Авторы, анализируя источники научной литературы, выделяют предпосылки отказа от Болонской системы, анализируют перспективы роста конкурентоспособности системы образования России на рынке образовательных услуг, обусловленные возрождением собственной уникальной российской системы образования, в основе которой находятся интересы национальной экономики. Кроме того, авторы анализируют источники научной литературы, в которых присутствуют опасения по поводу образовательных реформ, вызванные разрывом международного межвузовского взаимодействия, прекращением партнерских отношений в рамках работы программ академической мобильности, программ стажировок и программ межвузовского международного обмена. Авторы отмечают, что потеря элементов Болонской системы влечёт за собой риски зачета российских дипломов за рубежом и потери вовлеченности студентов через балльно-рейтинговую систему, однако при этом появятся и новые возможности для модернизации системы образования Российской Федерации и для организации новых связей с университетами стран Азии и Африки.
Abstract: The purpose of the study is a review analysis of scientific literature in the context of the Russian Federation's withdrawal from the Bologna system and related possible problems and potential opportunities. The article uses methods of deductive analysis and synthesis, the method of reviewing scientific literature and methods of generalization and analogy. The article reveals the advantages and disadvantages of the internationalization of the Russian education system on the platform of the Bologna system, related to the increasing role of Russian universities in the formation and strengthening of the intellectual, cultural, social, scientific and technical potential of Russian higher education, shows the current threats and opportunities of the education system of the Russian Federation in the rejection of the Bologna education system.
Analyzing the sources of scientific literature, the authors identify the prerequisites for abandoning the Bologna system, analyze the prospects for increasing the competitiveness of the Russian education system in the educational services market, due to the revival of its own unique Russian education system, which is based on the interests of the national economy. In addition, the authors analyze sources of scientific literature that contain concerns about educational reforms caused by the rupture of international interuniversity cooperation, the termination of partnerships within the framework of academic mobility programs, internship programs and interuniversity international exchange programs. The authors note that the loss of elements of the Bologna system entails risks of crediting Russian diplomas abroad and loss of student engagement through the point-rating system, however, new opportunities will also appear for modernizing the education system of the Russian Federation and for establishing new ties with universities in Asia and Africa.
Keywords: educational services, education system, Bologna system, competitiveness of educational services, interuniversity cooperation, modernization of the education system, educational reforms, higher education.
Введение. 24 мая 2022 года министр науки и высшего образования Российской Федерации Фальков В.Н. объявил решение о выходе России из Болонской системы образования, которая базировалась на концепции стандарта «бакалавриат – магистратура — докторантура» со схемой «3+2+3» и была нацелена на унифицирование систем образования стран Европы в целях обеспечения их единообразия, единых общих принципов, которые лежат в основе образовательной системы разных стран, а также их конкурентоспособности по отношению к другим мировым региональным системам образования [1; 2].
В связи с кардинальными изменениями геополитической обстановки российская система высшего образования отныне фактически выступает в качестве самостоятельной единицы на мировом рынке образовательных услуг.
Основная часть. О.А. Береговая, В.И. Кудашов, исследуя вопросы, связанные с интернационализацией высшего образования в условиях глобализации, отмечали повышение конкурентоспособности системы образования России на международном уровне в процессе ее функционирования на платформе Болонской системы, достигаемой за счет облегчения международной мобильности учащихся с последующим их трудоустройством, за счет повышения роли российских университетов в формировании и укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала российской высшей школы в мире на базе реализации европейских междисциплинарных образовательных программ [3].
К.О. Кузовенкова, рассматривая вопросы, связанные с теоретическими аспектами проблем интернационализации систем высшего образования, отмечала, что Болонская декларация опирается на ряд базовых положений, которые способствуют организации единого учебного пространства: принятие системы научных степеней странами – участницами; прохождение единых циклов обучения на территории любой из стран-участниц; внедрение балльной системы оценки при сдаче государственных экзаменов или переводе с одного учебного курса на другой учебный курс; расширение практики обмена студентов и преподавателей стран-участниц в рамках прохождения ими обучения и преподавания; внедрение единой методологии обучения, стандартов обучения и критерия оценки качества образовательных процессов; содействие международному межвузовскому взаимодействию и реализации международных межвузовских студенческих проектов [4].
А.Д. Смоляков, раскрывая вопросы, связанные с генезисом интернационализации высшего образования, отмечал недостатки Болонской системы образования, к которым относил рост соискателей на образовательные бюджетные места, вызванный доступностью высшего образования; выбор студентами предметов обучения и дат по сдаче экзаменов, который вкупе с форматом экзаменационного тестирования дает учащимся ощущение «ложной свободы», приводит к зазубриванию учебного материала и, как следствие, невозможности определения истинного уровня знаний и навыков; признание работодателями дипломов бакалавров неполноценными высшему образованию в связи с коротким сроком программы обучения и невозможностью поступления специалистов на бюджетной основе в магистратуру, так как на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) оба уровня образования равноправны [5].
П.С. Садыкова, изучая вопросы, связанные с отказом от Болонской системы, отмечала угрозы конкурентоспособности системы образования России на уровне рынка образовательных услуг, связывая их с разрывом международного межвузовского взаимодействия, прекращением партнерских отношений в рамках работы программ академической мобильности, программ стажировок и degree-программ межвузовского международного обмена [6].
А.И. Гретченко, Ю.Г. Одегов отмечали не только снижение качества отечественного образования, но и, начиная с 1990 года, уменьшение численности ученых, связанное с реализацией Болонской программы. Тем не менее, при явных недостатках двухступенчатой подготовки специалистов, авторы указывали на модульный подход к обучению, предполагающий межпредметное построение обучения. Кроме того, высказывали необходимость плавного внедрения реформ, исключая одномоментную отмену системы, объединяя лучший опыт советской высшей школы с учетом новых требований [7].
С.И. Авдеева, А.Ю Уваров, К.В. Тарасова, рассматривая вопросы, связанные с цифровой трансформацией и информационно-коммуникативной компетентностью в процессах обучения, отмечали значение международных цифровых научных сетей с позиции контактного обмена знаниями как на уровне студентов, так и на уровне преподавателей-ученых и угрозы потери элементов, позволяющих российским учебным заведениям конструктивно участвовать в международных образовательных процессах [8].
Таким образом, российская система образования стоит перед новыми открывающимися возможностями организации новых связей, например, с университетами Китая, Индии, Казахстана и т.д., организации нового межвузовского сотрудничества и изменения методологии и критерий образовательных программ по новым национальным стандартам.
Г.Г.Мачхелян, исследуя вопросы, связанные с актуальными проблемами перестройки системы образования в современной России с целью повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, отмечал необходимость удовлетворения запросов работодателей в контексте образовательного потенциала каждого выпускника российских ВУЗов [1].
Автор указывал на тот факт, что отказ от Болонского процесса не окажет столь значимого влияния на российскую систему образования, однако при этом появятся новые возможности её модернизации, например, в аспектах подготовки специалистов высокотехнологического сектора со схемой «5+2» в контексте решения задач, направленных на достижение роста российской экономики.
Г.Г.Мачхелян отмечал, что необходимо сохранить существующие уровни системы образования, но при этом кардинальным образом пересмотреть цели и задачи для каждой ступени и их взаимосвязи с учетом специфики методологии и подходов к обучению в российских ВУЗах. Только таким образом появится возможность спроектировать целостную и непротиворечивую систему образования, направленную на взращивание междисциплинарных исследований сложных систем мировой науки [1].
Заключение. Подводя итоги, отметим, что потеря элементов Болонской системы, позволяющих российским учебным заведениям конструктивно участвовать в международных образовательных процессах, влечет за собой трудности с трудоустройством, признанием российских дипломов за границей и ограничению академической мобильности. В то же время будущий новый формат высшего образования расширяет возможности модернизации системы образования Российской Федерации и организации новых связей с высшими учебными заведениями дружественных стран.
Библиографический список
1. Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. – 2023. – Т. 19. - № 1. – С. 47-60. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_602. Пономаренко Е.В. Политическая экономия и санкции против России: причины и следствия, взгляд эксперта / Е.В. Пономаренко // Международная торговля и торговая политика. – 2022. – Т. 8. - № 3(31). – С. 7-23.
3. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. – 2019. - №3 (39). – С.31-43.
4. Кузовенкова К.О. Теоретические аспекты проблемы интернационализации высшего образования в современном мире // Самарский научный вестник. – 2018. – Т.7, - №2 (23). – С. 252-255.
5. Смоляков А.Д. О генезисе интернационализации высшего образования // Образование и наука. – 2019. – Т.21, - № 8 – С. 9-28.
6. Садыкова П.С. Болонская система образования в России: плюсы и минусы // Социально-экономические и гуманитарные науки. – 2022. – Т.2. - №9.
7. Гретченко А.И., Одегов Ю.Г. Модернизация «болонизации» – по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 61–69.
8. Авдеева С.И., Уваров А.Ю., Тарасова К.В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникативная компетентность учащихся // Вопросы образования. – 2022. - № 1. С. 218-243.