны. Во-вторых, Беларусь и Казахстан, также являющиеся членами СНГ, поддерживают традиционно тесные отношения с Россией [4].
Рассмотрим экономическое сотрудничество стран СНГ на основе анализа взаимной торговли этих государств. На рис. 1 представлена динамика взаимной торговли России и Беларуси за период с 2018 по 2022 гг. Рис. 2 отражает доли России и Беларуси во взаимной торговле с 2018 по 2022 гг. выраженные в процентах от общей доли экспорта и импорта этих государств.
Рисунок 1 – Динамика взаимного экспорта, импорта и внешнеторгового оборота России и Беларуси за 2018–2022 гг., млрд долл. [6]
Рисунок 2 – Доли России и Беларуси во взаимной торговле за 2018–2022 гг., % [6]
Несмотря на колебания в объемах экспорта и импорта, общий внешнеторговый оборот стран демонстрирует тенденцию к росту. Важным аспектом является устойчивое увеличение доли импорта в Россию из Беларуси, что свидетельствует о углублении экономических связей. Рост доли экспорта Беларуси в Россию также указывает на важность российского рынка для белорусских товаров. Однако снижение доли экспорта из России в Беларусь может говорить о стремлении России к диверсификации экспортных направлений.
На рис. 3 представлена динамика взаимной торговли России и Казахстана за период с 2018 по 2022 гг. Рис. 4 отражает доли России и Казахстана во взаимной торговле с 2018 по 2022 гг. выраженные в процентах от общей доли экспорта и импорта этих государств.
Рисунок 3 – Динамика взаимного экспорта, импорта и внешнеторгового оборота России и Казахстана за 2018–2022 гг., млрд долл. [6]
Рисунок 4 – Доли России и Казахстана во взаимной торговле за 2018–2022 гг., % [6]
Взаимная торговля между Россией и Казахстаном отражает устойчивый рост внешнеторгового оборота, хотя наблюдается некоторая волатильность в объемах экспорта и импорта. Заметно увеличение доли импорта России из Казахстана, что свидетельствует о растущей значимости казахстанского рынка для российских товаров. Снижение доли экспорта в Казахстан из России может указывать на диверсификацию экспортных направлений России.
На рис. 5 представлена динамика взаимной торговли Беларуси и Казахстана за период с 2018 по 2022 гг. Рис. 6 отражает доли Беларуси и Казахстана во взаимной торговле с 2018 по 2022 гг. выраженные в процентах от общей доли экспорта и импорта этих государств.
Рисунок 5 – Динамика взаимного экспорта, импорта и внешнеторгового оборота Беларуси и Казахстана за 2018–2022 гг., млрд долл. [6]
Рисунок 6 – Доли Беларуси и Казахстана во взаимной торговле за 2018–2022 гг., % [6]
Анализ взаимной торговли между Беларусью и Казахстаном выявляет относительно невысокий уровень внешнеторговой активности между этими странами. Динамика торговли характеризуется умеренным ростом оборота, при этом Казахстан становится более значимым партнером для Беларуси в сфере экспорта. Увеличение доли белорусских товаров в казахстанском импорте и значительный рост доли казахстанского экспорта в Беларусь указывают на потенциал для дальнейшего углубления экономического сотрудничества между этими двумя странами в будущем.
В табл. 1 представлен темп прироста взаимной торговли, а именно экспорта, импорта и внешнеторгового оборота России, Беларуси и Казахстана с 2019 по 2022 гг., выраженный в процентах от предыдущего года.
Таблица 1
Прирост взаимной торговли России, Беларуси и Казахстана за 2019–2022 гг., %
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Россия–Беларусь | ||||
Прирост экспорта из России в Беларусь | -5,84 | -22,22 | 44,75 | -7,48 |
Прирост импорта в России из Беларуси | 5,10 | -1,53 | 24,05 | 40,71 |
Прирост внешнеторгового оборота России и Беларуси | -1,92 | -14,28 | 35,62 | 11,95 |
Россия–Казахстан | ||||
Прирост экспорта из России в Казахстан | 8,72 | 0,00 | 31,61 | -6,22 |
Прирост импорта в Россию из Казахстана | 5,19 | -9,27 | 41,10 | 23,11 |
Прирост внешнеторгового оборота России и Казахстана | 7,70 | -2,63 | 34,12 | 1,94 |
Беларусь–Казахстан | ||||
Прирост экспорта из Беларуси в Казахстан | 38,11 | -36,28 | -21,44 | 102,36 |
Прирост импорта в Беларусь из Казахстана | -5,81 | -1,49 | 5,39 | 12,44 |
Прирост внешнеторгового оборота Беларуси и Казахстана | -0,31 | -7,53 | 2,18 | 20,71 |
Внешнеторговые отношения между странами СНГ характеризуются переменчивостью темпа прироста, отражая влияние факторов, таких как экономические изменения, глобальные тенденции и кризисы. Особенности взаимодействия между Россией, Беларусью и Казахстаном подчеркивает необходимость постоянного мониторинга и адаптации стратегий для поддержания стабильного экономического сотрудничества в регионе СНГ.
Таким образом, было выявлено, что наиболее важным направлением является продолжение экономической интеграции, укрепление торговых связей и формирование эффективного торгового пространства в рамках создания зон свободной торговли. Главным преимуществом зоны свободной торговли является обнуление таможенных пошлин по подавляющему большинству категорий товаров, устранение иных барьеров и ограничений во взаимной торговле. Товар, экспортируемый одной страной СНГ в другую, становится более доступным по цене и более конкурентоспособным на территории страны-импортера. Это позволяет наращивать объемы реализации продукции национальных производителей в страны Содружества, и, соответственно, наращивать объемы производства, что способствует росту валового внутреннего продукта (ВВП), налоговых поступлений, доходов населения и дает другие ощутимые результаты [3].
Экономическое сотрудничество является ключевым приоритетом СНГ, на что прямо указывает Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, обновленная Решением Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 г. При этом, согласно Концепции, полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств-участников СНГ выступает необходимым условием их устойчивого развития [1].
В данный момент развитие экономического сотрудничества стран СНГ обусловлено Стратегией экономического развития СНГ на период до 2030 г., которая была принята 29 мая 2020 г. Основной целью этой Стратегии является создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни, благосостояния граждан государств – участников СНГ [2].
В результате проведенного исследования экономического сотрудничества как основного направления взаимного сотрудничества стран СНГ на примере России, Беларуси и Казахстана были выявлены следующие меры дальнейшего развития:
– углубление экономической интеграции;
– дальнейшее развитие взаимной торговли, в том числе;
– создание новых или модификация уже существующих свободных экономических зон.
Библиографический список
1. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 г. «О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации»2. Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 г. «О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года»
3. Мамедов Т. Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом сотрудничестве стран СНГ // Современная Европа. 2020. № 3. С. 188‒195
4. Экономическое сотрудничество как локомотив развития стран СНГ. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/24344/ekonomicheskoe_sotrudnichestvo_ kak_lokomotiv_razvitija_stran_sng (дата обращения: 23.01.2024).
5. Интернет-портал СНГ. – Режим доступа: https://e-cis.info/cooperation/ (дата обращения: 23.01.2024).
6. Trade Map. – Режим доступа: https://www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 23.01.2024).