Abstract: In this article we will look at the main problems faced by self-employed citizens in Russia with taxation. We will analyze the difficulties that arise in determining income and paying taxes, as well as consider measures that can be taken to simplify this process. In addition, we will discuss possible changes in the legislation on taxation of self-employed citizens and determine the prospects for the development of this form of employment in Russia.
Keywords: self-employment, solvency, tax regulation, taxation, tax rates, budget tax revenues.
Введение
В последние годы самозанятость стала популярной формой работы для многих граждан России. Это связано с развитием цифровой экономики и возможностью заработка в интернете. Однако, несмотря на все преимущества этой формы занятости, самозанятые граждане сталкиваются с рядом проблем, особенно в области налогообложения.
Одна из ключевых проблем – сложности с уплатой налогов. В отличие от официально трудоустроенных работников, самозанятые граждане не имеют постоянного дохода и часто сталкиваются с непредсказуемостью в своей работе. В таких условиях определение и уплата налогов может оказаться сложной задачей. Кроме того, разные ставки налогов для самозанятых лиц в России создают дополнительные препятствия для развития этой формы занятости. Необходимость уплаты больших сумм налогов может оттолкнуть многих желающих начать работать как самозанятым. Кроме того, некоторые предприниматели предпочитают скрывать свой доход и не платить налоги, что приводит к недостаточному поступлению средств в государственный бюджет. В такой ситуации становится важным разработка и внедрение удобной системы налогообложения самозанятых граждан, которая будет способствовать их легализации и формированию честной конкуренции на рынке труда.
В научных исследованиях, связанных с налогообложением самозанятых граждан в России рассматриваются различные аспекты совершенствования налогового законодательства данной сферы. Вопросы налогообложения самозанятых граждан были рассмотрены Н. И. Малис [1], Н. А. Коробковой, Д. Р. Амировой, М. А. Курдовым М.А. [2], А. И. Мастеровым [3], М. О. Климовой М. О. [4] и др.
Целью статьи является анализ основных проблем и факторов, способствующих сокрытию доходов самозанятых граждан от налогообложения.
Методы исследования.
Исследование предполагает применение метода анализа, синтеза, обобщения. Анализ произведен как на основе текстов законодательного массива, так и на базисе современных публикаций по рассматриваемой проблеме.
Результаты исследования.
Налогообложение самозанятых граждан — это актуальная и сложная проблема в современной российской экономике. Самозанятые граждане, также известные как фрилансеры или индивидуальные предприниматели, занимаются различными видами деятельности без оформления официального трудового договора. Этот сегмент экономики набирает все большую популярность, однако правовое и налоговое регулирование этой сферы все еще не до конца отработаны.
По данным ФНС количество самозанятых граждан в России неуклонно растет (табл. 1).
Таблица 1
Количество самозанятых граждан, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД)*
Количество самозанятых | 2020 | 2021 | 2022 | 31.07.2023 |
Российская Федерация – всего человек в том числе: | 1 603 638 | 3 862 114 | 6 561 475 | 8 069 412 |
Физические лица | 1 458 792 | 3 636 753 | 6 223 063 | 7 662 437 |
Индивидуальные предприниматели | 144 846 | 225 361 | 338 412 | 406 975 |
*Составлено автором по: [5]
Представленные в таблице 1 показывают, что количество самозанятых граждан, которые зафиксировали свой статус и применяют специальный налоговый режим НПД ежегодно увеличивается. Темп прироста самозанятых в 2022г. по сравнению с 2020г. увеличился на 309,2%. В свою очередь за полугодие 2023г. по сравнению с 2022г. темп прироста составил 23%. Основную долю в структуре самозанятых занимают физические лица, темп прироста в 2022г. по сравнению с 2020г. составил 326,6%, в первом полугодии 2023г. тенденция увеличения сохраняется.
Несмотря на то, что в настоящее время на сайте ФНС России для налогоплательщиков налога на профессиональный доход создано мобильное приложение «Мой налог», которое значительно упрощает процедуру регистрации самозанятого гражданина и позволяет обеспечивать удаленный доступ взаимодействие между самозанятыми и налоговым органом, максимально облегчают работу самозанятых по учету доходов, формированию и отправки клиенту чеков, расчету налога, но как показывает практика, что проблемы остались. Некоторые граждане в силу своей финансовой неграмотности испытывают трудности.
Одной из основных проблем налогообложения самозанятых граждан является сложность определения статуса фрилансера. В отличие от традиционных работников, у которых есть официальное место работы и работодатель, самозанятые граждане часто выполняют заказы для различных клиентов без заключения долгосрочных контрактов. Из-за этой особенности определить, кто является самозанятым гражданином, а кто — просто временным наемным работником, становится сложно как для налоговых органов, так и для самозанятых граждан.
Кроме того, на практике у работодателей могут возникнуть проблемы при сотрудничестве с самозанятыми, поскольку ФНС обращают пристальное внимание на систему структуру взаимоотношений работодателя и самозанятым: носят ли они систематический характер, как оформлены. При нарушение законодательных норм по сотрудничеству с самозанятыми у бизнеса возникают существенные риски. В свою очередь если самозанятый гражданин попытается скрыть (занизить) доход, то первоначально ему грозит штраф от 20% от суммы расчета, а повторное нарушение в течение полугодия – 100%.
Анализ существующего законодательства и его проблемы в отношении налогообложения самозанятых граждан в России представляют значительные вызовы для данной категории налогоплательщиков.
Высокий размер налоговой ставки является одной из основных проблем самозанятых граждан. Законодательством установлен единый налог в размере 4% от дохода, но он не всегда соответствует фактическим доходам, полученным самозанятыми лицами. Более того, отсутствие возможности списания расходов ограничивает возможности минимизации налоговой нагрузки и создает дополнительные трудности для предпринимателей.
Другая проблема связана с неопределенностью в отношении правил налогообложения. Недостаточная ясность и однозначность нормативных актов приводит к неопределенности и различным трактовкам со стороны налоговых органов.
Проблемы налогообложения самозанятых граждан в России имеют значительное влияние на экономику и социальную сферу страны. Один из основных негативных аспектов состоит в утрате доходов для государственного бюджета. В условиях низкого уровня платежеспособности большинства самозанятых граждан, потенциальные налоги остаются неуплаченными, что приводит к дополнительному давлению на бюджетные ресурсы.
Кроме того, проблемы налогообложения самозанятых граждан оказывают отрицательное влияние на социальную сферу страны. Невозможность контролировать доходы и выплаты самозанятых лиц создает несправедливую конкуренцию среди предпринимателей, которые исправно уплачивают все необходимые налоги и отчисления.
Также следует обратить внимание на то, что отсутствие четких правил и механизмов для определения статуса самозанятых лиц может привести к злоупотреблениям и коррупции. Без контроля со стороны государства, самозанятые граждане могут уклоняться от налогообложения и использовать свой статус для получения незаконных выгод.
Сравнение международных практик налогообложения самозанятых граждан и их применимость в России является важным аспектом изучения проблемы налогообложения данной категории населения. В различных странах существуют разные подходы к этому вопросу, что может служить полезным опытом для России.
«Отличительная особенность испанского опыта состоит в том, что занятые на платформах признаны работниками по трудовому законодательству. Что касается уплаты налогов, то независимо от статуса (работник, самозанятый или предприниматель с ограниченной ответственностью) лицо платит подоходный налог от 19 до 47 % в зависимости от дохода. То есть в Испании не разделяется система налогообложения в зависимости от статуса (как в России специальный режим для ИП и плательщиков НПД), однако для самозанятых существуют налоговые льготы: если самозанятый работает первый год, то платит до 7 % налога на доход, если работает второй и третий год – 15 %. При этом самозанятые вправе вычитать из налогооблагаемой базы все расходы, связанные с деятельностью (в России подобной возможности вычесть расходы для плательщиков НПД не существует). Для занятых, признанных работниками, платформа выступает в качестве налогового агента» [6, с. 48].
Например, в некоторых странах самозанятые граждане обязаны регистрироваться и получать специальные лицензии для осуществления своей деятельности. Это позволяет контролировать количество самозанятых лиц и эффективно управлять процессом налогообложения. При этом ставки налогов для самозанятых могут быть более выгодными по сравнению с другими видами предпринимательства.
В других странах применяются более гибкие системы налогообложения, которые основываются на объеме доходов самозанятых граждан или используют фиксированный процент от полученных доходов. Такие подходы способствуют упрощению процедур по уплате налогов и могут стимулировать развитие самозанятости.
Однако, необходимо учитывать особенности российской экономики и налоговой системы при анализе международного опыта.
Выводы.
Для решения проблем налогообложения самозанятых граждан в России необходимо предложить и внедрить определенные меры.
Во-первых, нужно пересмотреть ставки налога для самозанятых лиц. В настоящее время они составляют 4%, что может быть неподъемным бременем для большинства предпринимателей. Снижение этих ставок до разумного уровня стимулирует развитие предпринимательства и повышает вероятность декларирования доходов.
Во-вторых, необходимо создать условия для повышения финансовой грамотности самозанятых граждан. Проведение специальных образовательных программ поможет им осознать важность платежеспособности и своевременного уплаты налогов. Кроме того, можно проводить консультации по вопросам бухгалтерии и налогообложения для самозанятых лиц.
Важным шагом к улучшению налогообложения самозанятых граждан является разработка и внедрение эффективных механизмов контроля за исполнением налоговых обязательств.
Библиографический список
1. Малис Н.И. Новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений // Налоги и финансы. – 2017 – № 4. – С. 40-45.2. Коробкова Н.А., Амирова Д.Р., Курдова М.А. Современное состояние и перспективы развития налогообложения самозанятых в России // Вестник Евразийской науки. – 2020 № 2. – URL: https://esj.today/PDF/62ECVN220.pdf.
3. Мастеров А.И. Проблемы налогообложения самозанятых граждан в России и пути их решения // Финансы и кредит. – 2018. – т.24 (вып.29). – С. 1781-1798.
4. Климова М. О. Налоговое регулирование деятельности самозанятых физических лиц в России и зарубежных странах // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2013. – № 5. С. 6.
5. Официальный сайт ФНС России. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. – URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 25.08.2023).
6. Гирич М. Г., Ивановичева К. В., Левашенко А. Д. Налогообложение доходов и социальное страхование занятых на онлайн-платформах: сравнение опыта России и других стран // Финансовый журнал. – 2022. – Т. 14. – № 3. – С. 44–60.