Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.12.2024

Влияние пандемии Covid-19 на отрасли экономики в России

The impact of the Covid-19 pandemic on industries in Russia

Афанасьева Оксана Николаевна,
Медведева Божена Денисовна


1. доктор экономических наук,
профессор кафедры финансов и валютно-кредитных отношений
ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли
Министерства экономического развития Российской Федерации»
ВАВТ Минэкономразвития России,
2. студент бакалавриата,
факультета международных финансов
ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли
Министерства экономического развития Российской Федерации»
ВАВТ Минэкономразвития России,

Afanasyeva O.N.
Medvedeva B. D.
1. Doctor of Economics,
Professor of the Department of Finance and Monetary Relations,
Russian Foreign Trade Academy
Ministry of Economic Development of the Russian Federation
Moscow, Russia
2. Bachelor student,
Faculty of International Finance
Russian Foreign Trade Academy
Ministry of Economic Development of the Russian Federation
Moscow, Russia
Аннотация: Весной 2019 года мир столкнулся с пандемией коронавируса, которая оказала мощный эффект на многие отрасли в жизни людей по всему миру. Большинство стран оказались не готовы к такому потрясению: снижение ВВП, увеличение безработицы, финансовые трудности бизнеса – все это последствия тяжелого периода в странах мира, который длился целых 3 года. В данной статье рассмотрено влияние пандемии коронавируса на отрасли российской экономики, приведены показатели по отдельным отраслям, например, по перевозкам, туризму, сфере общественного питания.

Abstract: In the spring of 2019, the world faced a coronavirus pandemic that had a powerful effect on many sectors in the lives of people around the world. Most countries were unprepared for such a shock: a decrease in GDP, an increase in unemployment, and financial difficulties of businesses were all consequences of a difficult period in countries around the world that lasted as long as 3 years. This article considers the impact of the coronavirus pandemic on the sectors of the Russian economy, provides indicators for individual industries, for example, transportation, tourism, catering.
Ключевые слова: пандемия, Covid-19, коронавирус, отрасли экономики, экономические последствия, перевозки, туризм, общественное питание, экономические показатели.

Keywords: pandemic, Covid-19, coronavirus, economic sectors, economic consequences, transportation, tourism, catering, economic indicators.


Тема коронавируса и его последствий для бизнеса стала особенно актуальной в исследованиях ученых. Пандемия кардинально изменила многие сферы, что привело к росту интереса к вопросам адаптации компаний к новым условиям. Экономисты активно исследуют, как малый и средний бизнес справляется с вызовами, связанными с ограничениями и изменениями в потребительских привычках, обращают внимание на инновационные решения, которые помогают компаниям выживать и развиваться в условиях кризиса. Растет интерес к анализу долгосрочных экономических последствий пандемии, что создает богатую почву для дискуссий и исследований. Вопросы динамики отраслевой структуры экономики России развиты в работах Сухарева О.С. [8, 9, 10], Афанасьевой О.Н. [1, 7]. Также различными учеными активно исследуется влияние пандемии на отрасли экономики [2, 3, 4, 5, 6, 11].

Первые сообщения о возникновении нового коронавируса поступили из Китайской Народной Республики в конце декабря 2019 года. В начале 2020 года случаи заражения вирусом были зарегистрированы за пределами Китая. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально признала COVID-19 пандемией, подчеркнув глобальный характер его распространения.

Из-за полного или частичного закрытия границ, изоляций и введения карантина пришлось остановить поставки и производство многих товаров и осуществление определенных услуг, что в свою очередь негативно повлияло на реализацию различных сфер бизнеса.

Самые крупные потери понесли такие виды деятельности, как[1]:

  • Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки
  • Культура, организация досуга и развлечений
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
  • Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма
  • Гостиничный бизнес
  • Общественное питание
  • Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
  • Деятельность по организации конференций и выставок
  • Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению

В конце января Россия ограничила свои границы с Китаем с целью предотвращения распространения вируса. Ограничения затронули автомобильные, железнодорожные и авиационные перевозки. В результате данного решения транспортные компании понесли значительные финансовые потери.

По данным рисунка 1 можно заметить, что авиакомпании понесли самые крупные убытки, которые составили 112,6 млрд. руб. Согласно оценкам Сбербанка, расходы граждан России на авиабилеты в первую неделю самоизоляции сократились на 92,6% [2].

На втором месте идут железные дороги и такси, чьи убытки составили 29.9 млрд. руб. и 27.4 млрд. руб. соответственно. Потери в этих сегментах могут быть обусловлены снижением пассажиропотока, отменой поездов и уменьшением грузоперевозок. Наименьшие потери понес каршеринг – 0.9 млрд. руб.[3]

Рисунок 1. Потери российских транспортных компаний от ограничений в связи с коронавирусом, млрд руб.[4]

Далее подробнее рассмотрим, как именно пандемия повлияла на бизнес авиакомпаний. Общий пассажирооборот в 2020 году упал на 47,5% по сравнению с 2019 годом[5]. По данным, представленным на сайте «Аэрофлота» количество пассажиров в 2019 году составило 37,2 млн., 11,6 млн., 10,3 млн. и 1,7 млн. в таких авиакомпаниях как «Аэрофлот», «Россия», «Победа» и «Аврора» соответственно[6]. В 2020 году в условиях пандемии число пассажиров значительно снизилось и составило в самой крупной авиакомпании страны – «Аэрофлот» – 14,6 млн человек, снизившись на 50,3%, в «России» – 5,7 млн., в «Победе» – 9,1 млн. и в «Авроре» – 0,8 млн.[7]

На рисунке 2 можно заметить, как менялась выручка «Аэрофлота» по годам. В год начала пандемии она составила 302,2 млрд. руб., снизившись на 55,4% по сравнению с предыдущим годом.

Рисунок 2. Выручка компании «Аэрофлот» в 2019-2023гг., млрд руб.[8]

Довольно сложная ситуация наблюдалась на рынке российского туризма. По оценкам, российская туристическая отрасль потеряла около 1,5 триллиона рублей в 2020 году[9]. Это связано с резким падением числа выездных поездок и отменой туров.

В 2020 году произошло существенное снижение показателя въезда иностранных туристов по отношению к 2019 году. Число прибытий в Россию сократилось с 24,418,749 человек до 6,358,959 млн.[10] Также сократилось и число зарубежных поездок российских граждан (рисунок 3). В 2019 году данный показатель был равен 45,3 млн., а уже в марте следующего года стал резко падать, снизившись примерно на 33 млн. В 2021 и 2022 годах количество поездок постепенно увеличивается, однако не достигает уровней 2019 года[11].

Рисунок 3. Число выездных туристических поездок граждан РФ за рубеж в 2019-2022гг., млн чел.[12]

На рисунке 4 представлена динамика внутреннего турпотока в России 2019-2021гг. в %. В начале 2020 года наблюдается резкое падение, что связано с началом пандемии COVID-19. В апреле спад достигает 50%, далее небольшой рост и снова спад[13]. Общая численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях упала на 2,6 млн. руб.[14] В 2021 году происходит значительный рост, особенно в мае, что связано с улучшением ситуации с пандемией и возобновлением туристической активности. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа путешествий по территории России среди граждан, отдыхавших за рубежом летом 2019 года. Наиболее востребованными внутренними туристическими направлениями стал Крым, Краснодарский край и Сочи, так, например­, по данным таблицы 1 можно заметить, что общая численность лиц, размещенных в санаторно-курортных организациях, превысила итоги 2019 года. Также стали востребованы курорты республики Бурятии благодаря оздоровительному климату и источникам минеральных вод. Кроме того, 2021 году Россия пережила настоящий взлет внутреннего туризма в таких направлениях как Москва, Санкт-Петербург, Калининград и Золотое кольцо. Можно сделать вывод о том, что пандемия и связанные с ней ограничения на передвижение, а также закрытие границ большинства стран мира способствовали росту внутреннего туризма в России. В результате этого впервые за продолжительный период наблюдается существенное увеличение внутреннего туристического потока при одновременном сокращении выездного туризма. В конце 2021 года цифры становятся практически такими же, как и в 2019 году.

Рисунок 4. Динамика внутреннего турпотока в России 2019-2021гг. в %[15]

Таблица 1

Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, млн чел.[16]

Общественное питание не стало исключением негативного влияния Covid-19. Многие рестораны, кафе и бары были вынуждены закрыться или стали ограничены в своей работе.

В 2020 году российский рынок общественного питания столкнулся с существенным спадом, сократившись на 21%[17]. Рисунок 6 отображает, как менялся оборот рынка общественного питания в России в 2019-2023гг., трлн руб. Внедрение многочисленных ограничений в отношении кафе, ресторанов, баров, столовых и других предприятий общественного питания привело к значительным финансовым потерям, оцениваемым в 1,35 триллиона рублей. Пик спада пришелся на апрель и май, когда выручка предприятий общественного питания снизилась на 52,6% и 52,9% соответственно[18].

Рисунок 5. Оборот рынка общественного питания в России в 2019-2023гг., трлн руб.[19]

В 2021 году благодаря снятию многих ограничений, развитию внутреннего туризма, а также развитию услуг доставки еды, оборот рынка общественного питания вырос до 33%[20].

На рисунке 6 показано изменение динамики объема доставки еды в 2018-2022 гг. В 2020 году объем вырос до 316,4 млрд. рублей, что связано с ростом спроса на доставку еды во время пандемии COVID-19. В 2021 темпы роста снизились на 9%, а объем рынка вырос до 506,3 млрд. руб.

Рисунок 6.  Динамика объема рынка доставки еды, 2018-2022 гг., млрд руб.[21]

Согласно данным на рисунке 7, существует три способа доставки: доставка агрегатора, собственная доставка и курьерская служба и такси. Доставка агрегатора составляет 40%. Это подразумевает использование сторонних агрегаторов или платформ доставки, таких как Яндекс.Еда, Delivery Club, Uber Eats и других. Доля собственной доставки равна 32%. На последнем месте стоит курьерская служба и такси – 4%.

Рисунок 7. Способы доставки товаров, %[22]

Таким образом, коронавирус нанес огромный ущерб российской экономике. Из-за частичного или полного закрытия границ, введения карантина, ограничения в производстве сырья, товаров и услуг многие малые и средние предприятия столкнулись с временным закрытием или банкротством. В 2020 году в Российской Федерации наблюдалось существенное увеличение числа ликвидированных предприятий. По сравнению с 2019 годом, их количество возросло в 2,3 раза и составило 1,54 млн. руб.[23] Данная тенденция привела к значительным потерям рабочих мест среди населения. Уровень безработицы в стране вырос до 5,9% в 2020 году[24]. Все это привело к снижению ВВП на 3,1% в 2020 год, что стало одним из самых значительных падений за последние годы[25].

Однако, из-за негативного влияния короновирусной инфекции на некоторые сферы бизнеса, она смогла стать толчком в развитии внутреннего туризма; цифровых платформ (бизнесы и государственные учреждения начали активно внедрять онлайн-сервисы, что повысило доступность услуг); также была проведена поддержка малого и среднего, что позволило некоторым компаниям адаптироваться и выжить.

[1] http://static.government.ru/media/files/CGHHI9UNm6PFNfn2X2rdgVW9fo757i7A.pdf

[2] https://www.rbc.ru/finances/08/04/2020/5e8d88b49a7947f62a2c677e

[3] file:///C:/Users/bogen/Downloads/KOM_067_001.pdf

[4] file:///C:/Users/bogen/Downloads/KOM_067_001.pdf

[5] https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7378

[6] https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru__1_.pdf

[7] https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/reports/annual_reports/ar2020_rus.pdf

[8]https://ir.aeroflot.com/fileadmin/user_upload/files/eng/companys_reporting/annual_reports/Aeroflot_AR_2023_ENG.pdf

[9] https://www.rbc.ru/business/02/10/2020/5f7706449a7947084e8ad7f6

[10] https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislo-vezdnykh-turistskikh-poezdok-inostrannykh-grazhdan-v-rossiyskuyu-federatsiyu-rosstat/

[11] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_out_tur.html

[12] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_out_tur.html

[13] https://1economic.ru/lib/114074

[14] https://fedstat.ru/indicator/42102

[15] https://1economic.ru/lib/114074

[16] https://fedstat.ru/indicator/42102

[17] https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России#

[18] https://retailer.ru/rosstat-oborot-zavedenij-obshhepita-v-2020-godu-upal-bolee-chem-na-20/

[19] https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России#

[20] https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России#

[21] https://marketing.rbc.ru/articles/14230/

[22] https://journal.tinkoff.ru/media/dostavka-gotovoj-edy-iz-restoranov-2023.u12td8rxdhfz..pdf

[23] https://iz.ru/1116226/2021-01-26/bolee-15-mln-biznesov-zakrylos-po-itogam-2020-goda

[24] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/BCqQK9QM/zanyatost.pdf

[25] https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/113015

Библиографический список

1. Афанасьева О.Н. Развитие теории экономической политики роста: распределение монетарных инструментов по целям и структуре экономики: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 5.2.1. - М. 2023. – 399с.
2. Балашов А.М., Подкорытова Л.В. Особенности развития отраслей экономики России в период пандемии короновирусной инфекции // Теоретическая экономика. – 2023. - №6 (102). – С. 54-63.
3. Кузнецова Г.В. Пандемия, цифровизация и прямые иностранные инвестиции // Финансы, деньги, инвестиции. – 2020. - № 1 (73). – С. 3-9.
4. Николаев И.А. Отрасли российской экономики и формирование ее новой модели в кризис, связанный с пандемией covid-19 // Общество и экономика. – 2022. – № 12. – С. 56-74.
5. Новикова М.Е. Оценка инвестиционной привлекательности отраслей экономики во время пандемии // Современные тренды развития регионов: управление, право, экономика, социум: Материалы XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Челябинск, 21-22 апреля 2021 г.). – Челябинск: Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". – Т. Ч. 2 – С. 315-317.
6. Плотников А. В. Влияние пандемии на отдельные отрасли экономики (на примере образования) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2020. - №4 (46). – С. 40-44.
7. Сухарев О.С., Афанасьева О.Н. Распределение влияния инструментов монетарной и фискальной политики по технологическим укладам и секторам экономики // Финансы: теория и практика. – 2023. – Т. 27, № 3. – С. 6-16.
8. Сухарев О.С. Развитие промышленности России: некоторые закономерности и перспективы // Journal of new economy. – 2024. – Т. 25, № 1. – С. 6-11
9. Сухарев О.С. Промышленное развитие России: анализ и перспективы // Управление развитием крупномасштабных систем (mlsd'2023): Труды Шестнадцатой международной конференции (М., 26-28 сентября 2023 г.). – М: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2023. – С. 79-83.
10. Сухарев О.С. Специфика технологического развития России // Экономические стратегии. – 2023. – Т. 24, № 4. – С. 64-71.
11. Хоминич И.П. Гибридные войны и covid-19 - новые факторы международных финансов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2020. - № 3 (75). – С. 3-8.