Abstract: The article discusses the effective organization of accounting for counterparties in the cash flow management system of a small business. It is based on the control of receivables and payables. In the course of the study, problems and violations were identified in the reflection of settlement transactions in the accounting and analysis system. Measures have been developed to eliminate them. The role of accounting and analysis is confirmed as the main tools of the system for managing settlement transactions with counterparties. The study was conducted on the example of legal entities.
Keywords: accounting and control, accounts receivable, accounts payable, bad debt forecast.
В процессе изучения работы, мы изучили информацию по оценке системы организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью малых предприятий и выявили следующие проблемы: нерегулярные сверки расчетов с поставщиками и покупателями, а также несвоевременное поступление первичных документов в бухгалтерию, что приводит к использованию копий документов вместо оригиналов.
Эти проблемы приводят к нарушениям в отражении расчетных операций в системе бухгалтерского учета малых предприятий, таких как несвоевременное отражение первичных документов в регистрах бухгалтерского учета и использование копий документов вместо оригиналов. Кроме того, возникают различия в величинах задолженностей у покупателей и поставщиков в сравнении с данными, отраженными в системе бухгалтерского учета.
Совершенствование организации бухгалтерского учета и устранение недостатков возможно с помощью реализации следующих мероприятий:
1) создать систему эффективного внутреннего контроля операций по расчетам с дебиторами и кредиторами;
2) разработать и утвердить в приказе об учетной политике график документооборота. Для реализации первого мероприятия необходимо обеспечить систематическое проведение следующих контрольных процедур главным бухгалтером или лицом, на которого возложены данные полномочия:
– проверку правильности заполнения первичной учетной документации;
– контроль за соблюдением сдачи первичных документов в бухгалтерию согласно графику документооборота;
– проверку своевременности и правильности регистрации первичных документов в бухгалтерскую автоматизированную программу;
– проведение сверки расчетов с покупателями и поставщиками ежеквартально, а не раз в год;
– контроль соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
– проверка соблюдения договорной дисциплины при расчетах с покупателями и поставщиками (своевременное выявление величины безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности);
– проверку правильности отражения конечного сальдо по дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– проверку платежеспособности контрагентов предприятия (предварительную проверку дебитора на начальном этапе сотрудничества);
– проверку контрагентов в специальных программах, где можно посмотреть действующая ли вообще организация, дату создания организации, следовательно определить сколько лет она существует, не находится ли она в стадии ликвидации или не проходит ли она процедуру банкротства, сколько юридических лиц числится за генеральным директором (часто большое количество юридических лиц на одном генеральном директоре может свидетельствовать о «фирме-однодневке»), сдает ли организация отчетность, есть ли у нее государственные заказы, какой у нее уставный капитал. Так же часть описанной информации о контрагенте можно получить из выписки из ЕГРЮЛ.
В целях устранения проблемы несвоевременного поступления первичных расчетных документов предлагаем внедрить систему электронного документооборота. Внедрение системы электронного документооборота (ЭДО) позволит: автоматизировать работу отдела по работе с клиентами и поставщиками; исключить ошибки при расчете сумм при оформлении заявки от покупателей; автоматизировать получение готового технического задания, между всеми отделами малого предприятия и заказчиком услуги; синхронизировать передачу информации бухгалтеру для отражения ее в системе бухгалтерского учета.
После внедрения ЭДО менеджер будет быстрее составлять сметы, оформлять договоры, появится возможность формирования отчетности для руководства и бухгалтерии, а благодаря доступу к программе всех подразделений предприятия, информация о каждом заказе покупателя станет доступна всем заинтересованным подразделениям[1][2]. Для внедрения ЭДО в деятельность малого предприятия рекомендуем модульный подход, который подразумевает пошаговое внедрение системы. Модульный подход позволяет практически с самого начала вовлечь сотрудников в работу, учитывать их замечания и пожелания на каждом последующем этапе – тем самым снизить риск возникновения лишних трудозатрат. Данный вариант внедрения предполагает использование возможностей типового механизма и некоторые среднестатистические ограничения.
Для установления контроля над дебиторской задолженностью все сказанное должно быть утверждено организацией во внутреннем регламенте о контроле и управлении дебиторской задолженностью, где будут определены порядок работы с долгами, процедуры по взысканию долга, проверка контрагентов и назначены ответственные за это лица[3].
Для улучшения методических подходов к анализу дебиторской и кредиторской задолженности малых предприятий предлагается расширить информационную базу. Для этого можно использовать аналитические таблицы, которые позволят проводить более полный анализ. Для определения вероятности безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности можно использовать экспертные оценки или накопленную статистику.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности с помощью таблицы проводится для оценки деятельности организации за текущий период. Это позволяет выявлять эффективность сотрудничества с клиентами-дебиторами и поставщиками-кредиторами, которые могут влиять на общие результаты деятельности организации как положительно, так и отрицательно. Аналитические таблицы заполняются на основании договоров и данных бухгалтерского учета (например, оборотно-сальдовой ведомости по счетам 60.02 «Расчеты по авансам, выданным», 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками»). На величину дебиторской и кредиторской задолженности предприятия влияют: общий объем продаж и покупок и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты; условия расчетов с покупателями и поставщиками; платежная дисциплина; состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля; качество анализа дебиторской и кредиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов[4][5].
Применение аналитических таблиц при анализе дебиторской и кредиторской задолженности позволяет улучшить качество анализа и предоставляемой на его основе аналитической информации для принятия управленческих решений по ускорению оборачиваемости задолженности и повышению деловой активности предприятия.
Организация этапов работ в ходе анализа дебиторской задолженности требует четкого понимания цели и задач анализа, распределения обязанностей между исполнителями и координаторами работ, а также определения периодичности, последовательности и сроков проведения анализа [6][7].
Для повышения эффективности управленческих решений и оптимизации объемов задолженности, руководство предприятия может применять разработанные мероприятия, которые помогут улучшить качество проводимого анализа и предоставляемой аналитической информации[8].
Повышение качества проводимого анализа и предоставляемой аналитической информации для руководства предприятия может быть достигнуто при применении разработанных мероприятий. Это, в свою очередь, позволит увеличить эффективность принимаемых управленческих решений и в конечном итоге оптимизировать объемы возникающей задолженности.
[1] Макаренко Е.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н., Богатая И.Н., Алексеева И.В. и др. Бухгалтерский учет и контроль в различных секторах экономики: монография. Ростов-н/Д: 2020. 576 с.
[2] Пинчук Е.П., Макаренко И.В. Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности организации // Системное управление. 2013. № 4. С. 26.
[3] Глущенко А.В., Худякова А.С. Система обеспечения качества аудита: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. 202 с.
[4] Глущенко А.В., Захарова Л.С. Совершенствование управленческого учета на основе сегментации деятельности агрохолдинга // Международный бухгалтерский учет. 2015. №35 (377). С. 15–24.
[5] Булатова А.В. Учет, анализ, аудит дебиторской и кредиторской задолженности / Actualscience. 2019. Т. 2. № 2. С. 84–88.
[6]Клычова Г.С., Закирова А.Р., Клычова А.С., Гимадиев И.М. Развитие методики внутреннего контроля расчетных операций // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. № 1 (475). С. 94– 114.
[7] Глущенко А.В., Землянская Е.П. Методика формирования сегментной управленческой отчетности о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями // Вестник Волгоградского государственного университета.Серия 3: Экономика. Экология. 2015. № 4 (33). С. 255–267.
[8] Глущенко А.В., Буханцев Ю.А. Комплексная система учета, анализа и контроля расчетов с контрагентами: монография. Волгоград: Сфера, 2019. 152с.
Библиографический список
1. Булатова А.В. Учет, анализ, аудит дебиторской и кредиторской задолженности / Actualscience. 2019. Т. 2. № 2. С. 84–88.2. Глущенко А.В., Худякова А.С. Система обеспечения качества аудита: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. 202 с.
3. Глущенко А.В., Землянская Е.П. Методика формирования сегментной управленческой отчетности о рентабельности взаимодействия агрохолдинга с покупателями // Вестник Волгоградского государственного университета.Серия 3: Экономика. Экология. 2015. № 4 (33). С. 255–267.
4. Глущенко А.В., Буханцев Ю.А. Комплексная система учета, анализа и контроля расчетов с контрагентами: монография. Волгоград: Сфера, 2019. 152с.
5. Глущенко А.В., Захарова Л.С. Совершенствование управленческого учета на основе сегментации деятельности агрохолдинга // Международный бухгалтерский учет. 2015. №35 (377). С. 15–24.
6. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Клычова А.С., Гимадиев И.М. Развитие методики внутреннего контроля расчетных операций // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. № 1 (475). С. 94– 114.
7. Макаренко Е.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н., Богатая И.Н., Алексеева И.В. и др. Бухгалтерский учет и контроль в различных секторах экономики: монография. Ростов-н/Д: 2020. 576 с.
8. Пинчук Е.П., Макаренко И.В. Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности организации // Системное управление. 2013. № 4. С. 26.