Abstract: The relevance of the topic is that human resources in the conditions of any economic, financial and economic, political and any other activities play a major role in the effectiveness of the functioning of any enterprise. Personnel at any enterprise are the main resources that ensure the possibility of existence of the enterprise itself. Managers should strive to ensure the creation of a solid base of human capital availability. The purpose of the research is to study the theoretical foundations of the concept of management personnel at the enterprise and their development to improve the efficiency of activity. In the course of the work the role of managerial personnel in the enterprise, the process and forms of their development were determined.
Keywords: managerial staff, development, personnel policy, human resources, personnel.
Введение
Мировой и отечественный менеджмент все чаще обращается к проблемам, которые касаются подготовки и повышения квалификации управленческих кадров.
Управленческие кадры – являются звеном, которое обеспечивает руководство и развитие всего персонала предприятия, так как управленческая деятельность является сложным и многогранным процессом.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ученых, исследователей и экономистов, занимающихся проблемами управления персоналом. Были использованы материалы научных статей и научных конференций, нормативная литература, обзорно-аналитическая информация, ресурсы сети Интернет, современные исследования.
Использовался в работе синтез изученного материала, графический и статистический анализ.
Основная часть
В современных реалиях особое значение приобретает развитие управленческих кадров. Так создан и реализуется Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Президентская программа направлена на подготовку в области экономики и управления управленских кадров. [1]
Согласно Г.Б.Баканову управленческие кадры – руководители (управленческий персонал, который определяет работу других людей), специалисты (управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (управленческие функции), требующую высокой квалификации), служащие (управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации). [2]
А.В.Понеделков считает, что управленцы должны обладать профессионализмом, образованностью и высокой нравственностью, патриотизмом. [3]
Для управленческих кадров важно уметь современными средствами решения профессиональных задач. Управленческие кадры осуществляют управленческий труд, то есть совокупность трудовых действий по реализации функций управления. [4, 5]
Мы считаем, что управленческие кадры – это кадры, которые обеспечивают на предприятии рост, обучение, развитие, координацию, адаптацию персонала предприятия, а также осуществляют функции управления и контроля над деятельностью персонала для общего функционирования и увеличения производительности труда на предприятии.
Управленческие кадры – центр, который сосредотачивает вокруг себя весь остальной персонал.
Роль управленческий кадров на любом предприятии велика и неоспорима:
— обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами;
— создание общей системы управления кадрами;
— обучение и развитие персонала предприятия;
— управление и контроль деятельности предприятия;
— развитие и поддержание корпоративной культуры на предприятии;
— выстраивание общей концепции менеджмента на предприятии;
— объяснение политики управления для других работников;
— создание положительного имиджа предприятия.
Основной особенностью управленческих кадров является необходимость в их постоянном обучении и развитии. Ведь если данная категория работников не будет постоянно повышать свою квалификацию и следовать за новыми требованиями в области управления, то они не смогут и являться «двигателем» развития предприятия. Управленческие кадры должны не только создавать условия для обучения других работников, но и самим находиться в процессе непрерывного обучения. При этом руководство предприятия должны проводить качественный отбор «претендентов» на управленческие кадры. Менеджмент на предприятии должен стать неотъемлемой частью производства. Управление персоналом играет важную роль в обеспечении конкурентоспособного развития предприятия. Если работа с кадрами плохо будет налажена, то и сотрудники предприятия не смогут полноценно выполнять свои трудовые обязанности.
Управленческие кадры должны являться мотивирующей и двигающей силой для развития всего персонала предприятия.
При этом деятельность управленческих кадров должна:
— соответствовать целям предприятия (не должна противоречить стратегическим целям предприятия);
— иметь системность: вся деятельность управленческих кадров должна быть согласована с деятельностью персонала;
— быть гибкой и уметь подстраиваться под меняющиеся внутренние и внешние факторы;
— соответствовать принципам разделения ответственности (иметь свою зону ответственности);
являться эффективной (при имеющихся ресурсах приносить максимум результата);
— обладать мотивирующей силой для других сотрудников;
— приносить общий результат для всего предприятия;
— соответствовать имеющимся возможностям (ресурсам);
— иметь подход к персоналу;
— соответствовать непрерывному развитию человеческих (трудовых) ресурсов;
— уметь отбирать и расстанавливать кадры по их функциональным возможностям.
Мы выделяем в своей работе то, что для управленческих кадров важно актуализировать свои знания в процессе профессиональной деятельности. Так, как только при постоянном обучении, возможно эффективно выполнять свои обязанности.
Повышению актуализации знаний в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров способствуют:
— анализ содержания обучающих программ и методов обучения;
— корректировка обучающих программ профессиональной подготовки;
— применение эффективных форм и методов подготовки;
— учет личных особенностей на основе личностно-ориентированного подхода.
Следуя вышеизложенным фактам про управленские кадры, в работе мы приходим к выводу о важности существования системы управления развитием кадров на предприятии, которая включает в себя как повышение квалификации кадров, обучение, продвижение, адаптацию и оценку кадров.
Так по А.Я.Кибанову в понятие развития персонала входит управление деловой карьерой, кадровым резервом и обучением персонала. [6,7]
А В.Р.Веснин считает, что развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения и переподготовки кадров, планирования карьеры и организации процесса адаптации, профессионального роста. [8]
И.И.Шаталова и А.П.Егоршин в своих исследованиях пришли к вводу, что развитие персонала является непрерывным процессом всестороннего развития личности работников, процесс обогащения интеллектуального капитала работников. [9,10]
Хариссон Р считает, что развитие персонала происходит от четкого и конкретного представления о способностях людей. [11]
С.В.Шекшня под развитием сотрудников понимает процесс подготовки сотрудника к выполнению производственных функций, решению новых задач. [12]
Любое развитие управленческих кадров будет иметь положительный эффект, как для деятельности, так и для всего предприятия. При обучении, повышении квалификации управленческие кадры приобретают новые знания, умения, навыки и способности, которые можно будет применять на практике. При этом они становятся наиболее конкурентоспособными и получают возможности для своего профессионального роста, а это очень важно в современных условиях, когда перманентно меняются требования к сотрудникам.
Развитие сотрудников это взаимосвязь процессов повышения квалификации кадров, обучения, продвижения, адаптации и оценки кадров. Возможность профессионального обучения и повышения квалификации на собственном предприятии ценится сотрудниками. При этом пользу получает и предприятия, которое подстраивает под свои требования любое обучение.
Эффективность деятельности компании находится в прямой зависимости от развития ее кадров. На наш взгляд сам процесс развития является системой взаимосвязанных действий, начиная с процесса найма, заканчивая оценкой персонала (рисунок 1).
Рисунок 1. Процесс развития персонала на предприятии
На этапе подбора персонала важно отбирать претендентов по начальным достижениям, характеристикам и начальным компетенциям. При адаптации персонала формируются необходимые «паспорта» компетенций и происходит привыкание, а также первоначальное развитие необходимое для компании. При обучении персонала происходит и его продвижение, так как сотрудник должен быть замотивирован в обучающем процессе, что происходит при постоянной оценке персонала.
Развитие персонала – комплекс мер, которые включают в себя профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, планирование карьеры персонала. [13]
Следует стремиться к увеличению положительного отношения у сотрудников к приобретению новых знаний, стремления к развитию и обучаемости. [14]
При этом важно понимать, что развитие своих управленческих кадров важно осуществлять для:
— повышения конкурентоспособности предприятия (чтобы сохранять и удерживать лидирующие положения на рынке, занимать определенный ниши и повышать результативность предприятия);
— привлечения и удержания персонала (регулярное развитие своих сотрудников позволит повысить заинтересованной работников в своей работе, а также привлечь новых работников, создавая положительный имидж компании);
— закрытия имеющихся вакансий (уменьшает текучесть кадров и позволяет производить ротацию кадров внутри компании);
— совершенствования трудового потенциала;
— повышения эффективности труда и достижения независимости на рынке труда;
адаптации к новым технологиям.
В своей работе мы выделяем следующие принципы развития управленческих кадров:
— преемственность различных форм и способов образования, обучения, развития;
— целостность и организованность системы развития;
— адаптивность и гибкость системы развития персонала;
— опережающий характер системы образования на основе прогноза научного развития;
— стимулирования к процессу обучения сотрудников;
последовательности и научности обучения.
Мы приходим к выводу, что развитие управленческих кадров – сложный, многогранный и постоянный процесс, который включает в себя не только обучение и профессиональное развитие, но и сам подбор персонала, его адаптацию с целью повышения производительности труда, развитие личностных характеристик, которые бы соответствовали стратегическим целям компании, а также стремление к самообразованию и оценка трудового потенциала персонала.
В своей работе мы выделяем следующие формы развития управленческих кадров (рисунок 2)
Рисунок 2. Формы развития управленческих кадров
Специальные программы-тренажеры – это различные программы, оборудования и т.д., с помощью которых управленческие кадры могут оттачивать свои навыки.
Тренинги и коучинг – это «тренировка» своих навыков, их развитие, раскрытие потенциала сотрудников с помощью специалистов.
Вебинары – различные формы обучения, чаще всего дистанционного, онлайн-мероприятия, встречи в онлайн-пространстве.
Тимбилдинг – форма для развития команды, направлен на повышение корпоративного духа и улучшения взаимоотношений в коллективе.
Игровые технологии – носят обучающий, развивающий, тренировочный, профориентационный, контролирующий виды характера.
Сюда мы можем отнести и метафорические игры (направлены на умение работать в нестандартных ситуациях), и мозговой штурм, и ролевые игр (моделирование реальных ситуаций с распределением ролей между участниками), buddying (закрепление за работником партнера, который будет обучать и давать обратную связь о действиях работника). [15]
Кейс-обучение – развитие практических навыков через построение реальных ситуаций.
Выводы
Управленческая деятельность сложный и многообразный процесс. Чем более грамотен управленческий персонал, тем более эффективны управленческие решения. Научная значимость исследования заключается в научно-практическом обосновании положений, которые обеспечивают совершенствование системы управления персоналом, в том числе:
— дано понятие «управленческие кадры»;
— рассмотрена роль системы управления развитием управленческих кадров на предприятии.
Библиографический список
1. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy/gov/ru/material/departaments/d21/upravlencheckie¬_kadry/2. Баканов Г.Б. Основы менеджмента на предприятии. // Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014 г.
3. Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира. Информационно-аналитические материалы Третьего Всероссийского литологического конгресса с международным участием. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 219, 288 с.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. / Учебное пособие для вузов. М.:ПЕРСЭ, 2001 – 511 с.
5. Сильченков А.Ф. Повышение эффективности управленческого труда. М., 1981.
6. Кибанов А.Я. Организация управления персоналом на предприятии / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров. – М.:ГАУ, 2004. – 183 с.
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов / А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова. – М.: Экзамен, 2004. – 416 с.
8. Веснин В.Р. Управление перосналом: теория и праткика / В.Р.Веснин. – Кнорус, 2009. – 520 с.
9. Егоршин А.П. Основ управления персоналом / А.П.Егоршин. – НИЦ ИНФРА-М. 2024. – 352 с.
10. Шаталова Н.И., Земляков В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для практических пособий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление персоналом / Н.И.Шаталова, В.А.Земляков. – Уральский государственный университет путей сообщения. 2016. – 211 с.
11. Магура М.Л., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Ингел-Синтез», 2012. – 123 с.
12. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебник / Шекшня С.В. 5-е изд., перераб и доп. – М.: 2012. – 88 с.
13. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: Экономика, 2014
14. Викуллина М.А., Яшкова Е.В. Профессиональная подготовка менеджера образования в вузе (аксиологичский аспект) / Нижний Новгород, 2005.
15. Плугина Ю.А. Современные метод профессионального развития персонала предприятия // Вестник экономики транспорта и промышленности. – 2013. – №43. – С.248-251