Данная статья выполнена в рамках написания Магистерской Диссертации.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article examines the prospects for the development of the Eurasian Economic Union's (EAEU) external economic cooperation with third countries in the context of Western countries' sanction policies. It analyzes the benefits of such cooperation, successful examples of existing partnerships (for example, EAEU-China, EAEU-Iran, EAEU-Vietnam), as well as prospects for interaction with other partners. The study concludes that expanding cooperation with third countries is a key factor not only in mitigating the negative consequences of Western sanction policies but also in elevating the EAEU to a new level of development, diversifying the economy, attracting investments, and strengthening the EAEU's position on the global stage.
This article was completed as part of writing a Master's Dissertation.
The article was conducted under the academic guidance of Y. K. Kharakoz, PhD in Economics and Associate Professor at the Department of World Economy, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: The Eurasian Economic Union (EAEU), EAEU external trade, EAEU external economic cooperation, free trade zone, sanctions.
Введение
В условиях геополитической нестабильности и санкционных ограничений ЕАЭС все больше ориентируется на расширение сотрудничества с третьими странами. Данная тенденция открывает новые возможности не только для развития экономики Союза, но и для его инновационного развития. Переориентация на новые рынки сбыта и источники импорта становится стратегической задачей для обеспечения устойчивого развития экономик стран-членов ЕАЭС. [7, с.20] Особенно перспективными направлениями для ЕАЭС являются быстро развивающиеся страны Азии, Африки и Ближнего Востока.
В современных условиях важно создать альтернативные логистические цепочки, которые не будут зависеть от западных транспортных и логистических структур. Также требуется развитие автономной финансовой инфраструктуры, которая не подвержена воздействию западных санкций. [8, с.12] Модернизация товаропроводящей инфраструктуры, включая транспортные сети, порты и пограничные переходы, является необходимой для обеспечения бесперебойной торговли с новыми партнерами. Решение данных задач позволит ЕАЭС не только минимизировать негативные последствия санкций, но и выйти на новый уровень развития, укрепив свои позиции в мировой экономике. Активное партнерство с заинтересованными странами поможет выстраивать долгосрочные отношения, способствующие совместной работе в новых геоэкономических условиях. Особую значимость приобретает сопряжение ЕАЭС с инициативой «Один пояс, один путь», предложенной Китаем. Объединение усилий в развитии транспортной, энергетической инфраструктуры, а также в сфере торговли и инвестиций может стать ключевым фактором экономического роста Евразийского региона и позволит ЕАЭС занять лидирующие позиции в новой многополярной мировой системе.
Методологическая основа исследования
Для написания работы использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, а также метод обобщения.
Основная часть исследования
В контексте изменений в мировой экономике особое значение для Евразийского экономического союза имеет увеличение числа соглашений о свободной торговле с третьими странами. Введенные странами Запада санкции против России и Беларуси, а также косвенное давление на другие страны ЕАЭС создают новые трудности, но одновременно открывают и новые возможности для развития внешнеэкономического сотрудничества Союза. ЕАЭС уже предпринял шаги по адаптации к новым условиям: реализуются меры по противодействию санкциям, укреплению экономик стран-членов и поиску альтернативных рынков сбыта.
Сегодня свой интерес в тесном сотрудничестве в форме свободной экономической зоны выказали более 40 стран мира, среди которых, как и развивающиеся государства, так и страны-лидеры по темпам экономического развития: Египет, Индия, Сирия, Иран, Новая Зеландия, Вьетнам, Турция, Япония, Китай, а также страны Карибского бассейна. [1] ЕАЭС имеет действующие торговые соглашения с Китаем, Сербией, Ираном, Сингапуром и Вьетнамом, доля этих стран по состоянию на январь 2022 года составила 21,78% от всего товарооборота Союза.
Сотрудничество с третьими странами может выступить в качестве важного источника инноваций для ЕАЭС, что позволит обмениваться передовым опытом и технологиями, привлекать инвестиции в инновации, расширять рынки сбыта для инновационных продуктов и услуг. [9, с.888] Совместные инновационные разработки могут быть выведены на рынки третьих стран, что будет способствовать увеличению экспорта продукции из ЕАЭС. Сотрудничество с ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами, участие в международных программах и проектах, а также привлечение иностранных инвестиций в инновации могут способствовать повышению конкурентоспособности ЕАЭС на мировом рынке.
В качестве примера успешного сотрудничества можно выделить Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. В нем предусматривается сотрудничество в различных сферах, в том числе в области инноваций, включая обмен передовым опытом, совместные разработки и инвестиции. В рамках сотрудничества реализуется ряд крупных проектов, таких как создание высокотехнологичных промышленных парков.
Китай является крупнейшим торговым партнером для всех стран-членов ЕАЭС, с постоянно растущей долей во внешнеторговом обороте Союза. В 2023 году товарооборот продемонстрировал рост почти на четверть по сравнению с 2022 годом. Кроме того, Китай обладает огромным инвестиционным потенциалом. Так, запасы прямых иностранных инвестиций из страны составляют 2,6 трлн долл. (3-е место в мире), в страну — 2 трлн долл. (4-е место в мире). [2] ЕАЭС и Китай имеют большой потенциал для развития инновационного сотрудничества. Важно отметить, что проекты, такие как «Сила Сибири-2» и расширение Северного морского пути, подчеркивают укрепление стратегического партнерства между Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и целями интеграции ЕАЭС. Взаимодействия в рамках двустороннего сотрудничества между странами ЕАЭС и КНР, такие как проект Белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень», приводят к конкретным успехам в различных областях, включая технологии, искусственный интеллект и здравоохранение. Продвижение диалога о производственных мощностях, инвестициях и содействие торговле показывает взаимное стремление к достижению общих экономических целей.
Однако существуют некоторые проблемы, включая необходимость решения организационных пробелов, структуризации инвестиционных механизмов и справедливого распределения экономических выгод между участниками ЕАЭС. Дополнительно, усилия по гармонизации стандартов, улучшению нормативных баз и снижению геополитических и финансовых рисков требуются для устойчивого развития сотрудничества.
В этом контексте инициативы, такие как утвержденная в феврале 2023 года Дорожная карта по развитию торгово-экономического сотрудничества и различные проекты представляют собой важный этап взаимодействия и дальнейшей реализации полного потенциала сотрудничества между ЕАЭС и Китаем. Так, на данный момент можно отметить значительный прогресс в сфере цифровизации грузовых перевозок и расширении проекта «Евразийский агроэкспресс». Помимо этого, обсуждаются перспективы доступа сельскохозяйственной продукции стран-членов ЕАЭС на китайский рынок, что окажет положительное влияние на развитие аграрного сектора в регионе. С помощью расширения логистических маршрутов в рамках реализации данного проекта открываются новые возможности для увеличения объемов торговли и укрепления экономических связей.
Кроме того, перспективным направлением является сотрудничество ЕАЭС с Ираном. В 2022 году общий объем торговли между Ираном и странами ЕАЭС достиг 3,3 миллиарда долларов. В 2022 году товарооборот между Ираном и странами ЕАЭС достиг 3,3 миллиарда долларов. Иран экспортировал товаров на сумму 1,5 миллиарда долларов и импортировал товаров на сумму 1,7 миллиарда долларов. Подписанное 25 декабря 2023 года соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном предусматривает снижение тарифов на более чем 90% товарных позиций и около 99% поставок из стран-членов ЕАЭС, что открывает еще более широкие возможности для углубления сотрудничества между двумя регионами. Например, российские и казахстанские компании получают возможность увеличить экспорт в Иран, а также активнее инвестировать в его экономику. С другой стороны, иранские предприятия могут найти новых партнеров и расширить свое присутствие на рынках стран ЕАЭС
В качестве перспективного направления можно также выделить сотрудничество в области инноваций и технологий, что позволит осуществлять обмен передовыми разработками и опытом.[10, с.608] Так, в автомобильной промышленности иранские и российские предприятия могут стать поставщиками запасных частей друг для друга, а также начать совместное производство автомобилей. Открываются новые перспективы для сотрудничества в авиационной и судостроительной отраслях.
Подписанное соглашение не только укрепляет экономические связи, но и имеет стратегическую значимость, обеспечивая для ЕАЭС доступ к перспективным рынкам и транспортным маршрутам. Например, для Казахстана и других стран членов союза это обеспечит расширение транспортных коридоров и доступ к Персидскому заливу и Индийскому океану через Иран.
Таким образом, значимость наращивания сотрудничества между ЕАЭС и Ираном подтверждается перспективами создания газового хаба, расширения энергетического сотрудничества, цифровой трансформации и разработки новых продуктов в фармацевтической и автомобильной отраслях. Подписанные документы и меморандумы о взаимопонимании в различных отраслях, таких как добыча нефти и газа, энергетика, фармацевтика, электроэнергетика и автомобильная промышленность являются необходимыми для диверсификации экономической структуры и совместному развитию инновационных продуктов и услуг.
В условиях санкционной политики Западных стран для ЕАЭС и Вьетнама открываются новые перспективы для расширения сотрудничества. Так, особое значение приобретает совершенствование законодательной базы. Важным шагом в данном направлении является подписание протокола цифрового обмена информацией между ЕАЭС и Вьетнамом. Данный протокол выступает в качестве ключевого этапа в процессе расширения взаимной торговли благодаря упрощению таможенных процедур и сокращению бюрократических препятствий, а также укрепления экономических связей между странами-партнерами, повышения прозрачности и доверия в торговых отношениях, созданию более благоприятного инвестиционного климата для бизнеса в обеих странах.
Следовательно, актуальным направлением для развития взаимодействия является создание прочной правовой основы, так как это является необходимым условием для дальнейшей диверсификации внешнеэкономических связей для обеих стран, снижению зависимости от западных рынков и укреплению позиций ЕАЭС и Вьетнама в мировой экономике. Согласно данным ЕЭК, взаимная торговля между ЕАЭС и Вьетнамом в первые пять лет после введения Соглашения о зоне свободной торговли продемонстрировала положительную динамику роста, при этом товарооборот увеличился на 32,2%. Однако, в 2022 году было зафиксировано снижение товарооборота на треть по сравнению с предыдущим годом из-за различных проблем, прежде всего из-за сокращения экспорта и логистических трудностей. Несмотря на это, существуют перспективы для развития внешней торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. В 2023 году товарооборот между ЕАЭС и Вьетнамом вырос на 32% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о потенциале для дальнейшего укрепления сотрудничества. Совместные инвестиции в «зеленую» экономику и цифровую промышленность представляют собой перспективное направление для расширения сотрудничества между ЕАЭС и Вьетнамом. Сближение интересов в данных областях открывает возможности для разработки и реализации взаимовыгодных проектов, отвечающих инвестиционным потребностям Вьетнама.
Также в качестве перспективного партнера ЕАЭС можно выделить Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Стороны продолжают вести переговоры о заключении соглашения о свободной торговле. Наблюдается динамичный рост товарооборота между ЕАЭС и ОАЭ: в 2022 году он увеличился на 60,2% по сравнению с предыдущим годом, а за первые три месяца 2023 года данный показатель вырос в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Одним из ключевых факторов, стимулирующих сотрудничество, является активное развитие международного транспортного коридора «Север – Юг» на евразийском пространстве. Государства-члены ЕАЭС активно реализуют инфраструктурные проекты, направленные на открытие новых торговых маршрутов и создание новых возможностей для стран Союза. Особый интерес представляет развитие перевозок по коридору «Север – Юг» в направлении ОАЭ, в том числе в рамках проекта «Евразийский Агроэкспресс». Учитывая сложившиеся взаимосвязи между странами, а также текущую динамику и структуру внешней торговли, создание зоны свободной торговли может способствовать увеличению объемов товарооборота и диверсификации поставок.
В мае 2024 года было принято решение о начале переговоров по заключению временного торгового соглашения между ЕАЭС и Монголией. Договор будет предусматривать снижение или полную отмену ввозных таможенных пошлин на определенный список товаров, что создаст условия для увеличения торговли между Монголией и странами-членами ЕАЭС. Это решение открывает новые перспективы для Монголии в ее торговых отношениях с региональными партнерами. Кроме того, возможно, что на основе этого соглашения в будущем будет достигнуто полноформатное соглашение о свободной торговле, что дополнительно усилит интеграцию Монголии в регионе.
В соответствии с данными Trade Map, товарооборот между ЕАЭС и Монголией с 2019 года по 2022 год увеличился на 49,34%. Это свидетельствует о крепнущих экономических связях между двумя регионами и потенциале для дальнейшего развития сотрудничества.
На рисунке 1 представлена структура экспорта ЕАЭС в Монголию за 2022 год. 60% экспорта из ЕАЭС в Монголию в 2022 году составила группа: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные, что подчеркивает важность поставок энергоносителей для монгольской экономики. Кроме того, на основе данной диаграммы категориями с наибольшей долей в экспорте являются: топливо минеральное — 60%; черные металлы — 6% ; на железнодорожные локомотивы и удобрения приходится по 4%, что указывает на диверсификацию экспортных потоков. Все перечисленные категории товаров демонстрируют рост по сравнению с 2021 годом, что отражает устойчивый спрос со стороны Монголии. За период с 2019 года по 2022 год наблюдается рост экспорта из ЕАЭС в ОАЭ на 53,01%.
Рисунок 1. – Структура экспорта ЕАЭС в Монголию за 2022 г, %.
Источник: Составлено автором по данным Trade Map [3]
В структуре импорта в соответствии с рисунком 2 крупнейшими группами товаров выступают: соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент — 39%; летательные аппараты, космические аппараты, и их части — 25%; мясо — 9%; каучук, резина и изделия их них — 6%. Возможности для увеличения сотрудничества включают расширение номенклатуры товаров, совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры и развитие инвестиционного сотрудничества.
Можно сделать вывод о том, что сотрудничество между ЕАЭС и Монголией демонстрирует устойчивый рост и имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. В качестве перспектив можно выделить увеличение экспорта из ЕАЭС в Монголию продукции машиностроения, химической промышленности, а также товаров легкой промышленности, снижение издержек через совершенствование транспортных коридоров и логистических цепочек, совместные инвестиционные проекты в различных отраслях, таких как энергетика, горнодобыча и сельское хозяйство.
Расширение сотрудничества с третьими странами является не только важным фактором развития экономики ЕАЭС, но и его инновационного развития. Возможности для дальнейшего развития сотрудничества ЕАЭС с внешними рынками остаются значительными. Подписание новых соглашений о свободной торговле с Объединенными Арабскими Эмиратами, Индией, Египтом и другими странами может создать стимул для расширения экспортных возможностей и торговли. Таким образом, ЕАЭС уверенно подтверждает свою позицию как активного участника мировой торговли, готового к взаимовыгодному взаимодействию с партнерами из разных регионов.
Рисунок 2. – Структура импорта ЕАЭС из Монголии за 2022 г, %.
Источник: Составлено автором по данным Trade Map [3]
Для успешного развития долгосрочной интеграции в качестве важного условия выступает создание устойчивой системы транспортной связанности с внешними рынками. В данном контексте ЕАЭС необходимо активизировать усилия по устранению инфраструктурных ограничений, снятию законодательных барьеров и синхронизации работы контролирующих органов. Обеспечение быстрых перевозок посредством цифровых платформ и внедрение электронных товаросопроводительных документов, включая мультимодальные перевозки, рассматриваются в качестве стратегических задач для дальнейшего развития внешнеэкономического сотрудничества ЕАЭС.
Заключение
ЕАЭС активно расширяет сеть торговых соглашений, создавая взаимовыгодные партнерские отношения с различными странами мира. Сформированные партнерства оказывают положительное влияние на динамику товарообмена, приводят к привлечению инвестиций и выходу на новые рынки. Как следствие, это снижает зависимость от отдельных рынков и стимулирует экономическое развитие Союза. Сотрудничество Союза с третьими странами включает реализацию совместных проектов во многих областях включая энергетику, транспорт, логистику и инновации. Кроме того, продолжающиеся переговоры с другими государствами демонстрируют стремление ЕАЭС к дальнейшей диверсификации и укреплению торговых позиций на международной арене.
В целях успешной реализации долгосрочной стратегии развития ЕАЭС необходимо решить ряд ключевых задач, в том числе создание устойчивой системы транспортной связанности с перспективными рынками; устранение инфраструктурных ограничений, упрощение таможенных процедур и синхронизация работы контролирующих органов, а также внедрение цифровых платформ для оптимизации логистики и электронных товаросопроводительных документов, включая мультимодальные перевозки.
Сотрудничество с третьими странами перспективно в плане расширения инновационного потенциала ЕАЭС, что обеспечивает обмен опытом и технологиями, привлечение инвестиций и расширение рынков сбыта инновационных продуктов. В то же время устойчивое сотрудничество требует решения организационных и структурных проблем, а также гармонизации стандартов и уменьшения геополитических и финансовых рисков. Такие усилия способны внести вклад в максимальное использование потенциала инновационного сотрудничества и достижение общих экономических целей между ЕАЭС и его партнерами.
Библиографический список
1. Пынько Д.А. Текущие тенденции развития Евразийского экономического союза // Вестник науки. 2024. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekuschie-tendentsii-razvitiya-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza (дата обращения: 17.04.2024).2. Ковалев В. С. ЕАЭС и Китай: партнерство в интересах самодостаточности // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eaes-i-kitay-partnerstvo-v-interesah-samodostatochnosti (дата обращения: 01.04.2024).
3. Trade Map. Trade statistics for international business development Monthly, quarterly and yearly trade data. Import and export values, volumes, growth rates, market shares, etc. // ITC. URL: https://www.trademap.org
4. Акопова Е. С., Акопов С. Э., Самыгин С. И. Евразийский экономический союз в условиях обострения глобального экономического противостояния // Гуманитарные, социально экономические и общественные науки. 2023. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-v-usloviyah-obostreniya-globalnogo-ekonomicheskogo-protivostoyaniya (дата обращения: 18.04.2024).
5. Статистика внешнего сектора / Евразийская экономическая комиссия. – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/payment_balance/ (дата обращения: 15.04.2024).
6. Официальный сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 15.04.2024).
7. Харакоз Ю.К. Интеграция принципов устойчивого развития в практическую деятельность компаний // Экономические исследования и разработки. 2022. № 11-1. С. 19-23.
8. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К., Жакан Т. Развитие системы государственного финансового контроля в странах-членах ЕАЭС // Аудитор. 2019. Т.5 № 12.С. 10-15.
9. Харакоз Ю.К. Особенности финансового обеспечения направлений стратегии устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 887-890.
10. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.