Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.11.2023

Диверсификация экспортных поставок Евросоюза в рамках сотрудничества с КНР и США

Diversification of EU export supplies in the framework of cooperation with China and the USA

Моргунков Илья Александрович
Бакалавр Дипломатической Академии МИД России
Г. Москва
Morgunkov Ilya Alexandrovich

Bachelor of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В данной статье рассмотрено торговое взаимодействие Европейского Союза в направлении Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики. Изучены основные документы, образующие правовое поле для экономических отношений государств, структура экспорта ЕС как в физическом, так и в стоимостном выражении, а также транспортная структура грузопотоков с учетом современных транспортно-логистических проектов. На основе использованных данных отмечены схожие черты и различия запросов рынков США и Китая, что позволило проанализировать возможности диверсификации экспортных поставок из Евросоюза, в частности, в такой высокотехнологичной отрасли, как машиностроение (автомобилестроение, авиатехника), и по другим отраслям, которые занимают значительную долю на рынках Соединенных Штатов и Китая.
Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This article examines the trade cooperation of the European Union in the direction of the United States of America and the People's Republic of China. The main documents forming the legal framework for the economic relations of states, the structure of EU exports both in physical and value terms, as well as the transport structure of cargo flows, taking into account modern transport and logistics projects, have been studied. In accordance with used data, similar there were noted features and differences in the requests of the US and China markets, which allowed to analyze the possibilities of diversifying exports from the European Union, in particular, in such high-tech industries as mechanical engineering (automotive, aircraft engineering), and other industries. These industries occupy a significant share in the markets of the United States and China.
This article was completed as part of the Bachelor's graduate qualification work.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor, A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: диверсификация, экспорт, автомобилестроение, химическая промышленность, железнодорожные перевозки, транспортно-логистические маршруты.

Keywords: diversification, exports, automotive industry, chemical industry, railway transportation, transportation and logistics routes.


            Введение

В условиях современной геоэкономической ситуации, господства глобализации, а также политической нестабильности позиции лидеров международной торговли прочно заняли такие державы, как Китай, США и интеграционное объединение Европейский Союз.

Евросоюз, как один из важнейших производственных центров в мире, является крупным экспортером как для Китайской Народной Республики, так и для Соединенных Штатов Америки. Широкая номенклатура экспортируемой продукции, в том числе и высокого уровня передела, демонстрирует ключевую роль европейских товаров, в особенности из машиностроительного, химического и сельскохозяйственного отраслей экономики.

Регулирование экспортных поставок ЕС может оказать сильное влияние как на экономическое состояние таких держав, как Китай и США, так и на состояние мирового рынка в целом.

Методологическая основа исследования

В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ научных публикаций, метод сравнений и аналогий, графический анализ, обобщение и переход от общего к частному.

Основа торговых отношений Европейского Союза с США и с Китаем, и их текущее состояние

Торговые взаимоотношения между данными тремя участниками международных экономических отношений (далее – МЭО) во многом определяют рыночную конъюнктуру и устройство налаженных и планируемых в будущем транспортно-логистических маршрутов.

Таблица 1

Самые крупные экспортеры товаров в мире, 2021 г.

ГосударствоОбъем, трлн $Доля, %
1Китай3,418,4
2ЕС2,614,1
3США1,89,6
4Япония0,84,1

Источник: WTO | World Trade Statistical Review 2022, URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtsr_2022_e.htm

Таблица 2

Самые крупные импортеры товаров в мире, 2021 г.

ГосударствоОбъем, трлн $Доля, %
1США2,915,8
2Китай2,714,4
3ЕС1,513,4
4Япония0,84,1

Источник: WTO | World Trade Statistical Review 2022, URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtsr_2022_e.htm

Налаженные торгово-экономические связи между вышеупомянутыми тремя субъектами МЭО основаны на оптимальном соотношении экономических, географических и инфраструктурных факторов. Более того, важнейшим аспектом является институциональное взаимодействие между участниками. Так, в 2003 году было заключено соглашение
о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между ЕС и КНР,
а в настоящее время в процессе рассмотрения находится Всеобъемлющее соглашение об инвестициях (далее – ВСИ) с Китаем (на данный момент
из-за политических разногласий Европарламент заморозил ратификацию соглашения. [1] Китайская сторона, в свою очередь, готова продолжать
сотрудничество с ЕС. [2]

Рисунок 1 – Карта инициативы «Один пояс – один путь»

Источник: http://italy.need.estate/ru/news/blog/48-one-belt-one-way-from-china-to-the-eu

Отдельно стоит выделить развитие транспортно-логистических цепочек Китая в западном направлении. КНР активно развивает инициативу «Один пояс – один путь». [13, C. 107] В результате, в 2021 году количество железнодорожных грузоперевозок по маршруту Китай – Европа увеличилось на 22% и составило 15000 перевозок. [3]

Отношения между Европейским Союзом и США также носят проработанный характер [12, C. 61]. В 1990 году была подписана Трансатлантическая декларация, главной целью которой стало создание зоны свободной торговли. Начиная с 1993 года, после создания Европейского союза, стало ясно, что необходимо продолжать и углублять трансатлантическую торговлю. Инициативы для развития взаимодействия между странами нашли свое отражение в учреждении в 1998 году консультационного комитета «Трансатлантическое экономическое партнерство», на базе которого в 2007 году был создан Трансатлантический экономический совет (далее – ТЭС), который представляет собой платформу для скоординированной работы представителей ведущих компаний государств-участников и политического руководства стран. В состав ТЭС входят три консультативные группы:

  1. диалог трансатлантических законодателей;
  2. трансатлантический потребительский диалог;
  3. трансатлантический бизнес-диалог. [4, с. 16]

Прежде чем переходить к анализу показателей экспорта ЕС, отметим интенсификацию торговых связей Европейского Союза в направлении североамериканской и азиатской держав. [14, C. 140] За 2021 год совокупный экспорт стран ЕС в США составил 399,4 млрд евро, а в Китайскую Народную Республику – 223,4 млрд евро. [5][6] Данные объемы экспорта в физическом выражении составляют 73,8 и 51,6 млн тонн соответственно.

Для того, чтобы определить возможности диверсификации поставок из Евросоюза в направление КНР и США, необходимо проанализировать структуру экспорта ЕС в каждую из двух стран как по отраслевому, так и по транспортному признаку.

Экспорт ЕС в США и Китай в физическом выражении имеет различную структуру. Так, флагманами торговли с США являются топливно-энергетический комплекс (35% от объёма) и сельское хозяйство (11%), а во взаимодействии с Китаем — продукция лесной промышленности (39%), сельского хозяйства (25%) и химической промышленности (9%). [5][6]

Такая структура обусловлена экономическими запросами государств. Экономика Соединённых Штатов традиционно является крупным импортёром топлива, в том числе и от европейских нефтеперерабатывающих предприятий. Большая доля экспорта изделий лесной промышленности в сторону КНР, в свою очередь, говорит о нужде китайской экономики в использовании качественной древесины и изделий из неё. Взаимодействие в сельскохозяйственной отрасли демонстрирует устойчивый рост. Так, на конец 2021 года Европейский союз экспортировал в Китай 3,2 млн тонн свинины и продуктов из неё. Это на 45% больше, чем в предыдущем 2020 году, в котором объем экспорта составил лишь 2,2 тонн. [7]

Однако, в силу развитости и высокотехнологичности европейской промышленности, основные статьи экспорта приходятся на те отрасли, чей физический объем несравненно мал относительно топливной или лесной сырьевой продукции.

Рисунок 2 – Структура экспорта ЕС в США, 2021 г.

Источник: Eurostat. USA-EU International trade in goods statistics, URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=USA-EU_-_international_trade_in_goods_statistics

Минеральное топливо, на которое в физическом выражении экспорта в США приходилось более трети, в стоимостном выражении составляет не более 3%. Лидирующие позиции заняла продукция машиностроительной и химической отраслей – автомобили и автозапчасти, электроника, а также медицинские изделия, лекарства и вакцины.

Рисунок 3 – Структура экспорта ЕС в Китай, 2021 г.

Источник: Eurostat. China-EU International trade in goods statistics, URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=China-EU_-_international_trade_in_goods_statistics#EU_and_China_in_world_trade_in_goods

В экспорте Европейского Союза в Китай прослеживается та же самая тенденция – значительная по объему продукция лесной и сельскохозяйственной отраслей в стоимостном выражении занимает лишь малую долю, уступая место товарам высокой степени переработки машиностроения (автомобили и запчасти к ним, авиатехника и микросхемы) и химической промышленности (медикаменты, каучук и пластмассы).

Рассматривая структуру экспорта ЕС по видам транспорта, стоит отметить, что, несмотря на различающиеся географические факторы расположения КНР и США, статистика по видам транспорта
идентична – доли морского транспорта в физическом выражении в экспорте в Соединенные Штаты и Китай, по данным Евростата, составляют 96,1% и 93,9% соответственно.

Несмотря на развитие железнодорожной и дорожной инфраструктуры, доля сухопутного товаропотока в физическом выражении в направлении КНР остается малой – около 4% в 2021 году. Однако в стоимостном выражении на автомобильный и железнодорожный виды транспорта приходится уже более 8% европейского экспорта в КНР. Более того, на одну из важнейших статей экспорта ЕС – легковые автомобили – приходится 21% поставок именно железнодорожными путями. [8, с. 14] Можно сделать вывод, что полный отказ от сухопутного транзита товаров в Китай может оказать существенный экономический эффект, если не произойдет переориентации грузов на другие способы транспортировки или другие рынки. [15, C. 119]

 При сопоставлении номенклатур экспорта ЕС в Китай и в США на товарном уровне выявляется высокая степень их соответствия: из 1177 товарных позиций, экспортируемых из ЕС в КНР, 1166 поставляются также и на рынок Соединенных Штатов. Сопоставление объёмов поставок в Китай и в США показывает пересечение американского и китайского спроса на европейские товары и потенциальные объёмы поставок, которые могут быть переориентированы между китайским и американским рынками.

При подведении итогов следует отметить, что, несмотря на доминирование морских перевозок в транспортной структуре экспорта ЕС как в США, так и КНР, в последнее время происходит рост объемов экспорта в Китай по железнодорожным путям, по которым поставляется значительное количество легкового автомобильного транспорта (21%), автозапчастей (10%) и продукции целлюлозно-бумажной промышленности (11%).

Автомобильная промышленность имеет первостепенное значение для экономики ЕС. Американский рынок остается рынком номер один для европейских автопроизводителей, тогда как на китайском рынке, ввиду изменения структуры авторынка в сторону электрокаров, европейские электромобили уступают китайским образцам. Однако, в силу превосходства европейских технологий и постепенного развития ниши электромобилей у европейских производителей, существует вероятность экспансии электрокаров из Европы на рынке КНР при условии снижения их себестоимости. Но это не повлечет за собой полную переориентацию поставок автомобилей в Китай вместо США, так как европейские компании не собираются терять свои позиции на важном для них американском рынке.

Если подробнее анализировать спрос на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, то подавляющее большинство продукции данного типа поставляется из Европы именно в КНР, а не в США (666 тыс. тонн против 8 тыс. тонн в 2021 году). [8] Перспективы переориентации поставок на американский рынок в данной ситуации малы, так как спрос США на данную продукцию покрывается бразильскими и канадскими производителями.

Также следует учесть различия в физической структуре экспорта ЕС в сторону США и Китая: если основная категория объёма экспорта
в США – топливо (35%), то в торговле с Китаем оно занимает лишь 8%. В случае с Китаем ситуация противоположная: в торговле с КНР основное место занимает древесина (39%), на которую в американской импортной корзине приходится лишь 8% от общего объёма. [8, с. 10]

Заключение

Таким образом, приведенные данные говорят о том, что крупная перестройка европейских экспортных поставок в рамках треугольника «Китай – США – ЕС» на данный момент не представляется возможной, из-за различия рынков как по запросам, так и по возможности их удовлетворения, в том числе в силу транспортных особенностей. Более того, Европейский Союз, ввиду сложившейся геополитической обстановки, не имеет возможностей значительно расширить или переориентировать свои экспортные поставки из-за роста цен на энергоносители и проведения санкционной политики, приведшей к нарушению функционирования прежде налаженных логистических цепочек.

Библиографический список

1. ТАСС. ЕС решил заморозить инвестсоглашение с Китаем [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/11428797 (дата обращения: 24.10.23)
2. ТАСС. Китай заявил о готовности сотрудничать с ЕС, чтобы вывести партнерство на новый уровень [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18839077 (дата обращения: 24.10.23)
3. PRC.today. Торговля между Китаем и Европой демонстрирует устойчивость [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://prc.today/torgovlya-mezhdu-kitaem-i-evropoj-demonstriruet-ustojchivost/ (дата обращения: 26.10.23)
4. Батраков Н. Д. Современное состояние, проблемы и перспективы сотрудничества США и ЕС в экономической сфере / Н. Д. Батраков // Челябинск: ЮУрГУ, 2020. С. 16.
5. Eurostat. China-EU International trade in goods statistics [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=China-EU_-_international_trade_in_goods_statistics#EU_and_China_in_world_trade_in_goods (дата обращения 27.10.23)
6. Eurostat. USA-EU International trade in goods statistics [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=USA-EU_-_international_trade_in_goods_statistics (дата обращения 27.10.23)
7. Danish Agriculture & Food Council. Statistics 2020. Pigmeat
8. ERAI. Диверсификация экспорта ЕС в сторону США и ее влияние на экспорт в Китай // Обзор. Октябрь 2022.
9. Официальный сайт ВТО. World Trade Statistical Review 2022 – Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtsr_2022_e.htm (дата обращения 24.10.23)
10. The Observatory of Economic Complexity [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://oec.world/en (дата обращения 24.10.23)
11. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Евросоюза в условиях нестабильности мировой экономики / И. С. Гладков // Современная Европа, 2020, № 7, с. 56 – 66.
12. Секачева, А. Б. Современный уровень развития инновационных технологий ЕС как фактор обеспечения экономической безопасности / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : МАТЕРИАЛЫ XV ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополе, 17 мая 2023 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2023. – С. 279-280.
13. Секачева, А. Б. Внешнеэкономические связи стран Магриба с Евросоюзом в условиях роста региональной и глобальной нестабильности / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 101-115.
14. Секачева, А. Б. Роль и место Франции в системе политических и экономических связей Индии / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8, № 1. – С. 127-141.
15. Секачева, А. Б. Особенности развития двустороннего сотрудничества СНГ и ЕС / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7, № 1. – С. 115-121.