Abstract: In the spring of 2019, the world faced a coronavirus pandemic that had a powerful effect on many sectors in the lives of people around the world. Most countries were unprepared for such a shock: a decrease in GDP, an increase in unemployment, and financial difficulties of businesses were all consequences of a difficult period in countries around the world that lasted as long as 3 years. This article considers the impact of the coronavirus pandemic on the sectors of the Russian economy, provides indicators for individual industries, for example, transportation, tourism, catering.
Keywords: pandemic, Covid-19, coronavirus, economic sectors, economic consequences, transportation, tourism, catering, economic indicators.
Тема коронавируса и его последствий для бизнеса стала особенно актуальной в исследованиях ученых. Пандемия кардинально изменила многие сферы, что привело к росту интереса к вопросам адаптации компаний к новым условиям. Экономисты активно исследуют, как малый и средний бизнес справляется с вызовами, связанными с ограничениями и изменениями в потребительских привычках, обращают внимание на инновационные решения, которые помогают компаниям выживать и развиваться в условиях кризиса. Растет интерес к анализу долгосрочных экономических последствий пандемии, что создает богатую почву для дискуссий и исследований. Вопросы динамики отраслевой структуры экономики России развиты в работах Сухарева О.С. [8, 9, 10], Афанасьевой О.Н. [1, 7]. Также различными учеными активно исследуется влияние пандемии на отрасли экономики [2, 3, 4, 5, 6, 11].
Первые сообщения о возникновении нового коронавируса поступили из Китайской Народной Республики в конце декабря 2019 года. В начале 2020 года случаи заражения вирусом были зарегистрированы за пределами Китая. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально признала COVID-19 пандемией, подчеркнув глобальный характер его распространения.
Из-за полного или частичного закрытия границ, изоляций и введения карантина пришлось остановить поставки и производство многих товаров и осуществление определенных услуг, что в свою очередь негативно повлияло на реализацию различных сфер бизнеса.
Самые крупные потери понесли такие виды деятельности, как[1]:
- Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки
- Культура, организация досуга и развлечений
- Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
- Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма
- Гостиничный бизнес
- Общественное питание
- Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
- Деятельность по организации конференций и выставок
- Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению
В конце января Россия ограничила свои границы с Китаем с целью предотвращения распространения вируса. Ограничения затронули автомобильные, железнодорожные и авиационные перевозки. В результате данного решения транспортные компании понесли значительные финансовые потери.
По данным рисунка 1 можно заметить, что авиакомпании понесли самые крупные убытки, которые составили 112,6 млрд. руб. Согласно оценкам Сбербанка, расходы граждан России на авиабилеты в первую неделю самоизоляции сократились на 92,6% [2].
На втором месте идут железные дороги и такси, чьи убытки составили 29.9 млрд. руб. и 27.4 млрд. руб. соответственно. Потери в этих сегментах могут быть обусловлены снижением пассажиропотока, отменой поездов и уменьшением грузоперевозок. Наименьшие потери понес каршеринг – 0.9 млрд. руб.[3]
Рисунок 1. Потери российских транспортных компаний от ограничений в связи с коронавирусом, млрд руб.[4]
Далее подробнее рассмотрим, как именно пандемия повлияла на бизнес авиакомпаний. Общий пассажирооборот в 2020 году упал на 47,5% по сравнению с 2019 годом[5]. По данным, представленным на сайте «Аэрофлота» количество пассажиров в 2019 году составило 37,2 млн., 11,6 млн., 10,3 млн. и 1,7 млн. в таких авиакомпаниях как «Аэрофлот», «Россия», «Победа» и «Аврора» соответственно[6]. В 2020 году в условиях пандемии число пассажиров значительно снизилось и составило в самой крупной авиакомпании страны – «Аэрофлот» – 14,6 млн человек, снизившись на 50,3%, в «России» – 5,7 млн., в «Победе» – 9,1 млн. и в «Авроре» – 0,8 млн.[7]
На рисунке 2 можно заметить, как менялась выручка «Аэрофлота» по годам. В год начала пандемии она составила 302,2 млрд. руб., снизившись на 55,4% по сравнению с предыдущим годом.
Рисунок 2. Выручка компании «Аэрофлот» в 2019-2023гг., млрд руб.[8]
Довольно сложная ситуация наблюдалась на рынке российского туризма. По оценкам, российская туристическая отрасль потеряла около 1,5 триллиона рублей в 2020 году[9]. Это связано с резким падением числа выездных поездок и отменой туров.
В 2020 году произошло существенное снижение показателя въезда иностранных туристов по отношению к 2019 году. Число прибытий в Россию сократилось с 24,418,749 человек до 6,358,959 млн.[10] Также сократилось и число зарубежных поездок российских граждан (рисунок 3). В 2019 году данный показатель был равен 45,3 млн., а уже в марте следующего года стал резко падать, снизившись примерно на 33 млн. В 2021 и 2022 годах количество поездок постепенно увеличивается, однако не достигает уровней 2019 года[11].
Рисунок 3. Число выездных туристических поездок граждан РФ за рубеж в 2019-2022гг., млн чел.[12]
На рисунке 4 представлена динамика внутреннего турпотока в России 2019-2021гг. в %. В начале 2020 года наблюдается резкое падение, что связано с началом пандемии COVID-19. В апреле спад достигает 50%, далее небольшой рост и снова спад[13]. Общая численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях упала на 2,6 млн. руб.[14] В 2021 году происходит значительный рост, особенно в мае, что связано с улучшением ситуации с пандемией и возобновлением туристической активности. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа путешествий по территории России среди граждан, отдыхавших за рубежом летом 2019 года. Наиболее востребованными внутренними туристическими направлениями стал Крым, Краснодарский край и Сочи, так, например, по данным таблицы 1 можно заметить, что общая численность лиц, размещенных в санаторно-курортных организациях, превысила итоги 2019 года. Также стали востребованы курорты республики Бурятии благодаря оздоровительному климату и источникам минеральных вод. Кроме того, 2021 году Россия пережила настоящий взлет внутреннего туризма в таких направлениях как Москва, Санкт-Петербург, Калининград и Золотое кольцо. Можно сделать вывод о том, что пандемия и связанные с ней ограничения на передвижение, а также закрытие границ большинства стран мира способствовали росту внутреннего туризма в России. В результате этого впервые за продолжительный период наблюдается существенное увеличение внутреннего туристического потока при одновременном сокращении выездного туризма. В конце 2021 года цифры становятся практически такими же, как и в 2019 году.
Рисунок 4. Динамика внутреннего турпотока в России 2019-2021гг. в %[15]
Таблица 1
Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, млн чел.[16]
Общественное питание не стало исключением негативного влияния Covid-19. Многие рестораны, кафе и бары были вынуждены закрыться или стали ограничены в своей работе.
В 2020 году российский рынок общественного питания столкнулся с существенным спадом, сократившись на 21%[17]. Рисунок 6 отображает, как менялся оборот рынка общественного питания в России в 2019-2023гг., трлн руб. Внедрение многочисленных ограничений в отношении кафе, ресторанов, баров, столовых и других предприятий общественного питания привело к значительным финансовым потерям, оцениваемым в 1,35 триллиона рублей. Пик спада пришелся на апрель и май, когда выручка предприятий общественного питания снизилась на 52,6% и 52,9% соответственно[18].
Рисунок 5. Оборот рынка общественного питания в России в 2019-2023гг., трлн руб.[19]
В 2021 году благодаря снятию многих ограничений, развитию внутреннего туризма, а также развитию услуг доставки еды, оборот рынка общественного питания вырос до 33%[20].
На рисунке 6 показано изменение динамики объема доставки еды в 2018-2022 гг. В 2020 году объем вырос до 316,4 млрд. рублей, что связано с ростом спроса на доставку еды во время пандемии COVID-19. В 2021 темпы роста снизились на 9%, а объем рынка вырос до 506,3 млрд. руб.
Рисунок 6. Динамика объема рынка доставки еды, 2018-2022 гг., млрд руб.[21]
Согласно данным на рисунке 7, существует три способа доставки: доставка агрегатора, собственная доставка и курьерская служба и такси. Доставка агрегатора составляет 40%. Это подразумевает использование сторонних агрегаторов или платформ доставки, таких как Яндекс.Еда, Delivery Club, Uber Eats и других. Доля собственной доставки равна 32%. На последнем месте стоит курьерская служба и такси – 4%.
Рисунок 7. Способы доставки товаров, %[22]
Таким образом, коронавирус нанес огромный ущерб российской экономике. Из-за частичного или полного закрытия границ, введения карантина, ограничения в производстве сырья, товаров и услуг многие малые и средние предприятия столкнулись с временным закрытием или банкротством. В 2020 году в Российской Федерации наблюдалось существенное увеличение числа ликвидированных предприятий. По сравнению с 2019 годом, их количество возросло в 2,3 раза и составило 1,54 млн. руб.[23] Данная тенденция привела к значительным потерям рабочих мест среди населения. Уровень безработицы в стране вырос до 5,9% в 2020 году[24]. Все это привело к снижению ВВП на 3,1% в 2020 год, что стало одним из самых значительных падений за последние годы[25].
Однако, из-за негативного влияния короновирусной инфекции на некоторые сферы бизнеса, она смогла стать толчком в развитии внутреннего туризма; цифровых платформ (бизнесы и государственные учреждения начали активно внедрять онлайн-сервисы, что повысило доступность услуг); также была проведена поддержка малого и среднего, что позволило некоторым компаниям адаптироваться и выжить.
[1] http://static.government.ru/media/files/CGHHI9UNm6PFNfn2X2rdgVW9fo757i7A.pdf
[2] https://www.rbc.ru/finances/08/04/2020/5e8d88b49a7947f62a2c677e
[3] file:///C:/Users/bogen/Downloads/KOM_067_001.pdf
[4] file:///C:/Users/bogen/Downloads/KOM_067_001.pdf
[5] https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7378
[6] https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru__1_.pdf
[7] https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/reports/annual_reports/ar2020_rus.pdf
[8]https://ir.aeroflot.com/fileadmin/user_upload/files/eng/companys_reporting/annual_reports/Aeroflot_AR_2023_ENG.pdf
[9] https://www.rbc.ru/business/02/10/2020/5f7706449a7947084e8ad7f6
[10] https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislo-vezdnykh-turistskikh-poezdok-inostrannykh-grazhdan-v-rossiyskuyu-federatsiyu-rosstat/
[11] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_out_tur.html
[12] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_out_tur.html
[13] https://1economic.ru/lib/114074
[14] https://fedstat.ru/indicator/42102
[15] https://1economic.ru/lib/114074
[16] https://fedstat.ru/indicator/42102
[17] https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России#
[18] https://retailer.ru/rosstat-oborot-zavedenij-obshhepita-v-2020-godu-upal-bolee-chem-na-20/
[19] https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России#
[20] https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России#
[21] https://marketing.rbc.ru/articles/14230/
[22] https://journal.tinkoff.ru/media/dostavka-gotovoj-edy-iz-restoranov-2023.u12td8rxdhfz..pdf
[23] https://iz.ru/1116226/2021-01-26/bolee-15-mln-biznesov-zakrylos-po-itogam-2020-goda
[24] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/BCqQK9QM/zanyatost.pdf
[25] https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/113015
Библиографический список
1. Афанасьева О.Н. Развитие теории экономической политики роста: распределение монетарных инструментов по целям и структуре экономики: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 5.2.1. - М. 2023. – 399с.2. Балашов А.М., Подкорытова Л.В. Особенности развития отраслей экономики России в период пандемии короновирусной инфекции // Теоретическая экономика. – 2023. - №6 (102). – С. 54-63.
3. Кузнецова Г.В. Пандемия, цифровизация и прямые иностранные инвестиции // Финансы, деньги, инвестиции. – 2020. - № 1 (73). – С. 3-9.
4. Николаев И.А. Отрасли российской экономики и формирование ее новой модели в кризис, связанный с пандемией covid-19 // Общество и экономика. – 2022. – № 12. – С. 56-74.
5. Новикова М.Е. Оценка инвестиционной привлекательности отраслей экономики во время пандемии // Современные тренды развития регионов: управление, право, экономика, социум: Материалы XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Челябинск, 21-22 апреля 2021 г.). – Челябинск: Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". – Т. Ч. 2 – С. 315-317.
6. Плотников А. В. Влияние пандемии на отдельные отрасли экономики (на примере образования) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2020. - №4 (46). – С. 40-44.
7. Сухарев О.С., Афанасьева О.Н. Распределение влияния инструментов монетарной и фискальной политики по технологическим укладам и секторам экономики // Финансы: теория и практика. – 2023. – Т. 27, № 3. – С. 6-16.
8. Сухарев О.С. Развитие промышленности России: некоторые закономерности и перспективы // Journal of new economy. – 2024. – Т. 25, № 1. – С. 6-11
9. Сухарев О.С. Промышленное развитие России: анализ и перспективы // Управление развитием крупномасштабных систем (mlsd'2023): Труды Шестнадцатой международной конференции (М., 26-28 сентября 2023 г.). – М: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2023. – С. 79-83.
10. Сухарев О.С. Специфика технологического развития России // Экономические стратегии. – 2023. – Т. 24, № 4. – С. 64-71.
11. Хоминич И.П. Гибридные войны и covid-19 - новые факторы международных финансов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2020. - № 3 (75). – С. 3-8.