Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.11.2024

Цифровая трансформация здравоохранения

Digital transformation of healthcare

Пономарева Ольга Николаевна
Уральский государственный медицинский университет
г. Екатеринбург
Ponomareva Olga Nikolaevna

Ural State Medical University
Yekaterinburg
Аннотация: Цифровизация направлена на повышение доступности и качества медицинского обслуживания. В целом такая трансформация должна обеспечит для пациента быстрое, удобное, качественное и эффективное лечение. Для врача- оптимальные условия реализации профессиональных навыков. Для администрации лечебного учреждения - оперативность и информативность системы управления [10,с.74].Но, как любое мероприятие, цифровизация несет для медицинских работников и медицинских учреждений, как сложности в работе, так и существенное облегчение их деятельности. Цель исследования - выделить положительные и отрицательные факторы цифровизации в российском здравоохранении. Методология – применен метод статистического анализа. Информационную базу исследования составили результаты работы российских ученых и отчеты Минздрава РФ о перспективных и негативных трендах цифровизации в медицине.

Abstract: Digitalization is aimed at improving the accessibility and quality of medical care. In general, such a transformation should provide the patient with fast, convenient, high-quality and effective treatment. For a doctor, these are the optimal conditions for the implementation of professional skills. For the administration of a medical institution - the efficiency and informativeness of the management system [10, p.74].But, like any event, digitalization brings both difficulties in work and significant facilitation of their activities for medical workers and medical institutions. The purpose of the study is to identify the positive and negative factors of digitalization in Russian healthcare. Methodology – the method of statistical analysis is applied. The information base of the study was made up of the results of the work of Russian scientists and reports of the Ministry of Health of the Russian Federation on promising and negative trends of digitalization in medicine.
Ключевые слова: Цифровизация, здравоохранение, проблемы и достижения цифровизации

Keywords: Digitalization, healthcare, challenges and achievements of digitalization


Государственная политика в области цифровизации здравоохранения направлена на сохранение и укрепление здоровья населения и предоставления гарантированной медицинской помощи; соответствующей мировым стандартам. Цифровая трансформация здравоохранения – это  мировой тренд, направленный на решение общегосударственных проблем в системе здравоохранения[4,с.3]. Такая форма оказания медицинской помощи связана с использованием передовых технологий и технических решений для осуществления медицинской деятельности и оказания услуг в сфере здравоохранения и социальной помощи [5, с.20]. В результате цифровизации   врач получает оптимальные условия для реализации профессиональных навыков;  пациент  —  лечение осуществляется быстро, удобно, качественно и эффективно; администрация лечебного учреждения – оперативность и информативность системы управления [10,с.74].

Цифровизация медицины начинается с начала 90-х годов в различных странах Европы,США и Австралии. Например, в Нидерландах в 1991 году была сформирована телемедицинская сеть, которая способствовала взаимодействию врача общей практики и сотрудников аптек. В США Американская Ассоциация Телемедицины функционирует с 1992 года, а первый профильный институт телемедицины начал работать в 1993 году. Аналогично было  и в других странах Европы и Америки. В настоящее время  телемедицина  активно взаимодействует с  искусственным интеллектом и IT- технологиями для того, чтобы осуществлять анализ большого массива данных  с целью повышения качества оказываемой медицинской помощи [4,с.3-11].

Если обратиться к отечественному опыту, то эпоха цифровизации в России начинается с применения телемедицины. Он был осуществлен  в СССР в период начала освоения космоса (60-е годы). Но, следует заметить,  обычны лечебные учреждения такого опыта не имели. Только в начале 2000-х годов в некоторых регионах  России были осуществлены первые опыты практического применения телемедицины, но, отсутствие единого федерального закона существенно  ограничивало ее возможности и тормозило  развитие ее технологий [4,с.14-15].

Активное развитие цифровой медицины связано с Распоряжение № 3980-р от 29.12.2021,в котором Правительство РФ определило стратегию развития  цифровизации в медицине до 2024 г. Стратегия имела два направления. Первое, это создание цифрового контура на основе   Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ), который осуществил систематизацию сведений о медицинских организациях и медработниках; создал базу для электронного документооборота и цифровизации деятельности медучреждения в таких направлениях, как встроенная регистратура, запись пациента, складской учет, медицинский учет, телефония и call-центр[1,12]. В результате внедрения ЕГИСЗ повысилась эффективность  обмена информацией между  государственными медицинскими организациями, а также  реализация электронных услуг в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Единой платформе государственных услуг[7,с.2].  Второе, разработка и внедрение  медицинских платформенных решений федерального уровня направлено на решение проблем медицинских служб различных отраслей экономики в области административно-управленческого, статистического, медико-технологического и информационного характера, а также создания компьютерных сетей единого информационного пространства [12].

Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2024 г. № 959-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения» определяет развитие  цифровизации в медицине до 2030 года. За этот период должны быть достигнуты следующие цели: ускоренный переход сектора здравоохранения на новые управленческие и технологические уровни посредством  полного перехода к  «цифровым двойникам»; достижение российского здравоохранением технологического и программного суверенитета; применение «сквозных» цифровых технологий, в т.ч. искусственного интеллекта (ИИ); стимуляция развития отечественных производителей медицинского оборудования и другое [13].

Проведем анализ результатов цифровизации в медицине. Выделим положительные факторы. Отчет о результатах цифровизации за период 01.03.21 по 30.05.22, утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ 31.05.22, свидетельствует о том, что 90% опрошенных из 22 тыс. чел. медицинского персонала уверены в необходимости  цифровизации, но 73,5 % указали на нестабильность работы системы [9,с.12].

            По состоянию на 1 сентября 2023 г. в системе здравоохранения  функционирует основная информационная инфраструктура, которая включает 1, 024 млн. автоматизированных рабочих мест медицинских работников, подключенных к медицинским информационным системам в субъектах РФ. Общее количество медицинских работников (99, 6%  количества врачей), обеспеченных усиленными квалифицированными электронными подписями,  достигло 522, 8 тыс. человек. Все 100% территориально-выделенных структурных подразделений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов РФ подключены к защищенной сети передачи данных; 98, 56 %  из них подключены к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации; 91, 62 %  из них медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам и обеспечивают информационное взаимодействие с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (далее — единая система); 70, 37% записей на прием к врачу по совершено гражданами дистанционно; 66, 7% граждан (пользователи федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг) пользуются электронными медицинскими документами; 22, 95 млн. граждан воспользовались услугами (сервисами) в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на едином портале [13].

Согласно доклада  «Об итогах работы Минздрава России за 2023 год» более 1.1 млрд. электронных медицинских документов зарегистрировано в РЭМД ЕГИСЗ; 38 млн. электронных медицинских документов скачали граждане на портале Госуслуг; более 1 млн. создано и обновлено рабочих мест медработников [2,с.14].  В направлении «цифровые двойники медицинских работников и медорганизаций» участвуют 18 млн. мед и фармработников [2,с.15]. В результате осуществленных цифровых мероприятий удовлетворенность населения медицинской помощью составил 2022г. (декабрь) по плану было предусмотрено -38,3%,факт — 42,%; аналогично в 2023г. по плану-48,9%,фактический показатель составил -52,2%,т.е. прирост 8,8%. В 2024 г. запланировано 51,6%, фактически предполагают получить 56,6%[2,с.20].

В целях перехода системы здравоохранения на цифровой  документооборот Министерством здравоохранения РФ осуществляется разработка структурированных электронных медицинских документов, которые обеспечивают не менее 80% потребности медицинских организаций. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации до 1 сентября 2024 г. осуществляются переход на выдачу личных медицинских книжек в форме электронного документа и электронное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой сведений санитарно-эпидемиологического характера[13].

            Следует обратить внимание на исследования Островик М.О., Кавешникова А.В. и Серебряковой В.Н., которые провели исследования среди студенческой молодежи и выявили корреляцию между информированностью о  цифровой медицине, готовностью к использованию технологий цифровой медицины и профилем обучения студента. Наиболее информированными являются студенты, получающие медицинское образование, которые проявили готовность к использованию ее возможностей в профессиональной деятельности [8,с.148]. Последнее  свидетельствует о желании студентов, а в будущем молодых врачей, использовать эти возможности в своей профессиональной деятельности. В дальнейшем это позволит  решить проблему цифровой грамотности медперсонала.

 С другой стороны, не следует забывать о способности цифровизации стимулирования отечественных производителей медтехники,что особенно актуально в условиях импортозамещения, а также  снижает угрозы для здоровья человека за счет предварительной диагностики и мониторинга состояния здоровья.

Нельзя не отметить другой положительный тренд. Сегодня в России достаточно активно в той или иной мере используют инструменты цифровой медицины такие, как электронные медкарты; Big Data;  мобильные устройства для контроля здоровья, телемедицина; различные приложения для смарт-часов, компьютера и телефона; системы облачной безопасности; нейросеть (например, поиск патологий на ренгеновских снимках); Digital-модель, обеспечивающая точную лекарственную терапию пациента; специальные программы по торговле и учету лекарственных препаратов, медприборов и т.п.;  электронный документооборот в деятельность врача и медорганизации; создание системы маршрутизации пациента;  формирование портала для врачей и пациентов, который  содержит информацию о назначенных лекарствах, анализах, процедурах, диагнозах; сервисы онлайн — записи на прием; личный кабинет пациента; голосовые медицинские помощники.

При наблюдении за больными, имеющим хронические заболевания,  цифровые биомаркеры обеспечивают  непрерывный мониторинг состояния здоровья  в режиме реального времени, например, «Диакомпаньон» — мобильное приложение для ведения беременности при сахарном диабете; ментальный наставник HD содержит инструменты для решения проблем бессонницей; приложение «Femili»  — календарь беременности для будущих мам; приложение «Здоровье.ру» предназначено для сопровождения пациентов с хроническим заболеванием. Особо следует отметить  платформу IBM «Watson Health» и российскую  разработку «TeleMD»  для диагностики онкозаболеваний, робота-хирурга «Da Vinci» американской компании «Intuitive», УЗИ — диагностику беременности с искусственным интеллектом «ScaNav», которая  призвана предоставлять врачу дополнительные сведения в режиме реального времени (например, тестирование плода на патологию) и другие[5,с.13].

Несмотря на достигнутые результаты, нельзя не выделить негативные моменты цифровизации. К минусам телемедицины можно отнести то, что 51% врачей негативно относятся к вмешательству интернет — источников в систему взаимодействия «врач-пациент» по причине того, что отсутствие специального образования не позволяет пациенту отличить достоверную информацию от недостоверной. Но,61% врачей готовы к применению телемедицинских технологий «врач-врач» и «врач-пациент»[14,с.109].

Галицкая  В.А. и Мещерякова Н.А. провели исследования о результатах внедрения Единого цифрового  контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ (на примере, Томской области). В результате выявлен  «цифровой парадокс», который заключается в том, что врачи ведут бумажную документацию параллельно с дублированием этого же документа в электронном виде [4,с.179,184]. Это увеличивает затраты времени медперсонала и свидетельствует о морально устаревшем оборудовании персонального места врача [4,с.186] и низкой компьютерной грамотность некоторой части медицинских работников. Другой негативный момент — это наличие разных подходов к электронному документообороту в государственных и частных медучреждениях. Если первые обязаны его вести, то вторые осуществляют  по своему желанию. Все это дополнительно утяжеляет функционирование информационных систем [3,с.186].

Следует обратить внимание на то, что цифровизация медицины влечет за собой увеличение количества несанкционированных доступов к персональным данным пациентов, врача (медперсонала) и медицинской организации в целом. Следует отметить наличие (и возникновение в дальнейшем более продвинутых) вредоносных программ, что влечет за собой необходимость привлечения медицинскими организациями дополнительных человеческих, материально-технических и финансовых ресурсов на обеспечение и поддержание условий по защите такой информации.

Нельзя оставить без внимания результаты опроса 22 000 медработников государственных и частных медицинских организаций, приведенных в Отчете по результатам цифровизации за период 01.03.21 по 30.05.22.В результате были выявлены следующие причины(автором выделены те, которые по его мнению, актуальны сегодня): необходимость дублирования информации на бумажном носителе [9,с.12];-повышение нагрузки на медперсонал по причине работы с несколькими системами и большим объемов ввода данных ручным способом [9,с.8];сложная процедура формирования базовой и территориальных программ обязательного медстрахования [9,с.8];отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия, а также отсутствие структурированных электронных документов [9,с.8]; данные в информационных системах плохо стандартизованы, несопоставимы, и, как следствие, низкая оперативность информационного обмена между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями.

Если обратиться к опыту использования «Персональные медицинские помощники», то здесь следует отметить низкую скорость внедрения таких инструментов контроля, а также несовершенство программного обеспечения при обработке данных, полученных с этих устройств. Активному внедрению таких аппаратов препятствует  сам медперсонал, который получает  дополнительную нагрузку, связанную с обучением пациентов и отслеживанием сохранности устройства.

По причине того, что в свое время было закуплено большое количество медоборудования иностранных производителей (в основном европейские и производства США), то сейчас мы сталкиваемся с проблемой комплектующих и программного обеспечения. Поэтому сегодня перед отечественными производителями медоборудования и поставщиками информационно-коммуникационных технологий для сферы здравоохранения стоит задача по заполнению этого пробела.

Нельзя обойти внимаем проблему, связанную с формированием и хранением медицинской информации. Данные с различных этапов оказания медицинской помощи могут быть разрозненными и недоступными, что влияет на низкий уровень оказания медицинской помощи. С другой стороны, пациенты не могут передавать медицинские данные с носимых устройств в реальном времени, что влияет на своевременное реагирование медперсонала. Вследствие этого уровень доверия индивида к такой системе предоставления медпомощи снижается. Помимо этого существуют проблемы по защите персональных данных пациентов, т.к. такая информация порой может влиять на его карьеру или позволяет манипулировать человеком.

Подводя итог выше сказанному, можно сказать следующее. Цифровая медицина обладает большим потенциалом для доступной и качественной медицины. Новые тенденции, связанные с трансформацией российской системы здравоохранения на основе цифровизации имеют, как положительные, так и отрицательные стороны. Но, не смотря на возникшие проблемы, цифровые технологии активно проникают в российское здравоохранение, что радикально меняет  взаимодействие между медицинскими организациями, медперсоналом и пациентами, открывая новые возможности для них всех. Цифровая медицина стала осознанной и востребованной составляющей ежедневного труда врача. Врач в ней видит помощника, который предоставляет возможности при общении с пациентами и коллегами и предоставляет определенные перспективы развития здравоохранения [14,с.110].

Библиографический список

1. Альпаков Н.Г. Цифровизация медицины в 2022: тренды и практическое применение. Автоматизация медицинского центра-2022 URL:http 1cbit.ru (дата обращения: 31.10.2024)
2. Министерство здравоохранения РФ Доклад «Об итогах работы Минздрава России за 2023 год», 39С. URL:https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/065/578/original/Доклад_коммитет_110324_v01.pdf (дата обращения: 17.10.2024)
3.Галицкая В.А., Мещерякова Н.Н. «Цифровые парадоксы» в системе здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления.2022.№4.С.176-196 URL: https://vgmu.hse.ru/data/2022/12/19/1719060102/Галицкая%20,%20Мещерякова%204-2022.pdf (дата обращения: 17.10.2024)
4. Демина А.Е. Эволюция цифровой медицины. Мировой и отечественный опыт//Вестник Московского университета. Серия 21.Управление (государством и обществом).2023.Том 20.№2,с.3-36
5. Карция А.А. Информационно-правовое обеспечение цифровой системы экосистемы здравоохранения // Правовая информатика. 2021.№1.С.13-23 URL:https:// cyberleninka.ru/ article/n/informatsionno-pravovoe-obespechenie-tsifrovoy-ekosistemy- zdravoohraneniya/viewer (дата обращения: 05.08.2024)
6. Морозова Ю.А. Цифровая трансформация российского здравоохранения как фактор развития отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции.2020.№2.С.36-47
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-rossiyskogo-zdravoohraneniya-kak-faktor-razvitiya-otrasli/viewer (дата обращения: 27.08.2024)
7. Олюнин И.С., Белякова Г.Я. Цифровизация медицины РФ в 2022-2025 годах: тренды и вызовы //E-Scio.2022.С.1-4 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-meditsiny-rf-v-2022-2025-godah-trendy-i-vyzovy/viewer (дата обращения:25.07.2024)
8. Островик М.О., Кавешников А.В., Серебрякова В.Н. Информированность и отношение студенческой молодежи к цифровой медицине // Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины.2020.№35(3).С.141-150 URL:https://1053-4877-1-SM.pdf (дата обращения: 20.07.2024)
9. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ современного состояния информатизации здравоохранения в условиях концепции создания единого цифрового контура в здравоохранении». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 31 мая 2022 года,45С. URL: https://clck.ru/34MpkX (дата обращения: 20.12.2023)
10.Павлов В.Н., Ханов А.М., Тюрганов А.Г. Цифровая медицина: ожидание и перспективы // Общественное здоровье.2022.Том 2.№2,с.73-77
11. Предложения по развитию (реформы) российской системы здравоохранения до 2024 г. и на период до 2030 г. Подготовлено экспертным и профессиональным медицинским сообществом РФ. Проект от 10.10.2020, 39С. URL: https://www.vshouz.ru/orgzdrav2020/Reforma_ohrany_zdorovya.pdf (дата обращения: 25.07.2023)
12.Распоряжение Правительства РФ № 3980-р от 29.12.2021 г. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236631/ (дата обращения:25.07.2023)
13.Распоряжение Правительства РФ №959-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения»(утверждает стратегия до2030). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408813257/ (дата обращения: 20.10.2024)
14.Романова Т.Е., Абаева О.П., Романов С.В., Родина А.А. Оценка готовности врача многопрофильного стационара к применению цифровых технологий в практической деятельности//ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ.2022.Том8.№3,с.105-.. URL: https://blok_NMO_ORGZDRAV_3_2022_pravka (дата обращения: 20.10.2024)