Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.11.2023

Институциональные инвесторы национальной инновационной системы Франции

Institutional investors of the French national innovation system

Шагинян Виктория Валерьевна

Бакалавр Дипломатической Академии МИД России
Г. Москва
Shaguinyan Viktoriya Valerievna


Bachelor of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В данной статье анализируется структура государственных и корпоративных инвесторов в инновационное развитие экономики Франции в рамках национальной инновационной системы (НИС). Отмечено, что существует три уровня финансирования НИС Франции – национальный, региональный и европейский. Выделены основные черты НИС, а также характерные особенности различных институциональных инвесторов в сферу НИОКР. Проведен сравнительный анализ финансирования инновационных исследований и разработок на региональном и мировом уровне. Сделан вывод о том, что в силу особенностей социально-экономической модели Франции, государство играет определяющую роль в вопросе финансирования инновационного развития страны. Вместе с тем, в пуле институциональных инвесторов НИС Франции также немаловажную роль играет государственно-частное партнерство (ГЧП), многонациональные корпорации (МНК) с материнскими компаниями, расположенными во Франции, а также частные фирмы и физические лица – бизнес ангелы.
Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра «Мировой экономики», Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This article analyzes the structure of state and corporate investors in the innovative development of the French economy within the framework of the national innovation system (NIS). It is noted that there are three levels of financing of the NIS of France – national, regional and European. The main features of NIS are highlighted, as well as the characteristic features of various institutional investors in the field of R&D. A comparative analysis of the financing of innovative research and development at the regional and global levels is carried out. It is concluded that due to the peculiarities of the socio-economic model of France, the state plays a decisive role in the issue of financing the innovative development of the country. At the same time, public-private partnerships (PPPs), multinational corporations (MNCs) with parent companies located in France, as well as private firms and individuals – business angels - also play an important role in the pool of institutional investors of NIS France.
Ключевые слова: Франция, национальная инновационная система (НИС), НИОКР, институциональные инвесторы, инновации.

Keywords: France, National Innovation System (NIS), R&D, institutional investors, innovation.


Введение

К настоящему времени из известных классификаций выделены следующие модели НИС: Евроатлантическая, Восточноазиатская, Альтернативная, модель «тройной спирали».

Отличительной особенностью Евроатлантической модели служит ее полный инновационный цикл, другими словами, туда входят фундаментальные и прикладные исследования, разработки, коммерциализация результатов исследований и разработок. Данная модель используется передовыми странами – США, Великобританией, Германией, Францией, Канадой, небольшими европейскими странами.

В Европе НИС понимается не только как генерация знаний, но и как распространение и использование в экономике результатов научных исследований.

Стоит отметить, что в странах ЕС существует три уровня инновационной политики и механизмов ее реализации: национальный, региональный и международный.

Механизмы регионального инновационного развития действуют в государствах ЕС на общеевропейском уровне – через Структурные фонды, Рамочные программы научно-технического развития; на национальном уровне — через институты, которые образуют инновационную систему; на региональном уровне — путем усиления влияния местных органов власти на инновационное развитие конкретных территорий, включая инструменты европейской политики. [1]

В рамках нашего исследования обозначим понятие институциональных инвесторов. Так, институциональными инвесторами выступают компании или их объединения, которые собирают средства более мелких участников с целью получения прибыли через инвестирование на финансовых рынках. Основное отличие этих инвесторов заключается в размере инвестиционного капитала и объеме сделок, которые превышают возможности других участников рынка. В результате они имеют определенные привилегии при проведении торговых операций и оплате комиссий посредников. Название «институциональный инвестор» имеет два значения. С одной стороны, такие организации имеют все основания называться общественно-экономическими институтами, так как объединяют лиц (инвесторов) для достижения определенных целей (получения прибыли). С другой стороны, такое название ясно указывает на высокий статус этих инвесторов, который признают все участники рынка.

 

Методологическая основа исследования

В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ научных публикаций, метод сравнений и аналогий, графический анализ, обобщение и переход от общего к частному.

Особенности инвестирования в НИОКР во Франции

Франция входит в топ 10 стран по объему расходов на НИОКР. Так, в 2022 г. расходы на НИОКР Франции составили 60,8 млрд. евро [2] (рисунок 1). Среди стран-членов ЕС она уступает только Германии (109,8 млрд. евро).

Рисунок 2 – Страны — лидеры по объему затрат на НИОКР, млрд. долл., 2022г.

Источник: составлено автором на основе данных The Global Economy.

 

Однако необходимо подчеркнуть, что несмотря на высокую позицию страны по критерию расходов на НИОКР в мире, Франция, как и многие другие страны Евросоюза пока не в состоянии выполнить принятые на себя обязательства в рамках Лиссабонской стратегии ЕС 2007 г., — довести долю общенациональных расходов на НИОКР в ВВП до 3% (2,2% в 2020 г.).

В официальных данных Евростата обнародованы данные по расходам на НИОКР до 2022 г. включительно. Сравнительный анализ стран по данному показателю приведен в таблице 1.

Таблица 1

Затраты на НИОКР в крупнейших странах мира, % от ВВП

СтраныГоды
202020212022
Германия3,23,53,6
Италия1,51,51,7
Россия11,11,4
США3,23,53,7
Франция2,22,32,4

Источник: составлено автором на основе данных Eurostat

Начиная с 2017 г. власти Франции приняли ряд финансовых программ специализированного и общего характера, в рамках которых выделяются значительные государственные средства на развитие национальной промышленности и поддержку сферы НИОКР. Согласно бюджетным данным на 2021 г., запланированная доля государственных расходов в ВВП остается весьма высокой – 58,5%, что во многом связано с неутихающей пандемией COVID-19.

Вместе с тем, во Франции отмечается недостаточный уровень финансирования медицинских исследований [18, c.382], что стало важнейшей причиной отсутствия Франции на мировом рынке вакцин от COVID-19, которые, по мнению Президента Пятой Республики Э. Макрона, следует считать «глобальным общественным благом, доступным для всех». Мировыми лидерами в этой области стали США и Германия. Согласно оценкам ряда экспертов, Франция вкладывает в фундаментальные исследования в области вакцин в 87 раз меньше, чем Германия, и в 125 раз меньше, чем США.

Закон о многолетнем программировании в области научных исследований до 2030 г., принятый в ноябре 2020 года, должен привлечь крупнейшие инвестиции в исследования за последние десятилетия. Предполагается, что расходы государственного сектора в НИОКР Франции вырастут на 15-20 млрд евро в год, что приведет к росту доли в ВВП общенациональных расходов на НИОКР на 1% и позволит увеличить эту долю до 3%. [3]

В настоящее время перед правительством Франции стоит множество противоречивых и трудно решаемых задач в сфере инноваций. Основная задача заключается в обеспечении защиты внутреннего рынка научных исследований Франции, а также в создании возможностей для успешного развития отраслей высоких технологий с имеющимися финансовыми ресурсами.

Институциональные инвесторы НИС Франции на национальном, региональном и европейском уровне

Франция имеет развитую национальную инновационную систему во главе с полюсами конкурентоспособности (кластерами), которая поддерживается государственными и корпоративными институциональными инвесторами. Эти субъекты играют жизненно важную роль в продвижении НИОКР и инноваций в стране, стимулируя экономический рост и повышая уровень международной конкурентоспособности страны.

Так, основными институциональными инвесторами во Франции являются правительственные учреждения, научно-исследовательские институты и университеты, которые участвуют в продвижении науки и технологий.

На национальном уровне правительство Франции обеспечивает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ через различные агентства, например, Национальное исследовательское агентство (ANR) [12], Французский национальный центр научных исследований (CNRS) и Французское агентство развития (AFD). Эти агентства предлагают гранты и субсидии исследователям, стартапам и компаниям, занимающимся инновационными проектами.

Французское национальное исследовательское агентство (ANR) осуществляет надзор за финансированием исследований в таких ключевых областях, как здравоохранение, окружающая среда и энергетика. По состоянию на конец 2021 г. портфолио ANR включало 976 проектов. Также в 2021 г. ANR профинансировал исследовательские проекты на сумму 1,147 млрд. евро, что на 366,2 млн. евро больше, чем в 2020 году, и на 421,7 млн. евро больше, чем в 2019 году. [4]

Французский национальный центр научных исследований (CNRS) — крупнейшее исследовательское учреждение в стране, специализирующееся на фундаментальных и прикладных исследованиях. [13, c.33]

На региональном уровне французское правительство обеспечивает финансирование инноваций через региональные советы и агентства экономического развития. Эти организации оказывают финансовую поддержку проектам, которые считаются стратегически важными для региона.

На европейском уровне Франция пользуется преимуществами различных программ финансирования, предлагаемых Европейским союзом (ЕС), таких как Horizon Europe, которая обеспечивает финансирование исследовательских и инновационных проектов по всему Европейскому союзу.

Французские исследователи и компании также могут подать заявку на участие в других программах финансирования ЕС, таких как Европейский фонд регионального развития (ERDF) и Европейский инвестиционный банк (EIB).

Роль Многонациональных корпораций (МНК) и частных источников финансирования в инновационное развитие Франции

Что касается корпораций, то во Франции есть ряд институциональных инвесторов, которые участвуют в стимулировании инноваций. Во Франции располагаются материнские компании крупнейших МНК мира — Airbus, L’Oréal и Renault, которые вкладывают значительные средства в исследования и разработки.

Частные источники финансирования включают венчурные компании, бизнес-ангелов и краудфандинговые платформы, которые предоставляют финансирование стартапам и инновационным МСП. Франция обладает растущей экосистемой стартапов, где многие фирмы венчурного капитала и бизнес-акселераторы поддерживают инновационные компании. [14, c.120-125]

Кроме того, во Франции широко развита практика высокорискового инвестирования [15, c.139] в рамках специально созданных венчурных компаний, которые специализируются на инвестировании в инновационные стартапы и новые технологии. Правительство Франции поощряет стартапы и венчурные инвестиции с помощью различных схем, например, French Tech Visa и French Tech Ticket.

Франция также уделяет особое внимание цифровым технологиям, делая акцент на интеграции искусственного интеллекта в свою исследовательскую инфраструктуру. Правительство инвестировало в несколько исследовательских центров, специализирующихся на искусственном интеллекте, таких, как Парижский технологический институт наук о жизни, продуктах питания и окружающей среде и Парижский институт неврологии Сакле.

Франция является одним из ведущих регионов, где осуществляют свою инвестиционную деятельность «бизнес-ангелы». Бизнес-ангел – это частный инвестор, способствующий развитию начинающего проекта (стартапа) с помощью вложения собственных свободных средств, а также знаний и личного опыта. Ежегодное исследование, проводимое среди 5500 членов France Angels, Французской федерации бизнес-ангелов, подтверждает, что, несмотря на относительное сокращение инвестиций, связанное с текущими условиями, бизнес-ангелы продолжают выполнять свою роль сопровождения компаний на финансовом и кадровом фронтах.

Наконец, французское правительство устанавливает различные партнерские отношения между корпорациями, университетами и научно-исследовательскими институтами для сотрудничества в целях получения лучших результатов исследований.

Вместе государственные и корпоративные институциональные инвесторы во Франции формируют мощную экосистему [16, c.77], которая поддерживает разработку и коммерциализацию новых технологий. Эта система позволила Франции стать лидером в таких областях, как аэрокосмическая промышленность, биотехнологии и возобновляемые источники энергии, способствуя общему экономическому росту и процветанию страны.

Роль государственно-частного партнерства в инвестировании инноваций в экономике Франции

Государственно-частное партнерство (ГЧП) предполагает сотрудничество между правительством и частными организациями для предоставления государственной инфраструктуры или услуг. Частный сектор предоставляет экспертные знания, инвестиции и технологии, в то время как государственный сектор обеспечивает регулятивный надзор, представление общественных интересов и финансовую поддержку.

Во Франции ГЧП широко используется для создания транспортной инфраструктуры. По сравнению с другими странами, Франция имеет давнюю традицию использования ГЧП в качестве метода создания государственной инфраструктуры. Французские ГЧП, как правило, структурированы в виде концессий, при которых субъект частного сектора строит, эксплуатирует и обслуживает инфраструктуру или услуги в течение определенного периода, после чего они передаются обратно государственному сектору.

Современная мировая практика применения ГЧП показывает, что французские предприятия являются одними из лидеров в числе иностранных компаний, которые применяют в своей деятельности инструменты государственно-частного партнерства.

В 2020 году в страновом рассмотрении крупнейшим рынком по стоимости реализованных проектов ГЧП традиционно оставалась Великобритания – 3,4 млрд. евро. По количеству реализованных проектов в 2020 г. на территории Европы лидером является Франция – 8 проектов, однако это практически в два раза меньше по сравнению с показателями до кризиса Covid-19.

На французское законодательство в области ГЧП серьезное влияние оказало право Евросоюза, а именно введение в 2004 г. новой процедуры реализации крупных инфраструктурных проектов, так называемой концепции ЕС о «конкурсном диалоге», которая позволяет участникам конкурса участвовать в выработке оптимального решения, отвечающего требованиям всех заинтересованных сторон — и частного, и публичного партнеров. [5]

Однако французская модель ГЧП в сфере инноваций также имеет проблемы и ограничения. Одной из главных проблем является тенденция к чрезмерной зависимости партнерских отношений от государственного финансирования и контроля, что может ограничить способность частных компаний внедрять инновации и адаптироваться к рыночным условиям.

На сегодняшний день на территории Франции инструменты ГЧП находят своё применение в  таких отраслях, как транспорт, здравоохранение, образование, энергетика и т. д. Ежегодный объём инвестиций в проекты ГЧП составляет более 100 млрд. евро. [6]

По данным Всемирного банка, за период 1990-2021 гг. профинансированы 183 проекта ГЧП с общим объёмом инвестиций на сумму 38,5 млрд. евро, при этом наибольшая доля инвестиций была направлена в транспорт, образование и национальную оборону.

Таблица 1

Отраслевая специфика проектов ГЧП во Франции по стоимости и количеству за период 1990-2020 гг.

Отрасль Совокупная стоимость проектов ГЧП по отраслям Количество проектов по отраслям
млрд. евро доля в совокупном объеме, в %шт. доля в совокупном объеме в %
транспорт21,957%4525%
образование2,77%4022%
национальная оборона1,95%53%

Источник: составлено автором на основе данных World Bank

Необходимо отметить, что Франция по праву считается одной из ведущих стран мира по уровню эффективности реализации инфраструктурных проектов, имея показатели существенно выше средних значений, рассчитанных по совокупности соответствующих данных развитых стран.

Национальные программы финансирования инноваций во Франции

Во-первых, стоит назвать Horizon Europe, которая представляет собой амбициозную рамочную программу ЕС по исследованиям и инновациям на 2021-2027 годы с бюджетом в 95,5 млрд евро. [20] Франция непосредственно участвуют в этом проекте наднационального характера. Всеобъемлющими целями данной программы являются следующие: укрепление научно-технической базы ЕС и Европейского исследовательского пространства (ERA); повышение инновационного потенциала Европы, конкурентоспособности и создания рабочих мест; реализация приоритетов граждан и поддержания социально-экономической модели и ценностей. Особое внимание уделяется Европейскому «зеленому» соглашению, переходу к цифровым технологиям и устойчивому развитию, а также восстановлению после кризиса, вызванного COVID-2019.

Во-вторых, отметим широкомасштабную национальную программу правительства Пятой Республики «Франция 2030» [7], которая является особым проектом, на создание которого выделено 54 млрд евро. Основной целью проекта является создание устойчивой и эффективной модели развития Франции, которая будет основана на инновациях, устойчивости, социальной справедливости и экономическом развитии. Данный проект осуществляется совместно с Французским национальным исследовательским агентством (ANR), Французским агентством экологического перехода (ADEME), Boifrance и Caisse des Dépôts et consignation (CDC). Французское агентство экологического перехода (ADEME) участвует в разработке стратегий по поддержке экологически чистых инноваций и технологий, содействует переходу на низкоуглеродную экономику и эффективное использование ресурсов. В свою очередь, Boifrance, в рамках проекта «Франция 2030», занимается изучением перспектив развития биотехнологий, их внедрения в различные секторы экономики и формирования инновационной инфраструктуры. Caisse des Dépôts et consignation (CDC), государственная инвестиционная компания, также принимает участие в реализации проекта. Она обеспечивает финансирование различных исследований, программ и мероприятий, нацеленных на развитие страны и достижение поставленных целей.

По состоянию на 2023 г., проект достиг большого количества положительных результатов. При поддержке ANR было запущено 17 исследовательских программ в различных секторах, а также 25 исследовательских программ, направленных непосредственно на поддержку целей «Франция 2030». Новые ресурсы в размере около 500 млн евро используются для стимулирования передачи технологий, развития инноваций, стоящих за каждым научным открытием, и гарантирования того, что результаты исследований оправдают ожидания и позволят получить справедливую норму прибыли с учетом вклада в развитие науки и экономики страны. [7]

В-третьих, помимо вышеуказанных проектов необходимо отметить, что, Фонд Жака Ружери своевременно объявил о международном конкурсе архитектуры и инноваций 2023 г. [8] Начиная с 2009 г., Гран-при Фонда Жака Ружери – Академия изящных искусств — предоставляет уникальную возможность предложить инновационные, смелые и революционные проекты, ориентированные на климат, океан и космос. Основываясь на появляющемся прогрессе, этот призыв к творчеству поощряет дальновидное видение и разносторонние навыки в различных областях науки — социологии, климатологии, географии и т. д. перед лицом экологических проблем.  Так, для поддержки индустриализации инновационных проектов было выделено 2,3 миллиарда евро.

В-четвертых, стоит отметить экологический проект под названием «CocoriCO2» [9] при финансовой  поддержке Union Européenne – FEAMP. Это междисциплинарный проект, целью которого является повышение устойчивости и конкурентоспособности всех французских компаний, занимающихся производством моллюсков, с учетом изменений окружающей среды и, в частности, потепления и закисления океанов. Проект занимается наблюдением, анализом, прогнозированием и устранением последствий потепления и закисления воды на разведение моллюсков с учетом физиологии и здоровья видов, качества окружающей среды и последствий для экономики.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что во Франции существует три основных уровня государственного финансирования инноваций: национальный, региональный, европейский, а инновационная политика в ЕС проводится на национальном, региональном и международном уровнях.

В целом, Франция имеет сильную традицию поддержки инноваций за счет государственного финансирования. Так, правительство разработало комплексную экосистему поддержки стартапов, предпринимателей и исследователей, стремящихся продвигать инновации. К тому же во Франции существует основательная нормативно-законодательная база государственной поддержки и развития инноваций, которая непрерывно дополняется и модифицируется в ответ на вызовы развития мировой экономики в условиях финансовой и геополитической нестабильности. [19, c.280]

Так, в феврале 2020 г. Еврокомиссия поставила цель достижения «европейского технологического суверенитета», указав, что для этого необходимо снизить зависимость Евросоюза от других стран в отношении передовых технологий. Поэтому она постепенно ужесточает свою политику по отношению к американским высокотехнологичным компаниям, в первую очередь, к ИТ-корпорациям, о чем прямо заявлено в цифровой стратегии Евросоюза  2020 г. [10]

Таким образом, при существующей многоуровневой системе институционального инвестирования в инновационное развитие, Франция имеет все основания и инструменты для укрепления своего экономического и технологического суверенитета, обеспечивая тем самым и региональную стабильность в ЕС [17, c.110].

В перспективе, по оценкам Института Монтеня, поток ежегодных государственных расходов во Франции на развитие прорывных технологий должен увеличиться на сумму от 200 до 250 млн евро. Из них 1/3 средств должна направляться на компании-стартапы в области передовых технологий, 2/3 – на финансовую поддержку стратегических направлений, тесно связанных с национальным суверенитетом. Так, ежегодные ассигнования на разработки в области искусственного интеллекта (ИИ) должны составить 100 млн. евро, в области наноэлектроники – 25 млн. евро. [11]

Библиографический список

1. Рамочные программы научных исследований и инноваций Европейского сообщества [Электронный ресурс] // HSE. URL: https://fp.hse.ru/frame (дата обращения: 17.11.2023).
2. Уровень расходов на НИОКР [Электронный ресурс] // GT Market. URL: https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure (дата обращения 12.11.2023).
3. Loi de programmation de la recherche pour les années 2021 à 2030. P.: Le ministère de l'Enseignement supérieur, de la recherche et de l'Innovation, 2020. Novembre. URL: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/fr/loi-de-programmation-de-la-recherche-pour-les-annees-2021-2030-49733 (accessed 14.11.2023).
4. Data, analyses and impact studies [Электронный ресурс] // ANR. URL: https://anr.fr/en/funded-projects-and-impact/data-analyses-and-impact-studies/ (accessed 15.11.2023).
5. Захаров, А. Н. Применение опыта государственно-частного партнерства Франции в области ТЭК в решении экономических задач России / А. Н. Захаров, М. С. Овакимян // Мировое и национальное хозяйство. – 2012. – № 3(22). – С. 1.
6. Государственно-частное партнёрство в Евросоюзе: опыт и будущие тренды : монография / И. Ю. Мерзлов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2021. – 336 с.
7. France 2030: one year of action to live better, produce better and understand better. URL: https://investinfrance.fr/wp-content/uploads/2017/08/FR-2030_Dossier_Presse_A4-v07-BAT-EN.pdf
8. Concours d’innovation de l’Etat Dossier de presse Mardi 4 juillet 2023. URL: https://www.gouvernement.fr/sites/default/files/contenu/piece-jointe/2023/07/202300704_dp_laureats_concours_innovation_2022_2023_vdef2.pdf
9. COCORICO2. URL: https://www-iuem.univ-brest.fr/lemar/projets-scientifiques/cocorico2/ (accessed 15.11.2023)
10. Shaping Europe’s digital future, 2020. URL: https://commission.europa.eu/system/files/2020-02/communication-shaping-europes-digital-future-feb2020_en_4.pdf
11. Kirchner A. Quinquennat Macron: le grand décryptage. La politique-industrielle / L’Institut Montaigne. 2021. Août. P. 5, 9. URL: https://www.institutmontaigne.org/ressources/pdfs/publications/politique-industrielle-quinquennat-macron-le-grand-decryptage.pdf (accessed 14.11.2023).
12. ANR agence nationale de la recherche au service de la science [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://anr.fr/fr/ (дата обращения 12.11.2023).
13. Дмитриева, А. Б. Научно-исследовательская система инноваций во Франции / А. Б. Дмитриева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2012. – № 12(71). – С. 29-36.
14. Дмитриева, А. Б. Венчурное инвестирование в экономике Франции в современных условиях : специальность 08.00.14 "Мировая экономика" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Дмитриева Алла Борисовна. – Москва, 2013. – 191 с.
15. Дмитриева, А. Б. Тенденции развития венчурных фондов в Европе / А. Б. Дмитриева // Мировая экономика: вызовы глобального развития : Научное обозрение преподавателей, магистрантов и студентов Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета Российской Федерации 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации посвящается. Том 4. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Эдитус", 2018. – С. 135-142.
16. Секачева, А. Б. Состояние и перспективы социально-экономического развития Франции в условиях глобальной и региональной нестабильности / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 76-86.
17. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7, № 3. – С. 106-118.
18. Секачева, А. Б. Особенности организации и финансирования высокотехнологичных кластеров в сфере биотехнологий во Франции / А. Б. Секачева // Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве : МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополь, 25 ноября 2022 года. – Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2022. – С. 380-383.
19. Секачева, А. Б. Современный уровень развития инновационных технологий ЕС как фактор обеспечения экономической безопасности / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : МАТЕРИАЛЫ XV ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополе, 17 мая 2023 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2023. – С. 279-280.
20. Horizon Europe. URL: https://ec.europa.eu/info/funding-tenders/opportunities/portal/screen/programmes/horizon (accessed 15.11.2023)