Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.11.2023

Результативность российской политики импортозамещения в области обеспечения продовольственной безопасности

The effectiveness of the Russian import substitution policy in the field of food security

Самарина Екатерина Михайловна
Бакалавр Дипломатической Академии МИД России
Г. Москва

Samarina Ekaterina Mikhailovna
Bachelor of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В настоящей работе была выявлена актуальность проведения российской политики импортозамещения в области продовольственной безопасности с помощью анализа влияния акселеративного и мультипликативного факторов на сельскохозяйственный сектор России. Было рассмотрено три фактора, влияющих на политику развития страны в аграрном секторе и оценена степень их выполнения. Описана проблематика программы импортозамещения в области обеспечения продовольственной безопасности и изучено влияние реализации рассматриваемой программы на АПК. С помощью корреляционно-регрессионного анализа была выявлена степень влияния ключевых факторов на успешность развития аграрного сектора и с помощью аддитивной модели были построены возможные прогнозные значения для данного сектора.
Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: In this article, the relevance of the Russian import substitution policy in the field of food security was revealed by analyzing the impact of accelerating and multiplicative factors on the agricultural sector of Russia. Three factors influencing the country's development policy in the agricultural sector were considered and the degree of their implementation was assessed. The problems of the import substitution program in the field of food security are described and the impact of the implementation of the program under consideration on the agro-industrial complex is studied. With the help of correlation and regression analysis, the degree of influence of key factors on the success of the development of the agricultural sector was revealed and possible forecast values for this sector were constructed using an additive model.
This article is made within the framework of writing a bachelor's final qualifying work.
The article was carried out under the scientific supervision of Ph.D. in Economics, Associate Professor Kharakoz Yu.K., Department of "World Economy", Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
Ключевые слова: импортозамещение, пищевая промышленность, продовольственная безопасность, акселератор, мультипликатор, аддитивная модель.

Keywords: import substitution, food industry, food security, accelerator, multiplier, additive model.


Введение:

Обеспечение продовольственной безопасности является не только чрезвычайно актуальным и широко обсуждаемым вопросом на мировом уровне, но и важным направлением государственной политики практически в любой стране. Поскольку продовольственная безопасность государства является фундаментом национальной безопасности страны, а также входит в перечень условий, важных для наращивания экономического потенциала страны и достижения социально-значимых задач, в России она выступает в качестве приоритетного направления реализации стратегии национального развития. [8]

Методологическая основа исследования

В процессе работы применялись такие общенаучные методы, как теоретико-методологический, статистический, графический анализ, анализ теоретических концепций, моделирование, симуляция, наблюдение, сравнение, синтез, аналогия и обобщение, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили труды российских, диссертационные исследования по изучаемой проблеме, научные журналы, нормативные правовые акты в сфере продовольственного регулирования, данные национальных статистических органов Российской Федерации, годовые отчеты о прибылях и убытках.

Влияние продовольственного сектора на экономику:

Особую важность направление продовольственной безопасности приобретает из-за нахождения России с 2014 года под постоянным санкционным давлением, усилившимся в 2022 году за счет пакетов санкций, охватывающих разнообразные сектора российской экономики. В частности, санкциями были затронуты «сильные стороны» России — ее экспортоориентированные отрасли, такие как нефтяная промышленность, металлургия, химическая промышленность, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Многие из данных отраслей были в определенной степени зависимы от импортируемой продукции, будь то специализированные станки или же семенная продукция, и нуждаются в государственной поддержке для активизации реализации политики импортозамещения, в том числе и в области обеспечения продовольственной безопасности. В случае неудовлетворительной реализации данной программы высок риск ухудшения как состояния аграрного сектора российской экономики и снижения объема и качества доступного для населения продовольствия, так и состояния экономики в целом из-за влияния мультипликативного и акселеративного эффектов, например, за счет уменьшения покупки сельскохозяйственной техники произойдет снижение спроса на металл, что повлечет за собой эффект каскада. [5], [6], [12]

Рисунок 1. Общий возможный убыток в период с 2023 по 2026 годы (в млн. рублей)

Источник: Данные для подсчета были взяты с сайта Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат)

Вероятные санкционные потери в секторе АПК:

Важно отметить, что общий возможный убыток в 2023 году в 834,1 млрд рублей несильно превосходит объем общих инвестиций размером 559,73 млрд рублей благодаря низкому значению акселеративного коэффициента в 1,49, однако этот показатель все же является значительным, и его снижение может привести к резкому ухудшению экономической ситуации в стране. Значение акселеративного коэффициента находится на низком уровне по целому ряду причин: общий мультипликативный коэффициент российских акций ниже такого в развитых странах (Россия ≈ 7,46, что в практически в два раза ниже, чем в США), санкционное давление как на сельскохозяйственный сектор, так и на страну в целом, низкая рентабельность предприятий (согласно информации Национального доклада РФ доля низкорентабельных предприятий составляет 44,3%, а доля нерентабельных предприятий составляет 13,3%).  Вышеуказанные данные показывают, что сельскохозяйственный сектор является одной из важнейших составляющих в жизни страны, и трудности, с которыми сталкиваются аграрии, могут повлиять не только на сектор и экономику в целом, но и впоследствии привести к снижению уровня жизни россиян, в чем и выражается актуальность проблемы обеспечения продовольственной безопасности в рамках программы импортозамещения.

С другой стороны, стоит отметить, что несмотря на целый ряд проблем, которые пока еще присутствуют в сельскохозяйственном секторе России, таких как, например, низкая платежеспособность россиян, отсутствие мелких и средних фермерств из-за большого количества крупных монопольных сельскохозяйственных предприятий, сильная зависимость агропромышленного комплекса от энергоресурсов — государству удается выстраивать грамотную политику развития. Для выстраивания данной политики необходимо выполнение 3 пунктов: физическая доступность продуктов питания, экономическая доступность продовольствия и качество продуктов питания.

Первые два пункта российские аграрии выполняют благодаря сравнительно более низкой цене на продукты. Средний мировой уровень поддержки аграриев, если измерять в процентах от общего дохода фермерского хозяйства, составляет 12%. Многие развитые страны не только субсидируют производителей больше среднего по всему миру, но и стараются сохранять высокий уровень занятости в этой сфере. Например, во Франции, где уровень трудоспособного населения, занятого в сельском хозяйстве, составляет около 7%. Россия немного отстает от среднемирового показателя по данному значению, но выигрывает в программе кредитования, поскольку хозяйства имеют возможность взять кредит на собственное развитие по довольно низкой процентной ставке – до 5%. [7]

Некоторые трудности возникают в сфере качества получаемой продукции. Согласно информации Национального доклада РФ, около 5% получаемой продукции не подходят под требования необходимых стандартов. Однако планы и методики по улучшению данной ситуации изложены в центральном документе в области обеспечения продовольственной безопасности — Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Представленные в документе направления государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности затрагивают следующие аспекты сельского хозяйства и улучшения качества его продукции:

  • Согласно п. 18 в) государственная социально-экономическая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности нацелена на формирование резерва сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в связи с чем появляется необходимость стимулировать развитие отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности;
  • В соответствии с п. 19 а) в области производства сельскохозяйственной продукции и сырья необходимо обеспечить более высокую урожайность сельскохозяйственных культур и начать использование свободных пахотных земель; таким образом обеспечивается наиболее полная реализация потенциала России в области сельского хозяйства;
  • П. 21. г) гласит, что для обеспечения безопасности и качества продовольствия государству следует улучшить организацию контроля качества и безопасности пищевой продукции, что, во-первых, повысит качество продовольствия, а во-вторых обеспечит повышение внутреннего спроса на него;
  • Согласно п. 23 а) обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений, улучшение качества жизни их жителей приведет к росту добычи в сфере рыболовства, что способствует поступлению на российский рынок большего количества отечественной рыбной продукции и др. [1]

Таким образом, представленные в Доктрине направления обеспечения продовольственной безопасности нацелены не только на повышение качества создаваемой пищевой продукции, но и на улучшение условий, при которых выращивают продовольствие, повышение качества жизни населения, занятого в аграрном секторе, а также обеспечение наиболее эффективного использования плодородных пахотных земель, что способствует наполнению российского рынка продукцией собственного производства. Благодаря такому комплексному подходу высока вероятность успешного осуществления программы импортозамещения. [11]

Программы помощи, поддержки и развития, реализуемые правительством:

В настоящий момент каждый из государственных институтов реализует собственные меры по обеспечению продовольственной безопасности:

  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации приняло несколько приказов в сфере соблюдения ветеринарно-санитарных требований по экспертизе животноводческой продукции;
  • По данным Федерального агентства по рыболовству, в первые два квартала 2022 года производство рыбы и рыбных продуктов выросло на 1,3% по сравнению с тем же периодом в 2021 году;
  • В соответствии с государственным аграрным университетом имени Тимирязева, население обеспечено продовольствием даже сверх рациональной нормы (см. таблицу 1), но при этом все еще наблюдается зависимость от западных технологий по товарам с высокой добавленной стоимостью, что может быть решено с помощью разработки инновационных проектов и внедрению экономических и административных мер регулирования и др.

Таблица 1

Среднедушевое потребление продуктов питания в 2020 году [3], [15]

Источник: Аналитический вестник «О реализации доктрины продовольственной безопасности РФ»

            Острой все также остается проблема импортозамещения. Несмотря на попытки правительства России с 2014 года перейти к показателю полного импортозамещения, достичь его оказалось не так просто. Зависимость России от иностранных поставщиков отчасти сохраняется, начиная закупок оборудования и заканчивая приобретением кормов, саженцев и семян:

  • На начало 2022 года около 40% добавленной стоимости в агропродовольственном секторе было создано с помощью иностранного участия, констатировали эксперты Coface.
  • Определенная доля зависимости от импорта сохраняется по семенам основных сельскохозяйственных культур. Среди них отечественной селекции – 60,3% (на 14,7 п.п. ниже чем в 2021 году). Ежегодно в Российской Федерации высевают около 10 млн т семян сельскохозяйственных растений, из них в 2022 г. доля семян иностранной селекции кукурузы составила 55,89%, сахарной свеклы – 97,22%, яровые зерновые и зернобобовые культуры — 30,86%. Однако среди принятых мер государственной поддержки по семеноводству, к которым относятся поддержка элитного семеноводства, создания и (или) модернизации селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, льготное инвестиционное кредитование, была принята программа по поддержке производства семян иностранной селекции, произведенных на территории Российской Федерации. Ежегодно увеличивается доля семян, что свидетельствует о локализации их производства, (33,23% гибридов подсолнечника, 66,37 – картофеля и 24,70% – кукурузы).
  • Высокий износ материально-технической базы, где процент полного износа оборудования достиг 10,7%, в степень частичного износа достигла 43,4%. Большая часть оборудования является импортной и оперативно заменить ее на отечественную, в данный момент, не представляется возможным. [2]

Таким образом, для Российской Федерации сегодня приоритетом является повышение продовольственной безопасности при ориентации на импортозамещение. [9]

Некоторые эксперты отмечают, что именно активное импортозамещение в российской экономике, несмотря на большое количество проблем, трудностей и все еще нерешенных вопросов, позволило предпринимателям в АПК продолжить свою деятельность, сохранить объемы производства, а также реализовать возможности для расширения хозяйственной деятельности. Активная переориентация на ведение деятельности с странами Востока, заключение новых взаимовыгодных контрактов по продаже продукции АПК позволили в некоторой степени нивелировать давление, оказываемое санкциями. [10]

Однако на успешное функционирование сектора также влияют другие показатели, в связи с чем необходимо проанализировать степень их влияния и построить возможные прогнозные значения для данного сектора. [18]

Построение аддитивной модели:

Для анализа был взят ряд ключевых показателей: сальдированный финансовый результат организаций сельскохозяйственного сектора, в качестве зависимого фактора (y) и инвестиции в основной капитал(x1), наличие основных фондов(x2), средние расходы на заработную плату(x6) (состоящие из среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в организациях(x3), среднегодовой численности занятых(x4)) и количество рабочих мест(x5), в качестве независимых факторов.

Основываясь на первоначальных данных, собранных за 2003-2022 годы, и данных, полученных с помощью матрицы парных корреляций, а также благодаря регрессионному анализу, были выбраны показатели x1, x2 и x6, как наиболее значимые и имеющие наибольшее влияние, и было получено линейное уравнение y=-81614,4+0,29*x1+0,08*x2-0,54*x6, объясняющее степень влияния указанных факторов на результирующий фактор.

Таблица 2

Коэффициенты линейной многофакторной модели

Полученное уравнение в целом является адекватным и значимым, что подтверждают критерий Фишера, значения средней ошибки аппроксимации и критерий величины коэффициента детерминации.

Для построения прогноза на основе квартальных значений сальдированного финансового результата, была выбрана аддитивная модель, так как исходные данные обладают сезонностью (см. рисунок 2). По оси абсцисс указаны рассматриваемые и прогнозируемые периоды (кварталы) по номерам, по оси ординат – значения сальдированного финансового результата организаций сельскохозяйственного сектора.

Рисунок 2. Аддитивная модель

Полученные данные отображены на графике. Смоделированные значения близки к фактическим значениям и имеют расхождения в неурожайные годы или годы с избыточным сбором продуктов. Прогнозные значения близки к значениям, которые доступны на данный момент, в связи с чем, прогноз на текущий квартал 2023 года с высокой долей вероятности также будет близко соответствовать будущим фактическим данным.

Заключение:

Таким образом, в ходе проведения комплексного анализа текущего состояния АПК и проблем, которые присутствуют в секторе на данный момент, был получен следующий вывод: программы импортозамещения, проводимые в стране, оказались результативными и позволили избежать экономического коллапса. В дополнение, АПК РФ, согласно полученным моделям и прогнозным значениям, показывает признаки роста и может превзойти показатели прошлых лет, установив новый рекорд. Для дальнейшего развития в данном секторе критически важно продолжить реализацию программы импортозамещения, развивать внешнеторговые связи, а также оказывать поддержу аграриям России при помощи субсидий, льготных кредитов и привлекать новые инвестиции. [17]

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/?ysclid=lod5alsqeg483405405 (Дата обращения 02.11.2023);
2. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями и дополнениями), - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://base.garant.ru/70210644/?ysclid=ljez26jstw190101564#friends (Дата обращения 02.11.2023);
3. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2023 г. № 1810-р «Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2022 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/ef0/rbsqtwsx9le16np8ifivhw317mat1cr5.pdf?ysclid=loe0tqmh2p16630003 (Дата обращения 02.11.2023);
4. Сайт Организации Объединенных Наций. Народорнаселение - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.un.org/ru/global-issues/population (дата обращения: 30.10.2023);
5. Роман Кобленц. Что такое мультипликаторы и как ими пользоваться - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/multilplicator/ (дата обращения: 08.11.2023);
6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Статистический сборник. Сельское хозяйство в России в 2021 году - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/S-X_2021.pdf (дата обращения: 01.11.2023);
7. Агроинвестор: В 2024 году финансирование госпрограммы развития АПК может увеличиться на 17,5% - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/investments/news/41086-v-2024-godu-finansirovanie-gosprogrammy-razvitiya-apk-mozhet-uvelichitsya-na-17-5/ (дата обращения: 01.11.2023);
8. Прудиус Е.В. Продовольственная безопасность – фундамент экономической безопасности страны // Проблемы рыночной экономики. – 2023. – № 2. – С. 112-124;
9. Барчо М.Х., Денисенко К.М., Сало А.Д., Уткин А.И. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях действия санкций // Вестник Академии знаний – 2023. – № 54(1). – С. 51-56;
10. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Продовольственная безопасность России в условиях санкционных ограничений // International agricultural journal – 2023. – № 1. – С. 171-190;
11. Чигвинцев В.В. Доктрина продовольственной безопасности России: становление, законодательное регулирование, проблемы практической реализации // Северо-Кавказский юридический вестник – 2014. – № 2. – С. 85-88;
12. БКС Экспресс: Мультипликатор EV/EBITDA. Как его считать и использовать - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/mul-tiplikator-ev-ebitda-kak-ego-schitat-i-ispol-zovat (дата обращения: 08.11.2023);
13. Парфенова В.И. Эффект мультипликатора в российской экономике // «CHRONOS» мультидисциплинарные науки– 2022. – Том 6 № 3(65). – С. 131-136;
14. Предварительные итоги АПК и пищевой отрасли России в 2022 году от экспертов INFOLine - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/predvaritelnye-itogi-apk-i-pishchevoy-otrasli-rossii-v-2022-godu-ot-ekspertov-infoline/ (дата обращения: 11.11.2023);
15. А у нас субсидий море, а у вас чего такого? Обзор господдержки фермеров в разных странах - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/a-u-nas-subsidij-more-a-u-vas-chego-takogo-obzor-gospodderzhki-fermerov-v-raznyh-stranah (дата обращения: 09.11.2023);
16. РБК: Эксперты назвали самые изменившиеся из-за санкций отрасли экономики - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/10/2019/5db1a76a9a794744a5d6e13a (дата обращения: 8.11.2023);
17. Топ 12 стран, в которых лучше всего развито сельское хозяйство - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/top-10-stran-v-kotoryh-luchshe-vsego-razvito-sel-skoe-hozjajstvo (дата обращения: 09.11.2023);
18. Игорь Терентьев. Льгота 0%: как три агрохолдинга заработали за год 100 млрд рублей прибыли - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/480564-l-gota-0-kak-tri-agroholdinga-zarabotali-za-god-100-mlrd-rublej-pribyli (дата обращения: 06.11.2023);
19. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). О финансовых результатах деятельности организаций в 2022 году - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/34_10-03-2023.html (дата обращения: 11.11.2023);
20. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). О финансовых результатах деятельности организаций в 2021 году- [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/36_09-03-2022.html (дата обращения: 11.11.2023);
21. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. Статистический сборник - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/selhoz15.pdf (дата обращения: 11.11.2023);
22. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Финансовые результаты организаций, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве, охоте и предоставлении услуг в этих областях - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b11_38/IssWWW.exe/Stg/07-01.htm (дата обращения: 11.11.2023);
23. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Инвестиции в основной в Российской Федерации в 2009 году - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b10_04/isswww.exe/stg/d04/3-inv.htm (дата обращения: 11.11.2023);
24. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Инвестиции в основной в Российской Федерации в 2007 году - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b08_04/IssWWW.exe/Stg/05/1-inv.htm (дата обращения: 11.11.2023);