Abstract: The article discusses the topic of relations between Russia and China, which are developing within the framework of the "One Belt, One Road" project. The actively developing logistics corridors are described, which make it possible to create a multipolar, open world in which the participating countries will be able to receive mutual benefits. In conclusion, the importance and effectiveness of the large-scale "One Belt, One Road" project is emphasized.
Keywords: cooperation, logistics corridors, development, trade, «One Belt, One Road» project
17–18 октября 2023 года в Пекине прошли Международный форум и саммит «Один пояс, один путь», организованный в честь десятилетия существования данной инициативы, выдвинутой Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпинем в 2013 году. «Инициатива «Один пояс – один путь» (ОПОП) – это амбициозный инфраструктурный и инвестиционный проект, запущенный Китаем в 2013 году, направленный на улучшение взаимосвязанности и стимулирования экономического сотрудничества между странами Евразийского региона и за его пределами» [1,369]. Идея Китая создать новую экономическую модель имеет перспективы для создания новых взаимных проектов, позволяющих всем странам-участницам активно развиваться. Так, в рамках торжественных мероприятий состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. По итогам форума было опубликовано 89 важных документов многостороннего сотрудничества и 458 проектов практического сотрудничества.
Сама инициатива «Один пояс, один путь» была выдвинута Председателем КНР в 2013 году и считается на сегодняшний день самым амбициозным, значимым и, очевидно, перспективным проектом в современном мире. Концепция «Один пояс, один путь» – это совокупность двух проектов: «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века». Согласно заявлению лидера КНР, целями проекта являются: углубление экономической интеграции в регионе, преодоление барьеров в сферах торговли и инвестиций, построение единой транспортной инфраструктуры, усиление значимости национальных валют, повышение уровня сотрудничества в гуманитарной сфере [2].
В 2023 году прошёл уже Третий международный Форум. Напомним, что Первый Форум проходил в Пекине 14-25 мая 2017 года. Тогда в нем приняли участие представители 29 государств на уровне президентов (РФ, Белоруссии, Казахстана) и глав правительств. А также генеральный секретарь ООН. Второй Форум прошёл также в Пекине 25 апреля 2019 года. В нём приняли участие уже представители 150 стран, в том числе 40 глав государств. Среди участников – президенты РФ, Азербайджана, Таджикистана, директор – распорядитель МВФ и генсек ООН.
В своей речи на открытии этого Международного форума Председатель КНР представил обширную программу дальнейшего продвижения и расширения инициативы «Один пояс, один путь». Президент РФ В.В. Путин в своём выступлении отметил, что данная инициатива КНР является «…действительно важной, глобальной, ориентированной в будущее, нацеленной на формирование более справедливого многополярного мира, отношений. Это действительно глобальный план. Согласен с Председателем КНР в том, что китайская идея «Один пояс, один путь» логично вписывается в многосторонние усилия по укреплению созидательного и конструктивного взаимодействия в масштабах всего мирового сообщества» [3].
В рамках реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь», важное значение имеют транспортные коридоры, логистика и транзит, и этому аспекту была посвящена основная часть доклада В.В. Путина. Россия, благодаря своему геополитическому положению и обширности территории, играет одну из ведущих ролей, и при её самом активном участии реализуются многие смелые проекты, что «…позволяет создать единый транспортно-логистический каркас» [3].
Выступление Президента РФ содержит изложение перспективных планов, которые уже начинают реализовываться в рамках масштабного проекта «Один пояс, один путь». В этом смысле его речь можно рассматривать как руководство к действию, как некую дорожную карту. Так, например, сейчас много говорят и пишут о создании международного транспортного коридора «Север – Юг». В рамках этого большого современного проекта российские порты на Балтике и в Арктике будут связаны с морскими портами Персидского залива и Индийского океана. Через огромную территорию от города Мурманска на севере России до города Бендер-Аббаса на юге, в Иране, будет проложена железнодорожная магистраль.
Вторая железнодорожная ветка в подкрепление инициативы «Один пояс, один путь» пройдёт с севера на юг России, через Уральский регион и через всю Западную Сибирь по таким областям, как Омская, Новосибирская, Кемеровская, Томская и Алтайский край. Это потребует больших финансовых вложений, в том числе по модернизации Транссибирской магистрали. Восточная и Северная Сибирь будет также включена в этот долгосрочный проект. Так, планируется построить новую Северо-Сибирскую железную дорогу и соединить её с Транссибом и Байкало-Амурской магистралью. Таким образом, порты Северного Ледовитого океана, полуострова Ямал и Ханты – Мансийского автономного округа будут связаны сетью дорог с Транссибирской магистралью [3].
Центральная Сибирь и Дальний Восток также будут включены в единую транспортно-логистическую систему. Через Центральную Сибирь на юг будут проложены новые железнодорожные пути в сторону наших юго-восточных азиатских соседей – Китая и Монголии. Далее железнодорожный вектор будет стремиться к портовым городам Индийского и Тихого океанов.
В дальнейших планах России создание ещё одного транспортного коридора от Арктики на Юг. В настоящее время Россия уделяет очень много внимания освоению Арктики, как малоизведанного, но очень перспективного региона, богатого полезными ископаемыми и другими ресурсами. Такой проект должен связать Якутию с Байкало – Амурской магистралью. Вот что сказал в своем выступлении на Форуме В.В. Путин по этому поводу: «Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур – это огромные сибирские реки, Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути. Все эти транспортные коридоры с Севера на Юг – в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке – открывают возможность напрямую соединить, интегрировать Северный морской путь с крупными логистическими узлами на юге нашего континента, на побережье Индийского и Тихого океанов» [3].
Всё это реализуется в рамках проекта «Экономический пояс Шёлкового пути», который включает в себя 6 основных экономических коридоров. Главной составляющей этого проекта является экономический коридор «Новый Евразийский континентальный мост». Если обратиться к истории, то этот проект представляет собой в некотором смысле возрождение или современное видение исторического Шёлкового пути. Как известно, на протяжении многих веков его существования он обеспечивал гуманитарные, торговые и иные связи между цивилизациями Востока и Запада. Новый Евразийский континентальный мост – это большой проект, в рамках которого, предполагается задействовать сети автомобильных и железнодорожных дорог, соединяющих морские порты восточного побережья КНР с портами Атлантического побережья Западной Европы. Коридор должен проходить через территории таких стран, как Казахстан, Россия, Республика Беларусь, Польша, затем происходит его разветвление по другим странам Европы, конечным пунктом выступают морские порты северной и западной частей Европы. Первый контейнерный поезд прошёл по этому пути в 2011 году, он проделал путь из Чунцина в Дуйсбург [4,386]. Однако в силу известных событий и европейских санкций против России и Белоруссии движение по Новому Евразийскому континентальному мосту через эти страны было изменено и сокращено.
Россия также является частью и другого экономического коридора «Китай – Монголия – Россия». Этот коридор представляет собой новый вариант трехстороннего трансграничного сотрудничества между сопредельными государствами. В рамках данного экономического коридора три страны взаимодействуют в сфере промышленности, строительства транспортно-логистической инфраструктуры, инвестиций, таможенного администрирования, защиты окружающей среды. В рамках реализации экономического коридора «Китай – Монголия – Россия» планируется создать Центральный железнодорожный коридор на базе Улан-Баторской железнодорожной дороги. Экономический коридор пройдет через Улан-Удэ – Наушки – Сухэ-Батор – Улан-Батор – Эрлянь – Уланчаб – Пекин – Тяньцзинь. Этот проект также отражает исторически сложившиеся добрососедские отношения между народами, их взаимовыгодное сотрудничество и отвечает взаимным интересам.
Два государства, Китай и Россия, строят многочисленные планы создания и развития системы международных транспортных коридоров в непосредственной близости от государственной границы с КНР на Дальнем Востоке. К таким проектам можно смело отнести проект «Приморье». Он ориентирован на улучшение сотрудничества между портами Китая и Дальнего Востока России, увеличение объёмов перевозок грузов. В рамках проекта «Приморье», а на сегодняшний день уже «Приморье – 2» и «Приморье – 3», планируется создание трансграничной транспортной инфраструктуры между Северо-Восточными регионами Китая и Дальнего Востока России.
Весьма перспективным направлением сотрудничества Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь» является развитие российского Северного морского пути. Президент РФ В.В. Путин говорил об этом в своих выступлениях, как на втором (2017г.), так и третьем (2023г.) международном Форуме «Один пояс, один путь». В речах российского лидера прозвучали предложения китайской стороне совместно развивать морские транспортные коридоры в Северном Ледовитом океане. По мнению российского лидера, развитие заявленных в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и ЕАЭС инфраструктурных проектов позволит создать совершенно новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, что, в свою очередь, откроет возможности для оживления инвестиционной активности и повышения эффективности освоения территорий Арктики [5].
Для Китая данный путь интересен как транзитный маршрут в европейские страны. В июле 2017 г. во время своего визита в Россию Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что правительство Китая согласно совместно с коллегами из России осваивать и развивать морские транспортные коридоры, а также готово принять участие в модернизации Северного морского пути, рассматриваемого в качестве элемента нового проекта, который называется «Ледяной Шелковый путь» [6].
В выступлении на Третьем Форума 17-18 октября 2023 года Президент РФ В.В. Путин не оставил без внимание и это направление взаимовыгодного сотрудничества. Он сказал буквально следующее: «Что касается Северного морского пути, то Россия не просто предлагает партнёрам активно использовать его транзитный потенциал. Скажу больше: мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии, готовы обеспечить надёжную ледовую проводку, связь и снабжение. Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всём протяжении Северного морского пути станет круглогодичной» [3].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проект «Один пояс, один путь» развивается, доказывает свою жизнеспособность и перспективность. Всё больше стран присоединяются к этому проекту, видя в нём большое будущее.
Библиографический список
1. Ци Г. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в рамках инициативы "Один пояс, один путь" / Г. Ци // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, - N6. – С. 369-373.2. Проект «Один пояс, один путь». Досье // ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/info/4383152 (Дата обращения: 10. 03.2024).
3. Международный форум «Один пояс, один путь» // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/72528 (Дата обращения: 15.03.2024)
4. Li Na. RUDN // Journal of World History. – 2018. – N10 (4). – С. 382–392.
5. Международный форум «Один пояс, один путь» // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491 (Дата обращения: 13.03.2024)
6. Председатель КНР Си Цзиньпин дал эксклюзивное интервью «Российской газете». Режим доступа: https://rg.ru/2017/07/02/si-czinpin-kitaj-i-rossiia-dolzhny-ukrepliat-obshchnost-interesov.html (Дата обращения: 18.03.2024)