Abstract: The article presents an analysis of monetary regulation measures carried out by the Bank of Russia, with an emphasis on the key goal of ensuring price stability, which is manifested in the constant desire to maintain a low and stable level of inflation. The identification of this goal allows the Bank of Russia to create the necessary prerequisites for the effective implementation of the process of reconstruction of the economic system launched in 2022 and its subsequent harmonious development. The analysis was carried out on the basis of available statistics and forecasts, which allowed us to draw conclusions about the effectiveness of the current monetary policy in the current crisis conditions.
Keywords: Bank of Russia, monetary policy, key rate, inflation, transmission mechanism
Денежно-кредитная политика – это разновидность государственной экономической стратегии, которая реализуется Центральным банком России с целью контроля за объемом денег в обороте [1]. Важнейшими задачами Банка России являются защита и обеспечение рубля, что закреплено Конституцией России. Также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится о том, что ключевая задача денежно-кредитной политики Банка России заключается в обеспечении стабильности рубля путем поддержания ценовой устойчивости, что подразумевает стабильно низкий уровень инфляции на уровне 4%. Эта инфляционная цель является постоянной с 2015 года и определяется на основе годового темпа роста потребительских цен на товары и услуги, используемые населением, за последние 12 месяцев. Расчет индекса потребительских цен проводится Росстатом по всей территории России.
Денежно-кредитная политика оказывает воздействие на спрос и уровень инфляции через трансмиссионный механизм. Этот механизм строится на взаимодействии ставок и доходов в ключевых сегментах рынка, и влияние ставок анализируется по различным каналам трансмиссии (процентный, кредитный, валютный, а также канал благосостояния) [2].
Через любой из перечисленных каналов повышение рыночных ставок сдерживает спрос, в то время как их снижение, наоборот, стимулирует его, что при прочих равных условиях, влияет на степень инфляционного давления в экономике.
Стоит отметить, что 2022 год, характеризующийся периодом структурной перестройки экономики, оказал влияния на произошедшие изменения механизма трансмиссии денежно-кредитной политики. Так, произошло замедление активности кредитного канала, связанного с общим снижением готовности банков к риску из-за роста уровня неопределенности. Из-за невозможности проведения операций с ценными бумагами также стал неактивным канал благосостояния. Роль и значимость валютного канала значительно снизилась, в результате чего ключевое влияние на курс рубя стала оказывать внешнеторговая конъюнктура, а не ключевая ставка, как это было ранее [5].
Процентный канал остался единственным полноценно действующим. При этом на рыночные процентные ставки, сберегательную и кредитную активность помимо ключевой ставки, достаточно сильное влияние оказывали различные специфические факторы, например, переоценка рисков, связанных с санкциями. Это потребовало более существенных корректировок ключевой ставки для достижения целей денежно-кредитной политики. В 2022 году отмечен значительный взлет показателей инфляции, обусловленный существенными изменениями внутренней и внешней экономической конъюнктуры, что подтверждается визуальным представлением на рисунке 1. Максимальная процентная ставка (20%) была установлена в марте с целью сдерживания темпов инфляции, вызванных введением санкций, и уменьшения рисков для финансовой стабильности. Затем Банк России начал постепенное снижение ставки до уровня 7,5%, что позволило снизить процентный риск финансового сектора [5].
Рис.1 – Ключевая ставка Банка России и инфляция
Самый высокий уровень инфляции был зафиксирован в апреле (17,83%).
При помощи инструментов денежно-кредитной политики, таких как регулирование процентной ставки, удалось добиться дефляции. Однако на тот момент уровень инфляции оставался почти в три раза выше целевого показателя.
Несмотря на постепенное усиление инфляционного давления, уровень ключевой ставки оставался стабильным и составлял 7,5% годовых в конце 2022 года и в первом полугодии 2022 года. Для данного периода было характерно следующее: компании искали новых поставщиков, рынки сбыта, модернизировали логистику, развивали инвестиционные проекты в сфере импортозамещения и параллельного импорта, в том числе и при поддержке государства, а рост дохода населения и развитие розничного кредитования в свою очередь способствовали оживлению потребительского спроса.
При выше перечисленных обстоятельствах постепенно усиливалось ценовое давление, затрагивая его стабильную составляющую. Так, Банк России предполагал, что к концу 2023 года инфляция превысит 4%, что оказывало влияние на принимаемые решения относительно ключевой ставки с конца 2022 года по середину 2023 года.
К концу 2022 года уровень инфляции опустился до 11,9%, а весной 2023 года снизился ниже отметки 4%. В общем годовом показателе инфляции март-апрель внесли свое влияние с высокими темпами роста цен. С начала мая годовой показатель стал увеличиваться в связи с усилением текущего инфляционного давления и исключением из расчетов низких месячных значений лета-осени 2022 года [4].
К середине 2023 года российская экономика восстановилась до уровней, характерных до возникновения кризиса, и отклонилась в сторону роста, превышая установленную траекторию сбалансированного развития. Растущий спрос превышал возможности расширения предложения, что значительно усилило стойкое инфляционное давление и повлияло на ослабление рубля из-за увеличенного спроса на импорт. Банк России выявил значительное ускорение текущей инфляции, включая ее устойчивые компоненты. Сложившаяся ситуация потребовала оперативных мер со стороны денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к уровню 4% в 2024 году и стабилизации в дальнейшем. В этом контексте Банк России с июля по декабрь повышал ключевую ставку, в общей сложности увеличив ее на 8,5 п.п. до 16,0% годовых [3].
Итак, в 2022 году российская экономика оказалась в сложных условиях, столкнувшись с различными пакетами санкций, ограничениями на расчетно-платежные операции во внешнеторговой деятельности и нарушением обычных логистических цепочек, что привело к прекращению поставок ряда товаров. Эти факторы представляли серьезные вызовы для реального сектора, а также для обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Прогнозы различных организаций и экспертов предполагали значительное сокращение экономики в 2022-2023 годах [7]. В базовом сценарии Банка России, представленном в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024-2025 годов, предполагалось, что спад, начавшийся в 2022 году, будет продолжаться и в 2023 году [5].
Однако меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России, ограничили масштаб сокращения экономики и позволили создать условия для её ускоренного восстановления. Согласно базовому сценарию, темпы роста в последующие годы будут более умеренными, и к концу прогнозного периода российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста.
С целью анализа прогнозных показателей в таблице 1 были выполнены расчеты отношений, в которых темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста реальной заработной платы, а темпы роста реальной заработной платы, в свою очередь, должны превышать темпы роста индекс потребительских цен на конец года.
Таблица 1
Значения темпов прироста показателей
Год | Темп прироста показателя | ||
Производительность труда, % | Реальная заработная плата, % | ИПЦ на конец года, в % к декабрю | |
2022 | -2,4 | -2 | 12,4 |
2023 | -1,3 | 2,6 | 5,5 |
2024 | 2,1 | 2,9 | 4 |
2025 | 2,1 | 2,8 | 4 |
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что даже несмотря на то, что прогнозные показатели за период с 2022 по 2025 год показывают положительную динамику (снижение уровня инфляции, рост реальной заработной платы и производительности труда), одно из ключевых экономических соотношений продолжает оставаться нарушенным: каждый год темп роста индекса потребительских цен превышает темпы роста заработной платы и производительности труда. Это свидетельствует о том, что основной проблемой российской экономики остается инфляция, несмотря на активные меры, предпринимаемые Банком России для ее сдерживания.
Библиографический список
1. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Н. В. Еременко, С. И. Луговской, Е. А. Шевченко [и др.]. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2021. – 96 c.2. Середа А.С. Анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка России на современном этапе / А.С. Середа // Материалы ХII Международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 267.1-267.7
3. Информационно-аналитический комментарий Банка России - декабрь 2023. Денежно-кредитные условия и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://cbr.ru/collection/collection/file/47746/dku_2312-18.pdf (Дата обращения 23.01.2024).
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/139691/on_2023(2024-2025).pdf (Дата обращения 23.01.2024).
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://council.gov.ru/media/files/VpnhRL2A31jEsK1itfzyAW3AXzCGwTXz.pdf (Дата обращения 23.01.2024).
6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405257655/#review (Дата обращения 23.01.2024).
7. Гусманов И.У., Рахматуллина Ю.А., Юнусова Р.Ф. Состояние кредитно-денежной системы России в условиях экономического давления западных стран//ж.Дискуссия. №2 (117). – 2023 – с.120-132