Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.05.2024

Инновации как фактор повышения конкурентоспособности ЕАЭС на мировом рынке в условиях геополитической нестабильности

Innovations as a factor of increasing the competitiveness of the EAEU in the global market in the context of geopolitical instability

Шевченко Ирина Владимировна
Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва

Shevchenko Irina Vladimirovna

Master student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В статье рассмотрена роль инноваций как ключевого фактора повышения конкурентоспособности ЕАЭС на мировом рынке в условиях геополитической нестабильности. На основе данных Глобального инновационного индекса и анализа показателей экспорта высокотехнологичной продукции делается вывод о текущем состоянии инновационной активности в рамках ЕАЭС. Особое внимание уделяется необходимости унификации научно-технического и экономического потенциала, государственной поддержке и механизмам контроля и надзора за инновационной сферой. В конце исследования сделан вывод о том, что реализация комплекса мер по стимулированию инновационной деятельности позволит ЕАЭС полностью раскрыть свой научно-технический потенциал и стать конкурентоспособным игроком на глобальном рынке.
Данная статья выполнена в рамках написания Магистерской Диссертации.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article examines the role of innovation as a key factor in increasing the competitiveness of the EAEU in the global market amidst geopolitical instability. Based on data from the Global Innovation Index and an analysis of high-tech product export indicators, conclusions are drawn regarding the current state of innovation activity within the EAEU. Special attention is given to the need for unification of scientific, technical, and economic potential, state support, and mechanisms for monitoring and supervision of the innovation sphere. At the end of the study, it is concluded that the implementation of a set of measures to stimulate innovation activity will allow the EAEU to fully unleash its scientific and technical potential and become a competitive player in the global market
This article was completed as part of writing a Master's Dissertation.
The article was conducted under the academic guidance of Y. K. Kharakoz, PhD in Economics and Associate Professor at the Department of World Economy, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), инновации, расходы на НИОКР, геополитическая нестабильность, высокотехнологичный экспорт.

Keywords: The Eurasian Economic Union (EAEU), innovation, R&D spending, geopolitical instability, high-tech exports.


Введение

Глобализация и технологический прогресс обуславливают необходимость для стран постоянного обновления своей экономики и внедрения инновационных решений. [8, с.20] Геополитическая нестабильность, с одной стороны, создает новые вызовы для стран ЕАЭС, с другой – открывает новые возможности для развития инновационного потенциала. Введение санкций против России и Беларуси, замедление мировой экономики, ограничения в торговле и инвестициях привели к негативному влиянию на ряд экономических показателей ЕАЭС как на уровне отдельных стран, так и всего союза.

Ограничения, наложенные на некоторые государства-члены, негативно отразились на торговых и финансовых связях, а также участии ЕАЭС в мировой экономике. [7, с.12] Снижение деловой активности в России и Беларуси, чей вес в экономике ЕАЭС составляет около 90%, стало причиной сокращения темпов роста ключевых отраслей.

В связи с этим, инновации выдвигаются как ключевой инструмент для стимулирования экономического роста, модернизации экономики, создания новых рабочих мест, укрепления технологического лидерства и повышения устойчивости к внешним вызовам. Таким образом, развитие инноваций становится стратегически важным направлением для достижения целей ЕАЭС.

Методологическая основа исследования

Для написания работы использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, а также метод обобщения.

Основная часть исследования

На современном этапе развития инновации являются ключевым фактором повышения конкурентоспособности любой экономики. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стоит перед комплексом взаимосвязанных задач, решение которых невозможно без активного внедрения инноваций во всех сферах деятельности. С одной стороны, ЕАЭС необходимо ускорить интеграцию цифровых пространств, реализовать совместные программы импортозамещения, сформировать новые логистические коридоры, выработать общие меры по переходу к углеродной нейтральности, а также устранить барьеры на пути общего евразийского рынка.  Однако, в настоящее время ЕАЭС сталкивается с рядом проблем в инновационной сфере, что объясняется сокращением инвестиций в инновации из-за санкций и ухода иностранных компаний; повышенными рисками для инновационных проектов; сбоями в цепочках поставок высокотехнологичной продукции и ограниченным доступом к иностранным технологиям и знаниям.

Глобальный индекс инноваций (Global Innovation Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций. [1] Динамика позиций стран-членов ЕАЭС в данном  рейтинге за период с 2020 по 2023 годы представлена на рисунке 1. Индекс рассчитан на основе анализа 80 различных параметров, включая оценку политической обстановки, образовательной системы, инфраструктуры и развития знаний в каждой из рассматриваемых стран.

Рисунок 1. — Динамика позиций стран-членов ЕАЭС в Глобальном инновационном индексе за 2020–2023 гг.

Источник: Составлено автором по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности [5]

Среди стран ЕАЭС лидирующие позиции в данном рейтинге занимает Россия, самые низкие позиции демонстрирует Кыргызстан. В 2023 году Россия продемонстрировала спад в инновационном развитии, опустившись с 47-го места в 2022 году до 51-го в списке из 132 стран. Снижение наблюдается как в показателях ресурсной базы для инноваций, так и в их результатах. Несмотря на некоторые сильные стороны, такие как высокий уровень человеческого капитала и опыт ведения бизнеса, России необходимо серьезно улучшить институциональную среду, инфраструктуру и рыночные условия, чтобы стимулировать инновации и поднять свою позицию в рейтинге. [9, с.888]

 Незначительное улучшение рейтинга Казахстана отражает прогресс по показателю результатов креативной деятельности, что способствует его третьему месту среди стран Центральной и Южной Азии.  В свою очередь, значительное снижение индекса Армении указывает на системные проблемы в развитии человеческого капитала и научных исследованиях. Недостаток инвестиций в образование и научные исследования в сочетании с устаревшей инфраструктурой подчеркивает необходимость комплексных реформ для повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности Армении на мировой арене.

Беларусь, несмотря на производство инновационных продуктов, столкнулась со снижением своего рейтинга, что указывает на разрыв между ее инновационным потенциалом и фактическими показателями. Данная тенденция может быть связана с такими проблемами, как ограниченный доступ к финансированию, недостаточная поддержка предпринимательства или отсутствие интеграции в глобальные инновационные сети.  Попадание Кыргызстана во вторую сотню рейтинга свидетельствует о серьезных проблемах в стимулировании инноваций в стране. Низкий уровень подготовки инженеров и специалистов в сочетании с недостаточным исследовательским сотрудничеством между академическими кругами и промышленностью снижает конкурентоспособность Кыргызстана на мировом инновационном рынке.

Рисунок 2. – Валовые расходы стран-членов ЕАЭС на НИОКР,% от ВВП.

Источник: Составлено автором по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности [5]

Таким образом, страны союза в значительной степени отстают от лидеров в области инновационной деятельности. Во всех странах ЕАЭС существуют системные проблемы, препятствующие развитию инноваций. К ним относятся слабая институциональная среда, недостаточная инфраструктура, низкий уровень поддержки предпринимательства и ограниченное интегрирование в глобальные инновационные сети. Финансовые ограничения, или недостаточное финансирование НИОКР, являются серьезным препятствием для развития научно-технологического потенциала в ЕАЭС. Расходы на НИОКР в мировом ВВП устойчиво растут, приближаясь к 4%. В странах ЕАЭС это порядка 1%. [2] С момента образования ЕАЭС в 2015 году не наблюдается тенденция к повышению валовых затрат на НИОКР, что наглядно представлено на рисунке 2.  За период с 2015 по 2023 годы данный показатель для России составлял 1–1,1% от ВВП, только в 2016 году произошло резкое падение до 0,4%. В других странах ЕАЭС расходы на НИОКР составляют менее 1% от ВВП.

Для повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности странам ЕАЭС необходимо провести комплексные реформы в сфере образования, науки, инфраструктуры, государственной поддержки инноваций и международного сотрудничества.

Следовательно, ЕАЭС не может достичь своих стратегических целей без активного развития инноваций. Создание благоприятного климата для инвестиций, упрощение процедур и гарантии защиты прав инвесторов станут стимулом для притока капитала и инноваций.

Так, расширение научно-технического сотрудничества стран ЕАЭС будет способствовать импортозамещению высокотехнологичной продукции. В этой сфере предлагается развивать шесть общих приоритетных направлений: информационно-коммуникационные технологии; биотехнологии, фармакологию и медицину, технологии машиностроения и производства новых материалов и топлива; новые технологии в АПК и добывающих отраслях. [3]

Экспорт высокотехнологичной продукции является крайне важным и значимым показателем, демонстрирующим уровень технологического развития экономики, её перспективы в условиях современной цифровой экономики. [10, с.608.]   Развитие экспорта высокотехнологичной продукции может стать основой для реализации совместных проектов между странами-членами
ЕАЭС. Это позволит им объединить свои ресурсы и технологии
для создания конкурентоспособной продукции. При этом, как отмечается рядом исследователей, существуют некоторые проблемы при осуществлении страновых сравнений экспорта высокотехнологичной продукции. [4] Это объясняется тем, что различные организации и страны классифицируют определенные отрасли как высокотехнологичные. Например, Евростат включает в эту категорию 11 отраслей, в то время как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выделяет 9 таких отраслей. На рисунке 3 представлены показатели объема экспорта стран ЕАЭС  с 2015 по 2021 годы в соответствии статистическими данными, предоставляемыми Всемирным банком. Последние данные по всем странам объединения датируются 2021 годом, так как у России и Беларуси отсутствуют показатели за 2022 год.

Рисунок 3. – Сравнение экспорта высокотехнологичной продукции стран-членов ЕАЭС с США, Китаем и ЕС в млрд. долларов США

Источник: Составлено автором по данным Всемирного Банка [6]

Обобщая данные, представленные на графике, можно сделать вывод о том, что экспорт высокотехнологичной продукции в рамках ЕАЭС не демонстрирует стабильного роста. Показатели в 2021 году практически не отличаются от тех, что были зафиксированы в 2015 году, когда была создана данная организация. Кроме того, совокупный объем экспорта ЕАЭС значительно уступает мировым лидерам. В 2021 году общемировой объем экспорта высокотехнологичной продукции составил 3,45 трлн. долларов, следовательно, доля ЕАЭС составляет 0,42%, ЕС — 22,2%, Китая — 27,31%, США — 4,9 %. Это объясняется ограниченным ростом высокотехнологичного производства в странах ЕАЭС и санкциями, наложенными на Россию, которая является крупнейшей экономикой союза, начиная с 2014 года. С 2022 года ситуация осложнилась еще больше, исходя из показателей Всемирного банка, можно предположить, что Россия пытается переориентировать экспорт высокотехнологичной продукции, осуществляя его через страны ЕАЭС, не попавшие под ограничения : Казахстан (рост с 2,84 млрд. долл. в 2021 до 4,59 млрд. долл. в 2022 году), Армению (рост с 37,5 млн. долл. до 476,7 млн. долл.) и в меньшей степени Киргизию (рост с 87,1 млн. долл. до 134,7 млн. долл.).

Таким образом, в условиях геополитической нестабильности, инвестиции в инновации становятся стратегически важным направлением для развития ЕАЭС. Учитывая специфику ЕАЭС, где страны с богатыми ресурсами объединились со странами, испытывающими их дефицит, особую важность приобретает разработка дифференцированных подходов к развитию. В целом, будущее ЕАЭС и его влияние на мировой геополитический ландшафт во многом будут зависеть от способности стран-членов объединить усилия в сфере инновационного развития.

Заключение

В современных условиях ЕАЭС сталкивается с комплексом взаимосвязанных задач, решение которых невозможно без активного внедрения инноваций во всех сферах деятельности, ускорения интеграции цифровых пространств, разработки совместных программ импортозамещения и формирования новых логистических коридоров.  На основе анализа показателей стран-членов ЕАЭС в Глобальном инновационном индексе можно сделать вывод о том, что страны объединения значительно отстают от мировых лидеров в сфере инноваций из-за системных проблем, таких как недостаточное финансирование НИОКР и ограниченное интегрирование в глобальные инновационные сети.

Развитие экспорта высокотехнологичной продукции представляет собой важный потенциал для совместных проектов между странами-членами ЕАЭС, что позволит им объединить свои ресурсы и технологии для создания конкурентоспособной продукции. Однако, анализ экспорта высокотехнологичной продукции показывает, что рост показателей в рамках ЕАЭС практически отсутствует. Доля экспорта высокотехнологичной продукции ЕАЭС на мировом рынке остается невысокой, что связано с  введенными ограничениями. Решение этих проблем требует совместных усилий стран-членов и разработки стратегий по развитию инноваций в регионе.

Для наращивания инновационного потенциала ЕАЭС необходимо акцентировать внимание на унификации научно-технического и экономического потенциала стран-членов. Это требует масштабной государственной поддержки и создания благоприятных для предпринимательской деятельности условий на всей территории союза. Важное значение имеет также создание унифицированных механизмов контроля и надзора в области инноваций и промышленности для обеспечения успешного технологического развития и поддержки НИОКР.

Библиографический список

1. Мамаризоев Ж. И. Эволюция инновационного развития экономики Узбекистана // JMBM. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-uzbekistana (дата обращения: 22.03.2024).
2. Данюкова М.Н., Нога В.И. Оценка современного состояния системы научно-технического развития в странах-членах ЕАЭС // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-2. – С. 185-190; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3073 (дата обращения: 04.03.2024).
3. ЕЭК. Доклад «О приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза». Опубликовано 24 июня 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
4. Воронина Т.В., Яценко А.Б. Состояние высокотехнологичного экспорта стран ЕАЭС // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. №4.
5. WIPO. Глобальный инновационный индекс 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2023/ (дата обращения: 19.03.2024).
6. High-technology exports (current US$) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD?most_recent_value_desc=true (дата обращения: 19.03.2024).
7. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К., Жакан Т. Развитие системы государственного финансового контроля в странах-членах ЕАЭС // Аудитор. 2019. Т.5 № 12.С. 10-15.
8. Харакоз Ю.К. Интеграция принципов устойчивого развития в практическую деятельность компаний // Экономические исследования и разработки. 2022. № 11-1. С. 19-23.
9. Харакоз Ю.К. Особенности финансового обеспечения направлений стратегии устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 887-890.
10. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.