Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.12.2023

Моделирование механизмов государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономики региона

Modeling mechanisms of state policy in the field of education, scientific, scientific-technical and innovation activities of the regional economy

Благушин Никита Вадимович,
Магистрант, ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»

Blagushin Nikita Vadimovich,
Master's student, FSBEI HE "Baltic State Technical University
"VOENMEH" named after. D.F. Ustinov"
Аннотация: В настоящее время движущий вектор государственной поддержки бизнеса – это развитие инноваций. Так как инновационный бизнес низкоконкурентен, а вероятность взрывного роста и высоких доходов от такого бизнеса в целом выше, чем от традиционного. Развитие инноваций необходимо для формирования результативной бизнес-среды. Успешность функционирования регионов во многом зависит от комплексного решения проблем, обеспечивающих создание соответствующих благоприятных условий среды для инновационного развития. Органы власти заинтересованы в повышении уровня инновационной деятельности, так как это обеспечивает высокий предпринимательский доход на территории региона, что позволяет увеличить его конкурентоспособность на межрегиональном и международном рынках. В статье исследуется содержание региональной инновационной инфраструктуры, этапы инновационного развития экономики региона, предложена компонентная модель государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономики региона.

Abstract: Currently, the driving vector of government support for business is the development of innovation. Since innovative business is low-competitive, and the likelihood of explosive growth and high income from such a business is generally higher than from a traditional one. The development of innovation is necessary to create an effective business environment. The success of the functioning of regions largely depends on the comprehensive solution of problems that ensure the creation of appropriate favorable environmental conditions for innovative development. The authorities are interested in increasing the level of innovation activity, as this provides high entrepreneurial income in the region, which allows it to increase its competitiveness in the interregional and international markets. The article examines the content of the regional innovation infrastructure, the stages of innovative development of the regional economy, and proposes a component model of state policy in the field of education, scientific, scientific-technical and innovative activities of the regional economy.
Ключевые слова: инновации, региональная экономика, комплексное развитие, поддержка бизнеса, инновационная инфраструктура, форсайт модель.

Keywords: innovation, regional economy, integrated development, business support, innovation infrastructure, foresight model.


В регионе необходимо стимулировать блоки наиболее перспективных видов деятельности. К таковым относятся выгодное географическое положение Самарской области в центре России и развитая транспортная инфраструктура.

Моделирование механизмов управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона представляют собой институциональные мероприятия, позволяющие аккумулировать инновационные процессы в рамках единого пространства. По мнению автора, основные этапы инновационного развития экономики региона, должны быть представлены следующим этапизированным алгоритмом.

Первый этап заключается в создании нормативной базы инновационного развития экономики региона. В рамках данного пути предлагается провести реформирование существующей нормативной базы в области инновационного развития территории, функционирующей на региональном уровне [1, с. 24]. Существующая региональная нормативная база инноваций сводится к закреплению постулатов по регулированию вопросов инновационной деятельности, дублированных и формализованных законодательных основ федерального уровня.

Рисунок 1. Этапы инновационного развития экономики региона

Второй этап носит характер микроэкономической основы инновационного развития экономики региона. Прежде всего, данный аспект обуславливает важность двух субъектов-акторов: бизнеса и государства. Бизнес репродуцирует инновации.

Третий этап сконцентрирован на генерации научных инноваций в практику. В соответствии с тем, что в основе инноваций лежат научно-исследовательские разработки, генерация научных идей в практику неизбежна [7, с. 13].

Четвертый этап заключается в формировании информационной прозрачности экономики. Данное мероприятия заключается в постоянном информационном и коммуникационном потоке в области создания инновационных технологий, их развитии и концентрации на инновационных рынков [6, с. 68].

Пятый этап ориентирован на создание регионального института инноваций. Наличие данного института не предполагает появления новых бюрократических процедур, мешающих созданию инноваций.

Пути инновационного развития экономики региона представляют собой некоторые постулаты совершенствования сформированной модели инновационного процесса на уровне субъекта Российской Федерации. Основная роль путей развития сосредоточена в поиске наилучших вариантов конвергенции, существующей региональной инновационной системы с идеальной теоретической моделью. Рассмотрим уровневый алгоритм инновационного развития экономики региона, предложенный автором.

Первый уровень – заключается в поддержании инновационных процессов на региональном уровне. Второй уровень регламентирован созданием пула «критических инноваций». Пул «критических инноваций» подразумевает список инновационных продуктов и процессов, необходимых для поддержания минимального уровня инновационного развития в регионе. Особенность данного пула проявляется в его многозадачности. Во-первых, пул «критических инноваций» позволит выявить уровень регионального инновационного развития [5, с. 35]. Во-вторых, пул «критических инноваций» сформирует инновационный фундамент региональной экономики. В-третьих, пул «критических инноваций» создаст систему оценки технологической составляющей в регионе. Можно сделать вывод, что пул «критических инноваций» является инструментом инновационного развития экономики региона. Внедрение данного пула приведет к усилению инновационного фактора в регионах. Третий уровень определен через конгломерат института «генерации знаний» в регионе. Аспект развития в данном мероприятии проецируется через совершенствование модели регионального института инноваций. Процесс совершенствования трансформирует роль факторов региональной инновационной системы.

Четвертый уровень – наличие рынка региональных инноваций пересекается с пятым уровнем – создание концепта «Инновационное развитие экономики региона». Данный концепт не является стратегией или программой. Концепт предполагает представление территории как определенного объекта [2, с. 14]. В рамках данного осмысления регион выступает инновационной системы, в которой планирование и прогнозирование подчиненно проявлению инновационных процессов. На основе данного концепта возможно пересмотреть существующую систему инновационного развития, исключив компоненты, не определенные в рамках формирования форсайт модели. Постепенность данных процессов отрегулирована смысловой нагрузкой концепта: упорядоченное формирование инновационной системы.

Рисунок 2. Уровни инновационного развития экономики региона

Результативный подход к изучению государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности включает поэтапное исследование цикличности развития инновационных процессов экономики региона, сформированных на основе потоков [5, с. 25]. В рамках данного подхода экономика региона отождествляется с циклом: подъема, роста, снижения, глубокого спада. Каждый из периодов жизненного цикла предполагает проведение соответствующей инновационной политики. В рамках подъема и роста инновационная политика носит развивающий характер. Снижение и глубокий спад экономики региона ознаменовывается поддерживающими мероприятиями, носящими инновационный характер.

В целом можно отметить, что каждый из представленных подходов позволяет рассмотреть управление образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона достаточно под широкой плоскостью. Комплексный подход изучает потребности агентов экономики региона, ресурсный дает представление о наличие ключевых средств инновационного развития, результативный делает упор на цикличность экономических процессов, совокупный регулирует основные дефиниционные компоненты исследуемого явления. Подходы – это внутренняя составляющая государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономики региона. Внешнее проявление данного явления заключается в наличии моделей управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона (таблица 1).

Таблица 1

Ключевые модели государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономики региона

Модели
управления
Характеристики моделей управления
1Внутренних
компетенций
Создание ключевых технологических производств в регионе с концентрацией доходов от деятельности бизнеса внутри региона
2Договорных
отношений
Создание институтов взаимодействия новаторов и органов региональной власти
3Переходящих
ориентаций
Отсечение постиндустриальных основ развития с переходом на цифровое взаимодействие
4Механистического построенияВнедрение инновационных процессов во всех сферах региональной экономики через внедрение механизмов управления
5Жизненной
цикличности
Проработка системы мероприятий по развитию региональной экономики в инновационной системе и состояние внешней среды в рамках периодов жизненного цикла

В целом можно отметить, что совокупное применение моделей управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона позволит эффективно проработать данное направление деятельности. Модель внутренних компетенций сфокусирует структурную проблематику инновационного развития, модель договорных отношений установит взаимосвязи между агентами среды, модель переходящих ориентаций сформирует условия цифровой экономки, модель механистического построения отрегулирует механизмы управления в инновационной сфере, модель жизненной цикличности обоснует и проведет дополнительную оценку секторального инновационного развития экономики региона. При этом, не стоит забывать, что представленные выше модели управления инновационным развития экономики региона являются основными, но не конечными [3, с. 25].

Дифференциация данных моделей заключается в условиях и факторов необходимости их применения. По нашему мнению, в дополнение к представленным выше инструментам управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона необходимо использовать компонентную модель, позволяющую определить ключевые факторы, требующиеся для эффективного внедрения инновационных составляющих.

Компонентная модель управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона представлена на рисунке 4. Компонентная модель управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона разделена на четыре сектора, факторы которых регламентируют определенную часть агентных отношений по формированию эффективной системы инновационного взаимодействия [7, с. 14].

Рисунок 3. Компонентная модель государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономики региона

Условно данные сектора можно разграничить в рамках следующей типологизации: 1 – сектор / агентное состояние /; 2 – сектор / агентное взаимодействие /; 3 – сектор / агентный выбор /; 4 – сектор / агентный результат. В рамах первого сектора определяется агентное состояние инновационного развития экономики региона. Оценке подвергаются такие факторы как самостоятельность принятия решений, максимальное участие в инновационной сфере регионе. Первый сектор носит оценочный характер и необходим для установления текущего состояния агента, его проблематик и предложения путей развития.

Второй сектор компонентной модели исследует коммуникационный уровень агентной среды. В основном данный сектор позволяет установить уровень взаимосвязей между всеми участниками инновационной деятельности, а также отследить (промониторить) последовательность входа на инновационный рынок агентов с наличием барьерной составляющей. Второй сектор компонентной модели коррелирует степень взаимодействия с целью определения конкурентных основ инновационного рынка экономики региона, устранения барьеров, мешающих взаимодействовать в контексте инновационной среды.

Третий сектор компонентной модели дает представление об агентном выборе. Агентный выбор заключается в разнообразии сфер деятельности и установки приоритетных направлений развития со стороны институтов или государственных органов власти. Дифференциация сфер деятельности отражает уровень инновационного развития экономики региона.

Четвертый сектор компонентной модели направлен на определение агентного результата. В рамках данного сектора прописываются компоненты достижимости результата и мероприятия по улучшению инициативности агентов в данных сферах. На основе компонентной модели выстраивается качественное представление об инновационном развитии экономики региона [2, с. 46].

Процесс государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономика региона фокусирует внимание на объекте, субъекте и инновационных процессах. Объект управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона сосредотачивает предпосылки инновационности, регламентируя изменения, поступающие из внешней и внутренней среды. Субъект управления самостоятельно формирует инновационное развитие, выступает агентов, создающим условия для его функционирования.

В рамках основных подходов управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона были выбраны значения, направленные на всестороннее исследование данного вопроса. К основным подходам государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности региона экономики относятся: комплексный подход (изучение потребностей агентов экономики региона), ресурсный подход (представление средств инновационного развития), результативный подход (рассмотрение экономики региона через цикличность процессов), совокупный подход (выделение научной составляющей функционирования экономики региона) [5, с. 24].

Подходы определяют внутреннюю составляющую инновационного развития экономики региона. Внешняя основа данного явления декларируется в контексте моделей. Ключевыми моделями управления образованием, научной, научно-технической и инновационной деятельностью в развитии экономики региона выступают: модель внутренних компетенций, модель договорных отношений, модель переходящих ориентаций, модель механистического построения, модель жизненной цикличности.

Рассмотренные в статье модели в общей совокупности позволяют сформировать целостную картину государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономики региона. При этом, в дополнении к представленным выше инструментам используется компонентная модель. Данная модель позволяет определить ключевые факторы, требующиеся для эффективного внедрения инновационных составляющих в экономику региона. Структурой данной модели выступает секторальная основа, конечной результат которой позволяет провести быструю проработку и получение текущего представления об инновационном развитии экономики региона.

Библиографический список

1. Абилова, Е. В. Информационные технологии в управлении: учебное пособие / Е.В. Абилова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2021. – 134 с.
2. Бутина, А.А. Финансовый анализ организаций, реализующих прикладные проекты, в контенте цифровой экономики: дисс. ... канд. эк. н.: 08.00.12 / А.А. Бутина. – СПб., 2021. – 282 с.
3. Добролюбова, Е.И. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев – М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2019. –114 с.
4. бдрахманова, Г.И. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
5. Крецу С.И. Управление экономикой современных регионов на основе цифровых технологий: функции и механизмы: дисс. ... канд. эк. н.: 08.00.05. – Белгород, 2020. – 162 с.
6. Муковнин, М.А. Информационное обеспечение публичного управления в условиях цифровизации: дисс. ... канд. эк. н.: 08.00.05. – Курск, 2021. – 203 с.
7. Соколова, Ю.И. Компетентностный подход в проектном управлении организацией: дисс. ... канд. эк. н.: 08.00.05. – Курск, 2021. – 249 с.
8. Романенко, А. Ю. Фактор реформ в развитии экономических систем мезоуровня в условиях цифровых трансформаций: дисс. ... канд. эк. н.: 08.00.05. – Симферополь, 2020. – 184 с.