Индекс УДК 339.9
Дата публикации: 31.05.2024

Развитие отношений между Сербией и Европейским союзом в рамках процесса евроинтеграции на современном этапе

Development of relations between Serbia and the European Union in the framework of the European integration process at the present stage

Проводько Елена Александровна
Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва

Provodko Elena Alexandrovna

Master’s student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В данной статье подробно освещается текущее состояние отношений Республики Сербии с Европейским союзом в контексте стремления страны стать полноправной участницей объединения. Рассматриваются торговый и инвестиционный аспекты взаимоотношений между Сербией и ЕС, а также влияние неэкономических факторов на развитие переговорного процесса. В статье определены ключевые проблемы, препятствующие дальнейшему продвижению диалога Сербия-ЕС и сделаны выводы о возможных вариантах развития отношений в ближайшее время.
Данная статья выполнена в рамках написания магистерской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Дмитриевой И.М., кафедра «Мировая экономика», Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This article highlights in detail the current state of relations between the Republic of Serbia and the European Union in the context of the country's desire to become a full member of the association. The article examines the trade and investment aspects of relations between Serbia and the EU, as well as the impact of non-economic factors on the development of the negotiation process. The key problems hindering the further advancement of the Serbia-EU dialogue have been identified. The conclusion is made about possible options for the development of relations in the near future.
Ключевые слова: Сербия, Европейский союз (ЕС), евроинтеграция, Россия.

Keywords: Serbia, European Union (EU), European integration, Russia.


Введение

Процесс интеграции в Европейский союз (ЕС) является определяющим фактором в формировании внешнеэкономических отношений между Сербией и Евросоюзом. Необходимость интеграции Республики Сербии в ЕС и их активное взаимодействие в сфере торговли в основном определяется географической близостью. Большая часть государственной границы Сербии приходится на страны-участницы ЕС, оставшаяся часть – на страны бывшей Югославии, которые также являются кандидатами на вступление в ЕС.

Методологическая основа исследования

При подготовке статьи использовались такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, обобщение специальной литературы, публикаций и научных статей, графический метод анализа статистических данных.

Основная часть исследования

Республика Сербия является ассоциированной страной Европейского союза, в 2007 году благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании Сербия получила доступ к европейским программам финансирования, например в рамках 7-й Рамочной программы финансирования.

Процесс евроинтеграции Сербии, в практическом плане запущенный в 2014 году, когда был дан старт вступительным переговорам, традиционно характеризуется руководством страны как набравший «солидный» темп. Согласно оценкам Президента А. Вучича, озвученным по итогам его встреч в 2020 году с главой еврокомиссии У. фон дер Ляйен, председателем Евросовета Ш. Мишелем и еврокомиссаром по политике соседства и переговорам о расширении О. Вархейи, диалог с Евросоюзом завершится в 2024 году, а полноправным членом ЕС Сербия могла бы стать до 2026 года.

Такие оптимистичные прогнозы не подкреплялись какими-либо конкретными фактами, а базировались исключительно на стандартных обещаниях ЕС и «клятвах верности». В 2020 году впервые с начала переговоров о вступлении не было открыто ни одной переговорной главы, а в 2019 году и в 2018 году открыто две и четыре главы соответственно. В 2021 году были открыты все четыре главы блока «Зеленой повестки дня, транспорта и энергетики». Однако в 2023 году Президент А. Вучич, отвечая на вопрос журналистов на саммите в Северной Македонии, заявил, что вступление Сербии в ряды стран-участниц ЕС в 2026-2028 годах не представляется возможным.

Несмотря на наличие политических противоречий, экономическая интеграция Республики Сербии с Евросоюзом продолжает усиливаться. ЕС остается основным торговым партнером Сербии, на втором месте находятся страны ЦЕАСТ (Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (англ. Central European Free Trade Agreement (CEFTA) – организация свободной торговли, ее предшественником было Вышеградское соглашение между странами юго-восточной Европы, собиравшихся вступить в ЕС (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия). На данный момент участниками соглашения являются Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Молдова, Черногория, Сербия.).

Таблица 1

Ключевые экономические показатели внешнеторговых отношений между Республикой Сербией и ЕС с 2012 по 2022 годы, млрд евро

ГодИмпортЭкспортТоварооборотРост торгового оборота, %
20129,524,9614,48
20139,786,4716,2512,22
201410,23717,236,03
201510,977,6918,668,30
201611,518,4819,997,13
201713,229,7322,9514,81
201814,5310,7325,2610,07
201915,1511,2826,434,63
202014,610,7225,32-4,20
202118,313,9932,2927,53
202224,4818,1842,6632,12

Источник: составлено автором на основе данных Европейской комиссии [2]

В целом в период с 2012 по 2022 годы наблюдается положительная динамика товарооборота, за исключением незначительного падения показателей в 2020 году, что объясняется кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Несмотря на то, что объем импорта из стран-членов Евросоюза остается выше экспорта в эти страны, темпы прироста экспорта значительно превышает темпы прироста импорта. Данная тенденция говорит об усилении торговых связей Сербии со странами ЕС.

В 2022 году общий объем торговли Сербии с ЕС составил 58,7% (65,8% от общего объема экспорта и 53,9% от общего объема импорта). Торговля между ЕС и Сербией выросла на 32% в 2022 году, демонстрируя продолжающееся восстановление после последствий кризиса пандемии COVID-19.

Общий объем торговли Сербии в 2022 году составил 42,7 млрд евро. Дефицит торгового баланса страны с ЕС в 2022 году составил 6,3 млрд евро. Для сравнения, торговля Сербии со странами ЦЕАСТ составляла около 10,3% от общего объема торговли. Помимо традиционных лидеров по уровню торговли с Сербией, крупнейшими партнерами являются такие страны, как Китай (8,7%), Россия (5,8%), и Турция (2,8%). Наивысший уровень торговли среди стран-участниц ЕС наблюдается с Германией и Италией.

ЕС также является основным поставщиком инвестиций в Сербию. Начиная с 2000-х годов в Сербии посредством финансирования ЕС осуществляется ряд совместных проектов в таких секторах, как энергетика (17 проектов, 1 млрд евро), окружающая среда (7 проектов, 400 млн евро), экономика (3 проекта, 55,8 млн евро), сельское хозяйство и продовольствие (3 проекта, 230 млн евро),  здравоохранение (5 проектов, 516 млн евро), транспорт (9 проектов, 550 млн евро), правовое регулирование (5 проектов, 184 млн евро), образование, наука и инновации (4 проекта, 450 млн евро) и другие. (в скобках указана сумма накопленных инвестиций за все время осуществления проектов)

С момента начала переговоров о вступлении Сербии в январе 2014 года были открыты 22 из 35 глав, включая все главы первого и четвертого блоков. Две главы временно закрыты. В июне 2021 года Сербия приняла пересмотренную методологию расширения. Общий темп переговоров будет по-прежнему зависеть, в частности, от темпов реформ в области верховенства закона и нормализации отношений Сербии с Косово, то есть решающую роль будут играть геополитические факторы.

Сербия продолжает реализацию Соглашения о стабилизации и ассоциации (CCA) между Сербией и ЕС. «Республика Сербия подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации (SAA) с Европейским Союзом 29 апреля 2008 года, которое вступило в силу 1 сентября 2013 года. Соглашение подтверждает перспективу Республики Сербия стать членом Европейского Союза и регулирует взаимоотношения между двумя партиями до достижения полноправного членства» [3].

Модель соответствия Сербии общим позициям ЕС в области внешней политики и политики безопасности осталась неизменной. Сербия продолжает активно участвовать в миссиях и операциях ЕС по урегулированию кризисов в рамках общей политики безопасности и обороны.

Очередной ежегодный отчёт ЕК [4] о прогрессе Сербии на интеграционном треке, представленный 8 ноября 2023 года, официальный Белград встретил сдержанно-позитивными комментариями.

Наблюдается продвижение по абсолютному большинству переговорных глав. Брюссель похвалил Белград за работу в области верховенства права и проведении конституциональных преобразований. В декабре 2023 года предполагалось открытие переговорных глав третьего блока «Конкурентоспособности и инклюзивный рост».

В докладе отмечался призыв к Белграду проявлять более серьёзную кооперабельность на переговорах с Приштиной, выполнить «обязательства» по брюссельско-охридским договорённостям февраля-марта 2023 года, принять меры по привлечению к ответственности организаторов нападения на натовские силы в Косово в мае 2023 года и приштинскую «полицию» в сентябре 2023 года, возобновить участие косовских сербов в работе приштинских институтов на севере края и выйти на проведение там инклюзивных муниципальных выборов.

Еще одним геоэкономическим фактором, оказывающим влияние на ход евроинтеграции, являются достаточно близкие отношения Белграда с Пекином и Москвой. Статистика отражает приверженность сербов сохранению стратегического партнерства с Россией и Китаем. Особая озабоченность вызвана подписанием в 2019 году и вступлением в силу в 2021 году между Сербией и ЕАЭС соглашении о свободной торговле. Также с Китаем в октябре 2023 года было подписано аналогичное соглашение.

На нынешнем этапе евроинтеграционного процесса сербские власти сконцентрированы на выполнении не обремененных политическими сложностями задач переговорного досье, они рассматривают успехи в проработке его разделов как понятный гражданам показатель эффективности прилагаемых усилий. Из последних заявлений Президента А. Вучича следует, что Сербия продолжает ставить цель сближения с ЕС в качестве одного из главных национальных интересов и стратегических устремлений.

 Сербское руководство рассчитывает повысить темп и конкретную отдачу от вступительных переговоров за счет перехода на новую методологию интеграции в ЕС. Однако не исключено также, что предусмотренная ею возможность отодвинуть Сербию назад на пути евроинтеграции, будет использоваться Брюсселем для вынуждения сербского правительства изменить свои внутриполитические установки (де-факто согласие с государственный суверенитет Косово) в ходе возобновленного диалога Белграда с Приштиной, с успехом в котором прогресс сербской евроинтегарции увязывается все плотнее. Европерспектива Сербии без этих ультимативных условий будет туманной.

 На данный момент позиция официальных властей насчет урегулирования косовского вопроса остается неизменной, согласно Конституции, автономный край Косово и Метохия является частью Республики Сербии и дальнейшее разрешение конфликта возможно только посредством выполнения Резолюции СБ ООН 1244.

Дальнейшее продвижение отношений между Сербией и ЕС в рамках евроинтеграции обусловлено рядом расхождений в политических взглядах (косовское урегулирование, санкции против России), что на взгляд автора затрудняет более тесное экономическое сотрудничество между ЕС и Сербией /изучаемыми институциональными единицами.

Заключение

В качестве возможных дальнейших действий Белграда можно предположить следующие пути: первый вариант – руководство страны будет также придерживаться своей внутренней политики и политики неприсоединения к антироссийским санкциям и таким образом «отложит» дальнейшее продвижение евроинтеграции, второй вариант – выполнить условия установленные ЕС и «отдалиться» от России и возможно от других своих крупных партнеров. Ни тот, ни другой вариант не представляются возможными к реализации в обозримом будущем, так как Сербии крайне важна поддержка России во многих сферах международного сотрудничества, как и партнерство с Евросоюзом.

Библиографический список

1. Делегация ЕС в Сербии: официальный сайт. – Белград. – [сайт]. URL: https://europa.rs/ (accessed 02.05.2024).
2. Европейская комиссия: официальный сайт. – Брюссель. – [сайт]. URL: https://commission.europa.eu/index_en (accessed 02.05.2024).
3. Правительство Республики Сербии: официальный сайт. – Белград. – [сайт]. URL: https://www.mfa.gov.rs/en/foreign-policy/eu-integration/political-relations-between-serbia-and-eu#:~:text=The%20Republic%20of%20Serbia%20signed,the%20achievement%20of%20full%20membership (accessed 05.05.2024).
4. Ежегодный отчет Европейской комиссии. – URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/system/files/2023-11/SWD_2023_695_Serbia.pdf (accessed: 05.05.2024)
5. European Comission. 2023. Serbia 2023 Report, Brussels. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_23_5628 (accessed 02.05.24)
6. Вучич высказался о вступлении Сербии в ЕС в 2026-2028 годах [сайт]. // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230911/vuchich-1895617116.html?ysclid=lw4ggqbe5j242856876 (accessed 07.05.2024)
7. ЕУ: Приоритет да се Србија усклади са спољном политиком Уније [сайт]. // РТС. URL: https://www.rts.rs/vesti/politika/5005813/eu-prioritet-da-se-srbija-uskladi-sa-spoljnom-politikom-unije.html (accessed 07.05.2024)
8. Мишчевић: Основни циљ Владе унапређење ЕУ интеграције [сайт]. // РТС. URL: https://www.rts.rs/vesti/politika/5019252/miscevic-osnovni-cilj-vlade-unapredjenje-eu-integracije.html (accessed 07.05.2024)
9. Нова методологија проширења Европске уније [сайт]. // РТС. URL: https://www.rts.rs/radio/radio-beograd-1/3840740/nova-metodologija-prosirenja-evropske-unije.html (accessed 07.05.2024)
10. Србија и ЕУ за иновације: Нови пакет подршке од 26 милиона евра [сайт]. // РТС. URL: https://www.rts.rs/vesti/eumogucnosti/vesti/5217967/srbija-i-eu-za-inovacije-novi-paket-podrske-od-26-miliona-evra.html (accessed 07.05.2024)
11. Филимонова, А. И. Ключевые проблемы евроинтеграции Сербии на современном этапе / А. И. Филимонова // Горизонты гуманитарного знания. – 2020. – № 2. – С. 58-76. – URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1194 (accessed 02.05.2024).
12. Секачева, А. Б. Новые тенденции в военно-промышленной политике Евросоюза / А. Б. Секачева // Московский экономический журнал. – 2024. – Т. 9, № 2. – С. 391-416. – DOI 10.55186/2413046X_2023_9_2_88.
13. Секачева, А. Б. Позиция Европейского союза в мировой экономике и политике в контексте кризиса современной модели глобализации / А. Б. Секачева // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 11. – С. 84-93.
14. Секачева, А. Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 91-99. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-1-91-99.
15. Секачева, А. Б. Тенденции, особенности и проблемы развития атомной энергетики Франции / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 85-96. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-3-85-96.
16. Секачева, А. Б. Особенности развития двустороннего сотрудничества СНГ и ЕС / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7, № 1. – С. 115-121.
17. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7, № 3. – С. 106-118.
18. Секачева, А. Б. Современное состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Франции / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2020. – Т. 14, № 4. – С. 6-14.
19. Дмитриева, А. Б. Особенности, проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европейском союзе на современном этапе его развития / А. Б. Дмитриева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2019. – Т. 5(71), № 3. – С. 68-79.
20. Интеграционные процессы в мировой экономике: основные направления, тенденции развития / В. К. Поспелов, Е. Б. Стародубцева, Т. В. Сидоренко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. – 178 с. – (100 лет Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации). – ISBN 978-5-4365-2570-9.
21. Экономика Европейского Союза : Учебник для магистрантов / Е. Б. Стародубцева, Б. Е. Зарицкий, Л. Г. Чувахина [и др.] ; Под редакцией Б.Е. Зарицкого, Е.Б. Стародубцевой. – Москва : ООО "Издательский Дом "Вузовский учебник", Издательский Дом "Инфра-М", 2017. – 328 с. – ISBN 978-5-9558-0553-5.
22. Макроэкономическая устойчивость стран-участниц интеграционных объединений в условиях высокой волатильности обменных курсов / Н. Н. Котляров, А. М. Кузнецова, Н. В. Лукьянович [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Lulu Press, 2016. – 196 с. – ISBN 978-1-326-70741-5.
23. Дмитриева, А. Оценка влияния государственной задолженности стран Европейского союза на развитие их экономики с использованием математического аппарата / А. Дмитриева, Ю. Калинина // Финансовая жизнь. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
24. Дмитриева, А. Инновационное развитие экономики и различные формы венчурного бизнеса / А. Дмитриева // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2014. – № 1. – С. 52-62.