Abstract: In modern economic conditions, the university's activities should contribute to the production and promotion of university innovative products and technologies. The interaction of various structures of the university and other participants (government, business, research organizations, inter-university community, academic science), involved in one way or another in the scientific, educational and innovative processes of the university was carried out more effectively, it is advisable to conduct it on the basis of collaboration.
Keywords: University, collaboration, collaborative group, forms of interaction
Университет представляет собой совокупность различных подразделений, которые необходимы для реализаций функций вуза таких, как образовательная, научно-исследовательская, инновационная и социальная. Для того, чтобы взаимодействие структур вуза и других участников (государство, бизнес, научно-исследовательские организации, межвузовское сообщество, академическая наука), вовлеченных так или иначе в научно-образовательный и инновационные процессы университета осуществлялся эффективно, целесообразно проводить взаимодействие на основе коллаборации.
Коллаборация- это совместный труд экономических субъектов, имеющих общие интересы и работающих для достижения общих целей. С другой стороны, коллаборация — это форма организации сообщества, участники которого объединяют результаты своего интеллектуального труда и другие ресурсы для создания общего продукта с помощью специалистов из разных сфер. Такое взаимодействие обеспечивает участникам сообщества (коллаборативная группа) обеспечивает снижение общих издержек и распределение прибыли и убытков по сети контрагентов[2,с.198].
Коллаборативная группа — это сообщество экономических субъектов, которые взаимодействуют на основе принципов коллаборации; необходима для создания и поддержания эффективных критериев деятельности учреждения высшего образования, а также производства, продвижения и коммерциализации вузовских достижений. Состав группы варьируется в зависимости от цели формирования, но, по причине того, что автор статьи рассматривает деятельность университета, то вуз является обязательным участником такой группы. Функционирование группы обеспечивает благоприятные условия для разработки и дальнейшей апробации инноваций, которые при благоприятном исходе становятся рутинами, создавая почву для новых инноваций. В целом это обеспечивает поступательное эволюционное развитие вуза и, согласно эволюционной теории И. Адизеса, обеспечивает повышение его инновационной активности[1].
Выделим наиболее распространенные модели вузов, функционирующие в настоящее время. Наиболее известными являются Университет 1.0 — 4.0. Рассмотрим подробнее каждый из них с целью выявления наиболее оптимальных форм взаимодействия в коллаборационной группе. Университет 1.0 относиться к самой ранней и распространенной модели. Ранее такой университет являлся хранителем знаний. Сегодня его главной целью является подготовка квалифицированного специалиста, соответствующего запросам экономики [5,с.17].
Цель Университета 2.0 — это не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и активное участие вуза в научно-исследовательской деятельности. Университет 3.0 соответствует эпохе индустриализационной зрелости, где активно развиваются высокотехнологичные производства, маркетинг, логистика, реклама и т.п. Поэтому в таких вузах расширяются направления подготовки [5,с.18]. Университет 4.0 относиться к модели, которая максимально соответствует запросам цифровой экономики [9,11]. Его задача — это подготовка высококвалифицированного специалиста, который активно использует современные достижения цифровизации, как в получении знаний, так и в их продвижении. Отдельно выделяют предпринимательский университет, который относят к одной из разновидности Университет 4.0, но более приближен к запросам региональной экономики [8].
Характеристики современных моделей университетов представлены в таблице 1, которая сформирована автором на основе исследований В.С. Ефимова, А.В. Лаптевой, Е.В. Неборского, Н.В. Головко, О.В. Зиневича, А.О. Карпова, Е. А. Кранзеевой, С.В. Кортова [3,4,5,6,8,7,9,11]. Соотношение основных направлений реализации функций вуза и модели вуза представлено автором в таблице 1.
Таблица 1
Современные модели университетов
Модель университета | Характеристика университета | Направления инновационной активности |
Университет 1.0 | 1.Взаимодействие студентов и ППС вуза регулируются традициями общества. 2.Подготовка квалифицированного специалиста. 3.Активно реализуется образовательная функция вуза. | 1.Повышение квалификации ППС. 2.Двойные дипломы. 3.Издание журналов и научных трудов ППС и т.п.; 4.Послевузовское обучение и др. |
Университет 2.0 | 1.Основная цель — создать благоприятную среду для реализации образовательной и научной функций вуза. 2.Подготовка высоко квалифицированного специалиста. .
| 1.Взаимодействие с бизнесом, научно-исследовательским организациями. 2.Двойные дипломы. 3.Издание журналов ВАК; учебно-методической литературы и т.п.; 4.Межвузовское взаимодействие и др. |
Университет 3.0 | 1.Интеграция образования, науки и бизнеса. 2.Создание условий для самореализации ППС и студентов. 3.Высокий уровень инновационной активности. 4.Повышение уровня автономии вуза. | 1.Бизнес – инкубаторы. 2.Брендинг. 3.Взаимодействие с бизнесом, научно-исследовательским организациями. 4.Научные школы и др. |
Университет 4.0 | 1.Постепенное вытеснение классических моделей образования и внедрение новых, например, электронных курсов. 2Активное использование достижений цифровых технологий.
| 1.Брендинг. 2.Взаимодействие с бизнесом, научно-исследовательским организациями, включая иностранные. 3.Формирование научных центров продвижения вузовских достижений и др. 4.Взаимодействие с академической наукой и др. 5.Бизнес – инкубаторы. 6.Научные школы и др. |
Объединения субъектов коллаборативной группы может принимать различные формы. Каждый из участников группы является автономной организацией с отлаженной системой взаимоотношений внутренней и внешней среды. Поэтому, по мнению автора, для выявления форм взаимодействия между участниками группы зависит от того, к какой модели можно отнести анализируемый вуз.
Существуют различные формы такие, как консорциум, финансовая группа, синдикат, трест и другие, но, только некоторые из них способствуют реализации функций университета. Выводы автора базируются на собственных размышлениях и результатах исследований Василенко Н.В., Костенко А.А., Назаретян К.А. — по вопросам перспективы применения консорциумов в высшем образовании [2,с.198-199],Ершова В.С. и Лаптева А.В по Университету 4.0[4] и Кранзеевой Е.А по новым моделям университетов[8].
Холдинг является объединением организаций вокруг материнской компании, поэтому такую форму взаимодействия целесообразно применить для Университета 1.0,когда инновационная активность вуза невысока, и он не может занимать в той или иной степени лидирующее положение. Изначально кластер-это объединение организаций по географически-территориальному признаку. Движущей силой кластера выступает конкурентная борьба в группе, и именно она является катализатором инновационной деятельности. Университете 2.0 старается равномерно распределить свои ресурсы между образовательной и научно-инновационной деятельностями, но, следует признать, не всегда эффективно, поэтому вынужден выбирать. Поэтому, по мнению автора, кластер по своим характеристика сочетается с Университетом 2.0.
Концерн-это объединение организаций из различных отраслей, но и имеющих достаточно сильные позиции на рынке, поэтому такая форма взаимодействия применима для Университета 3.0. Консорциум — это объединение независимых и экономически стабильных организаций с целью достижения общей цели. По причине того, что наиболее экономически стабильной и перспективной моделью вуза является Университет4.0, поэтому такую форму взаимодействия привлекается в коллаборативную группу, включающий такой вуз. Автор предложил формы взаимодействия, которые, по его мнению, целесообразно применить в коллаборативной группе, которая содержит университет (см. таблицу 2).
Таблица 2
Формы взаимодействия участников коллаборационной группы
Форма взаимодействия | Цель объединения | Роль вуза |
Консорциум Университет 4.0 | Скоординировать деятельность по разработке и продвижению продукта группы | Вуз – центр группы. |
Концерн Университет 3.0 | Формирование конкурентных преимуществ группы. | Создается управляющий центр, куда входят представители всех участников, каждый из них имеет равные права. |
Кластер Университет 2.0 | Повышение эффективности деятельности группы за счет объединения ресурсов. | Объединение вокруг участника, имеющего максимальную инновационную активность. |
Холдинг Университет 1.0 | Государство способствует формированию группы и способствует ее деятельности. | Государство является центром группы, поэтому отбирает ее участников и формирует направления ее деятельности. |
Рассмотрим модели принятия управленческих решений, которые целесообразно использовать в холдинге, концерне, кластере и консорциуме. Модели принятия решений отобраны автором статьи на основе результатов исследований Пановой А.А. о структуре управления и принятии решения в российских вузах[10]. Первая, коллегиальная модель, характерная для американских университетов, основана на коллегиальном принятии решений преподавателями; характеризуется жесткой иерархией; в организации научно-образовательного процесса участвуют администрация, ППС и студенты. Основное достоинство — низкая вероятность ошибки при принятии решения. [10,с.58-59]
Вторая, иерархическая, где все решения принимаются администрацией вуза; достоинство — четкая структура управления и оперативность принятия решения. Третья, политическая, где акцент заключается в четкой формулировке политики и целей вуза; преимущество — четкое их выражение. Четвертая, анархическая, где руководство вузом осуществляется децентрализовано и это создает условия для нестандартных решений [10,с.58-59].
Атлантическая модель характерна для Англии и Ирландии. Данная модель «характеризуется институциональной и финансовой автономией, сильным самоуправлением, непрямым контролем со стороны государства, наличием специализированных посредников, которым делегированы управленческие функции»[10,с.60]. Основное достоинство — соблюдение принципа автономности и наличия децентрализованной системы управления.
Таблица 3
Характеристики моделей принятия решений в университете
Модель управления | Основные характеристики модели |
Коллегиальная модель
| 1.Низкая вероятность ошибки при принятии управленческого решения. 2.Высокая корпоративная культура. 3.Низкая степень недовольства ППС и администрации вуза. 4.Длительный процесс принятия общего решения. 5.Отсутствие ответственности за принятое решение. |
Иерархическая модель
| 1.Четкая структура управления. 2.Своевременность и оперативность принятия управленческого решения. 3.Оперативная реакция на внешние изменения. 4.Основные решения принимаются администрацией вуза. |
Политическая модель
| 1.Четкая формулировка политики и целей вуза. 2.Реализация интересов отдельных коллегиальных групп ППС. 3.Координация деятельности вуза осуществляется на основании решений, принятых группой ППС. 4.Затяжные конфликты интересов групп ППС. |
Анархическая модель
| 1.Созданы условия для принятия нестандартных управленческих решений. 2.Отсутствие связи между принятым решением и результатом. 3.Децентрализованная власть. 4.Множество противоречивых и неясных целей. |
Атлантическая модель
| 1.Минимальное государственное управление. 2.Качество образовательных услуг обеспечено взаимодействием рынка, вуза и профессиональных ассоциаций. 3.Наличие успешных механизмов вузовского самоуправления. |
Вывод. Автором выделены оптимальные формы взаимодействия участников коллаборационной группы, содержащей университет. В настоящее время различают различные формы университетов, поэтому им соответствуют различные формы взаимодействия, основанные на коллаборации.
Библиографический список
1.Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / И.К. Адизес.- 500с. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://adizec.pdf2.Василенко Н.В., Костенко А.А., Назаретян К.А. Коллаборация в высшем образовании: организационные перспективы консорциумов, с.197-204.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kollaboratsiya-v-vysshem-obrazovanii-organizatsionnye-perspektivy-konsortsiumov/viewer
3.Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б.К.Кларк и Й.Уисена // Высшее образование в России, 2016,№8,9(204), с.40-47
4.Ершов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: филосовско - методологический анализ //Университетское управление: практика и анализ,2017,Том21,№1, с.16-27
5.Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет фронтира: на пути к новому поколению институтов развития //Университетское управление: практика и анализ, 2017,Том21,№6, с.6-18
6.Карпов А.О. Университет 3.0-социальные миссии и реальность //Социологические исследования,2017,№9, с.114-124
7.Кортов С.В. Университеты 3.0: опыт УрФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwС.Кортов-УрФУ.pdf
8.Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие //Университетское управление: практика и анализ,2017,Том21,№5, с.64-71
9.Неборская Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки», 2017, Том5, №4 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf
10.Панова А.А. О структуре управления и принятии решения в российских вузах // Препринт WP10/2006/05.-М.:ГУ ВШЭ,2006.-28с., с.5 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://struktura VUZA.pdf
11. Пономарева, О. Н. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала / О. Н. Пономарева // ЦИТИСЭ, 2019, № 5(22),с. 344-353