Abstract: The article deals with the peculiarities of the development of state support for the export activities of small and medium-sized businesses in the context of world and Russian practice. State support for exports is an important direction of the country's policy in foreign economic activity. The author analyzes the economic and legal aspects of the functioning of small and medium-sized businesses, as well as the prerequisites for the formation and development of state programs aimed at improving the effectiveness of export activities in the field of small and medium-sized businesses.
Keywords: small and medium-sized enterprises, state support for small and medium-sized enterprises, foreign economic activity, export activity.
Введение
Основными факторами, которые определяют, насколько национальная экономика конкурентоспособна, являются ее вовлеченность в мировые хозяйственные связи и роль на международном рынке. Кроме того, для улучшения экономической ситуации в стране, необходимо развивать экспортный сектор за счет усиления роли национальных экспортеров на зарубежных рынках.
Стоит отметить, что в условиях постоянных кризисов мировой экономики общий платежеспособный спрос падает, конкурентная борьба обостряется, что также приводит к повышенному вниманию государств к экспортной деятельности отечественных компаний. Усиливается поддержка национальных экспортеров для укрепления их позиций на мировом рынке. Данные меры необходимы для предотвращения спада производства, а также для сохранения и дальнейшего развития реального сектора экономики. Развитие экспортного потенциала отраслей национальной экономики способствует технологическому и экономическому развитию страны. Более того, это приводит к повышению уровня социально-экономического развития государства за счет увеличения объема налоговых поступлений. Таким образом, государственная поддержка малых и средних предприятий является основой в развитии экономики любого государства. Проведение неэффективной политики по поддержке внешнеэкономической деятельности приводит к сложностям в налоговой и валютной сфере, а также в привлечении инвестиций в экспортной отрасли. Особенно государственные программы поддержки экспортной деятельности важны для малых и средних бизнес-единиц, которые осваивают внешний рынок.
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, а также методы формально-логические, моделирования, перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному.
Экономико-правовые аспекты функционирования предприятий малого и среднего бизнеса
Предприятия малого и среднего бизнеса играют важную роль в современных международных экономических отношениях, поскольку они в большей степени определяют темпы экономического роста страны, показатели валового национального продукта, который представляет собой конечную стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных отечественными субъектами на территории государства и за его пределами.
В соответствии с положениями Европейской комиссии введены критерии отнесения бизнес-единиц к сфере малого и среднего предпринимательства:
— количество сотрудников;
— годовой доход предприятия;
— независимость финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, первоначальным показателем является численность сотрудников в компании. В разных странах данный критерий различается. В соответствии с нормативным актом в Российской Федерации [1] определен количественный критерий для малого и среднего предпринимательства – количество сотрудников в компании (табл.).
Таблица 1
Определение малого и среднего предприятия в различных странах в зависимости от численности сотрудников
Страна | Количество сотрудников | ||
Микропредприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие | |
Россия | 15 | 100 | 250 |
Европейский Союз | 10 | 100 | 250 |
США | 5 | 1500 | 1500 |
Китай | 5 | 300 | 1000 |
Источник: данные Аналитического центра МСП Банк. По данным Аналитического центра МСП Банк [2]
Организация международного сотрудничества и развития определяет, что к микро-компаниям относятся те, численность сотрудников в которых составляет до 20 человек. К малым компаниям – до 100 человек. К средним — до 500, а также к крупным более 500 человек.
Необходимо отметить, что сложившийся подход к определению малых и средних предприятий имеет свои недостатки.
Во-первых, необходимо учитывать отраслевую специфику компании и объективность установленных предельных ее критериев. Во-вторых, важно понимать, что количество занятых на предприятии работников является весьма спорным, поскольку активное развитие современных технологий направлено на уменьшение количества привлеченных трудовых ресурсов.
Формирования малых и средних бизнес-единиц происходило в течение длительного времени. Принято выделять три основных этапа, каждый из которых занимает от 45 до 60 лет, в соответствии с циклами Николая Кондратьева [3].
Первый этап обозначился в 1873 году и продлился до 1930 года. В данный период наблюдалась конкуренция между монополиями и предприятиями малого и среднего бизнеса.
Второй этап продлился с 1930 по 1975 годы. Данный этап развития характеризуется периодом научно-технической революции. Расширялись категории продукции, начался процесс компьютеризации, а также в практической деятельности предприятий стали использоваться лизинговые операции. Данные процессы поспособствовали тому, что малые и средние компании начали активно развиваться. Они стали ключевыми акторами в новейших сферах деятельности реальной экономики, таких как биотехнологии, альтернативные источники энергии и других направлениях.
Современный этап формирования малого и среднего предпринимательства начался в 1975 году и продолжается по настоящее время. Активно расширяется область предпринимательства малых и средних компаний, возрастает их юридическая и экономическая стабильность.
В 2019 году Всемирный альянс компаний малых и средних предприятий (The Global Alliance of SMEs) опубликовал данные, которые свидетельствовали о том, что МСП в Соединенных Штатах Америки определяют почти 40% валового продукта страны. Также они обеспечивают занятость для более половины активного населения. Таким образом, предприятия малого и среднего бизнеса позволяют внедрять и использовать больше инноваций, чем крупные предприятия [4].
Особенности экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в международном бизнесе
Важное значение в деятельности малого и среднего предпринимательства занимает их экспортная направленность. Согласно отчётам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта в развитых странах составляет 25-30% [5].
Необходимо отметить основные факторы конкурентоспособности малых и средних бизнес-единиц:
— высокая эффективность управления финансово-хозяйственной деятельностью;
— низкие общехозяйственные и управленческие издержки;
— гибкость изменения сферы деятельности.
Характерной чертой развития международной экономики на современном этапе является выход малых и средних компаний на внешний рынок. Ранее предприятия направляли свою деятельность на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, на сегодняшний день, они стремятся выйти на зарубежный рынок, однако степень экспортной ориентированности компаний зависит государственной внешнеэкономической политики.
Международная деятельность малых и средних компаний оказывает влияние на долгосрочное экономическое развитие государства, устойчивость его экономики, а также повышает конкурентоспособность отечественной производственной сферы.
Малые и средние бизнес-единицы являются значимыми в реальном секторе экономики как в развитых, так и в развивающихся странах. Они способствуют экономическому развитию страны, обеспечивают население рабочими местами. Необходимо отметить, что у многих предприятий малого и среднего бизнеса есть значительный потенциал, который подразумевает, что их значение в экспортной деятельности со временем будет возрастать.
Представители Организации Объединенных Наций и Всемирной организации интеллектуальной собственности отмечают, что малые и средние бизнес-единицы являются значительной частью экономики стран. Данная категория предприятий является важным источником развития инновационной деятельности, а также способствует развитию всех секторов экономики, рынков и сфер жизни населения [6]. По данным Всемирного Банка, к малым и средним предприятиям относятся компании, численность сотрудников в которых составляет до 300 человек, а общий годовой объем продаж равен не более 15 миллионов долларов США. Проанализировав около 48 000 предприятий в 99 государствах, представители Всемирного Банка пришли к выводу, что к данной категории относятся 68% предприятий. Согласно последним данным Организации Объединенных Наций, на долю малого и среднего предпринимательства приходится около 70% занятости населения по всему миру [7]. Более того, к 2030 году необходимо будет создать более 600 миллионов рабочих мест. Поэтому, поддержка и развитие данных предприятий является приоритетной задачей для большинства правительств стран по всему миру [7].
Мотивационными факторами выхода малых и средних бизнес-единиц на внешний рынок являются:
— ранжирование рисков финансово-хозяйственной деятельности;
— увеличение контрагентов за счет крупных компаний.
Необходимо отметить проблемы, препятствующие выходу малых и средних компаний на внешний рынок. Во-первых, неосведомленность компаний о возможности осуществления внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, недостаток финансовых активов, без которых выход на внешний рынок может быть затруднен или же вовсе невозможен.
Государства большинства стран разрабатывают меры поддержки экспортной деятельности предприятий, которые включают в себя финансовое обеспечение, предоставление информации о внешнем рынке, оказание услуг в области поддержки бизнеса, а также отстаивание интересов национальных компаний на зарубежном рынке при возникновении спорных ситуаций, которые возникают в рамках экспортных контрактов.
В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) действует Генеральное соглашение об официально поддерживаемых экспортных кредитах, которого должны придерживаться все страны-участницы ОЭСР.
ОЭСР вместе с Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством (АТЭС) разработали определенные меры поддержки, направленные на развитие экспортной деятельности предприятий.
Во-первых, они включают в себя финансовую поддержку, которая способствует тому, что малым и средним предприятиям становится проще проводить внешнеторговые операции, привлекая меньше собственных финансовых активов. Так, государство обеспечивает экспортное страхование и гарантирование, предоставляет экспортные кредиты, а также осуществляет прямое финансирование.
Государственные гарантии малым и средним предприятиям представляют собой обязательство со стороны государства перед компанией по предоставлению активов материального или нематериального характера. Данное обязательство является гарантом, что инвестору будут переданы финансовые активы в том случае, если заемщик не выполнит свои обязательства в соответствии с контрактом по оплате имеющейся задолженности.
Такой вид финансовой поддержки наиболее распространен в странах ЕС. Основными участниками данной программы являются малые и средние предприятия, в особенности те, которые только начали осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Во-вторых, существуют инструменты, которые способствуют развитию бизнес-среды малых и средних предприятий. Они предназначены для того, чтобы компании могли преодолеть торговые барьеры на иностранных рынках. К данной категории поддержки относится оптимизация налоговой системы, которая играет важную роль в осуществлении экспортной деятельности предприятий. Существуют случаи, когда компания сталкивается с давлением со стороны монополистов данного рынка, а также дефицитом финансирования. В таком случае правительство предоставляет малым и средним компаниям налоговые льготы, чтобы увеличить приток инвестиций. Более того, малые и средние компании более чувствительны к нехватке финансовых активов или отрицательным финансовым результат. Государства формируют программы поддержки, которые позволят предоставлять налоговые послабления, что также в значительной степени помогает компаниям, только начавшим свою экспортную деятельность.
Например, в Республике Корея государство разработало программу по поддержке малых и средних бизнес-единиц, у которых финансово-хозяйственная деятельность в наибольшей степени зависит от спроса на отечественном рынке. Компаниям оказывается помощь на всех стадиях осуществления экспортной деятельности. Поддержка формируется Торгово-инвестиционным агентством и Корейской международной торговой ассоциацией. Агентство занимается поиском новых возможностей для компаний, а также ведет деятельность в сфере организации различных выставок в стране и за рубежом, где представляется продукция национальных предприятий. На сегодняшний день, на долю малых и средних предприятий в стране приходится 48% общего экспорта, также данная категория компаний обеспечивает 82% занятости населения в Республике [8].
Необходимо отметить важность информационной базы поддержки экспортной деятельности малого и среднего бизнеса, которая является основой для принятия эффективных управленческих решений. Без надлежащей информационной поддержки компании могут столкнуться с трудностями, которые будут препятствовать осуществлению их экспортной деятельности. Бизнес-единицы должны изучать практику ведения бизнеса на зарубежном рынке, существующие на нем потребительские предпочтения, формировать деловые связи с иностранными потребителями.
Заключение
Внешняя торговля является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности страны. Она показывает уровень экономического развития государства и его вовлеченности в мирохозяйственные связи.
Таким образом, для стабильного развития экономики страны, нужно оказывать поддержку экспортной деятельности малых и средних предприятий. Многие государства реализуют различные меры поддержки, а также создают институты, адаптирующие государственные программы к потребностям малых и средних бизнес-единиц.
Библиографический список
1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=lpbe3a2n3k9189321442. Аналитический центр МСП Банк. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledovaniya_i_analitika/ (дата обращения: 15.11.2023).
3. Мясоедов Б. А. Проблемы экономических циклов и длинных волн в трудах и судьбах российских экономистов // Кондратьевские волны. – 2014. – № 3. – С. 343–357.
4. The Global Alliance of SME. Режим доступа: http://www.globalsmes.org/ (дата обращения: 28.10.2023).
5. OECD. – Режим доступа: https://www.oecd.org/general/38464001.pdf/ (дата обращения: 28.10.2023).
6. Программа глобальных премий ВОИС 2023 года для МСП за использование ИС в целях коммерциализации. Режим доступа: https://www.wipo.int/export/sites/www/global-awards/ru/docs/wipo-global-awards-rules.pdf/ (дата обращения: 28.10.2023).
7. Организация Объединенных Наций. Режим доступа: un.org/ru/observances/micro-small-medium-businesses-day/ (дата обращения: 29.10.2023).
8. Ministry of SMEs and Startups of Republic of Korea. Режим доступа: smba.go.kr/site/eng/main.do/ (дата обращения: 27.10.2023).
9. Мировое экономическое положение и перспективы, 2021 // Доклад ООН. Режим доступа: http://www.unic.ru/activity/doklad-oon-mirovoe-ekonomicheskoe-polozhenie-i-perspektivy-2021-predstavlen-v-moskve/ (дата обращения: 15.11.2023).
10. Обзор внешней торговли России // Портал внешнеэкономического информации, и Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/ (дата обращения: 19.10.2023).
11. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/ (дата обращения 23.10.2023).