Индекс УДК 339.9
Дата публикации: 01.11.2023

Позиция Европейского союза в мировой экономике и политике в контексте кризиса современной модели глобализации

The position of the European Union in the world economy and politics in the context of the crisis of the modern model of globalization

Секачева Алла Борисовна
Кандидат экономических наук, доцент
Доцент кафедры мировой экономики
Дипломатической Академии МИД России
г. Москва

Sekacheva Alla Borisovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Associate Professor of the World Economy Department
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Аннотация: В данной статье проанализировано современное состояние развития и определено место Европейского союза (ЕС) в мировой экономике и политике с точки зрения его претензий на глобальное лидерство в определенных сегментах рынка. Основанием для анализа послужили документы международной правовой базы, отчеты и доклады авторитетных международных экономических и финансовых организаций, в которых ЕС занимает весомую позицию. Поскольку в настоящее время страны Европейского союза сталкиваются с различного рода рисками – экономическими, политическими, экологическими и другими, то наднациональное правительство интеграционного объединения предпринимает попытки решить возрастающие проблемы с помощью разработки новой законодательной базы, усиления протекционистских мер, а также установления амбициозных планов, например, достижение технологического суверенитета или переход к безуглеродной энергетике к 2050 году. Все это осуществляется с целью обеспечения региональной экономической безопасности и снижения зависимости от основных мировых конкурентов – США, Китая, а также России по вопросу поставки энергоресурсов (программа REPowerEU). Сделаны выводы о том, что в настоящий момент полная успешная реализация запланированных и уже введенных в действие стратегий развития является довольно трудноразрешимом задачей в условиях перехода к полицентричной модели мироустройства.

Abstract: This article analyzes the current state of development and the place of the European Union (EU) in the world economy and politics from the point of view of its claims to global leadership in certain market segments. The analysis was based on documents of the international legal framework, reports of reputable international economic and financial organizations in which the EU occupies a significant position. Since the countries of the European Union are currently facing various kinds of risks – economic, political, environmental and others, the supranational government of the integration association is trying to solve the growing problems by developing a new legislative framework, intensifying of protectionist measures, as well as setting ambitious plans, for example, achieving technological sovereignty or transition to carbon-free energy by 2050, in order to ensure regional economic security and reducing dependence on major global competitors – the USA, China, as well as Russia on the issue of energy supply (REPowerEU program). The author concludes that at the moment the full successful implementation of the planned and already put into effect development strategies is a rather intractable task.
Ключевые слова: Европейский союз (ЕС), глобализация, протекционизм, торговая политика, внешнеэкономическая стратегия.

Keywords: The European Union (EU), globalization, protectionism, trade policy, foreign economic strategy.


Введение

Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), размер мирового ВВП в 2022 году по текущему обменному курсу доллара США составил 101,5 трлн долларов, а это означает, что доля десяти крупнейших экономик мира (из ЕС в них входят Германия и Франция) в производстве составляет более 66%. Если взять 20 крупнейших экономик по этому показателю (из ЕС — Германия, Франция, Испания, Нидерланды), то на их долю приходится около 80% мировой экономики, и тогда на 175 стран мира остается всего 20% мирового ВВП. По данным Международного валютного фонда, мировой ВВП по паритету покупательной способности (ППС) в 2022 г. составил 161,5 трлн долларов, таким образом, доля десяти крупнейших экономик мира составляет около 61%. Если же мы возьмем 20 крупнейших экономик согласно этому показателю, то их доля составит более 75%. Остальные страны мира производят менее 25 % мирового ВВП. [1]

Так, в 2022 году номинальный ВВП ЕС оценен в 17,2 трлн долларов, что составляет примерно одну шестую от объёма мирового ВВП. Основная валюта Евросоюза — евро — является официальной валютой 20 из 27 стран-членов ЕС и второй наиболее торгуемой валютой в мире после доллара США. Однако неконтролируемые глобализационные процессы привели к тому, что экономика Евросоюза, особенно Франции и Германии, стала чрезмерно  интернационализированной. [2]

 

Методологическая основа исследования

В данной статье были использованы общенаучные методы исследования такие, как методы системного анализа, синтеза, метод сравнений и аналогий, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.

 

Внешнеэкономическая политика ЕС условиях санкционного режима

Нарастание кризисных явлений в экономике ЕС заставляет его руководство искать новые формы сохранения прежней системы неэквивалентного торгово-экономического обмена с периферийными странами. Предпочтение начало отдаваться скрытым формам протекционизма (так называемый новый или мягкий протекционизм), в которых под видом новых правил в сфере конкуренции, здравоохранении, безопасности, экологии и других областях происходит установление более жестких условий по доступу других стран, в том числе бывших колоний, на европейские рынки. В связи с этим ЕС в  рамках ВТО выступает за принятие более жестких мер против государственных компаний и субсидий в торговле, является сторонником постепенной отмены льготного и дифференцированного режима для развивающихся государств, а также лоббирует различные многосторонние соглашения в своих интересах. Евросоюз, как и США,  не заинтересован в реформе ВТО, которая позволила бы развивающимся странам решить проблемы своей торговой политики и снизить издержки глобализации. Подобная целевая установка ЕС объясняется нарастанием кризисных явлений в экономиках европейских государств  после введения антироссийских санкций, последствия которых многие ученые называют «добровольным самоубийством» ЕС. Поэтому, вопрос – ограничится ли ЕС незначительным тактическими изменениями в своей внешнеэкономической стратегии или сможет разработать полностью альтернативное видение глобализации, остается открытым. [3]

Евросоюз длительное время являлся и в настоящее время продолжает оставаться основным внешнеторговым партнером России. Но его попытки получать односторонние выгоды в экономическом взаимодействии, а также поддержка американских и введение собственных санкций по отношению к нашей стране (в том числе в рамках новой стратегии REPowerEU) во многом обусловили переориентацию РФ на страны Азии, в первую очередь, на Китай. Еще в 2006 г.  Президент РФ В. В. Путин во время встречи с канцлером ФРГ А. Меркель в г. Томске отметил, что постоянно высказываемые в ЕС тезисы «о какой-то угрозе зависимости от России» вынуждают ее «искать новые рынки». Вместе с тем, растущее соперничество ЕС с Соединенными Штатами привело к усилению глобальной нестабильности и, как следствие, к росту глобальных геополитических рисков.

Как подчеркивают многие исследователи, они оказывают негативное влияние на сложившуюся систему международных политических и экономических отношений, в том числе между Россией и ЕС. Во многом это связано с тем, что США не планируют отказаться от ведущей роли в мировой экономике и политике и тем самым препятствуют формированию эффективной полицентричной модели мироустройства. Вследствие этого, в Вашингтоне на официальном уровне объявлено, что Китай и Россия являются его главными стратегическими соперниками. Поскольку основные направления своей внешней политики ЕС согласовывает с США, то это обстоятельство создает дополнительные сложности в его экономических  отношениях с РФ. При  этом антироссийская риторика руководителей многих государств-членов Евросоюза и его руководства не снижается, что наглядно проявилось в отношении к газопроводу «Северный поток–2», газовом энергетическом кризисе, усилении военно-политической напряженности на границах РФ в связи с событиями на Украине и других действиях, способствующих росту глобальных рисков в условиях кризиса современной модели глобализации.

 

 

Значение глобальных геополитических рисков для развития экономики Евросоюза

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) еще в 2007 г.  отметили [4], что политические факторы продолжают оказывать значительное воздействие на мировую экономику, и эта тенденция, по их мнению, имеет долгосрочный характер. Этот прогноз оказался верным. В последних докладах ВЭФ (2017–2021 гг.) указывается, что геополитические проблемы, наряду с экологическими, несут главную угрозу человечеству. При этом его аналитики отмечают, что возрастанию геополитических рисков способствует односторонний подход к решению международных вопросов вместо необходимых коллективных усилий мирового сообщества, неэффективность государственных властей и взаимные обвинения стран во вмешательстве в свои внутренние дела. [5]

Поскольку геополитическая ситуация в мире в последние годы под влиянием пандемии COVID–19 ухудшилась, то в Докладе ВЭФ 2021 г. указано, что она способствовала возникновению 12 новых глобальных рисков. В этом Докладе перечислены пять наиболее актуальных долгосрочных рисков: распространение оружия массового поражения, распад государств, потеря биоразнообразия, нехватка природных ресурсов, негативные последствия технических достижений. В нем впервые с начала их публикации добавлены такие виды геополитических рисков, как разрыв межгосударственных отношений, межстрановые  конфликты и «геополитизация ресурсов». Все эти явления оцениваются как критические угрозы для всего мира через 3-5 лет, но в долгосрочном периоде, по мнению экспертов ВЭФ, будут преобладать экологические риски. [6]

Особенностями существующих геополитических рисков ВЭФ считает их тесную взаимосвязь с другими глобальными вызовами, угрозами и рисками. Это  напрямую касается Евросоюза, поскольку его зависимость от мировой политической и  экономической конъюнктуры намного выше, чем у США, Китая и России. Так, например, значительную проблему для него представляет неконтролируемая миграция. Аналитики Форума отмечают, что она, в свою очередь, является плодотворной средой для беспрецедентного роста международного терроризма, обострения существующих и возникновения новых региональных конфликтов, то есть становится значимой геополитической проблемой. Нагляднее всего, по их мнению, это проявляется по направлениям Африка-Европа и Ближний Восток-Европа, хотя и другие районы мира затрагивают аналогичные процессы. Это привело к тому, что впервые за всю послевоенную историю одной из важнейших проблем в Европе стала задача сохранения собственной национально-культурной идентичности.

В Докладе ВЭФ 2017 г. также подчеркивалось, что недовольство населения различных стран ЕС ростом неравенства проявилось в выходе Великобритании из ЕС (Брексит), победе Д. Трампа на президентских выборах в США и усилении влияния  популистских движений и правых партий. В Евросоюзе, как отмечают многие западные аналитические центры и СМИ, значительно усилились позиции так называемых евроскептиков, которые выступают за роспуск данного  интеграционного объединения. [6] Во Франции по аналогии с Великобританией появился даже термин Frexit, то есть ее предполагаемый выход из ЕС, за который выступают правые партии, в частности, Национальный фронт Марины ле Пен. В настоящее время, по мнению известного журналиста Л. Эрбле, пандемия коронавируса продемонстрировала, что во Франции созрели условия для того, чтобы она покинула Евросоюз. [7]

Что касается ЕС и НАТО, то, генеральный секретарь блока Й. Столтенберг в  январе 2023 г. заявил, что Швеция и Финляндия могут стать членами НАТО уже в текущем году, но окончательное решение зависит от позиции Турции и Венгрии, которые до настоящего времени не  ратифицировали соглашение об их вступлении. [8] Но, учитывая провокацию, совершенную в январе 2023 г. в отношении президента Турции Р. Эрдогана в Швеции, [9] инициатором которой многие турки считают Вашингтон, шансы получить согласие Анкары на членство этих стран в НАТО резко снизились.

Но российско-украинский конфликт дает дополнительную возможность Вашингтону заставить западные страны следовать в фарватере своей политики. Так, 10 января 2023 г. руководством НАТО и ЕС  была подписана третья по счету совместная декларация, главная цель которой, по мнению турецкого аналитика М. Гюллера, является обеспечение «реставрации трансатлантического партнерства против Китая и России», что позволит нивелировать стремление Евросоюза к стратегической автономии. [10] Исходя из таких требований Вашингтона, глава ЕК У. фон дер Ляйен в интервью телеканалу CNN в январе 2023 г. заявила о необходимости  передать Украине любое оружие, которое ей необходимо. Премьер-министр Великобритании Р. Сунак 8 февраля 2023 г. также подтвердил, что не исключает поставки Украине любой военной техники.

Как ЕС планирует обеспечить свой технологический суверенитет

Поскольку цифровизация является одной из главных направлений глобального перехода к шестому технологическому укладу (четвертой промышленной революции по К. Швабу), то, по оценкам аналитиков Eurasia Group, в 2021 г. большие данные – Big Data (их иногда в СМИ называют «новой нефтью») станут «главным полем битвы в американо-китайской технологической холодной войне». При этом Китай, по их мнению, ускорит свое движение к их «суверенитету», поскольку препятствует открытию своих рынков для корпораций Соединенных Штатов в таких сферах, как облачные вычисления и социальные сети. Поэтому Бреммер и Купчан не исключают возможность обострения соперничества в мировом цифровом пространстве, одним из последствий которого может стать ситуация, когда «киберконфликт создаст беспрецедентный технологический и геополитический риск». [11] При таких обстоятельствах некоторыми европейскими экспертами рассматривается возможность использования Евросоюзом китайских информационных технологий (5G).  С целью недопущения такого развития событий Еврокомиссией (ЕК) в феврале 2020 г. принята цифровая стратегия ЕС, основной целью которой, как указывается в данном документе, является достижение им мирового лидерства в области искусственного интеллекта (ИИ). [12]

Проблемы реализации региональной внешнеэкономической стратегии Евросоюза

Препятствует формированию независимой внешней политики Евросоюза и то обстоятельство, что он зависит от США не только в геополитической сфере (блок НАТО), но и в экономических отношениях. Так, ежегодное положительное сальдо ЕС в торговле с Соединенными Штатами составляет более 150 млрд долл., то есть эта страна является крупнейшим рынком сбыта для европейских товаров. Это создает дополнительный стимул для ориентации Евросоюза на США. Вполне понятно, что в условиях мирового экономического кризиса Вашингтон пытается усилить эту зависимость под лозунгом укрепления трансатлантической солидарности. Особенно ярко это стремление проявилось в ситуации с соглашением о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), переговоры по которому проходили в 2013–2016 гг., но затем были прекращены по решению Д. Трампа ввиду существенных разногласий между Брюсселем и Вашингтоном. Геополитические выгоды от его реализации были бы весьма значительными для США, поскольку преследовали две основных цели: во-первых, не допустить усиления новых конкурентов, в первую очередь, Китая, Индии и России, во-вторых, консолидировать под своим руководством традиционных союзников – ЕС и Японию. Именно поэтому во многих западных СМИ ТТИП называли «экономическим НАТО». [13] В целом, как вполне обоснованно отмечает норвежский профессор Г. Дизен, стратегия США по сохранению своего доминирующего положения в мире такая же, что и «стратегия британцев до нее – поддерживать разногласия на европейском и евразийском континентах, чтобы предотвратить появление любого государства или группы государств, которые могут оспорить их главенство». [14]

Прогнозы развития экономики Евросоюза

Прогнозы по европейской экономике на 2023 год неутешительны. В конце декабря 2022 г. директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева в интервью CBS заявила, что половина стран ЕС столкнутся с экономическим спадом в 2023 г.

Об этом пишет и главная газета КПК  «Жэньминь жибао» (январь 2023).  Жесткая политика ЕС рискует привести к рецессии и полному падению основных показателей. Ни о каком восстановлении речь не идет — для этого нужно урегулировать конфликт на Украине. Энергетический кризис, высокая инфляция, сокращение обрабатывающей промышленности и множество других факторов омрачают перспективы восстановления экономики континента. Европейская комиссия прогнозирует, что как в ЕС, так и во всей еврозоне рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году составит всего 0,3%, что намного ниже прогноза в 2,3% в весеннем отчете об экономических перспективах. Многие аналитические центры дали более пессимистичные оценки и считают, что в 2023 году экономика Европы столкнется с отрицательным ростом. Данные, опубликованные различными институтами в конце 2022 г. и начале 2023г., продемонстрировали, что европейская экономика столкнется со сложными проблемами во многих областях. Что касается энергетики, в последнем отчете Международного энергетического агентства (МЭА) «Как ЕС избежать нехватки природного газа в 2023 году» чиновники забили тревогу по поводу ситуации с энергоснабжением в Европе. В нем отмечено, что в 2023 году Евросоюз по-прежнему может столкнуться с потенциальной нехваткой почти 27 миллиардов кубометров природного газа, что составляет около 6,8% от общего базового спроса на газ в ЕС.

По вопросу инфляции ЕК ожидает, что ее уровень снизится в 2023 году, но в целом по-прежнему останется высоким: в ЕС он может составить 7,0%, а в еврозоне — 6,1%. Снижение курса евро по отношению к доллару также способствовало росту инфляции. С 2022 года обменный курс евро по отношению к доллару продолжал падать, установив рекорд, когда евро впервые за 20 лет опустился ниже паритета с долларом. Немецкая газета Süddeutsche Zeitung отметила, что обесценивание евро по отношению к американской валюте сделало обстановку в Европе более сложной. Регион импортирует из США энергоресурсы и платит за сырье и полуфабрикаты, номинированные в долларах, по завышенным ценам, что увеличивает стоимость энергии в ЕС.

Что касается обрабатывающей промышленности, то в декабре 2022 года окончательное значение Индекса менеджеров по закупкам (PMI) в обрабатывающей промышленности еврозоны составило 47,8, в то время как цифры для Франции и Германии были 49,2 и 47,1 соответственно, что ниже линии подъема-спада в 50 пунктов и свидетельствует об упадке. Европейское общественное мнение считает, что американский закон о снижении инфляции, вступивший в силу 1 января 2023 года, ввел дискриминационную политику огромных субсидий, которая будет еще больше стимулировать европейские производственные компании, особенно предприятия, производящие электромобили, к переносу цепочек поставок в Северную Америку. Это усилит деиндустриализацию Европы, вызовет потерю рабочих мест в обрабатывающей промышленности и поставит под угрозу социальную стабильность и долгосрочное экономическое развитие континента.

Заключение

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, осложняет реализацию внешнеэкономической стратегии то обстоятельство, что последние решения институциональных структур  управления мировой экономикой (ВТО, Всемирный банк, МВФ и др.), в которых страны ЕС занимают весомые позиции, не привели к желаемым результатам, поскольку данные организации все более стали зависеть от политических решений США, чем ранее. Позиция ЕС в настоящее время достаточно уязвима, так как решить проблемы сохранения и расширения своего участия в мировом хозяйстве невозможно только лишь с помощью усиления протекционистских мер, в первую очередь, скрытых.

 Во-вторых, в настоящий момент страны ЕС вследствие значительной открытости национальных экономик поддаются влиянию многих глобальных рисков, именно поэтому кризисные явления в мировой экономике 2008-2009 гг., 2014-2015 гг., 2020 и 2022 гг. оказали отрицательное  влияние на экономику ЕС, а долговой кризис 2011 г. внутри данного интеграционного объединения еще больше усилил негативные тенденции в национальных экономиках стран-членов, поскольку его последствия до сих пор не преодолены. Вследствие этого в будущем внешнеэкономическая политика ЕС будет сталкиваться с различного рода противоречиями. Так, последствия выхода Великобритании из состава ЕС крайне негативно отражаются на привлекательности европейского проекта. При снижении производительности труда и высоком проценте безработицы в отдельных регионах ЕС, расходы ЕС увеличиваются еще в связи с неконтролируемым миграционным потоком беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Таким образом, позиционировать себя в качестве одной из ведущих сил в мировой экономике ЕС сможет только тогда, когда центростремительные тенденции его развития будут превалировать над центробежными.

В-третьих, позиция руководящих структур ЕС по выходу из кризиса и решению накопившихся проблем со странами-партнерами неоднозначна и противоречива. Из-за неопределенности в политическом и экономическом курсе США ЕС вынужден искать новые рынки для сбыта своей продукции, в том числе и высокотехнологичной.

В-четвертых, учитывая то, что санкции со стороны ЕС против России начиная с 2014 г. были введены под давлением США, реакция государственных руководителей и представителей корпоративных структур на данное решение руководства ЕС была неоднозначной, поскольку санкционные потери ЕС в промежуточном временном интервале (2017 г.) составили 76,7% всех потерь от ограничений на торговлю с Россией. Эскалация конфликта в текущем 2023 г. обусловлена началом Специальной военной операции (СВО) России на Украине годом ранее – в 2022 г., что привело к введению в отношении России со стороны ЕС 22 пакетов ограничительных мер. Намерения отказаться полностью от зависимости импортных поставок углеводородов из России в ЕС в рамках новой стратегии REPowerEU стимулирует руководящие структуры ЕС разрабатывать и вводить в действие новые законы и стратегии развития с целью обеспечить региональный экономический и технологический суверенитет.

Библиографический список

1. Рейтинг крупнейших экономик мира в 2022 году отразил противоречия долларовой системы. URL: https://inosmi.ru/20230125/ekonomika-260015844.html (дата обращения 10.11.2023)
2. Philippe Crevel. La France, une économie internationalisée. 2021.26.10. URL: https://lesfrancais.press/la-france-une-economie-internationalisee/ (access 13.11.2023)
3. Richard Youngs, Sinan Ülgen. The European Union’s Competitive Globalism. URL: https://carnegieeurope.eu/2022/02/17/european-union-s-competitive-globalism-pub-86329 (accessed 11.11.2023)
4. The Global Risks Report 2007. 2th Edition. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2011.pdf
5. The Global Risks Report 2017. 12th Edition. URL: https://www3.weforum.org/docs/2017.pdf
6. The Global Risks Report 2021. 16th Edition. URL: http://www3.weforum.org/docs Global_Risk_Report_2021.pdf
7. Laurent Herblay. «La crise du Covid ou le début de la fin de l’Union européenne?» URL: https://www.lefigaro.fr/vox/societe/la-crise-du-covid-ou-le-debut-de-la-fin-de-l-union-europeenne-20210312 (accessed 12.11.2023).
8. L'Otan «s'attend» à une accession de la Suède et de la Finlande en 2023... mais sans pouvoir la garantir. 2023.01.08. URL: https://www.lefigaro.fr/flash-actu/otan-la-turquie-veut-des-choses-qu-on-ne-peut-pas-lui-donner-selon-le-premier-ministre-suedois-20230108 (accessed 11.11.2023).
9. Orakoğlu В. Türkiye’nin Finlandiya ve İsveç’e NATO kapılarını kapatması 3’üncü dünya savaşını engelliyor mu? 2023.16.01. URL: https://www.yenisafak.com/yazarlar/bulent-orakoglu/turkiyenin-finlandiya-ve-isvece-nato-kapilarini-kapatmasi-3uncu-dunya-savasini-engelliyor-mu-4500031 (accessed 10.11.2023).
10. Güller М.А. ABD’den AB’ye NATO’culuk aşısı. URL: https://www.cumhuriyet.com.tr/yazarlar/mehmet-ali-guller/abdden-abye-natoculuk-asisi-2021357 (accessed 10.11.2023).
11. Top risks 2021. Eurasia Group. URL: https://www.eurasiagroup.net/live-post/top-risks-world-2021 (accessed 10.11.2023)
12. The European Digital Strategy.URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/content/european-digital-strategy (accessed: 11.11.2023)
13. Савченко Ю. Джон Керри: Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве позволит поддержать суверенитет Украины. URL: http://www.golos-ameriki.ru.html (дата обращения 10.11.2023).
14. Diesen G. With its plan to unite Eurasia from sea to sea, Russia is betting the days of total US economic supremacy are now coming to an end. URL: https://www.rt.com/russia/534126-unite-eurasia-us-supremacy-end/ (дата обращения: 10.11.2023).