Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.12.2023

Управление инновационными процессами в организации в условиях цифровой экономики: Российский и зарубежный опыт

Management of innovation processes in an organization in the digital economy: Russian and foreign experience

Благушин Никита Вадимович,
Магистрант, ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»

Blagushin Nikita Vadimovich,

Master's student, FSBEI HE "Baltic State Technical University
"VOENMEH" named after. D.F. Ustinov"
Аннотация: В статье исследованы сравнительный уровень цифровизации отдельных отраслей экономики России, структура экосистемы инновационной деятельности инновационной компании, количество инновационных проектов в некоторых странах мира и в России в 2021-2023 гг., западноевропейская модель механизма государственной поддержки инновационной деятельности инновационной компании, представлена видовая структура инновационных проектов в России в 2023 г.

Abstract: The article examines the comparative level of digitalization of certain sectors of the Russian economy, the structure of the ecosystem of innovation activities of an innovative company, the number of innovative projects in some countries of the world and in Russia in 2021-2023, the Western European model of the mechanism of state support for the innovative activities of an innovative company, and the type structure is presented innovative projects in Russia in 2023.
Ключевые слова: инновации, цифровое правительство, техническая информация; инновационный фонд; венчурный бизнес.

Keywords: innovation, digital government, technical information; innovation fund; venture business.


Предприятия отрасли инноваций постоянно находятся в активном поиске наилучших форм организации управления инновациями, учитывая научно-технические и рыночные факторы. А это и составляет основу инновационной деятельности любого инновационной компании.

Важную роль в инновационной деятельности инновационной компании играет бизнес-информация (о конкурентах и возможных партнерах), статистическая и учетная информация, нормативно-правовая и инфраструктурная. Т.Р. Мартиросян к основным субъектам инфраструктуры, обеспечивающим поддержку инновационной деятельности отрасли инноваций, относит: технопарк; бизнес-инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор); инновационный центр; технологический кластер; технико-внедренческая зона; центр коллективного пользования; центр трансфера технологий; государственная система научно-технической информации; инновационный фонд; венчурный бизнес [2, с. 54]. Одной из форм конкуренции в международном экономическом пространстве является цифровая экономика [4, с. 24].

Цифровая экономка в России обретает конкретные черты и поддается всестороннему анализу [1, с. 65]. Оценить состояние и уровень развития цифровой экономики в России можно с помощью различных статистических и рейтинговых показателей [2, с. 75]. Показателем уровня развития цифровой экономики также является уровень цифровизации отдельных отраслей экономики России.

Общая картина соотношения российских показателей по предметным областям представлена на рисунке 1. По данным диаграммы, можно сказать, что близкие или выше средних по вошедшим в рейтинг странам значения показателей для России наблюдаются в сфере кибербезопасности, цифрового правительства и цифрового здравоохранения [4].

Рисунок 1 – Сравнительный уровень цифровизации отдельных отраслей экономики России

Функционирование экосистемы инновационной деятельности инновационной компании обусловлено действием ряда экономических, материально-технических, рыночных и социально-культурных факторов, определяющих специфику среды инновационной деятельности, которая накладывает определенные ограничения на действия субъектов экосистемы (рис. 2).

Рисунок 2 – Структура экосистемы инновационной деятельности инновационной компании

На макроэкономическом уровне государством в лице государственных органов власти формируются юридическо-правовые основы предпринимательства и защиты прав интеллектуальной собственности [6, с. 34]. В мировой экономике место успешных инновационных проектов достаточно высокое и почетное. Так, на рынках стран Европы, США, Японии, ближайшего соседа России Белоруссии активно создаются венчурные инновационные фонды и «бизнес-инкубаторы», направленность которых – именно финансирование и поддержка инновационных проектов с целью капитализации доходов [3, с. 12]. В 2022 и 2023 гг., наибольшее количество инновационных проектов приходилось на развитые страны (рис. 3).

Абсолютным лидером является США – 45976 инновационных проектов по версии международного рейтинга StartupRanking. США считается лидером среди стран, в которых можно создать успешные стартапы. Это объясняется тем, что в США больше известных и проверенных каналов поиска финансовой поддержки, даже таких, которые могли бы помочь в самом начале пути [1, с. 34]. Правительство на законодательном уровне оказывает поддержку молодым предпринимателям. Основывая проект в Америке, есть больше шансов быстрее выйти на международный рынок [1, с. 15].

Рисунок 3 – Количество инновационных проектов в некоторых странах мира и в России в 2021-2023 гг., единиц

Мировой опыт свидетельствует, что государственная поддержка инновационных проектов играет ключевую роль в их росте и успешном развитии. Руководство ЕС и правительства ее стран-членов [3, с. 24].

Скандинавская модель механизма государственной поддержки реализуется посредством развитой институциональной среды, в которой сотрудничают государство и частный сектор в равных частях финансирования инновационной деятельности инновационной компании на базе университетского сектора. Государство обеспечивает стимулирование инновационных проектов в высоко-, средне- и низкотехнологических отраслях.

Западноевропейская модель механизма государственной поддержки реализуется посредством постоянно совершенствующейся институциональной среды, в которой развитие инновационной деятельности инновационной компании происходит за счет финансирования частного сектора и прямого стимулирования государственного сектора.

Центральноевропейская модель механизма государственной поддержки реализуется посредством развивающейся институциональной среды, в которой развитие инновационных проектов происходит на 90% за счет привлеченного государством иностранного капитала на базе низкоинновационного предпринимательского сектора и государственного сектора [2].

Инновационные проекты ориентированы на среднетехнологичные отрасли, в которых оперируют крупные многонациональные корпорации.

Поскольку лидером среди сран по количеству инновационных проектов является США, рассмотрим стадии механизма развития и финансового обеспечения инновационных проектов в данной стране: инновационный проект проходит 6 стадий от грантовой начальной стадии, когда инициатор проекта начинает его реализацию до защищенной стадии, на которой продукт проекта поступает в массовое производство [5, с. 24]. В основе механизмов государственной поддержки положены прямые и косвенные методы.

Во всех странах государство – гарант законности и поддержки развития инновационных проектов [4].

Видовая структура реализованных инновационных проектов приведена на рис.

Рисунок 4. Видовая структура инновационных проектов в России в 2023 г., %

На фоне распространения в России новой коронавирусной инфекции регионы оказались в сложной экстраординарной ситуации. Нагрузка на ИКТ-инфраструктуру серьезно выросла в связи с переводом сотрудников многих организаций на удаленную работу и самоизоляцией граждан. Регионам также потребовалось в срочном порядке переводить на дистанционное обучение десятки тысяч школьников.

На фоне этой ситуации где-то потребление интернет-трафика в среднем выросло в 3,5-4 раза, а за день пользователи скачивают и передают в 2,5 раза больше данных, чем месяцем ранее [2].

Повышение эффективности инновационной деятельности должно быть направлено на:  увеличение инвестирования со стороны государства, и как следствие, обеспечения развития отрасли на территории страны и уплата налогов, которые дадут возможность через некоторое время существования проекта вернуть инвестированные деньги; поддержку социальной направленности инновационных проектов; усиление режима интеллектуальной собственности; усиление информационных возможностей участия новаторов в международных программах.

Библиографический список

1. Высоцкая, Н.В. Инновационно-стратегическое управление мегаполисом в современных рыночных условиях: Монография / Н.В. Высоцкая, К.Б. Доброва, В.В. Дегтярева [и др.]. – М.: ИД ГУУ, 2023. - 271 с.
2. Годунов, И.В. Образование в системе инновационного управления: концепция развития: Монография / И.В. Годунов, Л.П. Дашков, И.К. Ларионов. – М.: Дашков и К°, 2022. - 399 с.
3. Гринюк, К.П. Инновационная экономика: управление, финансы, инвестиции: учебное пособие / К.П. Гринюк. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2023. - 104 с.
4. Конягина, М.Н., Управление инновационным развитием экономики России: колл. монография / М.Н. Конягина, Е.С. Палкина, А.Ю. Смирнов, А.А. Хашаев]. – СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2022. - 91 с.
5. Кузнецова, Н. Л. Рыночное обоснование инновационных проектов: учебное пособие / Н.Л. Кузнецова, Л.Л. Тонышева. – М.: Знание-М, 2022. - 204 с.
6. Руденко, И.Р. Управление инновационным развитием отраслей биоэкономики региона: Монография / И.Р. Руденко, Е.А. Бессонова. - Курск: Университетская книга, 2022. - 192 с