Для развития инновационных процессов важна не только поддержка государства, но и готовность к принятию новых технологий у общества в целом, а также активные действия деловых кругов. Формирование здоровой конкуренции, цивилизованного инновационного рынка, повышение культуры деловой этики, соблюдение прав интеллектуальной собственности - всё это является зaлогом успеха в формировании инновационной экономики.
Abstract: This article studied ways to develop cooperation between the state and small business in the Republic of Kazakhstan. In the Republic of Kazakhstan, there are a number of organizations that are of industry significance and are largely independent within a clearly defined range of their functions.
For the development of innovative processes, not only state support is important, but also readiness to adopt new technologies from society as a whole, as well as active actions of the business community. The formation of healthy competition, a civilized innovation market, an increase in the culture of business ethics, respect for intellectual property rights - all this is the key to success in the formation of an innovative economy.
Keywords: institutional environment, entrepreneurship, customs committee, financial control, tax committee.
Наличие эффективной и качественно структурированной институциональной среды функционирования предпринимательской деятельности является сегодня первоочередной задачей, поскольку представляет собой основу обеспечения реализации государственной стратегии развития предпринимательства. При этом необходимо отметить, что в условиях консолидации многих отраслевых рынков стимулирование МСП – это жизненная необходимость любого государства, ведь МСП – основа для сохранения здорового конкурентного рынка. На развитие предпринимательской инициативы в необходимом для государства стратегическом направлении используются стимулирующие и поддерживающие меры. Но предпринимательская инициатива имеет дуальный по отношению к целям государства характер: она может быть как желательной, так и нежелательной (если касается незаконных и деструктивных действий, нелегального ведения бизнеса, и проч.). Поэтому государством, наряду со стимулирующими и поддерживающими мерами, используются ограничительные меры. Итак, институциональная среда выполняет разноплановые задачи в пределах общей государственной экономической стратегии, формируя как поддерживающее и стимулирующее влияние, так и рестриктивное, с целью обеспечения, наиболее соответствующей целям государства модели развития рынка.
Институциональная среда – это совокупность институтов [1, с. 13]. Под институтами понимаются исторически сложившиеся нормы и правила общественного поведения, которые выражаются через набор законов, нормативов, ограничений, являющихся обязательными для исполнения (формальный уровень), либо через набор моральных установок, принципов общественного поведения, традиций и т.п. (неформальный уровень) [2, с. 46].
Автор считает необходимым остановиться на том, что: «Институциональная среда предпринимательства представляет собой совокупность рыночных и нерыночных (формальных и неформальных) институтов, в своей совокупности создающих нормативные условия, а также определенную инфраструктуру, в которых функционируют субъекты предпринимательской деятельности». Параметры функционирования субъектов предпринимательства тесно связаны с обязательным существованием и успешной реализацией для любого субъекта такой целевой функции как «экономическое выживание» (англ. Economic Survival) в определенном, не совсем благоприятном окружении [3, с. 24].
Определение успешного функционирования той или иной предпринимательской единицы в условиях конкурентного рыночного окружения требует установления условий такого выживания [4, с. 29].
Автор считает, что данное понятие следует дополнить и сформулировать его как «Экономическое выживание и развитие». Это означает, что внешняя среда обусловливает благоприятные условия, в которых возможен прогресс субъекта предпринимательства. Предпринимательская деятельность очень уязвима к нестабильности и резким изменениям в состоянии внешней среды. Влияние совокупности ее факторов на формирование условий существования и функционирования субъектов предпринимательства в определенной степени будет определяться результатами деятельности и взаимодействия всех формальных и неформальных институтов, а значит, и результатами взаимодействия людей, работающих в этих учреждениях.
В наиболее общем плане именно условия предпринимательской деятельности можно характеризовать таким понятием, как «Предпринимательский климат». Предпринимательский климат (т.е. условия предпринимательской деятельности) формируется деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, отраслевых, корпоративных, частных институтов, формальных и неформальных объединений юридических лиц и граждан в условиях рисковой среды предпринимательства [5].
Таким образом, предпринимательский климат представляет собой совокупность экономических, социальных, регуляторных, ресурсных факторов среды предпринимательства, создающих условия для хозяйственной активности. В числе факторов, формирующих предпринимательский климат, могут быть названы следующие: состояние экономики страны; уровень стабильности законодательной базы; уровень развития инвестиционной инфраструктуры; валютная и фискальная политика, проводимая государством; финансово кредитная система, включающая в себя финансовый рынок; уровень развития производительных сил; правовой статус инвесторов (в том числе иностранных) и прочие факторы [6].
В Казахстане институциональная система государственного регулирования и стимулирования предпринимательства выглядит следующим образом: в нее входят структуры, контролирующие деятельность бизнеса; органы, ответственные за развитие предпринимательства и институты представительства интересов бизнеса во власти. Институты, осуществляющие реализацию государственной политики по развитию предпринимательства, находятся если не под прямым, то под опосредованным подчинением президентской власти. К ним относятся: Комитет таможенного и финансового контроля; Налоговый комитет; Агентство по регулированию и надзору финансового рынка; Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей; Агентство по борьбе с экономической преступностью (разг. – финансовая полиция). В государственной власти присутствуют и органы, ответственные за развитие частного бизнеса [8].
Центральным исполнительным органом власти в этом сегменте деятельности является Министерство национальной экономики РК, в структуру которого входит Департамент развития предпринимательства, реализующий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства.
Основными задачами Департамента являются: создание условий для развития предпринимательства, разработка мероприятий по привлечению инвестиций, а также принятие мер по обращениям и жалобам предпринимателей на противоправные действия чиновников. На региональном уровне в республике при Акиматах созданы департаменты предпринимательства и промышленности. Для организации обратной связи на уровне центральных исполнительных органов создана Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен». Часто исполнительной власти принадлежит инициатива создания, а также функция контроля формирования институтов, призванных представлять интересы бизнеса (бизнес-ассоциации, которых насчитывается более 30-ти). К таким структурам необходимо отнести Совет иностранных инвесторов при Президенте РК (в рамках Совета действуют 4 совместные рабочие группы, членами которых являются представители государственных органов Казахстана, а также международных организаций и иностранных компаний) – консультативно-совещательный орган, возглавляемый Президентом РК, созданный по его инициативе. Целью работы данного Совета является обеспечение прямого диалога власти с иностранными инвесторами, которые осуществляют деятельность в РК.
К числу независимых организаций предпринимательства в Казахстане следует отнести: Независимую ассоциацию предпринимателей РК (НАПРК, Европейскую бизнес-ассоциацию Казахстана («Евробак») и ряд других отраслевых организаций бизнеса. Между тем, и неправительственные организации, которые призваны выполнять роль посредников между государством и бизнесом, часто создаются по инициативе Президента или органов исполнительной власти. К ним относятся НППРК «Атамекен» и Единый бизнеспортал всех предпринимателей РК «Территория бизнеса» (обе организации созданы по инициативе Президента страны) [8].
Одной из наиболее заметных и влиятельных организаций бизнеса является НПП «Атамекен». В 1997 г. в Казахстане по инициативе государства создан Фонд развития предпринимательства «Даму» (рус. – «Развитие»). На данный момент эта структура имеет статус национального института развития, государственного фонда, целями работы которого являются: стимулирование экономического роста субъектов малого предпринимательства; повышение эффективности использования финансовых средств государства, направленных на стимулирование и поддержку малого бизнеса. Данная структура находится в полном подчинении государства: 100%-м владельцем акций фонда является «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (рус. – «Опора, защитник») – холдинг, который руководит национальными институтами развития, а также национальными компаниями.
В целом, имеет место насущная необходимость государственной поддержки МСП и неотложных мер по повышению рентабельности бизнеса практически во всех отраслях. Сегодня, с целью поддержки бизнеса в стране, Правительством РК реализуется Программа «Дорожная карта бизнеса–2020». Единая программа является одним из механизмов реализации государственной и инновационной программы развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы и реализует инструменты государственной поддержки в рамках субсидий на процентные ставки по кредитам и лизингу и представления гарантий по кредитам. Кроме того, она направлена на оздоровление субъектов МСП и на снижение валютных рисков предпринимательства.
Рассмотрим фактическое состояние институциональной среды предпринимательства в РК на основании оценки глобального рейтинга Всемирного банка. Всемирный банк проводит рейтинговую оценку условий ведения бизнеса по странам. Одним из видов анализа является показатель удаленности от передового рубежа. «Передовой рубеж» представляет собой модель наиболее благоприятного правового режима страны, обусловливающего максимально комфортные условия для ведения бизнеса. Если говорить обобщенно, то данный показатель играет роль интегральной характеристики инвестиционного климата страны. Разумеется, условия оценки рейтинга Doing Business и степени удаленности от передового рубежа являются усредненными, типизированными, чтобы их можно было применить к любой стране.
Отчасти это несколько снижает точность оценки, поскольку условия рыночной конъюнктуры в различных странах существенно различаются. Не учтено также и влияние неформальных институтов среды функционирования предпринимательства.
Фактически, оценивается формальная среда функционирования. Поэтому точность оценки значительно повысило бы добавление 2-х групп показателей: 1. Потенциал страны для ведения предпринимательской деятельности: размер ВВП по паритету покупательской способности на душу населения (в единой валюте (например, в долларах США), что общепринято в аналитических исследованиях ВБ); реальный среднедушевой доход населения; среднедушевые расходы населения; потенциал прироста потребительского спроса (измеряемый долей сбережений в расходах населения); индекс Джини. 2. Степень и направленность влияния неформальных институтов предпринимательской среды: индекс восприятия коррупции; экспертная оценка рейдерской активности; экспертная оценка картелизации отраслевых рынков; число правонарушений, связанных с частной собственностью предпринимательских структур в пропорции к общему числу субъектов предпринимательства. Это в определенной степени усложняет анализ (особенно в части экспертных оценок), но повышает качество рейтинговой оценки предпринимательской среды с учетом тех ее характеристик, которые дают оценку не просто легкости регистрации бизнеса, но и условий и перспектив его «выживания». Данные показатели расширили бы информативность представленного интегрального индекса, поскольку давали бы более полное представление о предпринимательском климате в стране. Одновременно, очень низкой является оценка простоты ведения внешнеторговых операций, что связано с существенными бюрократическими барьерами в виде множества разрешительных документов.
Одним из главных рисков для субъектов предпринимательства в Казахстане остается коррумпированность чиновников государственного аппарата. Следует отметить, что предпринимательская среда в РК характеризуется значительным количеством рисков, но вышеупомянутый выступает одним из наиболее значимых. Это подтверждают и исследования индекса восприятия коррупции, проводимые международной организацией Transparency International. Исторически сложившиеся особенности казахского общества формируют национальные особенности предпринимательской среды. Казахстан, по своей территориальной структуре подразделяется на 5 административных регионов, различающихся как по ресурсной базе, так и по экономическому развитию. Кроме того, они неравнозначны и территориально [8, с. 1039]. В первую очередь, рассмотрим в динамике показатели количества субъектов МСП, как в целом, так и по территориям (регионам) страны.
Что касается общей структуры субъектов МСП, то юридических лиц среднего предпринимательства имеется совершенно незначительная прослойка в течение практически всего периода 2005–2020 гг. Это – порядка 0,2–1% (в зависимости от периода). Такую ситуацию можно объяснить тем, что субъекты среднего бизнеса, с одной стороны, не имеют того эффекта масштаба, как крупный бизнес, поэтому проигрывают ему в плане ценовой и технологической конкурентоспособности. С другой стороны, субъекты среднего предпринимательства (кроме функционирующих в сельском хозяйстве) не имеют тех льгот, которыми пользуются субъекты малого предпринимательства. А это – налоговые льготы и возможность ведения бухгалтерского учета по упрощенной системе (кроме того, предприниматели–физические лица имеют право не вести бухгалтерского учета в обязательном порядке, поскольку уплачивают фиксированные налоговые платежи). Таким образом, на начало 2017 г. структура субъектов МСП по видам представляет собой следующую картину [9].
Средний бизнес практически весь оказался в состоянии необходимости уплаты НДС. При этом устойчивость МСП перед финансовыми рисками намного ниже, чем устойчивость крупного бизнеса, по причине весьма незначительных резервов. В этой ситуации под угрозой оказывается сам институт предпринимательства, а не только отдельные его субъекты. Поэтому для защиты МСП на данный момент требуются неотложные меры по корректировке системы налогообложения с целью адресного применения льгот по приоритетным отраслям (по аналогии с приоритетами ДКБ–2020).
Тем не менее, на данный момент следует отметить последовательный рост численности субъектов предпринимательства – юридических лиц.
Довольно часто взаимодействие носит прямой, а не опосредованный институтами характер, и капитал вынужден согласовывать свои интересы, прежде всего, с интересами власти; общественные интересы вторичны. Государство, осознавая свою ответственность за поддержку бизнеса, осуществляет комплекс мер, направленный на всестороннюю оптимизацию функционирования предпринимательских структур в стране. При этом выделяются наиболее приоритетные отрасли экономики, в которых МСП принимает участие. Важным видится, в первую очередь, дальнейшее усиление государственного стимулирования и поддержки МСП и пересмотр налоговых нормативов. Это позволило бы воспрепятствовать выведению «в тень» доходов малых предприятий и нивелировало бы риск деградации системы МСП в стране.
Крупный бизнес не обладает такими свойствами, поскольку, в силу масштаба, является менее гибким, и любые изменения в бизнес процессах крупных компаний требуют длительного периода времени для разработки и согласования изменений, а также определенного периода для внедрения и адаптации. Кроме того, и риски у крупного бизнеса в случае неудач значительно больше. Поэтому именно МСП являются локомотивами прогрессивных изменений, столь необходимых в условиях ускоряющегося НТП.
Следует отметить еще одну особенность современной глобальной экономической конъюнктуры: «сжатие» экономических циклов, сокращение времени больших экономических волн. Это обусловливает еще большую важность развития МСП, как наиболее оптимальных форматов ведения бизнеса в крайне изменчивых условиях. Поэтому стимулирование МСП является не просто предусловием сохранения здорового конкурентного рынка, но и необходимостью, продиктованной объективными условиями глобальной экономической конъюнктуры.
Таким образом, задача государства по отношению к МСП, как неоднократно отмечалось выше, заключается не просто в деятельности регуляторного характера, но в создании наиболее благоприятных условий, стимулировании и поддержки МСП, а также в «подталкивании» развития его приоритетных направлений. Эту задачу государство решает как централизованно, так и на региональном и местном уровнях. Совокупность действий по всей вертикали государственной системы власти является единой и подчинена общей стратегии, на основе которой вырабатывается государственная политика содействия развитию МСП. И здесь важна эффективность предпринимаемых государством усилий, как залог эффективного развития МСП в том направлении, которое является для государства стратегически важным. Провайдером является региональная исполнительная власть. Формирование адекватной рыночным условиям предпринимательской среды представляет собой важную составляющую региональной политики. Передавая полномочия по вопросам государственного управления развитием МСП на региональный уровень, следует внести ясность в вертикаль государственного управления [10, с. 7].
Структура и механизм взаимодействия центрального и регионального уровней исполнительной власти позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов власти по управлению развитием МСП целесообразно разделить между тремя уровнями управления: высшими органами государственной власти; региональными органами власти; органами местного самоуправления.
Таким образом, важной основой для оценки эффективности механизма стимулирования МСП является степень глубины такого взаимодействия, поскольку только во взаимодействии вырабатываются наиболее адекватные управленческие решения, учитывающие интересы всех сторон, и поэтому они наиболее точны. Для эффективного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в выработке централизованной политики стимулирования и поддержки МСП необходим весь комплекс инструментов, направленный на построение механизма совместной деятельности государства и МСП при создании концепции развития. Важным, по мнению автора, является четкое распределение задач и, соответственно, полномочий и ответственности, между теми институтами, которые будут основаны для реализации государственной политики стимулирования и развития МСП. Разумеется, это предусматривает наличие как единого центра ответственности на государственном уровне, так и территориальных органов на региональном и местном уровнях [10 с. 23].
Механизм государственного стимулирования МСП реализуется именно на региональном уровне. Региональная политика управления развитием МСП исходит из того, что основные функции управления переносятся на региональный и местный уровни. На данный момент эффективность рыночных финансовых механизмов стимулирования МСП является драйвером общей (интегральной) эффективности, в то время как прямые государственные меры не имеют существенной эффективности. Поэтому в дальнейшем следует использовать прямое государственное стимулирование только как вспомогательный механизм стимулирования развития МСП, и активно применять опосредованные инструменты, такие как: целевые программы финансирования, поддержка приоритетных направлений предпринимательской деятельности посредством создания условий, при которых обоснованная предпринимательская инициатива получает развитие в виде более широкого доступа к необходимой ресурсной базе.
В современных условиях государственная политика стимулирования МСП должна формироваться на компромиссных началах, исходя из интересов потребителей и производителей, государства, регионов и предпринимателей, инвесторов. Государство формирует собственную систему мер поддержки развития субъектов МСП с учетом успешной международной практики и собственных традиций. Комплексная научно обоснованная система государственного стимулирования МСП способна решить объективные проблемы развития МСП и трансформировать его в равноправный и полноценный сектор национальной экономики. Также считаем необходимым остановиться на вопросе оценки регулирующего влияния в Республике Казахстан.
По результатам мониторинга, в случае необходимости вносятся предложения по совершенствованию норм действующего законодательства. В результате применения системы ОРВ осуществляется разработка проектов, соответствующих нормативно-правовых актов (НПА), в случае выявления противоречащих законодательству РК, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права. Институт ОРВ позволяет выявлять и оценивать возможные положительные и отрицательные последствия принятия проекта законодательно нормативного акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных решений, а также определения в проекте aкта положений, предусматривающих излишние обязанности, запреты и огрaничения для физических и юридических лиц в области предпринимательской и иной экономической деятельности, или способствующие их внедрению, а также положения, способствующие возникновению неопрaвданных издержек в области хозяйственного и иного предпринимaтельства или бюджетов всех уровней.
С помощью мехaнизмa общественных консультaций и других процедур в рaмках ОРВ тaкже предоставляется доступ к юридической и другой информации, необходимой для ведения бизнесa. На первоначальном этапе ОРВ законопроекта, предусматривающего проведение публичных консультаций с предпринимательскими структурами, субъектами ОРВ являются следующие функционирующие в системе институциональной среды предпринимательства в РК субъекты: НППРК «Атамекен», Экспертный совет по вопросам предпринимательства, Аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства. Экспертные заключения при этом представляют собой консолидированное мнение членов НПП РК «Атамекен», аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства. Конечным документом является имеющее рекомендательный характер изложение консолидированного мнения членов НПП РК «Атамекен», экспертного совета и аккредитованных объединений субъектов МСП. Положительным моментом является участие представителей общественных объединений предпринимательских структур в обсуждении проектов законодательно нормативных актов, хотя их заключение и носит рекомендательный характер. Однако дaннaя система не обладает должным уровнем прозрaчности.
Таким образом, к недостаткам системы ОРВ в РК следует отнести следующие аспекты: отдельные субъекты предпринимательства не принимают участия в широком обсуждении НПА; информация о НПА и их оценке общественными предпринимательскими структурами не находится в общем доступе по причине отсутствия специализированного интернет-портала (это не дает возможности учесть мнение каждого заинтересованного субъекта МСП); невозможность инициации ОРВ другими субъектами, кроме их разработчиков; отсутствие возможности привлечения других субъектов оценки НПА (общественности, независимых юристов и проч.).
Повышение качества консультационной поддержки субъектов МСП предлагается осуществлять за счет привлечения высококвалифицированных кадров, имеющих практический опыт оказания консалтинговых услуг; расширения спектра актуальных вопросов; отбора и привлечения организаций для проведения узкоспециализированных консультаций.
Переход экономики на инновационный путь развития сопряжен с необходимостью решения ряда сложных задач системного характера. Инновационный тип экономики основывается на использовании в производстве новейших достижений науки и техники, экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Для данного типа экономики, в отличие от традиционного (индустриального) типа, характерна большая доля интеллектуального труда разработчиков в общей прибыли по сравнению с материальными затратами. Основная проблема в инновационной деятельности связана с финансированием и поиском капитала. Главным аргументом при привлечении инвестиций является то, что новые технологии являются чуть ли не единственным способом достижения высокого долгосрочного дохода. Результаты исследований, указывают на прямую зависимость экономического роста от технологического и институционального развития, а также макроэкономической среды.
Инновационная деятельность зачастую сталкивается с проблемами финансирования. Особенно это касается малых и средних предприятий. Им трудно привлечь необходимые финансовые ресурсы в свои проекты, т. к. инвестиции в новые разработки несут в себе большие риски, ведь далеко не все инновационные проекты дают результаты, приносящие прибыль своим инвесторам. Наличие в Казахстане других видов высокодоходного бизнеса, таких как торговая, финансовая деятельность, а также относительно высокие проценты по депозитам — все это снижает интерес к инновационным проектам с непредсказуемыми результатами. Такое положение дел при отсутствии стимулирующих мер со стороны государства приведет к уменьшению количества инновационных проектов, имеющих коммерческий потенциал. В силу объективных обстоятельств, например, из-за непредсказуемости результатов и связанной с этим рисками, инновационная деятельность не всегда может регулироваться рыночными механизмами, а также в силу того, что технологические изменения несут в себе перемены и прогресс для общества в целом, роль государства в поддержке инновационной деятельности особенно важна.
В основном поддержка выражается в создании благоприятных условий для предприятий, работающих в области новых технологий: создание нормативно-правовой базы, регулирующей инновационные процессы, прямое финансирование проектов, создание соответствующей инфраструктуры. В Казахстане вмешательство государственного сектора в инновационные процессы происходит более активно, чем в других странах. Это связано с тем, что даже в постсоветское время, государство традиционно сохраняет ведущую роль в области научных исследований и разработок. Частный капитал в большей части ориентирован на быструю самоокупаемость в краткосрочной либо среднесрочной перспективе, поэтому для перехода к инновационной модели развития влияние государства возрастает ещё больше.
Приоритетными задачами для вовлечения в инновационные процессы малых и средних предприятий Казахстана являются: системный подход в создании инфраструктурной поддержки. То есть все принимаемые и реализуемые, в связи с этим меры (финансирование, техническая и материальная поддержка, льготное налогообложение, помощь в регистрации патентов на изобретение и др.) должны быть согласованы и комплексны; выделение наиболее приоритетных направлений инновационной деятельности. Например, актуальными для современного общества являются разработки в области энергосберегающих технологий, экологических вопросов, в особенности мусороперерабатывающих технологий, повышение производительности труда за счет автоматизации и роботизации и развитие информационных технологий и т. д; углубление сотрудничества между частными предприятиями и научно-исследовательскими организациями: привлечение частного капитала к научным разработкам, стимулирование научных институтов на проведение исследований прикладного характера и др.; ‒ ведение реестра инновационной и изобретательской деятельности по международным стандартам. Процесс перехода к инновационному методу развития может проходить путем создания малых инновационных предприятий, которые в качестве уставного капитала будут вносить объекты интеллектуальной собственности. Наличие такой возможности особенно важно для субъектов МСП с ограниченными материальными ресурсами. Хотя здесь и существует трудность в корректной оценке таких объектов.
К наиболее важным научным результатам проведенного исследования можно отнести следующие:
- Обосновано, что с точки зрения социальной и экономической сущности малый бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, наиболее адаптивную к условиям внешней и внутренней среды, в связи, с чем именно в малом бизнесе возникает такой сегмент как инновационное предпринимательство.
- На основе отечественных и зарубежных теоретических положений дифференцированы существующие институциональные механизмы взаимодействия государства и малого предпринимательства в условиях нестабильной экономики в сфере инноваций.
- Для цели совершенствования методического инструментария в оценке проблем развития малого предпринимательства в Республике Казахстан, обосновано использование экспертного анализа, практическое использование которого позволяет изучить потребности и проблемы представителей малого предпринимательства.
- Разработаны практические рекомендации, направленные на совершенствование программы Республики Казахстан в части повышения уровня коммерциализации инновационной сферы, обеспечения научно- исследовательской и инновационной деятельности малого предпринимательства.
- Разработана стратегия развития малого предпринимательства, основная задача, которой заключается в эффективности реализации программ по развитию малого предпринимательства.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Изучение теоретико-методологических основ определить концептуальные подходы к проведению исследований в области управление малым бизнесом: с точки зрения правительственного подхода, государственно-частного партнерства, теории стейкхолодеров и политических сетей. На основе проведенного анализа научных контент-трудов в области управление малым бизнесом выевлен недостаточный исследовательский уровень проблематики, что является одним из негативных факторов, вляющих на развития малого бизнеса.
В целом, следует отметить существенный прогресс в отношении совершенствования предпринимательского климата в стране: Казахстан показывает постоянную динамику приближения к «передовому рубежу» по методике оценки Всемирного банка. Но при этом существуют определенные слабые места, присущие бизнес-среде, препятствующие полноценному развитию предпринимательской инициативы: сложность ведения внешнеторговых операций и недостатки разрешительной системы, а также несовершенство системы бизнес-кредитования.
В Республике Казахстан существует достаточно разветвленная структура поддержки предпринимательства, в которую входят государственные и созданные по инициативе государства организации; неправительственные организации; коммерческие организации. Они осуществляют как регуляторную, так и финансовую, информационно-аналитическую и консультационную поддержку, хотя и являются не вполне скоординированной системой. Поэтому первой задачей, как показывает изложенный анализ институциональной среды предпринимательства в РК, является структурная институциональная оптимизация, поскольку дублирование функций придает механизму стимулирования и поддержки МСП недостаточную слаженность и обусловливает непродуктивную громоздкость принятия и реализации решений. Кроме того, следует обратить внимание на развитие диалога между институтами, формирующими среду предпринимательства в РК и широкой общественностью, представителями бизнеса. Это даст возможность точнее учитывать потребности бизнеса, а также оценивaть предпринимаемые регуляторные и стимулирующие меры и корректировaть их в соответствии с целевыми критериями развития малого и среднего предпринимaтельствa, определенными в соответствии с государственной стратегией.
Библиографический список
1. Акулов, А. О. Роль малого бизнеса в модернизации экономики региона / А. О. Акулов // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 44. – С. 34–43.2. Алексеева, Г. М. О роли малого и среднего предпринимательства в инновационной экономике / Г. М. Алексеева // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 10. – С. 11–12.
3. Алещенко, В. В. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / В. В. Алещенко [и др.]; под ред. В. В. Алещенко. – Москва: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2015. – 188 с.
4. Бахтеев, И. А. Антикризисный потенциал развития малого предпринимательства российских регионов / И. А. Бахтеев // Российское предпринимательство. – 2015. – № 9. – С. 15–18.
5. Хамитов Н.Н., Кенжеханов М.Т. Экономическая природа малого предпринимательства //Современные проблемы регионального управления экономикой Республики Казахстан / Мат. респ. науч.-практ. конф. 8-9 декабря 2014 г. Алматы, 2014. – С. 103-116.
6. Кныш, Н. А. Программно-целевое управление развитием малого предпринимательства / Н. А. Кныш, Е. В. Верлуп // Этап: экономическая теория, анализ, практика. – 2016. – № 3. – С. 99–115. 111
7. Рустембекова Г.К., Байсанов С.О., Алимбаев А.А. Наукоемкое производство как фактор ускорения эффективности экономики // Современные проблемы образования и науки в начале века: Материалы междунар. научно-практ. конф., посвященной 10-летию независимости Республики Казахстан. - В 2-х ч. - Ч. 1. - Караганда, 2001. - С. 269-273.
8. Макарова Н.А. Система управления инновационной деятельностью в организации / Н.А. Макарова // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 6. – С. 90-101.
9. Ковалев В.В. Инновации в экономике. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.
10. Баймуратов У. Инвестиции и инновации: нелинейный синтез // Том 3. Избранные научные труды. – Алматы: БИС, 2015. – 320 с.