Индекс УДК 339.727
Дата публикации: 29.04.2024

Направления процесса реформирования мировой финансовой системы

Directions of the process of reforming the global financial system

Хахутаишвили Георгий

Аспирант Дипломатической академии МИД России
г. Москва

Khakhutaishvili Georgy

Graduate student
Diplomatic academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: Процесс функционирования международных финансовых организаций согласно с Бреттон-Вудской валютно-финансовой системой нуждается в реформе в связи с возрастающей ролью развивающих стран, в частности, стран БРИКС. Модель однополярной системы с долларом США в главной роли становится препятствием для роста позиций развивающихся стран в глобальной экономике. Вопросы справедливого формирования многополярной мировой финансовой системы для гармонизированного участия как развитых, так и развивающихся стран, становятся наиболее актуальными в современных экономических условиях.
Данная статья выполнена в рамках написания кандидатской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Дмитриевой И.М., кафедра «Мировая экономика», Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The process of functioning of international financial organizations in accordance with the Bretton Woods monetary and financial system needs to be reformed due to the increasing role of developing countries, in particular, the BRICS countries. The model of a unipolar system with the US dollar in the main role is becoming an obstacle to the growing position of developing countries in the global economy. The issues of equitable formation of a multipolar global financial system for the harmonized participation of both developed and developing countries are becoming the most relevant in modern economic conditions.
Ключевые слова: деглобализация, регионализация, Международный валютный фонд, долларизация, рейтинговые агентства.

Keywords: deglobalization, regionalization, International Monetary Fund, dollarization, rating agencies.


Введение

После окончания второй мировой войны, в течение нескольких лет, по инициативе США, к работе приступили межправительственные организации для регулирования международных отношений, в частности, МВФ, МБРР, ГАТТ (впоследствии ВТО) и Группа Всемирного банка, которые по сегодняшний день являются стержнем мировой валютно-финансовой системы и активно способствуют поддержанию гегемонии США, а именно поощрения использования доллара США в торговых отношениях, продвижения американских облигаций федерального займа, а также использования доллара в качестве резервной валюты. Тридцатилетний период активной глобализации подошел к концу и повлек за собой структурные изменения, распространение протекционизма, торговые войны и геополитические императивы.

В действующей модели современного финансового рынка заложена модель однополярной системы, с долларом США в главной роли, однако в условиях возрастающих позиций развивающихся стран в глобальной экономике, стоит вопрос о справедливом формировании многополярной системы для гармонизированного участия как развитых, так и развивающихся стран. Стало очевидно, что англосаксонская модель валютно-финансового мироустройства, где особую роль играют развитые страны, нуждается в перестройке, ввиду формирования глобальных дисбалансов и увеличения роли развивающихся стран в мировой экономике.

 

Методы исследования

В работе использованы теоретические и эмпирические методы, методы системного, экономического, статистического, графического анализа. В качестве методологической и теоретической основы исследования были изучены монографии, научные статьи и публикации отечественных и зарубежных исследователей по проблематике современных глобальных финансовых дисбалансов.

Американо-центристская модель современного мирового финансового рынка

Попытки реформировать и модернизировать мировые финансовые институты предпринимались не раз, однако США продолжают занимать в них ключевые позиции. К примеру, реформа МВФ, проведенная 26 января 2016 года, изменила количество квот стран участниц, увеличив долю стран БРИКС на 3,34%, однако, в совокупности, их доля меньше 15%, что не позволяет им участвовать в принятии решений (таблица 1). США такой статус за собой сохранили, что дает им возможность в одиночку решать будущее мировой валютно-финансовой системы путем продвижения программ через МВФ и, фактически, дает им право блокировать «неугодные» для них программы.

Таблица 1

 Итоги реформы МВФ по количеству квот участников, % [3]

СтраныДо реформыПосле реформы
Бразилия1,82,32
Китай4,06,41
Индия2,42,76
Россия2,52,71
Южная Африка0,80,64
БРИКС11,514,84
США17,717,46

Пересмотр размера квот МВФ явно оказался недостаточным для восстановления баланса в глобальной экономике, так как развивающие страны не были наделены правом вето в МВФ, поэтому реформу, проведенную в 2016 году, нельзя считать объективной, принимая во внимание важность структурных изменений в глобальной экономике и значимости роли развивающихся стран за последние десятилетия.

МВФ по сегодняшний день продвигает политику американоцентризма. Исходя из рекомендаций МВФ, одной из самых надежных инвестиций для развивающихся стран являются казначейские облигации США. Инвестируя в казначейские облигации США, развивающиеся страны, по мнению МВФ, могут извлечь выгоду из «безопасности, ликвидности и доходности», предлагаемых этими инвестициями.

Таким образом, в рамках реформирования современной мировой финансовой системы, в частности Международного валютного фонда, одной из ключевых задач является справедливое реформирование квот МВФ в связи с возрастающей ролью развивающих стран, в частности БРИКС [19, с.1247]. Кроме того, пересмотру подлежит определяющее право голоса США в данном институте, который способен в одиночку блокировать любые решения фонда, при этом Российская Федерация не раз заявляла о несправедливом распределении квот.

Более того, политизированность современной мировой финансовой системы отчетливо характеризуется деятельностью других современных институтов мировой финансовой системы, в частности, мировых рейтинговых агентств [20, с.1279].

Рейтинговые или кредитные агентства несут ответственность за оценку кредитоспособности различных организаций, корпораций, правительств и финансовых учреждений. Кредитные агентства предоставляют оценки финансовой устойчивости эмитентов ценных бумаг. Эти оценки основаны на множестве факторов, включая финансовую отчетность, экономические показатели и рыночные тенденции. Рейтинги, присвоенные кредитными агентствами, могут оказать существенное влияние на стоимость заимствований для эмитентов, а также на доходность для инвесторов [21, с.734]. Однако существует множество вопросов к адекватности выставления кредитных рейтингов развивающимся странам, которые кажутся чересчур заниженными.

Только три крупных агентства имеют глобальный охват, и вместе они контролируют более 90% рынка (таблица 2). Штаб-квартиры всех трех агентств находятся в Нью-Йорке (Fitch — единственная компания с двумя штаб-квартирами, в Нью-Йорке и Лондоне).

Таблица 2

Доли ключевых рейтинговых агентств МФР и их ключевые собственники [2]

Рейтинговое агентствоДоля на рынке МФРДоля владения ключевых собственниковКлючевые собственники
S&P50%27,4%Vanguard, Blackrock, State Street, Price T Rowe
Moody’s32%33,5%Vanguard, Blackrock, State Street, Price T Rowe
Fitch13%100%Hearst Corporation

Рейтинговые агентства играют важную роль в функционировании современного мирового финансового рынка. Влияние агентств «большой тройки» на рейтинги, по сути, определяет доступ к мировым финансовым рынкам эмитентов долговых расписок. Более высокий рейтинг приводит к снижению стоимости заимствований, улучшая финансовое положение заемщика и конкурентоспособность в привлечении средств. Стоит отметить, что с момента появления рейтингов, США получили наивысший инвестиционный рейтинг от всех трех рейтинговых агентств. Рейтинговые агентства никогда не понижали рейтинг США, за исключением S&P и Egan-Jones, которые дважды понижали суверенный рейтинг США в 2011 году. Реакция американского правительства на эти действия была жесткой: в течение 18 месяцев Egan-Jones было лишено статуса национально признанной статистической рейтинговой организации, пока рейтинг не повысили, а S&P были привлечены к ответственности за снижение рейтинга страны казначейством США, после чего также были вынуждены снова его повысить.

Более того, американские рейтинговые агентства отдают предпочтение странам, которые имеют тесные торговые отношения с США [13] или чья позиция США по различным вопросам соответствует их позиции при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН [12].

Наиболее динамично развивающиеся страны слишком часто получают относительно низкие рейтинги. В результате из-за сниженных рейтингов развивающихся стран возникает дисбаланс, вызванный моделью «ядро–периферия». Страны «ядра» выдают кредиты странам «периферии» под высокий процент, вынуждая возвращать тот же капитал обратно «в гавань» под уже более низкий процент.

Таблица 3

 Кредитные рейтинги США и РФ за 2014 и 2022 [4]

Страна/АгентствоMoody’sS&PFitch
США (март 2014)АааАААААА
РФ (март 2014)Ваа1ВВВВВВ
CША (март 2022)АааАА+ААА
РФ (март 2022)СаССC

К примеру, за последние 10 лет до событий 24 февраля 2022 года, кредитный рейтинг США от трех «гигантов» кредитно-рейтингового рынка выглядел так: Moody’s выставляли оценку финансовой стабильности США на уровне Ааа, Standard&Poor’s на уровне АА+, a Fitch AAA неизменно, что является наивысшими рейтинговыми оценками, характеризующие высокую степень надежности и максимальной степени безопасности [4]. Для Российской Федерации эти рейтинги менялись, исходя из геополитической ситуации на мировой арене, и выглядели они следующим образом: оценки Moody’s менялись в диапазоне от Ваа2 до Ва1, Standard&Poor’s ВВВ до ВВ+, а Fitch ВВВ до ВВВ-. Таким образом, все рейтинги, выставляемые РФ, носят исключительно неинвестиционный спекулятивный характер. В связи с проведением СВО, указанные рейтинги изменились следующим образом: 6 марта 2022 года Moody’s и Fitch выставили оценку на уровне Ca и С соответственно [10], что характеризуется преддефолтной ситуацией, с вероятностью отказа от платежей по обязательствам, однако, спустя пару недель, рейтинги были вовсе отозваны на фоне санкций против РФ, запрещающих «оказывать какие–либо услуги Российской Федерации» [10], что в очередной раз указывает на политизированность действий рейтинговых агентств и их зависимость от США.

В силу того, что американские рейтинговые агентства контролируют 90% мирового рынка, это позволяет им самостоятельно контролировать международные денежные потоки, устанавливая «условия» предоставления кредитов.

Таким образом, ключевым фактором, позволяющим отдельным странам влиять на конъюнктуру на современном мировом финансовом рынке является сложившая однополярная система с доминирующей ролью США. Стало очевидным, что мировая валютно-финансовая система нуждается в реформе, особенно это стало явным в 2008 году, когда глобальный финансово-экономический кризис затронул весь мир. При этом очевидно, что бороться нужно со сложившейся системой, так как крах того же доллара приведет к очередному глобальному кризису. Реформирование мировой финансовой системы, прежде всего, стоит рассматривать с точки зрения функционирующей системы, которая служит катализатором для всех стран, заинтересованных в равномерном и справедливом распределении выгод социального прогресса.

Заключение

Очевидно, что США вряд ли устроит сценарий реформирования современной мировой финансовой системы, несмотря на то, что реформирование существующих структур может улучшить сотрудничество, способствовать инновациям и эффективнее решать глобальные проблемы. В этой связи в сложившихся геополитических условиях современный путь развития Российской Федерации лежит через укрепление своих позиций на интеграционном уровне, к примеру, укрепление экономических связей стран БРИКС и ЕАЭС.

В рамках стратегической сессии по развитию финансового рынка Правительства России в марте 2023 года премьер министр М. Мишустин подчеркнул: «страны Запада сегодня делают все, чтобы ограничить российскую экономику от доступа к глобальным финансам – кредитам и инвестициям, с целью сдержать развитие Российской Федерации не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе» [7].

В рамках стратегического развития по обеспечению финансового суверенитета Российской Федерации, отдельного внимания заслуживает выстраивание системы внешнеторговых платежей и расчетов. В условиях санкционного давления традиционные каналы межбанковских платежей и расчетов утратили свою надежность, в силу чего предлагается переход к новым каналам финансового обслуживания, с приоритетным использованием национальных валют дружественных стран или рубля в трансграничных расчетах.

Углубление использования национальных валют во взаимных расчетах является основным направлением развития региональных объединений, таких как БРИКС. Из-за обострения геополитических отношений, наблюдаются определенные положения, основанные на ослаблении позиций США [5].

Более того, в рамках развития национальной системы индикаторов особое внимание уделяется дальнейшему развитию национальных рейтинговых агентств, а именно качеству рейтингового процесса и используемых методологий расчетов, что особенно важно с учетом ухода с отечественного рынка иностранных рейтинговых агентств. Планируется совершенствование надзорных инструментов и методологических требований для повышения надежности и качества внутренних кредитных рейтингов. Уже разработаны поправки к законодательству, направленные на повышение точности рейтинговых оценок и установление более высоких требований к обеспечению независимости отечественных рейтинговых агентств.

Страны БРИКС активно выражают свою позицию по дедоларизации и чрезмерном злоупотреблении США своим положением в системе современного мирового финансового рынка. Современная валютно-финансовая система характеризуется растущей ролью развивающихся стран в мировой экономике и глобальных финансах. За последние два десятилетия доля развивающихся стран в общем объеме мирового ВВП по ППС увеличилась с 17,7% до 37,3% в текущих ценах и с 38,2% до 52,5%. Аналогичные тенденции прослеживаются и в международных инвестиционных потоках. Около 2/3 всех официальных валютных резервов в 2019 году находилось в развивающихся странах, а их суверенные фонды благосостояния стали важным источником международных инвестиций [6]. Становится очевидным, что именно развивающиеся страны являются двигателем современной мировой экономики.

Исходя из текущих финансовых и экономических показателей, развивающимся странам, за исключением Китая, в обозримом будущем будет сложно самостоятельно конкурировать с развитыми странами мира. Однако они могут добиться значительного кумулятивного эффекта в рамках уже созданных или потенциальных региональных объединений. В этом контексте перспективным является дальнейшее развитие БРИКС. С 1 января 2024 года к БРИКС также присоединились ОАЭ, Иран, Египет и Эфиопия.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы организации и реформирования современного мирового финансового рынка : монография / Е.А.Звонова, В.Я. Пищик, А.В. Кузнецов – Москва : РУСАЙНС 2020 – 270 с.
2. Кузнецов А. В. Императивы трансформации мировой валютно-финансовой системы в условиях многополярности. Финансы: теория и практика, 2022 - 198 с. URL: https://financetp.fa.ru/jour/article/view/1587/959 (Дата обращения 28.02.2024)
3. Международный валютный фонд. URL: https://www.imf.org/en/About/executive-board/members-quotas (Дата обращения 9.03.2024)
4. Инвестиции / Кредитный рейтинг: как устроен один из главных инструментов инвестора. URL: https://quote.ru/news/article/5f8e9af99a794703e47c0910 (Дата обращения 9.03.2024)
5. Современные тренды в мировой экономике и мировых финансах: сборник статей / кол. Авторов; под ред. Е.А.Звоновой, Н.В. Сергеевой – Москва: РУСАЙНС, 2020 - 413 с.
6. Перспективы трансформации современной мировой валютно-финансовой системы: монография / коллектив авторов; под общ. Ред. Е.С. Соколовой и И.А.Балюка. – Москва: КНОРУС, 2024. – 186 с.
7. Правительство России / Стратегическая сессия по обеспечению финансового суверенитета от 28.03.2023. URL: http://government.ru/news/48094/ (Дата обращения 19.03.2024)
8. РБК / Moody's отозвало рейтинги России и ее регионов. URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2022/6245a6c79a7947df7408d51f (Дата обращения 19.03.2024)
9. Фридман Т.Л. Не «шутите" с Moody's. "Нью-Йорк таймс". 22 февраля 1995 года. URL: https://www.nytimes.com/1995/02/22/opinion/foreign-affairs-don-t-mess-with-moody-s.html (Дата обращения 19.03.2024)
10. Forbes / Moody’s понизило рейтинг России c «мусорного» до преддефолтного. URL: https://www.forbes.ru/finansy/458215-moody-s-ponizilo-rejting-rossii-c-musornogo-do-preddefoltnogo (Дата обращения 19.03.2024)
11. The Russian Ruble Is Again The World’s Most Under-Valued Currency. URL: https://www.russia-briefing.com/news/the-russian-ruble-is-again-the-world-s-most-under-valued-currency.html/ (Accessed 03.02.2024)
12. Marandola G. Ink Local credit rating agencies: A new dataset. Research in International Business and Finance. 2016. URL: https://daneshyari.com/article/preview/1003006.pdf (Accessed 03.02.2024)
13. Yalta A. T., Yalta A. Y. Are credit rating agencies regionally biased? Economic Systems, 2018 - 690 р. URL: https://erf.org.eg/app/uploads/2018/02/Abdullah-Yalta.pdf (Accessed 03.02.2024)
14. Ioannou S., Wójcik D., Pažitka V. Financial centre bias in sub-sovereign credit ratings. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 14 р. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1042443120301451 (Accessed 19.03.2024)
15. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.
16. Арабян, М. С. Некоторые аспекты налогообложения в контексте деофшоризации / М. С. Арабян, А. Б. Дмитриева // Налоги. – 2015. – № 4. – С. 19-24.
17. Дмитриева, А. Б. Особенности функционирования финансового рынка Китая в глобальной экономике / А. Б. Дмитриева, А. А. Свиридов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2018. – № 2(66). – С. 14-22.
18. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
19. Харакоз Ю.К. Методы признания обесценения финансовых активов // Экономика и предпринимательство. - 2022. -№ 1 (138). - С. 1246-1249.
20. Харакоз Ю.К. Конвергенция российских и медународных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1 (138). - С. 1278-1282.
21. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.