Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 31.01.2024

Формирование организационно-экономического механизма инновационного развития организаций дополнительного профессионального образования

Formation of an organizational and economic mechanism for the innovative development of organizations of additional professional education

Крылова Марина Владимировна
старший преподаватель кафедры торгового дела и маркетинга
Института торговли и сферы услуг
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Krylova Marina Vladimirovna
Senior Lecturer Department of Trade and Marketing
Institute of Trade and Services
Siberian Federal University
Аннотация: Исследование посвящено изучению процесса формирования организационно-экономического механизма инновационного развития организаций дополнительного профессионального образования на основе синтеза процессного и системного подходов, отличающегося от рассмотренных включением в его структуру основных и обеспечивающих процессов. Целью исследования являлось формирование механизма, сущностное содержание элементов которого рассматривается через призму инновационного развития, что способствует разработке и внедрению инноваций в данных организациях. Содержательное изучение элементов организационно-экономического механизма инновационного развития отражает специфику деятельности объекта исследования, что позволит разработать методику оценки уровня инновационного развития организаций сферы дополнительного профессионального образования.

Abstract: The study is devoted to the study of the process of formation of the organizational and economic mechanism of innovative development of organizations of additional professional education based on the synthesis of process and system approaches, which differs from those considered by including the main and supporting processes in its structure. The purpose of the study was to form a mechanism, the essential content of the elements of which is considered through the prism of innovative development, which contributes to the development and implementation of innovations in these organizations. A meaningful study of the elements of the organizational and economic mechanism of innovative development reflects the specifics of the activity of the research object, which will allow us to develop a methodology for assessing the level of innovative development of organizations in the field of additional professional education.
Ключевые слова: Организационно-экономический механизм, инновационное развитие, организация дополнительного профессионального образования, системный поход, процессный подход.

Keywords: оrganizational and economic mechanism, innovative development, organization of additional professional education, systematic approach, process approach.



Подготовка специалистов, отвечающих требованиям рынка труда, инновационного развития экономики, потребностям общества, задачам повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом получила новый импульс для развития, обусловленный изменениями условий предоставления и оказания образовательных услуг, в т.ч. через активный переход на дистанционные образовательные технологии и электронное обучение соответственно запросам нового «цифрового» потребителя. Это определило значительный научный интерес и развитие новых подходов к формированию организационно-экономического механизма инновационного развития организаций сферы дополнительного профессионального образования (ДПО).

Организационно-экономический механизм инновационного развития организации сферы ДПО представляет собой сложную систему элементов, в которой автором на основе изученных источников [1,2,3,4,5,9,10], исходя из процессного и системного подходов выделены структурно основные и обеспечивающие процессы деятельности субъектов данной сферы, направленные на достижение целей и задач в соответствии с миссией с учетом комплексности реализуемых методов, инструментов.

 Дополнительное профессиональное образование способствует повышению профессионального уровня слушателей в соответствии  с главным целевым ориентиром – созданием условий для развития его профессиональных и личностных компетенций, готовности к самореализации в современных инновационных условиях. Основным вектором оказания услуг ДПО выступает формирование образовательного пространства для профессионального и личностного роста, самоопределения, развития навыков мобильного реагирования в связи с постоянно меняющимися требованиями рынка труда и инновационной экономики.

Исходя из изложенного, можно сформулировать миссию организаций дополнительного профессионального образования в контексте инновационного развития, которая является отправной точкой  формирования организационно-экономического механизма инновационного развития, как создание открытой инновационной образовательной среды, способствующей самореализации и развитию ценностно-смысловых аспектов деятельности  слушателей в соответствии с их профессиональными и личными интересами, потребностями,  ориентированной на создание условий для достижения обучающимися профессиональной идентичности, успешности при постоянно меняющихся вызовах времени, направленной на удовлетворение запросов экономики страны и субъектов сферы ДПО.

Целью деятельности организации сферы ДПО  выступает оказание образовательных услуг по развитию и (или) формированию профессиональных и личностных компетенций слушателей для удовлетворения их потребностей исходя из запросов заинтересованных сторон (заказчиков) в соответствии с лицензией на право ведение образовательной деятельности.

Для достижения поставленных целей в рамках организационно-экономического механизма инновационного развития необходима реализация задач:

— формирование условий для оказания образовательных услуг по повышению квалификации и переподготовки слушателей по программам дополнительного профессионального образования, содержание которых соответствует текущим и перспективным требованиям рынка труда, в том числе разработка кастомизированных образовательных программ;

— создание и реализация инновационных образовательных программ, технологий, методик и средств обучения, отвечающих цифровым вызовам экономики [7], направленных на формирование опережающих профессиональных компетенций;

— организация  научно-исследовательской деятельности кадрового потенциала, способствующей их готовности и  способности к инновационному развитию,

— обеспечение финансирования деятельности за счет налаживание продуктивных связей с  заказчиками образовательных услуг ДПО;

— изучение спроса на образовательные услуги ДПО, анализ конкурентной среды, организация мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг ДПО и получение обратной связи;

— формирование кадрового потенциала, готового участвовать в инновационном развитии организации, ведущего активную научно-исследовательскую деятельность.

Претворение в действительность миссии, достижение целей и решение задач происходит в рамках видов деятельности, характерных для организаций ДПО:  образовательной, научно-исследовательской, управленческой, инновационной, финансово-экономической, маркетинговой [3].

В общем виде подходы к инновационному развитию основываются на цикле Деминга PDCA, предполагая планирование, организацию, контроль и действия по улучшению с учетом координации и мотивации.

 Относительно образовательной функции осуществляется планирование, дизайн и редизайн образовательных программ ДПО, их реализация, контроль соответствия требованиям заказчиков, улучшение содержания, технологий и форм реализации образовательных программ, обеспечивающее  инновационное развитие в этом направлении деятельности.

В рамках управленческой функции вырабатывается стратегия и тактика инновационного развития  организации сферы ДПО по основным бизнес-функциям, рациональная организационная структура, осуществляется контроль выполнения ключевых показателей, разрабатываются способы стимулирования кадров.

Инновационная функция должна реализовываться также на основе планирования, организации процессов, мотивации персонала на инновационную траекторию развития, контроля и разработки мероприятий по улучшению достигнутых результатов.

Научно-исследовательская функция, способствующая инновационному развитию, предполагает планирование ключевых показателей по НИР для организаций сферы ДПО, включающих публикационную активность, цитируемость, объемы НИОКР и т.д., обеспечение мероприятий по их достижению, контроль и анализ выполнения плана.

При осуществлении финансово-экономической функции происходит финансовое стратегическое и оперативное бюджетирование затрат на инновационное развитие, поиск источников финансирования, контроль за соблюдением планов, своевременная корректировка бюджета, выявление резервов относительной экономии затрат и разработка мероприятий по их мобилизации.

 Маркетинговая функция обеспечивается стратегическим маркетингом и тактическим, оценкой конкурентной среды, определением инструментов конкурентной борьбы сферы ДПО, контроля эффективности мероприятий по продвижению программ переподготовки и повышения квалификации и выработке новых маркетинговых решений.  Также в условиях финансово-экономической нестабильности растут риски вложений в инновации, в  связи с чем актуальной является предварительная оценка рыночной привлекательности новых дополнительных профессиональных программ, оценка их конкурентоспособности посредством маркетинговых исследований [3].

Поскольку нами ранее выделены два подхода к формированию организационно-экономического механизма инновационного развития организации сферы ДПО, то  традиционная модель, описанная выше, дополняется основными и обеспечивающими процессами.

В рамках основного процесса предоставления образовательных услуг ДПО разработка и внедрение инновации может осуществляться по результатам изучения и анализа требований потребителей к содержанию, качеству дополнительных профессиональных программ, организации процесса их реализации, которые ложатся в основу при проектировании и разработке образовательной услуги ДПО, ее продвижении, реализации, процессе ее предоставления. Основные процессы способствуют преобразованию входа в виде запросов и требований потребителей к содержанию дополнительных профессиональных программ, формату процесса обучения, в выход, отражающий удовлетворенность потребителя результатами и процессом обучения.

Обеспечивающие процессы представлены стратегическим планированием, контролем и анализом, кадровым, финансовым, материально-техническим и программным, учебно-методическим обеспечением с использованием ресурсов: трудовых, финансовых, информационных, материальных и нематериальных ресурсов, знаний.   Реализация основных и обеспечивающих процессов нуждается в соответствующих ресурсах [10],  что способствует функционированию организационно-экономического механизма инновационного развития.

К организационно-экономическим инструментам инновационного развития в функциональном и процессном аспектах можно отнести:

  • локально-нормативные акты, регламентирующие деятельность организации сферы ДПО по основным и обеспечивающим процессам, регулирующие вопросы инновационного развития; новые и актуализированные образовательные программы повышения квалификации и переподготовки, гибкие курсы дополнительных профессиональных программ, направленные на формирование индивидуальной траектории обучения, новые, разработанные самой организацией, или заимствованные инновационные образовательные методики, технологии и средства обучения; диверсификацию услуг, способствующую инновационному развитию организации сферы ДПО: оказание консультационной помощи, сервисное сопровождение слушателей после окончания обучения; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ ДПО, гарантирующая качество и соответствие образовательных услуг актуальным и перспективным требованиям заинтересованных сторон, повышающая ценность образовательных услуг;
  • планирование, контроль и анализ деятельности организации сферы ДПО в контексте инновационного развития. Формирование политики в области качестве с учетом  векторного направления на инновационное развитие, совершенствование  технологического и технического обеспечения, способствующее разработке и внедрению инноваций;
  • разработка кадровой политики, включая мотивационную составляющую, направленную на формирование инновационной готовности и способности научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала, формирование планов повышения квалификации и переподготовки по актуализации компетенций, в том числе цифровых; формирование временных рабочих групп (коллективов) для разработки инновационных решений (программ);
  • стратегическое и текущее планирование научно-исследовательской работы, направленное на разработку инновационных проектов и решений, анализ и контроль выполнения планов;
  • составление финансовых бюджетов в разрезе источников финансирования, с выделением  затрат  на инновационное развитие и финансовым обеспечением их покрытия, разработка ценовой стратегии;
  • разработка маркетинговой стратегии, использование маркетинговых инструментов продвижения образовательных услуг, изучение спроса на образовательные программы повышения квалификации и переподготовки и управление им, изучение потребностей потребителей, оценка их удовлетворенности для своевременного принятия инновационных решений о редизайне или дизайне программ ДПО.

В систематизированном виде модель организационно-экономического механизма инновационного развития организаций ДПО представлена на рисунке 1.

 Субъекты сферы ДПО 
ГосударствоЮридические и физические лицаКонкуренты – организации, оказывающие услуги ДПООбщественно-профессиональные организацииОрганизации, обеспечивающие  деятельность              
 Миссия 
создание открытой инновационной образовательной среды, способствующей самореализации и развитию ценностно-смысловых аспектов деятельности  слушателей в соответствии с их профессиональными и личными интересами, потребностями
 Цель 
оказание образовательных услуг по развитию и (или) формированию профессиональных и личностных компетенций слушателей для удовлетворения их потребностей в интересах всех заинтересованных сторон
 Задачи 
формирование условий для оказания образовательных услуг по повышению квалификации и переподготовки слушателей по программам ДПОсоздание и развитие инновационных образовательных программ, технологий, методик и средств обученияформирование кадрового потенциала, готового участвовать в инновационном развитии организацииактивизация научно-исследовательской деятельностиобеспечение

финансиро-вания деятельности

изучение спроса на ОУ ДПО, организация мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг
 Функции 
Внешние факторыобразовательнаяинновационнаяуправленческаянаучно-исследовательскаяфинансово-экономическаямаркетинговаяВнутренние факторы
Процессы
Основные Обеспечивающие
Анализ требований заинтересованных сторон к организации процесса  и качеству программПроектирование и разработка образовательной услугиПродвижение образовательной услуги ДПОРеализация образовательной услугиАнализ удовлетворенности образовательной услугойАнализ процесса предоставления образовательной услугиСтратегическое планированиеКонтроль и анализКадровое обеспечениеФинансовое обеспечениеМатериально-техническое и программное обеспечениеУчебно-методическое обеспечение
Научно-методологические подходы: исторический (эволюционный), процессный, системный
Методы: Анализ, синтез, матричный, структурный и динамический статистический анализ, интегральный, экспертный, опрос, линейное масштабирование
 Инструменты ИР 
Локально-нормативные акты организаций ДПО.

Новые, актуализированные, кастомизированные, сетевые и др.  образовательные программы ДПО

Планирование инновационного развития организации сферы ДПО. Политика в области качестваРазработка кадровой политики, планов повышения квалификации и переподготовки кадровПланирование НИР, количественно отражающее научную активностьБюджетирование доходов и расходовФормирование маркетинговая стратегии, проведение анкетирования, организация обратной связь с заказчиками и потребителями ОУ
 Методика оценки уровня инновационного развития организации сферы ДПО 
 Образовательная услуга ДПО 

Рисунок 1 – Организационно-экономический механизм инновационного развития организации сферы ДПО

Инновационное развитие сферы ДПО предполагает определенные затраты на продуктовые и процессные инновации, организационные и маркетинговые, финансирование которых в большинстве случаев не возможно только за счет собственных средств, в связи с чем целесообразным является привлечение внешних источников, в качестве которых могут выступать финансовые ресурсы из государственных бюджетов всех уровней управления, юридических лиц, являющихся заказчиками образовательных услуг ДПО.  Вовлечение в оборот сторонних средств возможно посредством участия организаций ДПО в реализации  национальных проектов, кастомизированных, сетевых программ и другое. Национальные проекты «Образование», «Демография», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика» направлены на реализацию задач государства по обеспечению профессиональной компетентности активной части населения, нацеленных на выполнение национальных проектов. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, поэтому для организаций ДПО инновационной точкой роста является дизайн образовательных программ по повышению квалификации.

Кастомизированные программы являются целевыми программами ДПО, разрабатываемыми под потребности конкретных заказчиков. При дизайне кастомизированных образовательных программ ДПО предварительно проводится анализ запросов заказчика, осуществляется изучение стратегии организации, структуры управления, сферы деятельности и т.д., такая программа является уникальной, а соответственно имеет инновационный характер.

Сетевые образовательные программы ДПО разрабатываются участниками сети, где сетевое взаимодействие обеспечивает формирование единого пространства  учебно-методической и практической деятельности, образуя максимально возможный потенциал для повышения квалификации и профессиональной переподготовки обучающихся [8]. Создание сетевых образовательных программ как инновационных продуктов позволяет использовать преимущества участников сети и нивелировать имеющиеся недостатки. В рамках сети предполагается взаимовыгодное сотрудничество для достижения совместных  целей и задач с учетом интересов обучающихся и заказчиков образовательных услуг ДПО по созданию максимально возможных условий совместного использования ресурсов образовательной, маркетинговой, информационной деятельности. Механизм сетевого взаимодействия обуславливает инновационную трансформацию образовательного процесса ДПО и способствует повышению качества образования [6].

В заключении можно сказать, что функционирование организационно-экономического механизма инновационного развития субъектов сферы дополнительного профессионального образования направлено на систематическое внедрение инноваций в соответствии миссией,  стратегией и задачами организации в современных условиях хозяйствования, направленное  для удовлетворения реальных и потенциальных потребностей личности (слушателей), общества, государства.

Сформированный организационно-экономический механизм инновационного развития должен способствовать эффективному использованию инструментов хозяйствующего субъекта, повышению уровня инновационного развития организации сферы ДПО. Исходя из сущностного содержания механизма автором предполагается в дальнейшем  при разработке методики оценки уровня инновационного развития организаций сферы ДПО основаться на сочетании процессного и системного подходов, выделенным в рамках настоящего исследования.

Библиографический список

1. Бабанова, Ю.В Особенности организационно-управленческого механизма инновационного развития предприятия / Ю.В. Бабанова, Ю.Г. Лаврикова // Шумпетеровские чтения. - 2013. – № 1. – С. – 153-157.
2. Быковская, Н. В. Формирование организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития
Н. В. Быковская, О. Б. Соковиков // Прикладные экономические исследования. – 2016. – № 5 (15). – С. 37-42.
3. Волошин, А. В. Концептуальный подход к механизму формирования конкурентоспособности организаций на рынке образовательных услуг высшего образования / А. В. Волошин, Ю. Л. Александров // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9–1. – С. 153–158.
4. Даванков, А. Ю. Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности / А. Ю. Даванков, К. О. Соколов, М. И. Соколова //
Управление в современных системах. – 2020. – № 2 (26). – С. 23-33.
5. Даванков, А. Ю. Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности / А. Ю. Даванков, К. О. Соколов, М. И. Соколова //
Управление в современных системах. – 2020. – № 2 (26). – С. 23-33.
6. Дзигоева, Л. В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления и инновационного развития образования / Л. В. Дзигоева // Вопросы педагогики. – 2018. – № 12. – С. 24-27.
7. Инновационные технологии российского и зарубежного образования : монография / А. Ю. Нагорнова, Т. А. Файн, А. А. Архипова [и др.] ; ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2018. – 653 с.
8. Кострова, С. В. Инновационные подходы к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе / С.В. Кострова
// Социально-экономическое пространство современного мира: технологии прорывов и сохранение традиций : материалы международной мультидисциплинарной научно-практической конференции, Астрахань, 20 марта 2019 г. /под научной редакцией И. В. Кучерук ; Институт мировой экономики и финансов». – Астрахань, 2019. – С. 231-237.
9. Суязов, В. Н. Организационно-экономический механизм инновационного развития предприятия индустрии туризма / В. Н. .Суязов
// Туризм: наука и образование : материалы VI Международного форума : в 2 частях, Московская область, г. о. Химки, 21 апреля 2021 г. / Российская международная академия туризма. – Химки, 2021. – С. 176-184.
10. Терентьева, Т.В. Организационно-экономический механизм инновационного развития университета / Т.В. Терентьева, Н.А. Юрченко // Экономика науки. – 2021. – Т. 7, № 4. – С. 255-264.