Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.03.2025

Причины коррупционных явлений в Казахстане

The causes of corruption in Kazakhstan

Дюсембаева Лаззат Каиратовна,
Тилепиев Мурат Шапенович,
Серимбетов Мурат Абуталибович,

1. .старший преподаватель, магистр
2. доцент, к.ф.-м.н.
3. старший преподаватель, к.т.н.
Казахский агротехнический исследовательский университет им.С.Сейфуллина
Астана.Казахстан

Dyussembayeva Lazzat Kairatovna,
Tilepiyev Murat Shapenovich
Serimbetov Murat Abutalipovich

1. Master's degree, Senior Lecturer
2. Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate рrofessor
3. Candidate of Technical Sciences, Senior Lecturer
S.Seifullin Kazakh Agrotechnical Research University, Astana, Kazakhstan
Аннотация: Коррупция – это одна из самых острых и актуальных проблем в современном мире. Она является серьёзным препятствием на пути к развитию и процветанию общества. Коррупция – это не только нарушение закона, но и моральное разложение, которое подрывает основы демократии и правового государства. В первую очередь, коррупция приводит к неравенству и несправедливости. Коррупция также оказывает негативное влияние на образование и здравоохранение. Важно создать эффективные механизмы контроля и наказания за коррупцию, а также повысить общественное сознание и осведомлённость о вреде коррупции. Кроме того, необходимо развивать прозрачность и открытость в государственных структурах. Открытые данные, доступная информация о бюджете и расходах, а также участие общественности в принятии решений – все это поможет снизить вероятность коррупционных схем и повысит доверие к власти.

Abstract: Corruption is one of the most acute and pressing problems in the modern world. It is a serious obstacle to the development and prosperity of society. Corruption is not only a violation of the law, but also moral decay that undermines the foundations of democracy and the rule of law. First of all, corruption leads to inequality and injustice. Corruption also has a negative impact on education and health care. It is important to create effective mechanisms for monitoring and punishing corruption, as well as to raise public consciousness and awareness of the harm of corruption. In addition, it is necessary to develop transparency and openness in government structures. Open data, accessible information on the budget and expenditure, as well as public participation in decision-making - all this will help reduce the likelihood of corruption schemes and increase trust in the authorities.
Ключевые слова: концепция, коррупция, законодательство, преступность, конвенция, антикоррупция, бюрократический механизм, критерий.

Keywords: concept, corruption, legislation, crime, convention, anti-corruption, bureaucratic mechanism, criterion.


Сегодня во всем мире приобрело широкое распространение такое понятия, как коррупция. В связи с увеличившимися фактами коррупции во всем мире приобрела актуальность тема борьбы с коррупцией, перед государствами встали такие вопросы, «что такое коррупция?» какими методами бороться, «как победить коррупцию?» рамках такого понятия, как борьба с коррупцией разрабатываются различные программы и законы по предотвращению данного негативного элемента, такого, как коррупция.

Ярким примером того, что данная проблема мирового масштаба является принятие Конвенции совета Европы «об уголовной ответственности за Коррупцию, принятой 27 января 1999 года [1].

В нашей республике существует закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «о борьбе с коррупции», так же существуют различные программы по борьбе с коррупцией, в частности, Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы Принятая в соответствие с указом президента Республики Казахстан. Ещё одной программой, действующей и сегодня является, Отраслевая Программа по противодействию коррупции на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства от 31 марта 2011 года. Так же в уголовном кодексе Республике Казахстан от 16.06 1997 года предусмотрена целая глава коррупционным и иным должностным притуплениям [2].

В юридической науке Казахстана история развития коррупции рассматривается впервые авторами данной работы. Известно, что нормы обычного права, принятые в родовых общинах на территории Казахской степи, были во многом предопределены традициями законодательного характера, установленными принципами кочевой культуры. В свою очередь особое влияние на процессы помадной цивилизации оказывали устои общественно-государственного устройства Монгольского ханства.[6]

С начала ХVI века в Казахстане действовали законы хана Касыма, так называемая Столбовая дорога Касыма, в основу которых были заложены нормы обычного права (адата). Нормы обычного права казахов были окончательно кодифицированы и дополнены в конце ХVI века при хане Тауке в виде единого свода под названием Жетi белгілеу (Семь установлений).

Как отмечает Т.М. Культелеев, в то время казахское обычное право состояло из трех источников: обычая, практики суда биев и положения съезда биев [4, с.139]. Судебные функции в Казахстане на тот период исполнялись ханами, султанами и биями (родоначальниками) словесно на основании казахского обычного права. Судебное разбирательство хана рассматривалось как последняя судебная инстанция. Эту функцию он осуществлял, разъезжая по степи. За судебное разбирательство он получал определенную сумму вознаграждения, называемую ханлык. Хан судил на основании обычного права, заменяя пробел в обычном праве своей правотворческой деятельности. В таком случае судебное решение хана становилось важным дополнением обычного права и приводило к созданию новых норм права [4, с.50-51].

В Описании киргизских обычаев д`Андре указано, что каждому лицу, пользующемуся каким-либо уважением в орде, можно получать подарки, хотя то лицо и должностное. Другой вариант той же записи усиливает норму и говорит, что такое лицо даже не может отказываться от принятия подарка

Как указывает исследователь обычного права казахов Л.С. Фукс: Итак, перед нами в форме института обязательного подарка освящённое обычаем право султанов и знати вообще бесстыдно грабить зависимых от них людей. В этом подлинная причина и цель сохранения в казахском частнособственническом обществе такого пережитка патриархально-родовых отношений, как обязательный подарок, дающего возможность норму, санкционирующую их грабеж, представить как общую для всех норму, правопорядка. Возможно даже, что формально это соответствовало обычно-правовой норме, вуалировавшей таким путем свою грабительскую суть [3].

Таким образом, из приведенных Алухановым выдержек и мнений различных ученных позволяет сделать вывод, что традиции казахов делать подарки и всевозможные подношения имеют традиционный характер, а ее корни уходят в социально-политические и экономические отношения, господствовавшие в казахском обществе в период феодализма. Коррупция проявлялась в легитимных институциональных формах и её главными факторами в то время были: социальное расслоение общества на богатых и бедных, жёсткая иерархия между этими слоями по критерию их состоятельности, а также родовые отношения и патриархальная культура, воспитывавшие у казахов психологию чинопочитания.

Я вполне согласен с выводами, сделанными автором, и считаю, что традиции являются основной причиной развития коррупции, так как, по моему мнению, традиции и обычаи играют очень большую роль в формирование в целом государственности и правовой системы.

Итак, для того, что бы разобраться что же такое коррупция? необходимо дать определения данному термину, Начнём с того что сам термин «Коррупция» был введён в правовой понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточничество», которая вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Наиболее простое определение коррупции — подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

На мой взгляд, в вышеупомянутом документе совершенно справедливо отмечено, что: коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Коррупция такая же древняя, как и сам мир. Так, первые государства, как известно, появились в Месопотамии (IV тыс. до н.э.) на территории современных Ирака и Сирии, части территории современных Ирана и Турции. Одним из центров развития древнейшей цивилизации в этом регионе был Шумер. Уже тогда, здесь зарождалась идея о справедливых и несправедливых налогах, в переосмыслении меры и видов государственных налогов. Невыносимые налоги и злоупотребления администрации были в городе-государстве Лагаше. Жителям приходилось платить налоги не только за торговлю, но за развод с женой, за стрижку овец, а смотрители над лодочниками скотоводами захватывали лодки и скот. Поборами чиновников сопровождались даже похороны. Обнищание народа, беззаконие и коррупция вынудило жителей свергнуть старую администрацию. Был избран новый правитель — Урукагина, с которым связывают первый в истории опыт антикоррупционных мероприятий. Как уверяет древний рассказчик «не осталось ни одного сборщика налогов». Другой Шумерский царь Ур-Намму попытался устранить взяточничество: «он позаботился о том, чтобы сирота не становился жертвой богача, человек одного шекеля — жертвой человека мины».

По мнению группы авторов работы «Коррупция как негативное социальное явления», названных ранее, свое современное значение коррупция приобретает в XV-XVI вв. — в период длительного политического кризиса, охватившего Европу и сопровождавшегося необыкновенным расцветом коррупции среди властителей. Начиная с этого времени под коррупцией понимается подкупаемость и продажность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей по мнению выше названных авторов Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimi est pessima — «извращение наилучшего есть самое худшее».

Следует отметить, что по словам главного научного сотрудника Института законодательства Республики Казахстан, академик НАН РК Мурат Баймаханов сказанные в интервью, порталу zakon.kz 3 апреля 2012 года. Если раньше лидером в части коррупции считались таможенная сфера, дорожно-транспортная служба и область государственных закупок, то ныне первенство в этом деле постепенно переходит к области земельных отношений [5].

По моему мнению основными причинами развития коррупции в Казахстане помимо традиций, о которых уже упоминалось являются: 1 причина развития коррупции — это бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) – 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Примером того может служить факт: что бы получить какой-либо документ, люди должны оббежать множество коридоров и должностях лиц, что способствует развитию коррупции в беготне за различными справками и подтверждениями человек рискует просто напросто запутаться, и становится легче заплатить чиновнику для решения вопросов; снижение давления бюрократических механизмов, по моему мнению, может снизить коррупцию, как таковую причина — это незнание гражданами своих прав, как справедливо заметил уполномоченный по правам человека РФ Павел Астахов, с чем я всецело согласен, «необходимо, обеспечить условия хорошие доступные для обучения гражданам своим правам, научить людей понимать свои права и закон. Так как, по моему убеждению, незнание своих прав гражданами влечет к правовому нигилизму, то есть к тому, что гражданин перестаёт быть уверенным в том, что его права достаточно защищены и перестаёт верить в торжество закона и отрицанию права, чем активно пользуются некоторые чиновники путём угроз, давления и прочих методик, не разрешённых законом.

В свою очередь А.И. Гуров отмечает, что «…политическая коррупция — это когда чиновники аппарата вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, родственных связей, кумовства и т.п.»

Г.Н. Горшенков указывает, что политическая коррупция проявляется в деяниях, не наказуемых в уголовном порядке (опека политиками избирательных структур в обмен на личную преданность и политическую поддержку), и уголовно наказуемых деяниях (взяточничество, подкуп), характеризующихся политической окраской. Данное определение охватывает не только всю совокупность уголовно наказуемых деяний, но и иные виды социальных отклонений в политике, то есть даётся в широком социально-политическом, а не криминологическом смысле.

По Конституции Республики Казахстан, избиратель обладает ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс.

В республике Казахстан существуют различные программы по борьбе с коррупцией данной статье хотелось бы упомянуть о двух таких программах за 2005-20011 и с 2011 по 2015 годы целями данных программ является соответственно снижение уровня коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества путём повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества, по мнению авторов данной программы для достижения цели должны быть выполнены следующие задачи:

  1. 1. Обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции;
  2. 2. Совершенствовании нормативной правовой базы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений;
  3. 3. Оптимизация форм, методов и средств противодействия коррупции; взаимодействие со структурами гражданского общества;
  4. 4. Расширение и активизация международного сотрудничества Казахстана в сфере борьбы с коррупцией [7]на мой взгляд, задачи определённые в программе совершенно правильно определены.

Действительно без решения таких задач как совершенствования законодательства невозможно решить любую правовую проблему ведь как всем известно, время не стоит на месте соответственно меняются реалии нашего времени, и так же важно оптимизировать те методы и механизмы, которые имеются в руках у государства согласно программе.

Антикоррупционная политика предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни и побуждающих государственного служащего к совершению коррупционных действий. Однако следует учитывать, что предлагаемые основные направления не могут считаться исчерпывающими. Они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учётом результатов глубокого анализа явления коррупции, её причин, мотивации коррупционного поведения, более серьёзной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь.

Данная программа поделена на 2 этапа, которые приведены:

На 1 этапе (2006-2008 годы) будут реализованы меры по обеспечению информационной прозрачности принятия решений государственными органами, завершены процессы оптимизации разрешительных и административных полномочий органов государственного управления, а также реформирования системы государственных закупок на основе перехода к системе электронных форм государственных закупок, введено правовое регулирование процессов лоббирования и предотвращения конфликта интересов должностных лиц при исполнении ими функциональных обязанностей. Особое внимание будет уделено процессам вовлечения в антикоррупционную деятельность организаций гражданского общества, формированию правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства.

На 2 этапе (2009-2010 годы) предусмотрено завершение введения эффективного механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, создания системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств, передачи отдельных разрешительных функций институтам гражданского общества, внедрения мер по максимальному сокращению наличного оборота денежных средств и противодействию легализации денежных средств, полученных противозаконным путём. Будет осуществлена чёткая правовая регламентация форм и механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения. Мы видим, что в данной программе очень подробно и доступно разъяснены задачи методы и этапы развития антикоррупционной политике, однако она уже является устаревшей и приведена в статье только как пример действия государства в этом направлении. Есть программа отраслевого противодействия коррупции, о которой уже упоминалось данная программа рассчитана до 2015 года на ней я думаю, следует остановиться подробнее. Задачами этой программы являются следующие:

  1. 1. Расширение международного сотрудничества и совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции;
  2. Повышение эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков.
  3. 3. Повышение антикоррупционного мировоззрения;
  4. 4. Снижение уровня теневой экономики.

Вот 4 задачи определённые в качестве ключевых в программе антикоррупционных действий рассчитанных до 2015 года.

Расширение международного сотрудничества и совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции.

Для реализации данной задачи необходимы следующие меры:

В течение 2011-2015 годов на основе анализа криминогенной ситуации в стране, а также действующего законодательства будут разработаны и приняты поправки в Уголовный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и другие законодательные акты в части их совершенствования. При этом вышеуказанный перечень нормативных правовых актов, требующих совершенствования, не является исчерпывающим [8]. Так, в течение реализации Программы, по мере присоединения Республики Казахстан к международным договорам и конвенциям, будут, также внесены соответствующие изменения, и дополнения в части имплементации международных норм в национальное законодательство. Также, Агентством совместно с другими уполномоченными органами будет организовано тесное взаимодействие с компетентными органами стран Содружества Независимых Государств в рамках создаваемого Межгосударственного Совета Содружества Независимых Государств по противодействию коррупции, Совета Европы и других стран, а также международными организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции. В 2011 году будет проведена международная антикоррупционная конференция с приглашением экспертов в этой области из не менее 25 стран дальнего и ближнего зарубежья. К 2014 году будет обеспечена реализация рекомендаций Стамбульского Плана действий Организации экономического сотрудничества и развития. В 2015 году будут приняты меры по присоединению к общепризнанным международным конвенциям в сфере противодействия коррупции, количество которых должно составить не менее 5 единиц, а также вступлению в членство в авторитетные международные организации, в частности в Группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Кроме того, принимаемые меры в сфере социально-экономического развития и противодействия коррупции будут на постоянной основе освещаться в зарубежных средствах массовой информации. Повышение антикоррупционного мировоззрения населения. В реализацию данной задачи будут приняты следующие меры:

  • проведены совместно с политическими партиями и неправительственными общественными организациями акции и кампании на антикоррупционную тематику;
  • создан координационный центр по проведению единой политики в сфере научных и социологических исследований и проведены социологические исследования по определению уровня восприятия коррупции, а также наиболее проблемных сфер подверженных коррупции;
  • в целях формирования антикоррупционного поведения будут разработаны и распространены разъяснительно-пропагандистские материалы, содержащие информацию о проводимой государством политики по противодействию коррупции;
  • внедрён институт общественного порицания, предполагающий коллективное рассмотрение фактов коррупции в государственных органах с освещением результатов в средствах массовой информации; продолжены выступления представителей государственных органов, в том числе руководителей, в средствах массовой информации, а также проведены занятия в учебных заведениях;
  • подписаны дополнительные меморандумы с неправительственными организациями, что позволит повысить уровень взаимодействия государства и общества по вопросам противодействия коррупции здесь, расписаны лишь некоторые меры по достижению выполнения задач программы.

Реализация Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами на соответствующие финансовые годы.

Кроме того, в качестве источников финансирования могут быть использованы прямые иностранные и отечественные инвестиции, гранты международных финансово-экономических организаций или стран-доноров, и другие, не запрещённые законодательством Республики Казахстан, источники.

На реализацию Программы предусматривается выделение средств на общую сумму 355699 тыс. тенге: из них из республиканского бюджета — 355699 тыс. тенге, в том числе: 2011 год — 26 166,5 тыс. тенге; 2012 год — 27 363,5 тыс. тенге; 2013 год — 243 944,5 тыс. тенге; 2014 год — 29 112,5 тыс. тенге; 2015 год — 29 112,5 тыс. тенге. Суммы расходов являются предварительными, и будут уточняться Республиканской бюджетной комиссией при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год. Реализация мероприятий, финансируемых за счёт местных бюджетов, предусматривается в пределах выделенных средств [5].

Заключение

Таким образом, в данном случае приведённые статистические данные, нормативные акты, для отражения той работы, которая в Казахстане ведётся и довольно на хорошем уровне, стоит отметить, однако, что идеала, контроля за коррупциею, мы не достигли, но приведённые программы свидетельствуют, о том, что мы все же, предпринимаем попытки достичь золотой середины. Я сказал, что мы не достигли идеала контроля за коррупцией не достигли, не случайно повторюсь ещё раз, сказав что, по моему мнению, мы не можем полностью победить коррупцию, мы можем держать её под контролем, дабы она не выходила за рамки предела, во всяком случае, пока приходится говорить только о контроле за коррупцией, а не о полном её искоренении потому, как я считаю, что ещё нет такой платформы и не только в Казахстане, но и во всем мире, которая могла бы помочь полностью победить коррупцию, в первую очередь: правовая грамотность, формирование менталитета неприязни к коррупции через образование и агитационные действия и вытекающее из вышесказанного совершенствование законодательства, в том числе, неплохие результаты могла бы принести разработка единой базы, такой как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, но между азиатскими странами Содружества независимых государств поскольку все эти страны имеют схожие традиции и обычаи, следовательно, будет гораздо проще решить проблему коррупции сообща с родственными народами. Только добившись, выполнения перечисленных задач, позволит говорить о пути к победе над коррупцией, этой связи нас ждёт ещё довольно большая и широкомасштабная работа и не только в рамках Казахстана, но и в масштабах мира.

Библиографический список

1. Г.С. Гончеренко. Криминалистический журнал, 2007 год «Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов».
2. «Конвенция Совета Европы «об уголовной ответственности за коррупции» от 27 января 1999 года.
3. Абилкаиров М.Р., судья Верховного Суда Республики Казахстан, Камназаров М.М. судья Верховного Суда Республики Казахстан Рахметов С.М., заведующий кафедрой уголовного права ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, д.ю.н., профессор «Коррупция как социально негативное явление».
4. ЗАКОН о противодействии коррупции РК от 2 июля 1998 года.
5. Информационный портал www.zakon.kz http://www.zakon.kz.
6. Е.О. Алуханов - д.ю.н., профессор член Союза писателей Казахстана, член политсовета НДП «НУР ОТАН» Алматинского городского филиала, «Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан».
7. «Программа противодействия коррупции в республике Казахстан на 2006- 2011 год».
8. «Отраслевая программа противодействия коррупции в Республики Казахстан на 2011-2015 год».